Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА

Почему фанера из России так ценится в мире, где взять $2 млрд на ЦБК, можно ли собрать заготовителей и переработчиков леса в кластер и как санкции закрывают для России целые рынки. ИНТЕРВЬЮ на DK.RU

Илья Радченко возглавил комбинат «СВЕЗА Верхняя Синячиха» в 2013 г. В тот момент завод выпускал 160 тыс. кубов березовой фанеры в год, работали на нем 1650 человек. Сейчас производительность комбината превышает 200 тыс. кубометров.

Однако в целом в отрасли за эти три года произошли и негативные события — из-за введения санкций и антисанкций выросла валюта, оборудование подорожало в два раза, на рынок сырья массово хлынули китайцы-скупщики. В связи с этим некоторые инвестиционные проекты пришлось отложить до лучших времен.

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА 1

В 2015 г. вы говорили, что в вашей отрасли кризис чувствуется достаточно сильно. Что можете сказать спустя полтора года?

— Ситуация по-прежнему непростая: конкуренция жесткая, рынок сложный, но мы тем не менее работаем на полную мощность. В прошлом году рекорд поставили по выпуску фанеры — произвели 207 тыс. кубов, впервые перешагнули рубеж в 200 тыс. В этом году должны увеличить производительность до 216 тыс. кубометров.

Несмотря на кризис, спрос на продукцию деревообработки остается стабильным, и это позволяет нам чувствовать себя уверенно и увеличивать объемы производства.

За счет чего увеличиваете объемы?

— За счет регулярных инвестиций в развитие комбината. У нас мощная инвестиционная программа. Основной упор делаем на повышение отдачи от линий (в том числе благодаря замене устаревшей техники), оптимизацию всех процессов и, конечно, улучшение условий труда и систем безопасности. В прошлом году было вложено более 300 млн руб., в этом мы планируем освоить в три раза большую сумму — 1 млрд руб. Средства пойдут не только на увеличение мощности предприятия и повышение его эффективности, но и на развитие ИТ-инфраструктуры, которая позволит скоординировать деятельность всех служб комбината.

Маржинальность упала? И какова вообще маржинальность в вашей отрасли?

— Да, упала. Но, несмотря на это, маржинальность у нас хорошая, больше, чем, например, в металлургии. На каждом заводе внутри рынка прибыльность разная. У нас, пожалуй, самая высокая по отрасли.

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА 2
Фото: здесь и далее предоставлены «СВЕЗА Верхняя Синячиха»

Японский подход
 

В группу «СВЕЗА» входят шесть фанерных комбинатов. Производят на них не только березовую фанеру: на «СВЕЗА Уральский», например, делают еще и ЛДСП. Каждый из комбинатов отвечает только за производство, продажи и закупки происходят централизованно: предприятие только получает заказ и отгружает его. Это облегчает задачу комбинатам и помогает продажам: покупателю, как правило, неважно, в каком регионе была сделана фанера, главное — это качество продукта, которое гарантируется именем бренда. На долю группы «СВЕЗА» сегодня приходится треть общероссийского производства фанеры. И для того чтобы сохранить лидирующие позиции, одной из первостепенных задач для каждого комбината становится совершенствование бизнес-процессов. Так, «СВЕЗА Верхняя Синячиха» уже два года реализует проект Total Toyota Production System (T-TPS), цель которого — повысить производительность и усовершенствовать рабочие процессы путем развития персонала и улучшения условий труда. Производственная система Toyota — одна из самых эффективных в мире.

Есть мнение, что на заводах, где работают русские люди, почти невозможно привить японский подход.

— Я согласен, что у нас совершенно другой менталитет, но он может меняться. На самом деле улучшения появляются довольно быстро. Изменения в поведении сотрудников и повышение уровня командной работы заметны уже сейчас. Люди проникаются, когда видят результаты от внедрения новых практик. Нужно объяснять, что это выгодно, полезно и нужно. К тому же для работы с командой каждый месяц приезжают на пятидневную сессию эксперты из Японии. По итогам консультаций мы совместно составляем отчет и разрабатываем дальнейший план действий.

