Игра в номерки
После бала По официальным данным, в 1999 году в России существовало 365 лотерей. Большая их часть относится к моментальным, остальное — к тиражным, в том числе — числовым и электро
После бала
По официальным данным, в 1999 году в России существовало 365 лотерей. Большая их часть относится к моментальным, остальное — к тиражным, в том числе — числовым и электронным. 52 оргкомитета лотерей упоминаются в последнем Вестнике "Объединения реализаторов лотерей России (ОРЛ)", живы и продолжают действовать лишь 10-12. Остальных скосил кризис. Но есть мнение, что и это количество было бы хорошо сократить (например, еще раза в два), потому что суммарное количество продаваемых лотерейных билетов год от года почти не меняется. И когда на рынок выходит большое количество операторов, доля каждого из них начинает таять. В первую очередь это касается моментальных лотерей: при ограниченной платежной способности населения их операторы делят один и тот же пирог, и оборачиваемость вложенных средств падает в 2-3 раза. Сегодня 18 филиалов "Лотереи "Шанс" распространяют около 15 видов билетов. В лучшие времена на их долю приходилось до 40-50% оборота всех моментальных лотерей в России, но сегодня эти показатели снизились вдвое. При этом затраты на производство заметно возросли: чтобы не уступать позиций, вместо трех лотерей приходится выпускать 15.
Ситуацию с тиражными лотереями, розыгрыши которых транслируются по телевидению, лучше всего иллюстрируют цифры. Так, по данным ОРЛ, реализация билетов числовых лотерей "6х45" и "5х36" в 1999 году по сравнению с 1998 годом сократилась соответственно на 39,42% и 18,42% — в первую очередь потому, что розыгрыши тиражей исчезли с телевизионных экранов. Все утраченные проценты прибрало к рукам регулярно выходящее в эфир "Русское лото". Теперь, по мнению экспертов, лотерея "Золотой ключ", имеющая, кстати, статус муниципальной, составит "Русскому лото" серьезную конкуренцию. А осенью, когда появится телевизионное "Бинго-шоу", будет видно, кто чего стоит на самом деле.
В сравнении со столицей Екатеринбург и Свердловская область выглядят неплохо. В 1999 году первые места по реализации моментальных лотерей распределились так:
1. Московское муниципальное предприятие спортивных лотерей — 7 246 151,7 руб.;
2. ОАО "Московские лотереи" — 6 515 739,2 руб.;
3. ОАО "Екатеринбургские лотереи" — 5 955 071,8 руб.
Перспективы радуют: при положительной динамике продаж можно говорить о стабилизации. По данным ОАО "Екатеринбургские лотереи", в 1999 году билетов реализовано в два раза больше, чем в кризисном 1998. Если сравнивать первые три месяца 2000-го с аналогичным периодом 1999-го, получится то же самое.
80% всей прибыли приносит "Русское лото". Еще 5% дают "Спортлото" и "Спортпрогноз", а остальные 15% — моментальные и электронные лотереи. Хотя во всем мире популярностью пользуются как раз числовые. И это справедливо: чтобы стереть защитный слой, много ума не надо, а угадать исход матча "Спартак" — "Зенит" может лишь тот, кто точно знает, что "Спартак" — чемпион и последние 5 лет "Зениту" не проигрывал.
Цели и средства
Все участники лотерей делятся на игроков, учредителей, операторов и реализаторов. Без игроков машина работать не будет: за их счет формируются призовые фонды и отчисляются деньги на благотворительность. А доброе имя учредителя служит гарантией целевого использования прибыли. Но педалями в этом велосипеде остаются ТОТ-КТО-ВСЕ-ОРГАНИЗУЕТ и ТОТ-КТО-ВСЕ-ПРОДАЕТ: оператор и реализатор.
Не считая региональных представительств московских лотерей (таких, как "Русское лото", например), всероссийских операторов в Екатеринбурге два: ООО "Лотерея "Шанс" (Всероссийское общество инвалидов") и предприятие "Медицина и экология" ("Конструктивно-экологическое движение России "Кедр"). А главным реализатором, контролирующим 80% рынка, остаются "Екатеринбургские лотереи".
В ожидании еще не принятого Закона о лотереях, Министерство финансов продлевает учредителям срок лицензий только на один год. Так было в 1999 и 2000 гг. Оптимисты уверены, что к осени первый или второй закон, наконец, утвердят, и, начиная с 2001-го, можно будет строить планы на будущее. Пока же все очень неопределенно, ибо в существующем "Временном положении о лотереях в РФ" много белых пятен.
