Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как NAUMEN высадилась в Маниле

В сентябре 2012 г. NAUMEN открыла представительство на Филиппинах. Под брендом Noda разработчик софта рассчитывает к 2017 г. занять в Азиатско-Тихоокеанском регионе от 4 до 10% рынка call-центров.

«Деловой квартал» № 43 (853) от 26 ноября 2012 г., стр. 60-63

NAUMEN разрабатывает и внедряет программное обеспечение для автоматизации электронного документооборота, CRM, решения для call-центров и т. д. Выход за пределы России в компании планировали с 2011 г., к началу 2012-го был создан департамент продвижения и продаж на международных рынках. Его в январе 2012 г. возглавил Андрей Зайцев. Он же стал директором дочерней структуры NAUMEN — Noda.

Прежде г-н Зайцев работал в NAUMEN — с 2001 по 2008 г. Начинал с должности менеджера проектов, впоследствии возглавил отдел региональных продаж и получил долю в компании. В конце 2008 г. вышел из бизнеса, а в 2009-м был приглашен в министерство ИТ Свердловской области на должность замминистра, работал там до осени 2010 г., а потом ушел в армию: Андрею Зайцеву тогда было 26 лет. По возвращении он решил оставить министерство, получив ряд предложений, в том числе от Microsoft и NAUMEN. «Больше месяца я потратил, чтобы принять взвешенное решение, — рассказывает г-н Зайцев. — В итоге вернулся в NAUMEN. Предложение было, пожалуй, самым интересным: я выбрал работу за пределами России и СНГ».

Замахнуться на монополию

В России и СНГ почти 50% рынка аутсорсинговых call-центров занимают мировые монополисты-вендоры Avaya и Cisco — у них 22 и 25% соответственно. В 2009-2012 гг. третьим заметным игроком стала компания NAUMEN, заняв 13% рынка. Андрей Зайцев: «В 2001 г. мы решили делать софт для call-центров на открытом программном обеспечении и с использованием IP-телефонии. Тогда в это никто не верил. Но через 10 лет оказалось, что наш прогноз был верным». По его словам, монополисты продолжают использовать устаревшие технологии: это позволит NAUMEN конкурировать с Avaya и Cisco не только в России, но и на мировом уровне.

Как NAUMEN удалось отвоевать 13% рынка у вендоров?

— Надо смотреть на то, как вообще развивался рынок call-центров. Их работа строится на телефонных системах, поэтому и первыми поставщиками автоматизированных решений стали производители «железа». Это позволило им получить рынок дважды, ведь те, кто строил call-центры, уже имели АТС известных брендов. Мы в начале 2000-х гг. пошли иным путем: стали разрабатывать программное решение на основе IP-телефонии, фактически абстрагируясь от «железных» АТС. Хотя в основе нашего ПО — все та же классическая теория массового обслуживания, на которой базируются все подобные решения.

Как она реализуется применительно к call-центрам?

— Принцип — время основной нагрузки можно спрогнозировать, анализируя предыдущие периоды. Например, пик нагрузки на call-центры операторов сотовой связи приходится на обед и вечернее время. В такси — на выходные дни. В это время операторов в call-центре всегда должно быть столько, чтобы связь не просела. Но иметь много операторов невыгодно, ведь в остальное время они будут бездельничать. Так почему бы их не перенаправить на исходящие звонки, прозвоны? В этом одна из наших фишек: если система получает информацию о спаде входящих звонков, она перенаправляет операторов на исходящие, а когда видит рост входящих — забирает обратно. Вручную этого не сделать: человек может отследить факт, но не тренд. Поэтому автоматизация позволяет не только сэкономить, но и даже получить дополнительную прибыль.

При этом решение — на базе открытого ПО. Почему?

— Сейчас на мировом рынке, для того чтобы выстроить полноценную работу call-центра, нужно интегрировать несколько программных продуктов, зачастую от разных вендоров. В результате клиент получает сложную систему, которая не всегда корректно взаимодействует между своими частями. Мы изначально предлагаем единое решение, которое включает все необходимые компоненты с бесшовной интеграцией. Соответственно оно более функционально. И с внешними системами интеграция происходит более точечно, исключая возникновение ошибок. В этом ценность решений на базе открытого ПО. А за счет того что все действия оператор call-центра совершает в одном окне, возрастает и скорость обработки вызовов. Например, человек звонит в банк с конкретной целью — хочет узнать остаток на своей карте. Когда оператор работает в одном окне, он может узнать баланс по счету всего одним кликом. Он экономит время, даже если эту информацию приходится подгружать из интегрированной банковской системы. Avaya и Cisco предлагают всего 30% такой функциональности.

Однако рынок делят именно они.

— Пока — да. Но они в безвыходной ситуации — их бизнес строится на продаже «железа», сама бизнес-модель заточена под производство. А рынку «железки» скоро будут не нужны. Поэтому само существование NAUMEN — это вызов Avaya и Cisco. Думаю, они прекрасно понимают риски. Чтобы выжить, они должны сделать ставку на ИТ. Если нет — потеряют рынок. Конечно, это произойдет небыстро, все-таки бренды очень известные. Но факт: в России мы конкурируем с ними на равных. Поэтому и решили выходить на международные рынки. Успех в родной стране сделал нас амбициозными и смелыми.

