Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Искусство арт-подготовки

Будучи женой преуспевающего американского дипломата, ДЖИЛЛИАН ХЭНБЕРИ ПУЛ объехала весь свет: супруги жили в Европе, Южной Америке и Африке. Дипломатическая служба подразумевает умение быстро завяз

Российские театры и музеи с трудом сводят концы с концами, постоянно жалуясь на недостаток бюджетных средств. Между тем найти деньги вполне реально, надо только знать, с какой стороны к этому подступиться. Например, в США государство дает лишь 5% средств, необходимых для содержания учреждений культуры. Еще 50% организации получают от продажи билетов. 45% приходится на помощь частных лиц, фондов и компаний. Американские арт-менеджеры настолько хорошо умеют находить деньги для своих проектов, что даже учат этому других.

Будучи женой преуспевающего американского дипломата, ДЖИЛЛИАН ХЭНБЕРИ ПУЛ объехала весь свет: супруги жили в Европе, Южной Америке и Африке. Дипломатическая служба подразумевает умение быстро завязывать знакомства, так что искусством расположить к себе людей Джиллиан овладела в совершенстве. Это ей пригодилось при сотрудничестве с различными некоммерческими организациями, испытывавшими трудности с финансированием. Коньком Джиллиан был фандрайзинг - поиск и привлечение внебюджетных ресурсов, - что для Америки начала 70-х было делом относительно новым. С 1972 по 1990 гг. г-жа Пул работала в Национальном культурном центре Джона Ф. Кеннеди, где достигла впечатляющих результатов: она смогла получить многомиллионный взнос от японских корпораций, после чего ее стали считать одним из лучших фандрайзеров США.

На заре 90-х к Джиллиан Пул обратился за помощью директор Краковской филармонии: он просил совета, каким образом можно найти средства для содержания оркестра. Примерно в то же время аналогичная просьба поступила от представителей культурных организаций Чехии. Так в 1991 г. родился Фонд поддержки культуры и искусства в странах Центральной и Восточной Европы. Его возглавила Джиллиан Пул. Фонд помогает культурным учреждениям Венгрии, Польши, Чехии, Словакии и России по-новому организовать свою деятельность, проводит семинары и консультации. Работа Джиллиан с российскими организациями началась в 1993 г., когда Государственный Русский музей обратился к ней с предложением о сотрудничестве. С тех пор она объездила всю Россию: проводила семинары в Санкт-Петербурге, Самаре и Иркутске, Ярославле и Омске, Пятигорске и Хабаровске, Тюмени и Уфе. В ноябре этого года Джиллиан добралась до Екатеринбурга, где провела тренинг-семинар "Формирование имиджа некоммерческой организации как фактор успешного арт-бизнеса". Г-жа Пул поучила фандрайзингу наших арт-менеджеров, а заодно ответила на вопросы корреспондента "ДК".

 

Консультант по вызову

- Ваш фонд работает только в Восточной Европе. С чем это связано?

- Мы не случайно решили помочь тем странам, которые пережили социалистическую эпоху и сейчас перестраивают свою жизнь на новый лад. Все знают, что при социализме культуре уделялось довольно большое внимание. Потом финансирование резко сократилось, и возникли определенные проблемы. Организациям пришлось осваиваться в непривычной для них обстановке. Времена дикого рынка были очень трудными. Для культуры это просто означало: денег нет. Как выживать в новых реалиях, никто не знал: работники культуры практически не общались с западными арт-менеджерами. Так что наша задача - приехать, поделиться опытом, научить ориентироваться в рыночных условиях.

- Можно ли назвать учреждения, которым вы реально помогли?

- Не в моих правилах хвастаться. Мы старались помочь всем. Некоторые проекты можно назвать вполне удовлетворительными. Кто-то создал отделение фандрайзинга или PR, кто-то объединился с другими организациями для защиты своих прав, получил финансирование в рамках той или иной государственной программы. Например, Государственный Русский музей просит нас приезжать чуть ли не ежегодно для запуска все новых и новых проектов.

- Почему вы сейчас приехали именно в Екатеринбург?

- Потому что меня пригласили! В прошлом году я участвовала в видеоконференции - это было частью Дней Америки в Екатеринбурге. И вот теперь мне предложили приехать. Я рада, что я здесь, мне очень нравится ваш город.

- Каким образом оплачиваются ваши консультации?

- Наш фонд - добровольческий. Мне денег не платят. В США это распространенное явление - в таких программах задействовано более половины жителей страны. И люди, которых мы приглашаем, приезжают бесплатно, из любви к искусству. Ведь чем больше внимания уделяется культуре, тем более цивилизованно общество, тем приятнее в нем жить и вести бизнес.

 

Музейный маркетинг

- Если учреждение культуры испытывает сложности с финансированием, что нужно сделать в первую очередь?

