Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

Идите в народ!

Светлана Фомина руководитель отделения Sales & Marketing компании Kelly Services, Екатеринбург Водной региональной FMCG-компании служба HR придумала оригинальный и, главное, эффективный способ поис

Действия рекрутеров становятся все более изощренными.

Светлана Фомина
руководитель отделения Sales & Marketing компании Kelly Services, Екатеринбург

Водной региональной FMCG-компании служба HR придумала оригинальный и, главное, эффективный способ поиска персонала. Эйчары вовлекают в этот процесс линейных менеджеров своей фирмы, а те обеспечивают приток кадров по принципу «приведи друга». Благодаря такому подходу появилась целая сеть агентов, работающих на общий результат. Или другой пример: на крупном заводе по выпуску потребительских товаров руководитель кадровой службы организовал поиск сотрудников в радиусе 50-60 км от Екатеринбурга. Эйчары выезжают в другие города на автобусах и проводят массовый набор персонала на дефицитные специальности. Это огромный объем работы, но потраченные усилия дают результаты.

Обстановка накаляется
Уровень безработицы в Екатеринбурге — 0,5% трудоспособного населения, и эта цифра стремится к нулю. Свободного персонала, можно сказать, не осталось. Если раньше соискатели вакансий стояли в очередь, ожидая, когда освободится место, то сегодня таких очередей уже нет. Можно, конечно, опустить руки и утешать себя тем, что переманивать специалистов нехорошо. Но, как говорят философы, важна не проблема, а наше к ней отношение. Мы уже не можем игнорировать реальность — время, когда на место одного ушедшего специалиста претендовало пятеро кандидатов, давно прошло. Предложение постоянно растет: на региональный рынок выходят иностранные компании, наращивают присутствие федеральные сети, и рекрутерам приходится уговаривать людей, чтобы те делали выбор в пользу конкретного работодателя. Причины очевидны: экономический рост, демографический кризис, проблемы с выбором специальности у школьников и студентов. Есть перспективная государст­венная программа по стимулированию рождаемости, но дети, которые появились два-три года назад, выйдут на рынок труда лет через 15-20. А до тех пор агентствам приходится заниматься программами по внутренней миграции населения, развивать временную занятость.
Не спать!
При дефиците на рынке труда за кандидатами приходится бегать. Активный рекрутер сам «выходит в поле»: ищет кадры на производственных и торговых предприятиях, посещает ярмарки вакансий. Эйчары изучают штат компаний-конкурентов и при необходимости уводят людей оттуда. И речь идет не только о ключевых управленческих позициях, но и о сотрудниках редких специальностей и вчерашних выпускниках вузов.
Понятно, почему идет охота на топ-менеджеров. Уход заместителя главы банка по корпоративному бизнесу в другое кредитное учреждение означает, что все клиенты и миллиарды, принесенные им учреждению, могут оказаться у конкурента. Но сегодня уводят и рядовых сотрудников — для организации, которая приходит в регион, это самый простой и эффективный способ начать работу. Но не торопитесь обвинять крупные федеральные сети, нацелившиеся на местный рынок, — человек уходит с работы, только если его что-то не устраивает. А большинст­во местных компаний мало занимаются мотивацией персонала: курсы повышения квалификации, перспектива карьерного роста и заработная плата. Забрать у них нужного человека не составляет труда. Главное — найти его! Что говорить о рабочих высокой квалификации — бурильщиках 3-й категории, фрезеровщиках 6-го разряда или электромонтерах с 5-й группой доступа, если конкуренты переманивают даже официантов с красивой внешностью и грамотной речью!
Минус и плюс
У процесса переманивания кадров есть одна особенность — формируется целый круг людей, постоянно ищущих работу. Молодые сотрудники 25-26 лет переходят из одной компании в другую, чтобы через год сменить фирму, а через два — устроиться на новое место в очередной раз. И нередко между компаниями-конкурентами складывается взаимный обмен персоналом. Понятно, что такая ситуация мало кого устраивает. Но есть и положительный момент. Если раньше компании с раздутым штатом страдали оттого, что у них крадут кадры, то сейчас они максимально сократили персонал, сделав упор на эффективность сотрудников. Входит в моду и HR-брендинг, когда руководитель или HR-менеджер формирует образ организации, например позиционируя компанию как высшую касту, где работают интеллигентные люди с двумя высшими образованиями и широким кругозором. Для соискателя, который хочет выглядеть успешным и востребованным, престижность имеет значение. Используйте это как дополнительный козырь в переговорах с кандидатами.

Сергей Кононович
директор департамента персонала торговой сети «Купец»:
— Я не буду употреблять термин «переманивание персонала». Скажем так: мы приглашаем на работу людей с опытом. Компании, заинтересованной в росте, нужны специалисты по всем направлениям бизнеса. А при дефиците на трудовом рынке торговая сеть может закрыть свои вакансии только за счет людей, работающих в других компаниях. Так сложилось, что конкуренты занимаются неким обменом персоналом. Формы этого обмена могут быть разными.
Есть достаточно агрессивный метод, когда ты «идешь в поле», общаешься с людьми и пытаешься внушить им, что в твоей организации им будет лучше. Если легитимность такого инструмента, как хедхантинг, используемого для привлечения управленцев из других фирм, уже не вызывает вопросов у участников рынка, то почему аналогичные процедуры для массового персонала считаются неэтичными? При этом, конечно, надо быть готовым, что конкуренты с равным успехом могут увести и ваших людей.
Лично мне кажется, что наиболее эффективный способ привлечения кадров — это использование так называемого сарафанного радио. Зачастую новые люди приходят в компанию по совету своих знакомых, которые уже имеют опыт работы у нас. Важен и другой момент: использование мотивации для того, чтобы удержать имеющихся сотрудников и привести новых. У нас это проводится и через немонетарную форму мотивации, и через финансовое поощрение сотрудников. За первый год работы они получают пятипроцентную надбавку к заработной плате, через два года — 10% и уже через три года она составит 15%.

Чарльз Оттер
генеральный управляющий отелем «Park Inn — Екатеринбург»:
— Бывшие сотрудники компаний-конкурентов, которых вы принимаете на работу, могут поделиться своими знаниями о рынке. В этом их безусловное, но, увы, единст­венное преимущество. Обычно таких людей приходится переучивать и адаптировать к иной корпоративной культуре, что не всегда имеет смысл. Мы видим — новые работники сталкиваются с серьезными трудностями. Нередко они не могут приспособиться к требованиям фирмы с иной организационной структурой и возвращаются на прежнее место работы. В этом смысле подбор линейного персонала — самая большая проблема для меня как работодателя. Мы не можем найти тех, кто готов изучать профессию с азов. В частности, потому, что ожидания не соответствуют характеру работы, которую этим людям приходится выполнять. Поставленные задачи кажутся им чересчур сложными. Замотивированный, усердно работающий сотрудник, готовый справляться с любыми трудностями, — большая редкость.

В отеле «Park Inn — Екатеринбург» мы предпочитаем готовить персонал самостоятельно. О том, что подобный подход намного эффективнее, я знаю по собственному опыту. В начале своей карьеры я три года работал официантом, изучая отельный бизнес изнутри.

Как только мы находим правильного кандидата с правильным отношением к делу, начинаем его учить, сохраняя баланс между продвижением в компании и развитием внутренних интересов человека, который способен привнести в нее нечто новое.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.