Считается, что для пользы дела обе педали должен крутить кто-то один. Тогда все хорошие проекты будут реализованы полностью, и учредители получат больше денег в кратчайшие сроки. Учитывая, что доходность лотерей составляет от 80 до 120% от вложенной в нее суммы и даже в наших условиях может быть гораздо значительнее, здесь есть над чем задуматься. Взаимоотношения колес и педалей легче представить на примере моментальной лотереи. Ее экономика выглядит так: количество выпущенных билетов, умноженное на их номинальную стоимость, дает общий объем выручки, 50% которого составляет призовой фонд. До 10% затрачивается на изготовление билетов, около 5% поступает на финансирование добрых дел, 10% остается самому учредителю (из этих средств оплачиваются расходы: хранение, рассылка билетов, заработная плата сотрудникам и проч.), а последние 25% забирает реализующая организация. Эта цифра имеет тенденцию к росту (сравните: в 1991 году реализующие структуры получали 7-11% с оборота, в 1995 — 16-18%, в 1997 — 20-22%), что приводит к уменьшению прибыли (а значит, и отчислений на благотворительность), провоцируя разногласия между организаторами лотерей и распространителями билетов. Единственным выходом многие считают реставрацию монополии государства.
"Если раньше мы перечисляли ВОИ около 15% от наших доходов, — комментирует директор "Лотереи "Шанс" Александр Никитин, — то в 1998 году их доля уменьшилась до 12%, а в 1999 году — до 7-8%. Сегодня ситуация стабилизировалась".
Тем не менее желающих продавать билеты через сеть "Екатеринбургских лотерей" хватает. Помимо экономических кризисов, на их реализацию влияют только сезонные колебания, связанные с летними работами в садах и огородах, когда на субботы и воскресенья город вымирает, студенты разъезжаются, а у детей наступают каникулы. Пик продаж — с сентября по май включительно. Летом — провал. С региональными и муниципальными лотереями реализаторы предпочитают не связываться, полагая, что большинство из них нерентабельны.
Uno momento
Стоило государству отказаться от монополии на игровое поле, как тут же появились желающие испытать себя в новом качестве. Начав с азов, они быстро насытили рынок моментальными лотереями. Одно время в киосках продавалось от 90 до 120 видов разноцветных картинок, и человека с улицы такое разнообразие угнетало. Сегодня вклиниться в рынок трудно: количество моментальных лотерей сокращается, так как реализация отдельных проектов длится годами. Заглянув в киоск, вы можете обнаружить билеты, изготовленные до января 1998 года (цены на них проставлены в тысячах рублей). Это означает, что лотерея "встала".
Наибольшей популярностью пользуются дешевые моментальные лотереи и те, где есть привлекательный крупный выигрыш, называемый в обиходе "маяком". Пока был жив СССР, газеты регулярно печатали фотографии обладателей крупных призов — подобная практика распространена во всем мире. Однако с конца 80-х гг. наши люди от такой чести стали отказываться, лишив учредителей наиболее эффективной рекламы. И пока криминальная ситуация в стране не изменится, говорят они, все останется по-прежнему.
Не последнюю роль играет технология распределения выигрышей: купив 5 билетов и не получив ни копейки обратно, игрок скажет, что его обманули. Так, в одной лотерее был предусмотрен хорошо заметный "маяк": на миллион билетов приходилось 10 автомобилей. Однако мелких и средних выигрышей в билетах практически не было — весь фонд истратили на покупку машин, и реализация захлебнулась. Оптимальный вариант распределения призового фонда выглядит следующим образом: 10% — на крупные выигрыши, 30% — на средние и 60% — на мелкие.
Следующий фактор — цена. Если на лотке распространителя лежат рядом два билета одинакового размера и один из них стоит 5 рублей, а другой — 30, то покупатель предпочтет первый. Например, за 3 рубля билеты покупают не так охотно, как за 1, 2, 5 или 10. Объясняется феномен тем, что 3 — единственное число, не кратное 10, а покупателю проще истратить десятку без сдачи.
Размер тоже имеет значение: когда маленький билет стоит 2 рубля, а соседний с ним большего формата — рубль, игрок предпочтет большой. Плюс вероятность выигрыша: если один лотерейный билет рассчитан на вариант "да — нет", то другой может предложить (по крайней мере, теоретически) три возможности хоть что-нибудь выиграть.
