Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

IKEA скорректировала стратегии мебельщиков

эксперты Юрий Кокорин директор мебельного центра «Мартин» Сергей Колясников директор компании «Ф-Мебель» Дмитрий Мамлеев директор компании «Феликс-Урал» Вадим Митрофанов директор группы компаний «Э

В 2007 г. мебельная розница корректировала стратегии и форматы, связанные с появлением в городе первого транснационального оператора. Количество торговых площадей в Екатеринбурге подходит к критической отметке и уже опережает рост спроса.

эксперты
Юрий Кокорин
директор мебельного центра «Мартин»
Сергей Колясников
директор компании «Ф-Мебель»
Дмитрий Мамлеев
директор компании «Феликс-Урал»
Вадим Митрофанов
директор группы компаний «Элекком»
Андрей Мухин
заместитель генерального директора компании «Фолис»

Насколько IKEA снизила доходность мебельного ритейла
Как меняется система экспонирования в торговых центрах
Зачем торговцы меняют ценовой сегмент

Ключевым событием 2007 г. на рынке мебельного ритейла стало открытие IKEA. Появление в городе транснационального оператора повлияло на все сегменты мебельного ритейла: продавцы стали наращивать торговые площади, создавать новые концепции, менять ценовую категорию и систему экс­понирования.

По статистике, на начало октября в Екатеринбурге мебелью торговали 356 объектов, из них 87 специализированных магазинов. Благодаря строительству новых торговых центров ежегодно в несколько раз увеличивается количество мебельных бутиков и павильонов. Заметно растет доля мебельных объектов, где представлены только отечественные производители — 56%, импортная мебель — 25%.

IKEA нанесла удар по экономсегменту

Появление шведского оператора сильнее всего отразилось на игроках мебельного ритейла экономсегмента, которых транснациональный гигант опередил на много очков по ассортименту и уровню торговых площадей (при аналогичной стоимости товаров). В стороне не остались и продавцы офисной мебели. Если местные торговцы смогли удержать крупные офисные проекты, то за разовыми единичными покупками некоторые корпоративные клиенты стали ездить в IKEA. По словам Вадима Митрофанова, директора ГК «Элекком», ударная волна задела в том числе игроков среднего сегмента, хотя и в меньшей степени. В целом, считает он, объемы продаж в магазинах эконом- и миддл-класса просели на 10-15%.

IKEA заняла нишу продаж недорогой мебели для молодых семей. Согласно европейской статистике, товары в IKEA приобретают прежде всего женщины — это 70% покупателей, в Екатеринбурге на них ТЦ и ориентируется. Менеджмент IKEA на 2007 г. оценил свою долю на городском рынке в 4-5%, однако местные операторы прогнозируют, что швед может захватить 15-20% в сегментах эконом и «средний низкий».

В приходе крупного оператора екатеринбургские игроки видят для себя и плюсы. Андрей Мухин, заместитель генерального директора компании «Фолис», также констатирует, что для магазинов среднего сегмента удар оказался слабее, чем ожидалось, и утверждает, что на его объемах продаж открытие ТЦ фактически не сказалось. Приход шведского оператора спровоцировал рост спроса горожан на мебель в целом, что привело к увеличению продаж местных магазинов. По оценке мебельного центра «Идея», рост продаж в 15-20% продолжался несколько месяцев, затем стабилизировался. Г-н Мухин: «Отложенный спрос, который был в ожидании IKEA, обернулся для нас плюсом: после посещения IKEA многие сделали выбор в нашу пользу, хотя, надо признать, часть покупателей остановилась в шведском ТЦ».

По всеобщему признанию, западный бренд подогрел рынок мебельного ритейла — конкуренция стала расти быстрее. Игрокам приходится принимать дополнительные меры, чтобы соответствовать новому уровню: расширять ассортимент, штат, складские запасы, внедрять допуслуги, увеличивать торговые площади, что недешево. Как отмечает Андрей Мухин, доходность мебельного бизнеса за год упала в среднем на 5%.