Но если вендоры выпустят аналогичные решения, не получится ли так, что они захватят рынок и в третий раз?

— Мы допускаем это и потому разрабатываем новые продукты. Сейчас внутри Noda, «дочки» NAUMEN, создается отдельное R & D-подразделение. Ведь и сама индустрия меняется. От обслуживания звонков мы пришли к обслуживанию контактов. Поэтому правильно говорить сегодня уже не call-центр, а контакт-центр. Следующим этапом будет customer interaction solution. То есть клиент сможет использовать разные каналы связи (не только телефон и электронную почту, но и соцсети, и мессенджеры), при этом все обращения будут связаны единой историей. Принимая очередной звонок, оператор увидит всю цепочку взаимодействия. И ему будет проще выстроить наиболее эффективную модель общения.

Правила перевода

Международную экспансию NAUMEN видит так: сначала Азиатско-Тихоокеанский регион, затем Латинская Америка и Северная Африка. Особняком стоит Китай: рынок привлекательный, но степень владения английским среди местного населения — минимальная (крупнейшие клиенты аутсорсинговых call-центров — компании США и Великобритании).

Точкой старта выбрали столицу Филиппин — Манилу. Азиатская «дочка» NAUMEN получила название Noda. Под этим брендом компания рассчитывает до 2017 г. зай¬ти еще в семь стран: Индию, Индонезию, Малайзию, Вьетнам, Южную Корею, Тайвань и Таиланд. «До конца года мы должны выйти на запуск в Филиппинах одного call-центра на 100 мест. В 2013 г. планируем запустить уже восемь. Нам нужны успешные внедрения, чтобы заходить в другие страны. Скорее всего, офисы в каждой из них открывать не будем — это дорого и нерационально. Гораздо эффективнее работать через партнеров. К 2017 г. планируем занять от 4 до 10% местного рынка call-центров. Я бы даже сказал, что это план-минимум», — поясняет Андрей Зайцев.

Почему не рассматривались рынки Европы и США?

— Все просто. Там устоявшиеся рынки и рост всего на 3% в год. Чтобы зайти туда — нужны большие и длинные вложения. И не факт, что они в конечном счете окупятся. Взгляд упал на страны Азии, Латинской Америки, Северной Африки. Сюда крупнейшие американские и европейские компании отдают на аутсорсинг свои call-центры. Многие даже открывают собственные. И это логично — и рабочая сила дешевле, и налоги ниже. При условии, конечно, что местное население достаточно хорошо владеет английским языком. Мы изучили рынки, оценили потенциал и решили, что это направление перспективно.

Для начала съездили во Вьетнам. Наши друзья, которые открыли там бизнес, организовали несколько встреч и помогли сори¬ентироваться в местной предпринимательской кухне. Но оказалось, что страна не особо англоговорящая, а значит, и рынок в целом небольшой. Затем, под впечатлением от фильма «Миллионер из трущоб», посетили Индию. В аналитических отчетах индийцы прогнозируют двукратный рост рынка приложений для call-центров — с $106 млн до $240 млн за шесть лет. Нас это вдохновило. Но на месте выяснилось, что рынок Индии депрессивный. Клиенты уходят в другие страны: отпугивает ментальность индийцы и их далеко не идеальное английское произношение. А еще в стране не могут наладить стабильное обеспечение электроэнергией. Бывает так, что день, а то и несколько дней кряду полстраны может сидеть без света. Это огромные потери денег! Следующей страной, которую мы посетили, были Филиппины. И знаете, вопрос с открытием филиала сразу был закрыт.

Что вас зацепило?

— Во-первых, произношение. Филиппинца практически невозможно отличить от американца по голосу. Это ведь была колония США. Вся страна вообще американизирована: Starbucks на каждом углу, например. Во-вторых, степень дружелюбия. Индийцы вспыльчивы и могут клиенту нахамить. Филиппинцы другие: для них важны отношения — и в работе, и в личной жизни. И в-третьих, ситуация с электроснабжением гораздо лучше. Неидеальная, конечно, но таких проблем, как в Индии, нет. К тому же весь рынок call-центров у них сосредоточен в одном городе — Маниле. Поддерживать стабильную подачу электроэнергии в одной агломерации проще, чем в нескольких. Власти и сами понимают экономический эффект от развития рынка. Для страны это как манна небесная: за пять лет оборот рынка вырос в пять раз — до $11 млрд. Это 1/5 от экспорта всей страны! К 2015 г. прогнозируется рост до $25 млрд. Количество людей, нанятых на работу в call-центры, к этому времени увеличится с текущих 650 тыс. до 1,3 млн.

Почему для продвижения на внешних рынках компания NAUMEN отказалась от своего бренда?