"Моментальных лотерей мы продаем 100-200 тысяч билетов в год, — говорит генеральный директор "Екатеринбургских лотерей" Владимир Ширяев. — Если лотерейным бизнесом заниматься всерьез, то печатать новые билеты придется постоянно. Причем, желательно изготавливать всю номенклатуру — от самых дорогих до самых дешевых. Фирма, которая хочет работать долго, должна проводить одновременно 4-5 лотерей и ориентироваться на быструю оборачиваемость билетов, для чего, в свою очередь нужно быть классным специалистом".
Когда оборотных средств не хватает, оргкомитеты начинают экономить. Первый резерв — своевременность выплаты денег. Экспертизу счастливых билетов положено проводить в течение месяца: в киосках выплачиваются только выигрыши до 150 руб. Если же проведение экспертизы затягивается месяца на три, можно предположить, что средства из призового фонда были запущены на изготовление новых партий билетов.
С августа по декабрь 1998 года реализация всех лотерей в России находилась в точке замерзания. Наблюдалось резкое — почти вдвое — падение объемов продаж. Население приходило в себя, прикидывая, что с ним сделало государство. Но с декабря рынок начал восстанавливаться, и тогда возникли трудности с изготовлением билетов за границей. Тот, кто успел сделать запасы (как, например, Всероссийское общество инвалидов), не знал проблем еще полтора года. Потом начали оживать остальные.
Не включить ли нам печатный станок?
В США и Европе лотерейный бум пришелся на конец 70-х. Фабрики по изготовлению лотерейных билетов строили так быстро, что их возможности до сих пор превышают спрос, и это приводит к поглощению одних компаний другими. Если 5 лет назад крупных фабрик-производителей было около 25, то сегодня их уже меньше десятка.
90% билетов для российских лотерей делают за границей. Чаще всего в Германии, Франции, Швеции и Соединенных Штатах. Иногда — в Китае. Остальное допечатывают Минск и Калуга. Билеты денежно-вещевых лотерей могут выпускать фабрики Гознака, а полуфабрикаты для моментальных наши получают из-за границы, превращая их затем в конечный продукт. Разновидности типа "break-open" (билеты с окошками) и "rolled ticked" (билеты, скрученные трубочкой) освоили только иностранцы.
Теоретически российские типографии в состоянии наладить печатание лотерейных билетов — на отдельных листах, как в той же Калуге (производительность очень низкая), или рулонами, как это делают остальные. Со временем, полагают специалисты, необходимая техническая база появится и у нас, но прежде необходимо выставить таможенные барьеры: пока что заграница обходится нам дешевле.
Недорогая машина по производству билетов стоит 1 млн DM, но вкладывать такие деньги в специфичное производство типографии не спешат. Когда весь процесс — от изготовления билетов до их продажи — сосредоточивался в одних руках, у Госкомспорта был свой завод в Киеве, и полный ассортимент — хоть в одну смену, хоть в три — делали там. «Чтобы развернуть производство европейского уровня здесь, — считает директор «Медицины и экологии» Вадим Перехрест, — необходимо производить как минимум 50 млн лотерейных билетов в год. На первый взгляд, это вполне осуществимо, поскольку крупнейшие учредители заказывают партии по 10 млн штук. Но заманить к себе всех клиентов вряд ли удастся, ибо каждая фирма выстраивает свою производственную политику».
Печальный опыт внедрения технологий уже имеется. В 1996 году, когда Германия в очередной раз занималась модернизацией и старое оборудование надо было куда-то девать, немецкий коммерсант привез в Москву две линии по изготовлению лотерейных билетов, смонтировал, открыл производство и собирался зарабатывать деньги. Однако российские учредители лотерей продолжали печатать билеты за границей. По уверениям самого бизнесмена, его оборудование эксплуатировалось на 3%, а значит, никакой прибыли принести не могло.