Какие конкретно изменения уже произошли?

— Экономический эффект от внедрения программы составил более 90 млн руб. Также работаем над повышением общей эффективности оборудования. Сейчас этот показатель — один из самых высоких в нашей группе — 90%. Нам удалось нарастить общую эффективность процесса сушки и снизить коэффициент расхода сырья.

Значительно уменьшились операционные запасы. Раньше у нас скапливалось очень много незавершенной продукции, а любая незавершенная продукция — это черный ящик, из которого потом получается брак. Ввели нормативы, процент брака сократился.

Кроме того, внедряются принципы бережливого производства: освоена система 5S, то есть оптимальным образом организовано рабочее пространство.

Завершить проект планируем к марту 2018 г. После этого будет проведен независимый аудит по системе Global Benchmarking.  Наша цель — получить оценку в 3 балла, если получим, то сможем быть поставщиком «Тойоты». Сейчас, по их внутренней оценке, у нас уже 2,68 — это очень высокий балл.

Правильно ли я понимаю, что производственная система менеджмента Toyota доступна только крупным компаниям типа вашей?

— Абсолютно неправильно. Любой желающий может внедрить проект у себя. Другое дело, что это трудная и кропотливая работа, в которой многое зависит от увлеченности руководителя и вовлеченности персонала. Бывают случаи, когда японцы отказываются от работы с предприятиями. Казалось бы, им и деньги готовы платить, но они говорят: «Мы не будем у вас ничего делать, потому что идейно вы к этому еще не готовы».

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА 3

Рынок отвергает кластеры

Конкуренция на рынке очень жесткая, говорит Илья Радченко. Даже несмотря на то что группа «СВЕЗА» — крупнейший в мире производитель березовой фанеры, ей приходится конкурировать как с отечественными, так и с иностранными производителями. «Сейчас рынок покупателя, а не производителя. Поэтому идет борьба за качество, за стабильность продукции, за сервис, гибкость, с которой завод может реагировать на запросы клиентов», — отмечает Илья Радченко.

В каких сферах применяется ваша фанера? И кто ваши основные заказчики?

— В строительной, мебельной сферах, производстве автомобилей, детских игрушек и т.д., даже в судостроении. В целом у нас две группы клиентов — дистрибьюторы и конечные производства. Например, мы можем поставить фанеру на большую мебельную фабрику в Америку или автопроизводителю в Германию (все полы в немецких фурах делают из ламинированной фанеры), а большие строительные компании покупают нашу фанеру для съемной опалубки.

Могут быть и неспецифические заказы, и преимущество будет за теми, кто готов быстро переналадить производство под нужды заказчиков.

То есть в условном ОБИ ваша продукция не продается?

— Она там есть, но поставляют ее туда наши дистрибьюторы. С розницей мы не работаем.

Даже страшно представить, какой процент составляет логистика в конечной цене товара, поставляемого, скажем, в США.

— Да, цена логистики высокая. Но русская береза занимает особое место среди твердых пород древесины. В связи с чем иностранные потребители высоко ценят нашу фанеру за ее физико-механические свойства и эстетические качества и поэтому, конечно, вынуждены заказывать в России. Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру.

А что с сырьем? На сколько лет производителям еще хватит российской березы?

— Свердловская область по сравнению с Вологодской и Кировской не слишком богата березой. Нам приходится до 30% сырья привозить из других регионов

Это больная тема: освоение у нас слабое и год от года падает. Еще кризис наложился: если раньше лесозаготовительный комплекс стоил 20 млн руб., то теперь — 45 млн. Плюс проблема с дорогами. Фактически заготовка леса идет всего четыре зимних месяца в году.

Ну и потом, при заготовке леса осваивается только 20% массива. Хвойный лес идет на пиломатериалы, березовый кряж — производителям фанеры, а осину, балансы (тонкие части деревьев) деть некуда. В Свердловской области нет переработки: ни завода по производству ДСП, ни целлюлозного комбината.

