Исполнения судебных актов – лица, содействующие процессу исполнения - 10.02.2000
4. Участие хранителей арестованного имущества в исполнительном производстве. После наложения ареста на имущество, в том случае если не производится его немедленная реализация, оно передается в со
4. Участие хранителей арестованного имущества в исполнительном производстве.
После наложения ареста на имущество, в том случае если
не производится его немедленная реализация, оно передается в соответствии со ст.
53 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на хранение. Функции
хранителей имущества могут выполнять самые разные лица. Во-первых, должник,
которому имущество передано на хранение. Во-вторых, лица, специально назначенные
судебным приставом-исполнителем в акте описи и ареста имущества должника.
Хранителем имущества могут выступать как физические, так и юридические лица.
Хранение некоторых видов имущества может требовать специального оборудования,
специальной подготовки либо специальной лицензии. Так, согласно п.7 Порядка
наложения ареста на ценные бумаги, утвержденного Постановлением Правительства РФ
№ 934 от 12 августа 1998 г., хранение бездокументарных ценных бумаг осуществляет
депозитарий. То же самое касается, например, драгоценных металлов в слитках,
шлихе, самородках, полуфабрикатах, а также драгоценные камни, которые изымаются
у должника и в тот же день передаются на хранение в Государственное учреждение
по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней
при Министерстве финансов РФ, а при отсутствии подразделений этого учреждения в
данном регионе — в банк или специализированное хранилище, имеющие
соответствующую лицензию (п.8 Положения о порядке и условиях хранения
арестованного и изъятого имущества, утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 07 июля 1998 г. № 723).
Хранение в рамках исполнительного производства
представляет собой разновидность отношений хранения, возникающих на основании
закона. Согласно ст. 906 ГК, правила главы 47 ГК "Хранение" применяются к
обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены
иные правила. Кроме Федерального закона "Об исполнительном производстве" и главы
47 ГК отношения хранения при принудительном исполнении регулируются также
упоминавшимся Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 г.
№ 723 "Об
утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого
имущества".
Правовое положение хранителя имущества характеризуется
следующим. Обязанности хранителя имущества заключаются, во-первых, в обеспечении
сохранности имущества, переданного ему на хранение, во-вторых, хранитель не
имеет права пользоваться указанным имуществом, если по свойствам имущества
пользование им приведет к уничтожению этого имущества или уменьшению его
стоимости, например, использовать жилое либо нежилое помещение, технологическое
оборудование и т.д. В-третьих, хранитель обязан принимать меры, обеспечивающие
сохранение свойств, признаков и стоимости данного имущества, а также
отличительных знаков, проставленных на нем судебным
приставом-исполнителем.
Имущество должника передается на хранение под роспись
в акте ареста имущества должнику или другим лицам, назначенным судебным
приставом-исполнителем (далее именуется — хранитель). Такой порядок
соответствует правилам ст. 887 ГК, согласно которой договор хранения заключается
в письменной форме. При этом простая письменная форма договора хранения
считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем
выдачей сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа,
подписанного хранителем. Поэтому расписка хранителя на акте ареста имущества
должника свидетельствует о принятии им указанного в акте имущества на
хранение.
Права хранителя заключаются в следующем. Во-первых, хранитель, если
таковым не является должник или член его семьи (для должника-организации — ее
работник), получает за хранение имущества вознаграждение. Во-вторых, хранителю
возмещаются понесенные им необходимые расходы по хранению имущества за вычетом
фактически полученной выгоды от использования этого имущества. В-третьих,
хранитель вправе пользоваться имуществом, переданным ему на хранение, если по
свойствам имущества пользование им не ведет к уничтожению имущества или
уменьшению его ценности.
В-четвертых, арестованное имущество может быть
оставлено на месте ареста вне зависимости от желания его собственника, должника
или третьих лиц при наличии у судебного пристава-исполнителя оснований полагать,
что перемещение имущества может привести к его повреждению, уменьшению
стоимости, а также при отсутствии у судебного пристава-исполнителя или хранителя
в силу объективных причин возможности переместить это имущество. В этом случае
хранитель имеет право осуществлять любые законные действия, необходимые для
обеспечения сохранности арестованного имущества. При этом судебный
пристав-исполнитель выдает собственнику арестованного имущества, должнику или
третьим лицам постановление об установлении режима беспрепятственного доступа
хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществу, в котором
устанавливаются основные условия такого режима.