Минимальная партия лотерейных билетов, которую возьмется печатать капиталист, начинается с 500 тысяч. Потом счет идет на миллионы. Миллионный тираж билетов моментальной лотереи, в зависимости от их размера и сложности изготовления, стоит от $ 7 тыс. до $ 30 тыс. (в типографии Минска — от $ 13,8 тыс. до $ 63 тыс.) Действиями печатной машины управляют компьютеры, и по завершении процесса диск с программой в присутствии ее разработчика, заказчика и нотариуса помещается в банковский сейф. На всякий случай. Представьте: вы — учредитель лотереи и продаете миллион билетов, обещая гражданам "Мерседес", а после розыгрыша вместо одного "Мерседеса" в билетах находят два. Тогда вы предъявляете изготовителю рекламацию, и он послушно выплачивает вам штраф — например, $ 3 млн. Разумеется, если такая ситуация оговорена в контракте. Если же изготовитель допускает полиграфический брак, то обязуется переделать весь тираж за свой счет (подобные случаи имели место, но опять-таки в Минске).
Шоу должно продолжаться
Неудачные телевизионные лотереи в Екатеринбурге были. Первый проект, названный его учредителями "Царской охотой", относится к 1995 году. Снимали шоу на Свердловской киностудии. Появившись в эфире "4 канала", оно сразу привлекло внимание, и к обсуждению — успех или провал? — подключилась центральная пресса. Многих шокировал случай, когда за 400 тыс. руб. игрокам предлагалось отрубить себе палец. И хотя желающий по имени Александр Иванович нашелся, калечить себя ему не позволили. Кстати говоря, зрители посчитали Александра Ивановича подсадной уткой. Но, по словам людей, которым довелось с ним общаться, этот человек взаправду намеревался лишить себя одного пальца, рассудив, что на 400 тыс. рублей можно купить трехкомнатную квартиру.
"В то время, — вспоминает Александр Никитин, — я встретился с директором "Царской охоты" и сказал ему: приходите к нам, мы поможем вам расширить регион распространения. Но директор ответил, что они все сделают сами. Прошло 2 месяца, и "Царская охота" ушла с лотерейного рынка".
В 1997 году, когда доллар стабилизировался, у "Шанса" появилась возможность реализовать проект телевизионной лотереи "Ставки сделаны". Финансировали его коммерсанты из города Бостона, а непосредственными исполнителями выступали два американца, два канадца и один русский, проживающий в Штатах. Представления о том, как надо делать дела иностранцы привезли с собой. В первую очередь они настаивали, чтобы лотерея была региональной и билеты продавались на месте. По условиям контракта, получением лицензии, организацией лотереи и подбором кадров занимался "Шанс". На первый розыгрыш пригласили Игоря Кио, весьма кстати завернувшего в Екатеринбург с гастролями, однако ввиду ограниченности рынка, и финансовые результаты оказались скромными. В чем-то просчитались американцы, поставлявшие лотерейные билеты с опозданием: к моменту розыгрыша их просто не успевали раскупать, тогда как по всем правилам за месяц до выхода передачи в эфир на руках у распространителей должны быть комплекты для четырех еженедельных тиражей. Летом 1998 года подоспела ситуация с законом о лотереях, на смену ей пришел кризис, и финансирование проекта свернули.
Следующим номером должна стать моментальная телевизионная лотерея "Колесо Фортуны" (само колесо уже изготовлено и ждет своего часа). Для игрока здесь главное — попасть на розыгрыш в телевизионную студию. Купив лотерейный билет и удалив с него верхний слой, он может найти заветное совпадение трех символов "TV", что само по себе уже является выигрышем: на телевизионном шоу ему вручают приз, ценность которого определяет поворот Колеса. Такие проекты обычно рассчитаны на срок от 3 до 5 лет, ибо реальная прибыль начинается лишь тогда, когда механизм игры уже отлажен. Здесь даже 2 года — срок недостаточный, потому что к его исходу прибыль будет равна ставкам банковских депозитов. И если в этот момент проект свернуть, получится, что никакой коммерческой выгоды он не принес. В условиях, когда лицензии выдают только на один год, существование долговременных телевизионных лотерей чревато сюрпризами. Но если Закон о лотереях действительно примут и организаторы получат возможность спокойно работать, — говорят участники рынка, — в России тут же появятся западные компании, давно ожидающие своего часа. И тогда у долгосрочных телевизионных проектов появятся шансы.
Беззаконие на поле чудес
Судьба лотерейного бизнеса могла измениться летом 1998 года, когда Парламент России одобрил пакет законов о новых источниках бюджетных средств. Среди прочего государство намеревалось вернуть себе монополию на учреждение лотерей, но Президент Ельцин наложил на законы вето.