Один из героев нашего материала рассказывал, что он за бесценок берет у лесозаготовителей балансы и делает из них таруки — строительный материал для Южной Кореи. Может быть, есть смысл и вам делать что-то подобное?

— Это не наш профиль, мы все же фанеру производим. К тому же рядом Китай, где всегда все дешевле.

То есть для вас создание полного цикла — экономически не оправдано?

— Мы от этого сознательно отказались. У нас есть свой лес в аренде, но сами мы древесину не заготавливаем, там работают наши подрядчики.

Возможно ли вообще создание больших производственных кластеров в вашей сфере?

— Если бы был большой холдинг, в который входили бы фанера, ДСП, целлюлоза, то в этом был бы смысл. Такие примеры еще с советских времен есть — например, в Архангельске рядом работают ЦБК и фанерный завод. Это очень удобно — не нужно думать над вопросами утилизации отходов.

Но все определяется рынком. На секундочку, последний ЦБК был построен в России аж в 1970-е гг. Сейчас в такой комбинат нужно вложить около 2 млрд евро — это гигантская сумма! Тем более должна быть серьезная интеграция с государством, потому что возникают сопутствующие инфраструктурные вложения — в энергетику, дороги и так далее. Вообще, подобный проект сейчас обсуждается, но не у нас, а в Вологодской области.

Наверняка есть иностранные инвесторы, способные инвестировать такую сумму.

— Несомненно, людей, у которых есть 2 млрд евро, много в мире. Но здесь нужно и рынок понимать, и с государством взаимодействовать. Год проектировать, три года строить, а когда начнут возвращаться эти инвестиции? Есть порентабельнее способы вложить деньги: в банк положил — и получай свои 5% в год, строить ничего не надо.

Вы сами два года назад анонсировали строительство завода по производству ДСП. Что с этим проектом?

— Да, был у нас проект строительства большого завода на 500 тыс. кубов. Но мы сейчас приостановили его реализацию. И оборудование сильно выросло в цене, практически в два раза, и рынок ДСП стал очень узким — предложение сейчас превышает спрос. На этом фоне строить такой завод неперспективно. Реализация проекта возможна только после восстановления спроса на ДСП.

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА 4

Конкурентов у березовой фанеры нет

Группа «СВЕЗА» приобрела комбинат в Верхней Синячихе в 2012 г., и он уже тогда активно занимался поставками фанеры на экспорт. Сейчас в 51 страну мира отправляется более 80% продукции комбината. Так, в первом квартале 2017 г. в пять раз увеличилась отгрузка клиентам из Польши, Австрии и Эстонии по сравнению с таким же периодом 2016-го. Илья Радченко подчеркивает, что наряду с европейским рынком ГК СВЕЗА сейчас наращивает поставки в азиатский регион: по итогам первого квартала на его долю пришлось 20% экспортной продукции. Это в восемь раз выше показателей аналогичного периода 2016 г.

Отражаются ли на продажах различные политические события?

— Если говорить в целом об объемах поставок на внешние рынки, то доля экспортируемой фанеры не снижается, а, наоборот, демонстрирует рост. Причин, по которым иностранцы не могут отказаться от нашей фанеры, несколько. Во-первых, как уже ранее говорил, уникальность сырья. А вторая причина — это качество и конкурентоспособность продукции.

Политические события скорее коснулись структуры экспорта. Раньше огромными рынками сбыта были Турция с Египтом. Сейчас отгрузки в эти страны значительно снижены. Чтобы справиться с ситуацией, мы искали новые рынки, расширяли существующие.

Также введение санкций сказалось и на грузоперевозках в Европу — сейчас, чтобы отвезти товар, нужно, чтобы сначала оттуда машина пришла. Грузопоток сильно упал, большие проблемы с логистикой.

Есть ли особенности во взаимоотношениях с клиентами из других стран?

— Особенность одна — они очень требовательны к качеству и срокам. При этом надо с первого раза соблюсти высокие требования не только по качеству фанеры, но и по срокам доставки.