- Начинать всегда лучше с себя. В Америке в 50-е гг. театры и музеи тоже страдали от недостатка денег: фиксированные доходы обесценила инфляция. Она "съела" и регулярные отчисления в пользу культурных организаций, и проценты с завещанных музеям сумм. Тогда неожиданно для себя музеи обнаружили, что никто не горит энтузиазмом им помочь. Муниципальные структуры, благотворительные фонды, компании оставались глухи к их просьбам. В конце концов руководители пришли к простому выводу: чтобы получить деньги, надо сначала доказать свою важность для общества. И они стали работать совершенно по-другому. Если раньше директора диктовали всем свою точку зрения, то теперь директор отнюдь не великий мудрец. Современный подход к менеджменту в области культуры - слушать аудиторию. Надо узнать, чего хотят люди.

- А как это сделать?

- Существуют различные методы. Например, в каждом учреждении есть охранники, смотрители, контролеры. Эти работники могут поведать о вкусах посетителей много интересного. К сожалению, у контролера редко спрашивают, что говорят зрители о спектаклях. Другой способ узнать чужое мнение - выборочные опросы. Так, в небольшом сибирском музее сотрудники в один голос уверяли, что им особенно удается работа со школьниками. Когда же опросили подростков, оказалось, что они считают эти занятия крайне скучными и неудобными по времени.

Неверно думать, что посетители хотят только интересных спектаклей и выставок. Крупнейшие организации мира ломают голову над тем, как помочь людям решить проблему общения, предоставить им место для встреч. Конечно, знакомить людей - задача непростая. Несколько лет назад в Ярославле я разговаривала с руководством местного музея. В этом городе молодым было некуда пойти. И я спросила:

"а что же ваш музей?" Мне в ответ сказали, что молодежь будет плохо себя вести, ломать и портить экспонаты. Но сейчас я могу с гордостью сказать: у музея появилось несколько специальных программ, направленных на общение. 

- Что еще важно для привлечения посетителей?

- Люди должны чувствовать, что им рады, что их хотят видеть. Поэтому следует обращать внимание на "передовую линию" - тех, с кем посетитель встречается в первую очередь. Это контролеры, билетеры, кассиры, смотрители, охранники. Очень важно, чтобы они были настроены доброжелательно. Может быть, директор театра - очаровательный человек, но судить о заведении зритель будет прежде всего по контролеру, который на него накричал.

Кроме того, посетителям надо помочь сориентироваться. В Государственном Русском музее я хотела посмотреть авангард. Мне сказали: спуститесь по этой лесенке, потом пойдите направо, потом налево и так далее. В результате я посмотрела очень много всего, но так и не нашла то, что меня интересовало. Наверно, причина в моем неумении читать по-русски. Но в международных музеях должны быть надписи и на других языках. Конечно, в вашем городе зарубежных гостей встретишь нечасто, но все-таки они есть. В Атриум Палас Отеле, где я живу, иностранцев довольно много.

При этом ориентировать - не значит лишать права выбора. В Чехии в начале 90-х в одном музее постарались сделать так, что уж если вы туда зашли, то должны посмотреть каждую картину. Везде были веревки - этакий лабиринт, из которого трудно выйти. А ведь люди, как правило, посещают выставку в собственном ритме. Один проводит в музее часы, а другой промчится, как в марафоне, и потом скажет: вот эта голубая картина изменила всю мою жизнь!

Наконец, инфраструктура: места отдыха, кафетерии, туалеты. Почему-то во многих учреждениях культуры на это совершенно не обращают внимания. Конечно, люди вряд ли придут в театр только из-за чистых туалетов, зато неухоженный может отвратить от дальнейших посещений. В 1977 г. в США открылся художественный музей Поля Гетти, ныне один из самых известных. Дирекция рассчитывала на ошеломляющий эффект, но туалеты испортили все впечатление. Они были плохо оборудованы, и там вечно стояли огромные очереди. Слухи о них передавались из уст в уста, об этом даже газеты писали, представляете?

- А применимо ли к театрам и музеям понятие маркетинга?

- Безусловно. Именно благодаря правильному маркетингу в США недавно наблюдался настоящий музейный бум. Открывая очередную выставку, музеи стали распространять в ближайших отелях целые пакеты услуг: посещение концерта или спектакля, ужин в ресторане и, естественно, поездка на саму выставку. Причем все это с солидной скидкой. Музей изобразительных искусств в Бостоне оклеил три автобуса пленкой с изображением картины Клода Моне: такой автобус бесплатно довозил вас до выставки работ Моне и затем доставлял обратно. В результате учреждение получило дополнительную прибыль от продажи билетов, к тому же немало людей вступили в клуб друзей музея и заплатили членские взносы. Многие, побывав на выставке, впоследствии посетили и постоянную экспозицию. Если организация будет время от времени устраивать акции, достойные освещения в СМИ, недостаток клиентов ей не грозит.