С тех пор единственным документом, регулирующим ситуацию на игровом поле, остается "Временное положение о лотереях в Российской Федерации", введенное Указом № 955 от 19 сентября 1995 года. В тот день Ельцин подписал также Указ № 956 с длинным названием "Об особом порядке коммерциализации государственных предприятий спортивных лотерей, находящихся в федеральной собственности, с одновременным преобразованием их в акционерные общества". Как раз в это время, с 18 по 21 сентября, находясь в Сочи, Борис Николаевич принимал участие в теннисном турнире "Большая шляпа", проведение которого финансировал Национальный фонд спорта (по данным экспертов Аналитического управления Президента РФ, из-за налоговых льгот, предоставленных НФС, в том же 1995 году бюджет России недополучил около $ 6 млрд). Кое-кто считает, что лотерейные указы Ельцин писал в перерывах между сетами под диктовку председателя Государственного комитета по спорту и туризму Шамиля Тарпищева. В результате на базе 27 государственных предприятий спортивных лотерей было создано ОАО "Российские лотереи". Тот, кто успел акционироваться раньше, в состав холдинга не вошел.
Посчитав Указ Президента неправильным, ООО "Лотерея "Шанс" направило в Думу запрос о его соответствии действующим нормативным актам. В заключении юристов, к которым сотрудники "Шанса" обратились за консультацией, говорилось, что Указ нарушает статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в той части, где говорится о недопустимости принятия законодательных актов, ограничивающих самостоятельность хозяйствующих субъектов" и статью 8 "Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", запрещающую создание новых общероссийских интегрированных структур монопольного характера. Запрос передали через депутата Галину Карелову. Примерно в то же время с негативной оценкой Указа № 956 в "Российской газете" выступил Владимир Исаков, занимавший в ту пору должность Председателя комитета по законодательной и судебной реформе. Ответа не было.
Сегодня лотерейный бизнес в России никто не контролирует. Последний фискальный орган — Федеральную комиссию по лотереям — распустили в 1996 году, когда борьба с бюрократией в очередной раз привлекла внимание широкой общественности. Вместо нее намеревались создать Комитет, но, судя по всему, передумали, поручив учет, экспертизу лотерей и оценку законодательных предложений сотруднику Министерства финансов Андрею Парасочке.
Между тем события продолжали развиваться, и в 2000 году появился еще один проект закона под названием "О защите прав собственности государства и участников лотерей и лотерейной деятельности". В отличие от первого, где говорилось, что учреждать лотереи могут уполномоченные органы исполнительной власти, новый документ гарантирует это право юридическим лицам. То есть, сохраняет положение вещей, сложившееся в лотерейном бизнесе на данный момент. Сравнивая оба проекта — отвергнутый и созданный вновь — профессионалы сходятся во мнении, что тот и другой имеют ряд существенных недостатков и будет лучше, если кто-нибудь выполнит эту работу заново.
Особенности национальной лотереи
По словам одного из разработчиков концепции "Русского лото", в первую очередь организаторы лотереи рассчитывали на пробуждение исторической памяти российских граждан. В частности, поэтому вместо традиционных шаров здесь используются бочонки. "Лотто-миллион", учрежденное Олимпийским комитетом и долгое время считавшееся главным конкурентом "Русского лото", в сознании наших людей ни с чем не ассоциировалось. Кроме того, призовой фонд "Лотто-миллион" первоначально составлял лишь 40% от тиражной выручки, что заметно уменьшало вероятность выигрыша.
До сих пор "Русское лото" считается наиболее удачным коммерческим проектом концерна "Милан", созданного представителями чеченской диаспоры братьями Сайдуллаевыми в октябре 1992 года. Малик Сайдуллаев, занимавший какое-то время должность Председателя Госсовета Чечни, известен широкой публике больше, но генеральным директором одноименного концерна работает его брат. В своих интервью средствам массовой информации Милан Сайдуллаев всегда отмечал, что без поддержки московского правительства поднять такой проект было бы сложно. Оценив перспективность начинания, Юрий Лужков пустил распространителей билетов "Русского лото" в метро, и этого оказалось достаточно. Есть мнение, что без его участия Сайдуллаевы вряд ли бы сумели получить кредит в $ 3 млн на раскрутку лотереи от Столичного банка сбережений. С другой стороны, идея реанимировать "Русское лото" принадлежала Артему Тарасову, у которого были свои выходы на банк Александра Смоленского. Понятно, что в накладе Москва не осталась: 10% от планируемой выручки городской бюджет получал в качестве лицензионного сбора. Самое же интересное заключается в том, что изначально "Русское лото" было зарегистрировано как муниципальная лотерея и вырвалось за пределы Москвы, не успев изменить статуса. "Люди начали приезжать в Москву и просить у нас разрешение на распространение билетов в регионах, — сказал впоследствии Милан Сайдуллаев. — Статус всероссийской лотереи "Русское лото" получило автоматически. На сегодняшний день "Русское лото" — это единственная лотерея, которая охватывает всю Россию".
