Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Иногда они возвращаются

Разборки по понятиям Рынок общественного питания Екатеринбурга стабильно увеличивается в объемах, хотя темпы прироста ресторанов, кафе и баров постепенно снижаются (в 2000 г. в городе открылось 139

С уходом старого общепита потребителю пришлось выбирать между дорогими ресторанами и заведениями фаст-фуда, где посетителей научили есть с бумажных тарелок. Главной темой ресторанных обзоров стала нехватка демократичных заведений — их призраки бродили между ресторанными столиками, напоминая об обедах за три доллара. Теперь в столовые снова хотят вдохнуть жизнь.

Разборки по понятиям

Рынок общественного питания Екатеринбурга стабильно увеличивается в объемах, хотя темпы прироста ресторанов, кафе и баров постепенно снижаются (в 2000 г. в городе открылось 139 заведений, в 2001 г. — 124, в 2002 г. — 133, в 2003 г. — 100). Однако до насыщения еще далеко. В ближайшие год-два, считают эксперты, ситуация кардинально не изменится. За первые шесть месяцев 2004 г. в городе открылось 45 предприятий, появляются новые форматы, уже работающие бары и кафе расширяют ассортимент продуктов и услуг. По данным Свердловского комитета государственной статистики, в I квартале 2004 г. оборот предприятий общественного питания составил 2 млрд руб. (в сопоставимых ценах — на 42,8% больше, чем в I квартале 2003 г.)

Стратегический план развития города предусматривает, что к 2015 г. откроется еще 345 заведений. Какого они будут формата, пока неизвестно. Сегодня в Екатеринбурге 131 кафе и 50 баров. Ценовой сегмент «выше среднего» представляют «Венское кафе», «Ирландский Дворик», «Баркас» и др., где обед на одного стоит 800-1300 руб. (бизнес-ланчи не в счет). К среднему уровню можно отнести «Аквариум», «Гонконг», «Подкову» «Радио Пилот», «Эдельвейс», а также кофейни, формат которых постепенно размывается (чек 300-500 рублей). К сегменту «ниже среднего» — «Вивальди», «Евразию», «Сквер» и «Обжорку» (чек — 100-150 руб.)

Действующий в настоящее время ГОСТ Р 50762-95 выделяет пять типов предприятий общественного питания: четыре основных (ресторан, бар, кафе, столовая) и один комплексный — к нему относят домовые кухни, закусочные и заведения быстрого питания. В свою очередь рестораны и бары делят на классы — от первого до «люкс» (баров класса «люкс» в городе нет). По большому счету, классификация зависит от нормы площади на одного посетителя, состава помещений (в столовых и закусочных не предусмотрен гардероб) и ассортимента блюд (бары могут предлагать только закуски, десерты и кондитерские изделия).

Два-три года назад владельцы открывающихся баров и кафе бились за номинацию «ресторан».

Чиновникам городской администрации с ГОСТом в руках приходилось доказывать, что в помещении нет курительной или женской комнаты с умывальником. Хозяева «Градары», которым не хотелось вешать на дверь табличку «кафе» или «бар», утвердили в комитете по товарному рынку стандарт «траттория», позиционируя его как заведение высокого класса. При этом шеф-повар ресторана «Дольче Вита» Витторио Соверина уверяет, что настоящая итальянская траттория — закусочная для трактористов.

С отменой обязательной сертификации рестораторы получили большую свободу действий, однако назвать рестораном закусочную им все равно не позволят. Эксперименты по части формата проводятся большей частью в рамках ГОСТа. Хотя по ассортименту блюд и напитков кафе и бары теперь мало чем отличаются от ресторанов. По словам Шона Прайора, открывшего в 1999 г. бар (паб) «Старый Дублин», заведению пришлось готовить горячие блюда по просьбам клиентов. Сергей Бакунин, директор регионального консультационного центра «Карл Цейсс»: Напитки, музыка, сигареты, работающий телевизор — это бар. Изредка посетители заказывают чипсы или орешки. В России, если человек выпивает, ему надо основательно закусывать. Поэтому наши бары быстро превратились в вечерние рестораны.

Не исключено, что такая же судьба ждет кофейни. До сих пор они представляли собой заведения для любителей кофе и чая с широким ассортиментов выпечки и десертов, а также алкогольными напитками средней (80%) и высокой (20%) ценовых категорий. Со временем в одних кофейнях появилась быстрая лапша, чипсы и бутерброды, в других — горячие блюда. По мнению наблюдателей, в ходе эволюции кофейни, не оправдавшие больших ожиданий, трансформируются в демократичные рестораны, которых сегодня так не хватает.

Наши люди в булочную на такси не ездят

Как говорит Светлана Пименова, начальник отдела общественного питания комитета по товарному рынку, наиболее понятный и востребованный горожанами тип предприятия — это столовая. На втором месте — фаст-фуд. Такие выводы можно сделать по результатам последнего маркетингового исследования для городской администрации. Помимо доступных цен и привычной атмосферы общепита, считает г-жа Пименова, есть еще один фактор, который делает демократичные заведения привлекательными: у людей старше пятидесяти слово «ресторан» вызывает психологический дискомфорт.