Многие производители признаются, что для зарубежных покупателей они изготавливают продукт высокого качества, а для внутреннего рынка — то, что попроще и подешевле. У вас есть такое?

— Раньше было распространено, что более качественная продукция уходила за рубеж. Сейчас такого нет, мы со всеми работаем по одним и тем же регламентам, неважно, куда пошла наша фанера — в Красноярск или в Штаты, она будет абсолютно идентична.

У многих экспортеров возникает проблема с излишним вниманием к ним налоговых органов, особенно когда они пытаются использовать льготу по возмещению НДС из бюджета. Вас это тоже касается?

— Мы и сами крайне внимательно проверяем своих поставщиков. У нас очень жесткая система их отбора, о поставщиках мы знаем буквально все: бухгалтерию, налоговую историю, историю происхождения сырья. Более того, мы используем только сертифицированное сырье, когда вся цепочка происхождения сырья подтверждена документами. Поэтому мы очень аккуратны, осторожны и законопослушны.

Ну и сейчас же есть такое понятие у налоговых органов, как непроявление должной осмотрительности, так что по-другому нельзя.

Насколько удобна Верхняя Синячиха для производства фанеры? Вы же говорите, что березы в нашем регионе мало.

— Мы, получается, такой восточный форпост, дальше с березой совсем худо, в основном там идет хвойная переработка. Но, тем не менее, березы нам хватает. Ну и надо понимать — где больше березы, там выше конкуренция за нее. Мы, конечно, тоже соперничаем за ресурсы с Невьянским и Тавдинским фанерными комбинатами, но это нормальная, умеренная конкуренция.

То есть мелких игроков на этом рынке вы все же замечаете?

— На уровне продаж — не так чтобы сильно, а конкуренция за сырьевой материал, конечно, присутствует. Они могут и разные схемы использовать по оплате, более гибкие. С другой стороны, у нас хороший финансовый рычаг, мы хорошо платим, у нас есть оборотные средства, мы можем инвестировать в поставщиков: например, у нас есть проекты, когда мы покупаем для них заготовительные комплексы. В этом году впервые делали снегование сырья (способ хранения древесины под слоем снега) — 8 тыс. кубов заложили, чтобы оно до осени дожило, оставаясь качественным.

Даже финны в основном у нас покупают березовую фанеру — Илья Радченко, СВЕЗА 5

Вы утверждаете, что аналогов у нашей фанеры нет, но все же — чем можно ее заменить, какие глобальные риски существуют на этом рынке?

— Каких-то глобальных рисков, которые могли бы «выбить» березу, пожалуй, нет. Высокая конкуренция — это да. Время от времени возникают какие-то товарозаменители на рынке, но их нельзя назвать полноценной заменой березовой фанере. Китайцы, например, делают тополиную фанеру: внутри тополь, а снаружи — тонкий-тонкий шпон березы. Мы тоже, кстати, освоили технологию комби-фанеры, только для внутреннего наполнения используем не тополь, а осину. С точки зрения физики-механики хорошо получается: можно использовать и для мебели, и для опалубки. И потребление осины увеличивается, чему очень рады наши поставщики.

Как вообще китайцы влияют на ваш рынок?

— Они много фанеры делают и много потребляют. А года три назад очень активизировались — ездят по всем «лесным» регионам России и скупают сырье. Подпортили они рынок производителям, конечно. Просто скупают на корню и увозят нашу русскую березу.

И с этим никак нельзя бороться, может быть, на уровне государства?

— Они умеют и дорого покупать, и технологии производства у них дешевые. Это везде сейчас происходит, на Дальнем Востоке они вообще массово вывозят хвойные деревья. Лесозаготовителей тоже понять можно — китайцы приходят: вот вагоны, вот деньги, давайте нам лес. Но не так давно Министерство промышленности предложило временно ограничить экспорт березы. Реализация этой инициативы, думаю, должна дать положительный эффект. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.