Как-то раз в беседе с генеральным директором "Шанса" Никитиным Тарасов сказал, что первые 30 тиражей лотереи были абсолютно убыточными. Билеты первых тиражей раздавали бесплатно. Затем убытки начали уменьшаться, и где-то с 45-50 тиражей проект вышел на самоокупаемость, а начиная с сотого уже приносил доход. Через два года "Русское лото" стало лидером среди лотерей по сбору налогов, перечислив в казну государства неденоминированных 56 млрд руб.
В сетях реализации
С 70-х годов, когда для финансирования "Олимпиады-80"
учреждали "Спортлото", сеть реализации лотерейных билетов почти не изменилась:
старые павильоны к юбилею города заменили новыми, а те, что приносили убыток,
закрыли. В остальном все осталось по-прежнему. По расчетам, одна торговая точка
приходится на 50 тыс. жителей города или на 30 тыс. жителей области (конечно,
если не принимать во внимание лотки). В столицах существование лотерейных
киосков связано с еще большими трудностями. Там плата за землю намертво
привязана к американскому доллару, и одна точка обслуживает уже 60-70 тыс.
человек. Этот показатель близок к среднему по стране — 1 киоск на 75 тыс.
человек. Таким образом, мы впереди всех. Чтобы лишний раз не утомлять читателя
статистикой, добавим еще только три цифры. На одну точку по распространению
билетов в Англии (где лотерея многие годы была запрещена) приходится 2 тыс.
чел., в США — от 1 до 4 тыс. чел. (в последнем случае ситуацию считают
запущенной), в Австрии — 850 чел.
Несколько лет назад менеджеры "Шанса"
пытались внедрить на родной почве американские методы продажи лотерейных
билетов. В Штатах специфика несколько иная, и лотереи продаются как
сопутствующий товар. "Мы купили в двух американских фирмах оборудование для
продажи билетов и разместили его в ряде магазинов Екатеринбурга, Уфы и
Челябинска, — рассказывает директор "Лотереи "Шанс" Александр Никитин. — Принцип
работы у него был такой же, как у касс в общественном транспорте: в автомат
вставляется пачка перфорированных билетов и, бросив монетку, один их них можно
оторвать. Поначалу дело пошло, но впоследствии его пришлось свернуть: что
американцу хорошо, то русскому — смерть. Директора магазинов говорили: "За
истекший месяц мы заработали 500 руб. Такую же сумму можем выручить на продаже
пары кроссовок без лишней возни с отчетностью. Забирайте-ка ваши автоматы
обратно!". Если американцы хватаются за любую возможность дополнительного
заработка, пусть даже маленького, то у нас пока мыслят совсем другими
категориями".
На этом эксперимент завершился, и американские автоматы до сих
пор находятся у "Шанса" на складе, а реализацией лотерейных билетов в
Екатеринбурге и области занимаются пенсионеры. Помимо 45 фирменных киосков
"Екатеринбургских лотерей" лотерейные билеты в городе и области продают
индивидуальные предприниматели, сберкассы, узлы связи и киоски "Комсомольской
правды".
Со временем каждый оператор начинает развивать собственную
локальную сеть. У "Шанса" функционирует 18 филиалов по всей России, и каждый и
них, помимо договоров с "Российскими лотереями", продает свои лотереи. "Объем
реализации у наших распространителей, предлагающих только билеты 15-18 лотерей
"Шанса", постепенно увеличивается, — продолжает Никитин. — Весь оборот уже
принадлежит нам, и мы крайне заинтересованы в расширении собственной
инфраструктуры".
Двигаясь в том же направлении, пять собственных пунктов реализации открыла в Екатеринбурге "Медицина и экология". Набор билетов стандартный: "Русское лото" и моментальные лотереи.



