Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Илья Ярутин: В Америке никто не скажет «не боец» улыбающемуся мужчине

Мы привыкли думать, что житель Магадана отличается от жителя Нью-Йорка тем, что первый улыбается искренне, а второй – заученно. В действительности, главное отличие в том, что американец улыбае

Мы привыкли думать, что житель Магадана отличается от жителя Нью-Йорка тем, что первый улыбается искренне, а второй –
заученно. В действительности, главное отличие в том, что американец улыбается, чтобы быть приятным, а русский не улыбается вообще, чтобы не казаться слабаком.

 

Я как человек, который часто бывал в Америке по работе – по крайней мере, чаще, чем в Турции и Египте, – могу сказать следующее: очень люблю актера Михаила Задорнова, но развитие им темы про Америку напоминает психотерапию по-советски. В ее основе – старый способ, который людям очень нравится: тебе становится лучше, если кому-то – хуже. Задорнов в открытую говорит: «Американцы такие тупые!» Они не тупые, и это абсолютно точно.

Русские каждый в отдельности по непонятной мотивации читали Достоевского, Чехова и Толстого. Я сам, когда учился в медицинском институте, прочитал полное собрание сочинений Чехова, и таких, как я, в России – миллионы, но как соберутся вместе – делать не могут ничего, кроме как тешить свою гордыню тем, что американцы тупые. Аамериканцы, когда собираются вместе, делают дело. Я восемь лет занимаюсь кино, и мне понятно, почему у русских появилась иллюзия о тупости американцев. В России нужно быть очень умным – изловчиться и найти афиши, изловчиться и увидеть расписание, выбрать фильм и время сеанса, потом изловчиться и отстоять очередь в кассу, объяснить кассиру, который не всегда толково тебя воспринимает, что тебе нужно, потом встать в очередь в бар, чтобы взять колы и попкорна, затем изловчиться отыскать место, которое указано на билетике, потому что, если ты перепутаешь и сядешь не туда, будешь с позором согнан. В Америке есть очень опытные менеджеры среднего звена, и в этом удача этой страны. Там в каждом кинотеатре все устроено так, что человек натыкается на афишу с расписанием, двигаясь дальше, натыкается на кассу, где уже все готово, там просто невозможно пройти мимо колы, а в зале можно занять любое место – билеты без мест. Хочешь место получше – приходи раньше. Никакой почвы для конфликтов, и думать не надо.

Американцам думать не нужно, потому что за них уже обо всем подумали. В то время как в России до сих пор существуют рестораны с перерывом на обед, в Америке, в Лос-Анджелесе, я как-то ужинал в ресторане гостиницы «Марриотт» – на десять столиков один официант, который, как орел, видит каждый столик и каждого клиента. Когда у меня впол-литровом бокале осталось пива грамм сто, он подбежал и спросил: «Вам принести еще, пока вы допиваете?» Вообще-то я хотел ограничиться одним бокалом, но раз такая любезность – конечно, принесите. Мне можно быть тупым в Америке – там за меня думают. А у нас будут читать Достоевского, гордиться собой, делать ничего не будут, зато дома вечером среди домашних станут рассуждать: «Богатые – сволочи, воры беспринципные, а мы, воспитанные на Чехове и Достоевском, с принципами, и потому сидим голодные, замерзшие в старой хрущевке, а у них куры денег не клюют». Я такого разговора в Америке даже представить себе не могу – они работают.

Когда видишь, как в Америке люди работают в кинотеатрах или ресторанах, понимаешь, что у нас конкуренции вообще нет. Поэтому и «Макдональдс» считает, что зашел к нам просто в пустой город. Там не нужно хотеть какую-то услугу – она сама тебя найдет. Только ты позвонил в «Доминос-пиццу», а звонишь не в первый раз, – у принимающего звонок на экране компьютера всплывает информация – твое имя, то, чтоты обычно заказываешь, и когда он берет трубку, ты слышишь: «Иван Васильевич, как мы рады вас снова слышать. Вы снова хотите заказать «Маргариту» или попробуете новую пиццу, которая у нас как раз появилась? И кстати, у вас есть бонусы, и вы можете купить пиццу не за деньги, а потратить бонусы»? Кто тупой-то? Иван Васильевич, который звонит в «Доминос-пиццу» и привык, что его там все знают и знают, какую пиццу ему нужно. Разве он тупой? Нет, он просто верит, что его будут обслуживать нетупые люди. А мы в России стопроцентно верим, что сосед по дорожной полосе – абсолютно тупой и только благодаря этому можем доехать из пункта А в пункт Б без аварий. Как только мы начнем думать, что в соседнем автомобиле сидит умный, аварии не избежать.