В случае нарушения
собственником арестованного имущества, должником или третьими лицами требований
постановления судебного пристава-исполнителя они несут ответственность в
соответствии с законодательством РФ. Для учета арестованного и изъятого
имущества в каждом подразделении судебных приставов ведется журнал арестованного
и изъятого имущества. Форма указанного журнала и порядок его ведения, а также
формы акта об аресте имущества, постановления об установлении режима
беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на
хранение имуществу, размер вознаграждения за хранение имущества устанавливаются
Министерством юстиции РФ.
В целях обеспечения сохранности арестованного и
изъятого имущества, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи
или повреждения могут быть заключены договоры хранения и имущественного
страхования арестованного и изъятого имущества в порядке, установленном
законодательством РФ.
5. Участие специализированных организаций в
исполнительном производстве.
Правовое положение специализированных
организаций в исполнительном производстве определяется необходимостью
разграничения решения вопросов права и организационной деятельности, требующей
специальных познаний, специально обученных работников и т.д. Главная задача
судебного пристава-исполнителя — надлежащая организация процесса принудительного
исполнения, обеспечение защиты прав и исполнения обязаностей субъектами
исполнительного производства, достижение результатов, указанных в находящемся в
его производстве исполнительном документе. С целью лучшей организации
исполнительного производства допускается привлечение различных
специализированных организаций в определенных сферах деятельности, которые
выполняют под контролем судебного пристава-исполнителя определенные виды
юридически значимых действий.
Правовой статус специализированных организаций
прямо не урегулирован в Федеральном законе "Об исполнительном производстве",
имеется только ряд упоминаний в отдельных статьях Закона (например, ст. ст. 53 и
54) и нормативных актах Правительства РФ.
Специализированные организации
привлекаются для разрешения различных вопросов. Во-первых, для продажи имущества
должника согласно ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Ранее, в соответствии со
ст. 400-405 ГПК, продажа жилых строений с торгов
осуществлялась судебным исполнителем, достаточно активным было его участие в
реализации арестованного имущества путем продажи на комиссионных началах (ст.
398 ГПК). В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" содержится иная
модель организации реализации имущества — она осуществляется только
специализированными организациями и производится без оперативного вмешательства
в реализацию судебного пристава-исполнителя.
Во-вторых, для страхования
арестованного имущества. В частности, согласно п.9 Порядка наложения ареста на
ценные бумаги и в целях обеспечения сохранности арестованных ценных бумаг,
переданных на хранение, возмещения убытков в случае их утраты или недостачи
могут быть заключены договоры имущественного страхования в порядке,
установленном законодательством РФ. Перечень страховых организаций, с которыми
могут быть заключены договоры имущественного страхования, определяется
Министерством юстиции РФ. Аналогичная по характеру норма содержится в п.6
Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества
относительно привлечения страховых организаций к страхованию имущества,
переданного на хранение.
В-третьих, специализированные организации могут
осуществлять функции оценки имущества, а также иные полномочия, необходимые для
обеспечения деятельности судебного пристава-исполнителя.
Взаимоотношения
специализированных организаций строились на основе договоров с органами юстиции
субъектов РФ, либо в настоящее время с Федеральным долговым центром.
Правовой статус специализированной организации зависит от характера вопроса,
разрешаемого ею в исполнительном производстве. Разберем данное положение на
примере специализированных организаций, привлекаемых для продажи имущества
должников.
Обязанности специализированных организаций сводятся в основном к
следующему. Во-первых, это предпродажная подготовка имущества к реализации (в
том числе транспортировка, погрузка, разгрузка), хранение имущества, организация
процесса реализации в форме проведения публичных торгов, путем комиссионной или
на иных договорных началах продажи. Во-вторых, получение максимально возможной
выручки для удовлетворения требований взыскателя. В-третьих, на
специализированной организации в зависимости от вида реализуемого имущества
может лежать риск случайной гибели имущества до перехода на него права
собственности.
Права специализированной организации заключаются, во-первых, в
праве получить вознаграждение за выполненную ею работу, размер которого
определяется в договоре с нею, во-вторых, в определении порядка организации
реализации имущества с учетом рамок, установленных законом (например, в ст.ст.
447-449 ГК) и договором.
6. Использование специальных познаний в
исполнительном производстве. Специалисты в исполнительном
производстве.
Согласно ст. 41 Федерального закона "Об исполнительном
производстве", для разъяснения возникающих при совершении исполнительных
действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по
собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением
назначить специалиста, а при необходимости — нескольких специалистов. Участие
специалистов является одной из форм использования специальных познаний,
используемых в рамках правовых процедур.