 

Просить не стыдно

- Можете ли вы посоветовать какие-то конкретные приемы привлечения средств со стороны?

- Непременное условие - нужно уметь кратко формулировать миссию своей организации. Это не только американская, но и общемировая практика - потенциальный спонсор прежде всего спросит, чем именно вы занимаетесь. Существует хороший прием краткого изложения миссии. Представьте себе, что я встретила вас на верхнем этаже Атриум Палас Отеля и мы обе ждем лифта. Вы спрашиваете меня, чем я занимаюсь, и пока мы едем с 7-го этажа на 1-й, я должна успеть рассказать вам об этом. Я называю это "лифтовой речью". Очень полезно попрактиковаться в произнесении речи, однако не следует ее заучивать. Она должна быть очень живой - только тогда люди будут вас слушать.

Мне приходилось бесчисленное количество раз беседовать со спонсорами, и я произносила "лифтовую речь", делая вид, что придумала ее прямо сейчас. Я помню одного человека из нефтяной компании. Я говорила ему одно и то же из года в год, и вдруг однажды он мне сказал: "Ух ты! А я и не знал этого!" Так что стоит иметь в виду: они нас не слышат. Приходится повторять наши слова снова и снова.

Если "лифтовая речь" у вас уже готова, нетрудно распространить это послание - например, печатая его на театральных программках и даже на билетах. Но это должны быть не эмоциональные охи и ахи, а четкая информация: вот что происходит, вот как мы это видим и вот что нужно сделать. Обычно такие кампании очень успешны. А как они могут провалиться? Вы приходите в филармонию, чтобы послушать знаменитого виолончелиста. Он выходит на сцену и говорит: "Господа, прежде чем сыграть для вас, я хотел бы кое-что сказать". И произносит несколько слов из "лифтовой речи", ее укороченный вариант. Вы приходите в театр, занавес поднимается, и вы с восторгом ждете... Но тут появляется ведущий актер и говорит: "Дамы и господа!.." Хотя, если честно, я довольно устаю от подобных акций, так как хожу в театр очень часто.

- Вы занимаетесь фандрайзингом уже много лет. По-вашему, просить деньги удобно?

- Фандрайзинг для меня - увлекательнейшее занятие, сродни интересной игре. Если бы я "клянчила" для себя, я бы, наверно, умерла от стыда. Но ведь я прошу профинансировать какое-то полезное дело. Эти деньги сделают людей более счастливыми. То есть я предлагаю спонсору приобщиться к чему-то важному. При этом фандрайзинг начинается с искусства завязывать дружбу. Если же вы начнете просто охотиться за деньгами, ваши усилия будут напрасны.

- Как определить размер взноса, когда собираешь деньги на какой-то проект?

- Никогда не следует говорить "дайте сколько можете", потому что вы получите ничтожно малые взносы. Вообще, начинать следует с крупных сумм. Потом собирать средства будет проще: людям всегда интересно, кто сколько уже дал. Имейте в виду, что треть искомых денег обычно поступает от 10 человек, следующая треть - от 100 человек и, наконец, остальное составят множество мелких пожертвований. Еще никому не удалось набрать сумму в $1 млн, уговорив миллион человек дать по одному доллару. При этом помочь вам согласится каждый третий или каждый пятый из тех, к кому вы обратитесь.

- Что чаще всего побуждает спонсоров выделять средства?

- Как правило, они преследуют какие-то свои цели, и это необязательно реклама. Нередко они стремятся завязать какие-то новые связи, например, хотят, чтобы их видели на презентации рядом с мэром или депутатами, чтобы им удалось вступить в какой-то диалог с властями. Возможно, вы можете что-то сделать для семей их сотрудников, для их детей.

- Деньги можно получить не только от частных спонсоров, но и от государственных структур. Но, похоже, сделать это еще сложнее...

- Знаете, вопрос "как мы можем заставить министерство понять?" звучит по-детски. Подростки тоже часто говорят своим родителям: "вы меня не понимаете". Так что ответ на этот вопрос очень прост. Помогите министерству! Обычно главная ошибка - неспособность написать о своем проекте ясным языком. Постарайтесь четко сформулировать, чего вы хотите. Изучите направления работы министерства, постарайтесь выяснить, что оно реально может для вас сделать. Объединяйте свои просьбы, делайте совместные проекты - это значительно облегчит попытки получить финансирование. Если представители министерства не знают, чего вы от них хотите, возможно, в этом есть и ваша вина.

Когда я была помоложе и понаивнее, мне казалось, что я вырасту и буду раздавать деньги - это же замечательно! Но со временем я поняла, что правильно распределить деньги намного труднее, чем просить их. Если вы просите, то преследуете определенную цель. А если раздаете, вам нужна мудрость Мамоны. Потому что фонды всегда ограничены.

 

Обратная связь: ali@apress.ru

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.