— Мы понимаем, что эффективно развиваться только за собственный счет вряд ли сможем. Бюджет на 2012 г. составит порядка $1 млн — это деньги NAUMEN. Компания может выделить и больше, но этого все равно будет недостаточно. Поэтому мы ищем внешнего инвестора. Мы изменили не только нейминг и бренд компании: продукт, известный в России как Naumen Phone, будет продвигаться под названием Noda Contact Center. А все для того, чтобы не было путаницы. Инвестор должен четко понимать, что вкладывает не в российскую компанию NAUMEN со всем спектром программных решений, а исключительно в продукт для автоматизации call-центров на мировых рынках.

Какие инвесторы для вас наиболее желательны?

— Мы открыты для всех — готовы сотрудничать и с частными инвесторами, и с венчурными фондами в России или за ее пределами. Нам интересны не только деньги, но и опыт работы на рынках, и связи с локальными компаниями.

Что означает название Noda?

— Это производное от слова nod. Во многих языках мира оно означает «узел». По-моему, очень образно и серьезно.

Название придумали сами?

— Нет. Обратились в компанию Brandiziac. Они зацепили нас интересными работами для East Wind и «Купца». Задача была не из легких: мы заказали нейминг, который бы учитывал особенности восьми стран. Сразу же надо было проверить, свободен ли домен, свободен ли патент и т. д. Плюс на будущее — предусмотреть написание китайскими иероглифами.

В августе Александр Давыдов, председатель совета директоров NAUMEN, рассказывал «ДК», что для выхода на азиатский рынок компания ищет лобби-ресурсы (ЧИТАТЬ >>>). Удалось найти?

— Да. Несколько лет назад по заказу госорганов в Москве NAUMEN участвовала в запуске экспериментального call-центра, работу в котором получили 2,5 тыс. слабовидящих людей. Для реализации проекта был доработан наш Naumen Phone. С этим опытом мы пришли к филиппинским властям. Рынок call-центров растет, и правительство готово дать некоторые преференции компаниям, которые трудоустраивают инвалидов. И тут надо понимать, что в азиатских странах очень много людей с ограниченными возможностями, в том числе слабовидящих. Наверное, это обусловлено низким уровнем местной медицины. Но это тоже люди, и главная задача для государства — их социальная адаптация.

Другая важнейшая задача, которую решают филиппинские чиновники, — борьба с оттоком населения. Не секрет, что многие филиппинцы, в основном женщины, уезжают в Европу, где, работая домохозяйками или нянями, получают больше, чем на родине. Бум на call-центры позволяет удержать людей в стране. На Филиппинах работа оператором call-центра не только прибыльная, но и считается престижной. Поэтому государство готово вкладываться в образование. Естественно, мы, как профессионалы на рынке, готовы принять участие в образовательных программах. Это эффективная модель: например, именно работа с вузами позволила в свое время выйти в лидеры по бухгалтерскому софту.

Планируете трудоустраивать местное население?

— Думаю, коллектив будет смешанный — российские и филиппинские специалисты. Помимо представительства мы открываем и техподдержку. Поэтому местных брать точно будем — как минимум для того, чтобы преодолеть разность ментальности европейцев и азиатов.

А продажи отдадите партнерам?

— Без партнеров мы будем развиваться значительно медленнее. Объективный сценарий: укомплектовать штат, отладить работу, выйти на клиентов и т. д. — все это занимает много времени. Партнеры в данном случае экономят нам время и дают быстрый доступ к рынкам. Кроме того, мы хотим сосредоточиться на развитии продукта, по¬этому помимо продаж отдадим партнерам и работы по внедрению.

Возникли ли трудности с переводом софта на английский?

— Было сложно, поскольку специфическим бизнес-понятиям нам пришлось обучаться на ходу. Так, если мы проводим кампанию, например рекламную, то на английский язык переведем как campaign. А у них вообще нет такого понятия: вместо «кампания» они говорят — проект. А у нас в софте одна из компонент сначала была обозначена как campaign management system. И вот я выступаю на конференции и вижу, что аудитория меня не понимает. Заменили campaign на project — и все встало на свои места! Мы ведем специальный словарь терминов, чтобы пресекать подобные ошибки.

Но даже и это оказалось не таким сложным, как адаптация технической документации. Начиная работать с партнерами, мы были вынуждены пересмотреть подходы к ее созданию. Ведь работать с ней будут уже не наши сотрудники, в квалификации которых мы уверены, а некие среднестатистические сотрудники партнера, которые могут быть вообще незнакомы с продуктом. Поэтому пришлось делать документацию в расчете на любого читателя. Причем сначала написали версию на русском языке, а затем перевели на английский.

Андрей Зайцев

Родился 25 апреля 1984 г. в Ревде Свердловской области.

Образование:
в 2006 г. окончил Уральский государственный университет путей сообщения, электротехнический факультет, специальность «Информационные системы».

Карьера:
в 2001-2009 гг. работал в компании NAUMEN (менеджер проектов, менеджер по продаже ПО, руководитель отдела региональных продаж);
2009-2010 гг. — директор и совладелец компании «Открытая линия»;
апрель-декабрь 2010 г. — заместитель министра информационных технологий и связи Свердловской области;
с января 2012 г. — заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании NAUMEN;
с ноября 2012 г. — директор Noda.

Семейное положение: женат, воспитывает сына.

Хобби: экстремальные путешествия, jet ski, сноуборд.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.