В других городах это уже поняли. Мэр Москвы Юрий Лужков утвердил программу «Народный ресторан», предусматривающую восстановление столовых. К 2009 г. в столице планируется построить 19 «народных ресторанов» — «в пешеходной доступности» от мест работы и учебы. Готовить там будут из полуфабрикатов. Новосибирский холдинг «Фудмастер» развивает формат заведений с качественной и недорогой кухней — так называемые «евростоловые» «Вилка-Ложка».

В Екатеринбурге также существует перспективный проект комплексного развития заведений общепита «Кухня на любой вкус». Светлана Пименова: Москва идет по пути возрождения столовых, я думаю, что наши предприниматели тоже сориентируются в этом же направлении, так как доступных точек общепита в городе единицы.

Среди тех, кто уже «сориентировался» — компания «Таганский ряд», открывшая на Вайнера кафе «Сквер». Это заведение с простой кухней, работающее как столовая, с той разницей, что посетителей дополнительно обслуживают официанты. Не менее интересна новая система обслуживания в «евростоловых». Критикуя советский общепит, г-н Бакунин приводит в пример концепцию moeven pick, названную по имени швейцарской фирмы, раскинувшей сеть питания на автострадах. Главное отличие заведений moeven pick в том, что здесь все замыкается в круговом пространстве. Сергей Бакунин: Если использовать круговой объем, чтобы посетитель мог сразу видеть все блюда и ко всему иметь доступ, то сработает психологический фактор: он будет покупать чуть больше, чем может съесть — процентов на 10-15, иногда на 20. К заведениям такого рода в Екатеринбурге можно отнести «МакПик Сандей» на Карла Либкнехта, где внутри кругового объема представлены различные кухни. Не меньше надежд возлагается на развитие чайных, которые стали обычными в Москве, а в Екатеринбург еще не пришли. Появление чайного ассортимента в кафе и барах Екатеринбурга закономерно, хотя московские эксперты говорят о нерентабельности чайного заведения в чистом виде.

Две беды российского общепита — продукты и кадры

Владельцы заведений сетуют, что ресторанная культура в Екатеринбурге развивается быстрее, чем технологии подготовки продуктов для заведений общепита. В европейских странах издалека возят только полуфабрикаты для национальных ресторанов, дающих представление о гастрономической культуре другой страны. Сергей Бакунин: В России же наблюдается чрезмерное увлечение импортными продуктами. В Екатеринбурге практически нет предприятий, специализирующихся на производстве свежих полуфабрикатов для ресторанной сферы: ни ЕМК, ни «Черкашино» в Полевском этим не занимаются. Такая же ситуация с производителями рыбопродуктов.

Причину отставания оптовики объясняют тем, что подготовка полуфабрикатов требует высокой культуры производства и серьезной системы сбыта. В отсутствие адекватного предложения владельцы кафе и баров вынуждены обращаться к зарубежным фирмам, поставляющих на наш рынок продукты через посредников.

Один из вариантов решения проблемы — использование местных подсобных хозяйств. Даже бывший шеф-повар «КЭФа» Константин Ивлев, говоривший на открытии ресторана, что будет готовить из всего привозного, нашел в Свердловской области поставщиков качественной свинины. На местных колхозных рынках покупает продукты управляющий кафе «Лондон» Алексей Жолудев. Дальше других пошел бар «Тюрингия», для которого в специальном водоеме неподалеку от Екатеринбурга фермеры разводят форель.

Поваров и официантов в подсобных хозяйствах не вырастить. Среди местных учебных заведений, подготавливающих кадры для общепита, котируются три — Государственный экономический университет, торгово-экономический техникум и кулинарное училище. При этом рестораторы отмечают, что выпускать хороших специалистов не позволяет отсталая технологическая база. По общему мнению, современного кухонного оборудования и технологий обработки продуктов, которые появились в ресторанах за последние годы, преподаватели не знают. Поваров приходится доучивать или посылать на стажировки в Москву и Санкт-Петербург.

Проблему текучести кадров каждый ресторатор решает по-своему. Светлана Пименова: У нас сложилась плохая практика переманивания работников при открытии нового предприятия. Материальный стимул пока превалирует. Частично кадровый голод можно утолить за счет ярмарок вакансий в учебных заведениях, где работодатели могут выбрать кого-нибудь подходящего. Со студентом заключается контракт, предприниматель оплачивает его дополнительную подготовку, а после окончания учебы молодой специалист должен в течение трех лет работать с полной отдачей. Если такого работника переманят, он, согласно контракту, вернет затраченные на него деньги. Игорь Ташкинов, директор «Эдельвейс», «Каменный цветок» и «Медвежья падь»: Нехватка квалифицированных кадров чувствуется острее, чем их текучесть: при правильно организованной кадровой политике текучесть останется на уровне 5-7 %. Мы, например, уделяем внимание социальному пакету, можем поощрить премией тех, кто бросил курить, или тех, кто не болел в течение года.