Наряду со специалистами в
юридической практике в качестве формы использования специальных познаний
используются заключение эксперта и органов исполнительной власти и местного
самоуправления. Все указанные формы использования специальных познаний различны,
поскольку заключение эксперта представляет из себя, как правило, более
технологически сложную форму получения необходимой информации. Поэтому
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не предусматривает
привлечение эксперта в исполнительное производство, хотя различие между
специалистом и экспертом достаточно условное и вомногом оценочное.
Специалисты позволяют принять судебному приставу-исполнителю правильное
решение при разрешении определенных фактических вопросов, например, для
установления стоимости и характеристик описываемого имущества (можно ли отнести
имеющиеся у должника цветные камни к драгоценным, представляет ли описываемая
картина произведение художественной ценности). Так, согласно ст. 52 Федерального
закона "Об исполнительном производстве", оценка имущества должника производится
при определенных условиях специалистом.
В ряде случаев участие одного
специалиста или группы специалистов необходимо для оценки в целом результатов
исполнения судебного акта и соответствия достигнутых результатов предписаниям
резолютивной части судебного акта. Например, в соответствии с п.4 ст. 87 Закона
РФ "Об охране окружающей природной среды" возможен следующий вариант возмещения
вреда, причиненного экологическим правонарушением: с согласия сторон по решению
суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на
ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его
сил и средств. Исполнение такого решения будет осуществляться путем совершения
целого ряда технологических действий должником и может потребовать достаточно
сложного сопровождения для того, чтобы оценить реальность исполнения решения
суда, включая привлечение специалистов для проведения соответствующих
исследований, например, замеров качества воды в водоеме, устранения загрязнений
почвы, воздуха в связи с прекращением вредных выбросов и т.д.
В качестве
специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями.
Специалист дает заключение в письменной форме. Специалист, в соответствии с п.1
ст.41 Федерального закона "Об исполнительном производстве", назначается
постановлением судебного пристава-исполнителя. Привлечение специалиста возможно
как по просьбе сторон, так и по инициативе судебного пристава-исполнителя. В
случае необходимости возможно привлечение нескольких специалистов, например, при
оценке имущества, разнородного по своему составу (автомобили, художественные
ценности, ювелирные изделия), либо для проведения в натуре раздела значительного
по размеру земельного участка.
Для лица, которое привлекается в качестве
специалиста, не устанавливаются специальные квалификационные требования. Можно
говорить о наличии двух требований к специалисту: объективного и субъективного
характера. Требование объективного характера — соответствующее лицо должно иметь
необходимые специальные познания, что может подтверждаться наличием образования,
занимаемой должностью, опытом работы, другими обстоятельствами, подтверждающими
квалификацию специалиста. Из смысла комментируемой статьи вытекает, что в
качестве специалиста привлекается гражданин. Однако в качестве специалистов
может привлекаться организация, например, бюро судебно-технической экспертизы,
организации, выполняющие функции профессиональных оценщиков.
Требование
субъективного характера заключается в отсутствии оснований для отвода
специалиста, указанных в п.1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном
производстве". Специалист должен сам заявить себе самоотвод при наличии
обстоятельств, которые дают основание заявить ему отводы.
Заключение
специалиста должно быть дано и изложено в письменной форме, что обеспечивает
возможность его фиксации, последующую проверку в случае оспаривания самого
заключения либо действий судебного пристава-исполнителя.
Обязанности
специалиста сводятся к следующим. Специалист обязан (1) явиться по вызову
судебного пристава, (2) дать объективное заключение по поставленным вопросам,
(3) давать пояснения по поводу выполняемых им действий.
Права специалиста
сводятся к следующему. Специалист вправе получить доступ к необходимым для
заключения материалам, а также получить вознаграждение за выполненную работу,
проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Указанное
вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных
действий.
Согласно п.4 ст. 41 Федерального закона "Об исполнительном
производстве", за отказ или уклонение от дачи заключения либо дачу заведомо
ложного заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным
законом, о чем он должен быть предупрежден судебным приставом-исполнителем.
Однако в ст. 307 УК установлена ответственность только за заведомо ложное
заключение эксперта, но никак не специалиста. Поэтому уголовной ответственности
за перечисленные в п.4 ст. 41 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" правонарушения в настоящее время фактически не установлено. Речь
может идти только о привлечении к ответственности специалиста в соответствии с
п.1 ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" за невыполнение
законных требований судебного пристава-исполнителя, например, если лицо,
назначенное специалистом, отказывается исполнять указанные обязанности.
Для отдельных категорий специалистов установлена и иная ответственность. Так, оценщики, в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", несут имущественную ответственность за неправильную оценку.