Я бы не стал идеализировать джентльменство, но если американцу сделка выгодна, он кривляться не станет, и если договор подписан, выполнит все обязательства. Конечно, и там мошенников хватает, но большинство честно работают, потому что верят, что можно честно заработать. Помню, как в 90‑х годах купил новый «мерседес», мальчишки его облепили, и я сказал: «Будете хорошо учиться в школе и институте – у вас будет такая же машина», – они на меня, как на сумасшедшего, посмотрели. А там вера в то, что честным трудом можно повысить качество своей жизни, стала великой национальной идеей. Слабая сторона России в том, что если ты стал много работать, то ничего в твоем благосостоянии это может и не изменить. Если изменит в лучшую сторону – это случайность, а в Америке – это система, и обязательно повысится уровень жизни, если будешь стараться.

Обмануть американцы могут, но только в рамках закона. В 90‑е годы я работал в американской компании по продаже медицинского оборудования, и меня приняли по контракту на год, где были прописаны зарплата в 600 долларов и 1,3 процента премии от объема продаж. Продал на сто тысяч – получил 1300 премии. На второй год мне предложили контракт, где зарплата была уже 800 долларов, а процент остался прежним – я продал на шесть миллионов долларов и даже за вычетом налогов получил больше сорока тысяч долларов премии. На третий год контракт был предложен другой – зарплата полторы тысячи долларов, а процент рассчитывался от годовой зарплаты. Яуволился. С точки зрения русского менталитета – меня обманули. А с точки зрения американского – бизнес и ничего личного. Не хочешь – не подписывай. В Америке все держится на контрактах. У меня есть теория, что в пищевой пирамиде в России на вершине иерархии над тружениками, правительством и криминалитетом находятся строители, которые отбирают деньги у всех. Они сначала бьются в тендере за объект, подписывают контракт, ничего не делают и потом требуют: «А деньги-то!» Объясняешь, что в контракте прописано: «Нет работы – нет денег», – они не понимают, и приходится нанимать охрану. А в Америке, если в контракте написано, что за невыполненную работу денег не будет, – просить никто не придет.

Дела вести с американцами очень удобно, и существующие законы только помогают бизнесу, а не наоборот, как у нас. Такого, чтобы в кризис взять и увеличить налоги назаработную плату – что и в Советском Союзе назвали бы «вредительством», – там нет. В Америке, конечно, много «крейзи», как их называют сами американцы. Ведь одна из причин кризиса – что такие люди набрали ипотеки на миллионы долларов, а доходы имеют крайне невысокие и нестабильные. Но люди там такие расслабленные от высокой социальной защищенности и от того, что о них там заботятся. Как-то я на охоте потерял от американского прицела крышечку, под которой батареечка, чтобы была точка светящаяся. Он продается во всех охотничьих магазинах нашего города, и в каждом мне предложили купить новый прицел, притом что прицел стоит тысячу долларов, а крышечка от него – 20 центов. В России нужно быть очень умным, чтобы эту крышечку сделать– что-то придумывать самому или найти гения-слесаря, который сможет ее выточить. Я решил написать письмо другу в Америку о своей беде: «Вот сайт производителя, может, ты с ним на своем, американском, договоришься. А я тебе компенсирую все деньги, которые ты потратишь». И глазом моргнуть не успел, как мне по почте приходит эта крышечка. Оказалось, что когда мой друг написал письмо производителю, ему домой пришла посылка с этой крышечкой и письмом о том, что денег не надо, мы рады, что вы наш клиент, и если вы еще раз крышечку потеряете, мы снова ее вам вышлем.