Никак не пострадали от открытия мебельного гиганта только сегменты миддл-плюс и премиум. По оценке операторов, этот сектор рынка рос в 2007 г. быстрее остальных — примерно на 50%, тогда как экономкласс — только на 10%, а средний — на 25%.

Компании, работающие в премиальном ценовом сегменте домашней мебели, активно открывают новые магазины. Основные игроки в этой категории — «Торкетти», «Милан», «Бабушкин комод» (VIP-студия), салон немецкой мебели Graffo, «День и Ночь», «Мебель как искусство» и др. Группа компаний «Элекком» подыскивает подходящее помещение для второго салона «Мебель как искусство». Вторую точку продаж в «Антее» запустил салон английской мебели «День и Ночь». Бизнесмен Валерий Лоран открыл салон премиальной мебели «Творческая мастерская Лорана» с шоу-румом в 500 кв. м.

Ритейлеры подправили форматы

Появление такого соперника, как IKEA, повлияло не только на финансовые показатели большей части мебельного ритейла Екатеринбурга. В результате обострения конкуренции игроки стали менять свои стратегии, совершенствовать форматы и технологии продаж.

Часть операторов трансформировала концепции торговых площадей, в частности, мебельные ТЦ сбежали от шведов в более высокий ценовой сегмент. К примеру, МЦ «Аист» отказался от мебельного дискаунтера и стал развивать интерьерный центр средней ценовой категории. Руководство «Галереи 11» решило уйти из среднего сегмента и сдать площади арендаторам, работающим в премиальном сегменте. Скорректировали стратегию развития и в МЦ «Полтинник». Если первая очередь комплекса позиционируется в сегменте эконом, то на новых площадях выставили продукцию среднего ценового класса, причем крупных федеральных фабрик. Г-н Мухин считает расположение по соседству двух очередей «Полтинника» не совсем эффективным: не стоит смешивать разные по ценовым сегментам и типу ауди­тории торговые площадки, поскольку у покупателей средней ценовой категории иные требования к месторасположению, чем у посетителей магазинов экономкласса, полагает он.

По его наблюдениям, тенденция повышения ценовой категории обусловлена в том числе ростом покупательской способности. «Один и тот же клиент в течение года повышал чек своих покупок. В городе все больше приезжих из соседних городов — Тюмени, Челябинска. В целом покупательская способность в отношении мебели растет чуть медленнее, чем рынок», — отметил Андрей Мухин.

IKEA принесла новые для Екатеринбурга стандарты торговых площадей, а именно экспонирование готовых интерьерных решений. Местные мебельные центры, особенно средней ценовой категории («Мартин», «МебельЛэнд»), стали следовать шведскому примеру. Такой формат возможен только для крупноформатных магазинов, обладающих площадями от 1 тыс. кв. м. Покупатель становится более взыскательным, требует больше внимания к своей персоне, тратит меньше усилий на выбор, поясняют операторы.

Г-н Митрофанов уточняет, что мелким арендаторам ТЦ не под силу создавать комплексные интерьерные решения: «Экс­позиция расширяется на уровне декорирования. Максимум они могут продавать постельное белье вместе с кроватями, но ассортимент белья слишком узкий».

Г-н Мухин уверен: новые подходы к экспонированию требуют дополнительных затрат, в первую очередь на содержание собственного дизайн-бюро. Рост издержек за 2007 г., оценивает он, около 5%.

Операторы обозначают тенденцию наращивания торговых площадей мест­ными игроками. По оценке экспертов, рост мебельных торговых площадей по городу опережает рост рынка на 20-30%. Последствием может стать сокращение арендных ставок в специализированных ТЦ. Андрей Мухин: «Снижение ставок уже идет. Еще два месяца назад ценник был на уровне 1 тыс. руб. за кв. м, сейчас — 900 руб., в следующем году снизится до 550-600 руб.». Сегодня около 80% своей выручки мелкие операторы мебельных ТЦ отдают арендодателю.

По словам Юрия Кокорина, директора мебельного центра «Мартин», переизбыток торговых площадей под мебель подтверждает то, что один из московских игроков, предполагавший строить в Екатеринбурге специализированный ТЦ на 15 тыс. кв. м, отменил свои планы, сочтя рынок перенасыщенным, и в качестве объекта для освоения выбрал Тюмень. Название оператора г-н Кокорин не сообщил.

