Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО

Считается, что экспортеры сейчас чувствуют себя уверенно и устойчиво. DK.RU побывал на предприятии, признанном лучшим экспортером Свердловской области. Фоторепортаж с уникального производства.

Компания  «Сеал и К» производит алюминиевые сплавы. Особенность в том, что алюминий она добывает из вторичного сырья — отходов с других предприятий, бытового и промышленного лома. Технология эта уникальна, в России работают не более трех подобных установок. Среди конечных потребителей продукции — Honda, Toyota, Mitsubishi и др.

Конкурс «Лучший экспортер Свердловской области» для предприятий малого и среднего бизнеса был проведен в этом году впервые. Организаторы — министерство инвестиций и развития Свердловской области и областной фонд поддержки предпринимательства.

Основными критериями отбора были объем и география экспорта, наличие международных сертификатов и наград. У победителя — «Сеал и К» экспорт занимает 90% валовой продукции. У лауреатов конкурса этот показатель ниже — так, производитель фанеры «Эко-групп» (2-е место) отправляет за границу 60-70% продукции, а занимающееся деревообработкой ИП Козьменко И.С. (3-е место) продает в другие страны 52% пиломатериала.

Компания «Сеал и К» начала работать в пос. Монетный в 1997 г. До этого у нее было маленькое производство на Сухоложском заводе цветных металлов.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 1

«Мы специально искали цеха, где можно было сразу начинать работаь, — рассказывает исполнительный директор ООО «Сеал и К» Григорий Герцберг. — До нас здесь был Монеткинский опытный металлургический завод, занимался он литейкой и обработкой черных металлов. Когда мы его купили, здесь почти ничего не оставалось, только стены цехов, да и то не везде. Все, что не продали арбитражники, вынесли остальные. Все, что можно было снять, было снято. Дорог не было никаких, люди, когда начинался завод, приходили на работу в болотниках. Так что и ливневую канализацию, и дороги внутри и на подъезде к заводу — делали мы сами».

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 2

Асфальтировали внутреннюю территорию своими силами

Для изготовления сплавов используются три вида сырья: лом, стружка и шлак. Стружка и шлаки — приходят с металлургических предприятий (КАМАЗ, АвтоВАЗ, группы РУСАЛ, Каменск-Уральский металлургический завод, Самарский метзавод). А лом — это то, что образуется у населения или у крупных промпредпритяий в процессе обработки деталей.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 3
Различные виды алюминиевого лома

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 4
Лом сортируется, прессуется и измельчается в специальной дробилке

«20-25 лет назад шлаки, образующиеся в процессе производства алюминия, вообще не перерабатывались, — рассказывает Григорий Герцберг. — Их просто закидывали в яму и зарывали. Потом появилась технология, которая позволяла извлекать из этих шлаков оставшийся алюминий. В России таких установок, которые этим занимаются, можно пересчитать по пальцам одной руки. Я знаю только одну помимо нас, которая действует».

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 5
Шлак, который приходит от крупных производителей алюминия

Смешивать шлак от разных партий и предприятий нельзя — он весь отличается по химическому составу, металлургическому выходу (содержанию алюминия), фракционному составу. Поэтому пробы с каждой партии отправляют в лабораторию и анализируют. Эти данные помогают определить оптимальную схему переработки шлака. 

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 6

Сырье отправляется на участок подготовки шлака, созданному по аналогу испанской фирмы «Реметалл». Большая часть оборудования привезена из Европы, есть и российское. Здесь происходит многоступенчатое дробление, измельчение, грохочение, электромагнитная сепарация шлаков. На выходе получается обогащенный алюминиевый концентрат, с 50%-ным содержанием алюминия. Последующая задача — этот алюминий в процесс переплавки извлечь.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 7
Участок подготовки шлака, на нем работают пять человек.

Готовый концентрат по транспортерам поступает в металлургический цех.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 8

Большая часть плавильной системы — газогорелочное устройство, гидравлика, частично механизм — была привезена из Италии. Но металлоконструкцию самой печи по чертежам изготовили на Уралмашзаводе: экономически неоправданно везти такой вес из Италии.

Расплавленный металл стекает  в миксеры, где обогащается в зависимости от того, какой в данный момент сплав готовится: в него добавляют кремний, медь и т.д. В процессе можно снимать пробы.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 9

После того как будет готов нужный сплав, бочка поднимается и металл разливается по формам. В день можно отливать порядка 55 тонн.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 10

«Если вы в этом году купили американскую машину, то, возможно, запчасти в ней отлиты из наших сплавов. А если в прошлом году вы покупали Volkswagen, то с большой долей вероятности ваш мотор — из Монетного», — говорит Григорий Герцберг.

Вторичные сплавы отличаются друг от друга содержанием элементов. Мировые автоконцерны закупают здесь металл, из которого потом отливают двигатели и запчасти. Требования у них очень высокие: попадать нужно в сотые доли процентного содержания элементов. Самый сложный сплав — тот, из чего льют автомобильные диски. «Сеал и К» производит 20 тонн такого сплава в месяц. Это много: в среднем диск весит 3 кг.

Григорий Герцберг: «Это один из самых дорогих сплавов, его безумно тяжело производить. Когда мы отливаем его, весь завод стоит на ушах».

Сложность при отливе сплава для дисков — точное соблюдение химического состава. В алюминии есть примеси: медь, железо, цинк, магний, кремний, свинец, олово. И каждый должен попадать в определенную грань, в десятые, сотые доли процента. Например, на выходе все элементы должны быть по 0,001, 0,5 и т.п., кроме кремния — его должно быть строго 11%. Добавлять кремний тяжело: насыщаешь сплав кремнием, а во время отливки из-за кремния чушка начинает ломаться. И нужно медленно, понемногу подавая капельки воды, удерживая поверхность, отливать этот сплав.

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 11
На этом участке отливаются и упаковываются чушки, из которых позже сделают автомобильные моторы

Как из отработанного шлака на Урале создают двигатели для мировых автогигантов / ФОТО 12
Вся продукция вывозится по собственным железнодорожным путям

В планах компании — расширить не только линейку сплавов, но и найти более эффективное применение территории завода. Сейчас ведется поиск арендаторов, которые смогут используя инфраструктуру, заниматься здесь смежной деятельностью.

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.