У американцев есть такое выражение «делай что-нибудь». Допустим, вы общаетесь с человеком, затем обмениваетесь визитками, и он обязательно напишет тебе письмо на электронный ящик, мол, еще раз спасибо за приятное общение. То есть «что-нибудь» сделает – такая вежливость. Улыбаться – тоже просто вежливо. Искусственность американской улыбки – это штамп. Многие американцы искренне хотят, чтобы все жили хорошо. Они так рассуждают: «Тебе хорошо, мне хорошо – отлично!». Русские свою неулыбчивость списывают на экстремальную погоду, политику, неустроенность жизни, а мне кажется, что главная-то причина – страх. Например, мешают тебе пройти разнузданные подростки, и ты просишь их вежливо: «Молодые люди, не могли бы вы проявить уважение и посторониться», – тебя никто не услышит. А если рявкнешь – тут же разойдутся. В России вежливость воспринимается как признак слабости, улыбка – как признак заискивания и сексуального поиска. А в Америке улыбающуюся девушку не обвинят в доступности, а улыбающегося мужчину – в том, что он не так крут, как боец спецназа.

Мой американский друг утром встает и репетирует улыбку – подходит к зеркалу и делает зарядку лица. Я сам видел это, когда жил у него в доме. Он мне это так объяснил: «Человек должен быть приветливым и вежливым – тогда на него приятно смотреть». Американец ничего своей улыбкой от окружающих не вымогает, и никто его не заставляет это делать, но действительно как-то приятнее на улыбающегося человека смотреть. Мы много в чем разные, и однажды друг мне сказал: «Я понимаю, что ты здесь испытываешь культурный шок». На что я ему ответил: «Джон, ты насчет своей культуры-то тоже сильно не заблуждайся». Впрочем, он, конечно, имел в виду столкновение сдругой культурой. Когда я в дьюти-фри покупаю коньяк Hennessy XO за 150 евро и, счастливый, что другу делаю приятно, у него на кухне открываю эту бутылку, наливаю в стакан, он улыбается и… кладет туда лед. Полный стакан. Разные мы с ним. Или он говорит: «Давай вечером выпьем пиво». Что за этим следует – мы сели в машину, поехали, проезжаем магазин, торгующий спиртным, но друг говорит: «Не, мне не нравится этот магазин и не нравится его владелец». Находим магазин, который ему нравится, он берет упаковочку пива, где шесть бутылок пива «Сан-Мигель» примерно по 0,33 и идет к кассе. Я по дороге беру еще пару упаковок, он так смотрит на меня, потом на продавца и говорит: «Извините, друг из России» – не принято там покупать много спиртного, дурно могут подумать. Итак, часок мы уже потратили и поехали покупать к пиву продукты. Заходим в магазин – креветок сортов пятнадцать, ходим, полчаса выбираем, время идет, еще час пролетел. Приехали домой, убрали пиво в холодильник, Джон стал варить креветки «как он любит».

К окончанию третьего часа я уже мысленно выпил наше пиво раз сто и наконец-то все готово. Достаю охлажденное пиво, он креветки ставит на стол, я открываю бутылочки и протягиваю ему пиво, с которым он делает то же самое, что с Hennessy – заваливает льдом, хотя зима, холодно. Я залпом выпиваю первую маленькую бутылочку, вторую чуть медленнее и, совсем потягивая и ленясь, выпиваю третью. Он допивает первую, я услужливо открываю ему еще одну, а он говорит: «Не, я больше не хочу». Три часа подготовительных процедур, он выпил бокал пива, закусил креветкой – все. Разные мы. Но мне с ним интересно. И ему со мной, видимо, тоже, потому что он старается меня понять. Американцы, когда не хотят разговаривать, – никогда вас не поймут. У них даже есть такое выражение «говорите по-английски». Это пренебрежительный такой ответ, подразумевающий, что сначала нужно научиться говорить, а потом говорить. Так что если американец вдруг перестал вас понимать, это можно расценивать как то, что ему просто неинтересно разговаривать.

Хочешь завести дискуссию в тупик, заведи тему о том, чем мужчины отличаются от женщин. Большинство мужчин живут разумом, а большинство женщин – эмоциями. И американцы от русских отличаются тем же самым. Американцы чаще принимают более разумные решения. Россияне сидят в Магадане, где работы нет, здоровья нет, денег нет, но не уезжают оттуда – засели помирать. А американцы решают разумно – надо ехать туда, где есть работа, где они смогут обеспечивать себе нормальное качество жизни. И им не надо набухиваться каждый вечер. Это просто разумное решение. И в этом главное отличие.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.