В ближайшие месяцы количество мебельных площадей будет расти: мебельщики ожидают открытия МЦ «Гулливер» (15 тыс. кв. м). Все площади в третьей очереди ТК «Сибирский трактъ» уже сдали в аренду — сообщили в УК «Система». 70% брендов, которые будут представлены в гипермаркете, — иногородние, 30% — мест­ные мебельные фабрики. Всего в новом ТЦ будет 73 арендатора.

Объем торговых площадей увеличивается в том числе за счет роста сетевых розничных операторов. Среди лидеров рынка такие иногородние компании, как «Шатура», «Миасс-мебель», «Калинка», «Мебель Черноземья», «Фабрики мебели «8 Марта», «Дядьково», фабрика «Заречье» и т. д., плюс местные сети — «Центромебель», «Аркадия», «Томек» и др. Операторы отмечают, что второе дыхание открывается у формата «магазин у дома». Г-н Мухин: «Покупатель становится более ленивым, товары — более однообразными, индивидуальный подход — более важным. Если год назад все рвались за мебелью в торговые центры, где шире выбор, то сейчас мебельные магазины шаговой доступности получают прибыль с одного квадратного метра не меньше тех, кто расположен в ТЦ».

Офисная мебель прирастает в среднем сегменте

Сегмент офисной мебели в Екатеринбурге за 2007 г. увеличился на 15-20%. Ею торгуют около 500 игроков, на долю первой десятки операторов, по данным исследовательской группы «Про-Инвест-Консалтинг», приходится свыше 80% продаж.

Конъюнктура рынка благоприятствует росту — в столице Урала строятся офисные центры, до 50% продаж мебели занимают именно они. Основные игроки в сегменте мебели для персонала — «Евро-Офис-2000», «Респект», «Карат-Е», «Евромебель», «МДФ» и т. д. По оценке ­Сергея Колясникова, директора компании «Ф-Мебель», категория недорогой офисной мебели в 2007 г. немного сдала позиции. Он подтверждает, что часть продаж перераспределилась в пользу IKEA. Около 90% недорогой мебели представлено российскими производителями, остальное — в основном Китаем.

Потребительский спрос смещается в сторону среднего ценового сегмента. Здесь правят бал федеральные игроки — «Феликс», «ЮНИТЕКС», «Дэфо», среди мест­ных — «Офис-комплект», «ЭОС», «Элекком — Центр готовых офисных решений». Минимальная стоимость проекта обстановки офиса на 100 кв. м — от 300 тыс. руб., из них на комплектацию мест для сотрудников уходит только 100 тыс. руб., остальное — на мебель для руководителя.

Г-н Колясников уточняет: средняя стоимость проекта в миддл-сегменте — от 500 тыс. руб., в премиум — до 5 млн руб. Дмитрий Мамлеев, директор компании «Феликс-Урал», говорит, что при выборе мебели бизнес-класса покупатели ориентируются на качество продукта, пакет сервисных услуг, а в сегменте премиум важнее имя компании и ее опыт в продажах эксклюзивной мебели.

Как и торговцы домашней мебелью, офисники увеличивают количество квадратных метров в своих магазинах. К примеру, «Ф-Мебель» расширила площади салона с 600 до 1 тыс. кв. м. «Чтобы выдерживать конкуренцию и увеличивать доходы, надо пополнять экспозицию, коллекции», — поясняет Сергей Колясников. В развитии розничной сети офисной мебели он не видит смысла: «Комплектация ведется этажами, зданиями, основной заказчик — корпоративный. У сети магазинов может быть имиджевая составляющая, но ощутимого роста продаж она не приносит».

В группе компаний «ЭОС», наоборот, планируют значительно увеличить долю розничных продаж (сегодня львиная доля продаж приходится на корпоративные заказы). Для этого компания запустила магазин площадью 1 тыс. кв. м, где места под офисную мебель в 1,5 раза больше. В ГК «ЭОС» делятся наблюдениями, что лучше всего продается мебель, выставленная в шоу-руме.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.