В Европе, говорят рестораторы, эти вопросы решаются проще. Если работник плохо проявил себя, придется искать место в другом городе — без рекомендаций его никуда не примут. У нас рестораторы пока не сумели договориться, как регулировать поток людей, переходящих из одного ресторана в другой. Есть сайт Федерации рестораторов и отельеров России, куда можно отправить информацию о всех провинившихся работниках, но эта система пока не работает, — поясняет г-н Бакунин.

Мода на решение кадрового вопроса за счет доставки шеф-повара из заграницы, бум которой пришелся на 1997-2000 гг., сходит на нет. Г-жа Пименова уверяет, что это было недальновидно, ибо востребованный специалист, получающий достойную зарплату, не поедет искать работу в России. Исключения составляют только рестораны «Дольче Вита» и «Феллини».

Разгул центробежной силы

Знаковое событие уходящего года — приход московских инвесторов — рынка кафе и баров пока не коснулся. Специалисты ожидали острую конкурентную борьбу столичных сетей с местными фаст-фудами. Однако «Мак Пик», по их словам, в этой нише работает успешнее — они раньше пришли, лучше раскручены, ассортимент у них шире. Сергей Соседков, директор компании «Центр профессиональной кухни»: «Росинтер» сам признает, что ожидаемой отдачи пока нет. Поэтому тиражировать «Ростиксы» компания не собирается. Они делают ставку на итальянский ресторан «Иль Патио».

Конкуренция на рынке в этом году больше проявлялась в борьбе за качество. Поставщики технологического оборудования отмечают возрастание интереса к современным технологиям. Ирина Митюшова, исполнительный директор Салона торгового оборудования ОВИМЭКС: Сейчас кухни повсеместно оснащаются импортным оборудованием «по высшему разряду», о чем потребитель может и не догадываться. В этом году наши продажи возросли на 30-40%, можно сказать, что все открывшиеся в последний год предприятия работают на импортном оборудовании. Особенно наглядно это видно на примере пароконвектоматов. Раньше мы продавали их по несколько штук в год, а в последнее время — примерно тот же объем уходит за месяц.

Желающих вложить средства в ресторанный бизнес меньше не становится, но успешные проекты можно пересчитать по пальцам. Один из них — кафе «Подкова» на Воеводина, принадлежащий Олегу Пономареву. К слову, до конца года он намерен открыть кафе «Микс» на Токарей, 24. Число заведений увеличивается и за счет тех, кто приходит в ресторанный бизнес впервые — близок к открытию гурман-клуб «Пампасы» на Московской, 27, проект Оксаны Телешевской — жены Павла Телешевского, экс-директора компании «АСВ-престиж».

Однако если раньше считалось, что в основе успеха — центральное местоположение и рестораторы искали помещения в зоне, ограниченной улицами Восточная — Московская — Челюскинцев, то теперь они двинулись на окраины. Там открываются более демократичные заведения, рассчитанные на жителей спальных районов. Среди проектов, которые будут реализованы в ближайшее время, называют кафе «Армения» на Стрелочников, «Корчму» на Сыромолотова, кафе «Лунный свет» на Народной Воли и кафе «Славянка» в Малом Истоке. Насколько успешными они станут, можно судить не раньше чем через год.

Факторы успеха игроки рынка оценивают по-разному. Игорь Ташкинов, два из трех заведений которого находятся в Орджоникидзевском районе, убежден, что людей, в первую очередь, привлекает кухня: Динамика открытия и закрытия предприятий за последние пять лет показывает, что общественное питание, как ни странно, — бизнес рискованный. Если постоянно не контролировать кухню и обслуживание в заведении, оно быстро может потерять своих клиентов.

В понимании управляющего пабом «Рози Джейн» Андрея Максимова, сервис, кухня и интерьер должны быть качественными по умолчанию, но кроме этого важен персонифицированный подход: Мы согласны добавить в ассортимент определенный сорт виски для человека, ставшего завсегдатаем, даже если в меню он не предусмотрен. И держать напиток только для него. Также в качестве дополнительной маркетинговой фишки в «Рози Джейн» используются беспроводные технологии, позволяющие официантам держать оперативную связь с кухней, что заметно ускоряет обслуживание посетителей. Справедливости ради стоит отметить, что эту же технологию применяют в «Васаби» и «Театральном».

Игроки рынка уверяют, что ресторанный бизнес остается золотым дном. При правильном ведении дел бар средней руки стоимостью $500 тыс. окупает себя за год-два, тогда как заведения в центре, изначально работающие без концепции, прогорают: вместо «Ермака» появляется «Фри Дей», вместо «Бульвар-Блюз» — «Гордонс», вместо «Робинзона» — «Рози Джейн». Новые хозяева считают, что им повезет больше.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.