Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как найти деньги на фильм о перевале Дятлова: опыт Данила Куликова

Не просуществовав и года, кинокомпания «20 августа» стала сопродюсером в съемках фильма «Перевал Дятлова». В съемках примут участие 30 звезд российского кино, главную роль прочат Филиппу Янковскому.

Съемки фильма «Перевал Дятлова: история, ставшая легендой» должны начаться уже весной этого года. Созданием ленты занимается продюсер Дмитрий Артемьев из «Д’АРТ Продакшн». В кинотеатрах картина появится в конце 2016 г., сейчас же создатели ищут инвесторов для проекта, чья стоимость оценивается в сумму порядка $ 5 млн. Поиском средств для фильма занимается Данил Куликов, генеральный продюсер кинокомпании «20 августа». По его словам, самое сложное в этом деле — объяснить бизнесменам, что вкладываться в кино — прибыльно.
 
Проверка бизнесом
 
Первое знакомство с изнанкой кино у Данила Куликова случилось в 2005 г., когда он и двое его друзей пришли на Свердловскую киностудию. Так вышло, что один из товарищей отправил туда резюме на должность менеджера департамента стратегического развития, а на собеседование решили прийти втроем. Так и остались. Изначально в их задачи входил поиск инвесторов для съемок фильма «Адмиралъ», но сильно не хватало опыта и связей.
 
«Это были слабые попытки, потому что в 20 лет звонить, например, режиссеру Федору Бондарчуку — не вариант. Деньги в итоге нашли не мы, а один из крутых продюсеров киностудии. Нам же поручили заниматься сдачей съемочного оборудования в аренду», — вспоминает г-н Куликов.
 
По его словам, во многом на то, чтобы вернуться позже в кинобизнес, повлияла именно эта работа на киностудии.
 
«Там очень благоприятная среда для работы и совершенно иной мир, отличный от традиционного офиса. Нас окружали подготовленные и опытные люди, такие, как кинопродюсер Михаил Чурбанов, например», — уверен г-н Куликов.
 
Набраться связей и опыта получилось, уйдя в бизнес. Еще в пору студенчества началось увлечение консалтингом — проведением и организацией различных бизнес-тренингов по организации бизнес-процессов, по подбору персонала.
 
«Я недолго проучился в университете физкультуры и спорта — с детства увлекался восточными единоборствами. Специального предпринимательского образования у меня нет, но удалось организовать и посетить так много бизнес-тренингов, что это и стало моим образованием», — рассказывает г-н Куликов.
 
В кризис 2008-2009 гг. компании стали резко сокращать затраты на дополнительное образование сотрудников, и заниматься консалтингом стало не прибыльно. Было решено поехать в Сургут, заниматься продажей черного металлопроката.
 
«Сначала работал в чужой компании два года, затем меня пригласили младшим партнером коллеги из отрасли. Там я проработал около года и понял, что этот бизнес и город не для меня. Это было слишком просто: берешь металл в одном месте и продаешь в другом. Сургут — город тихий, семейный. Эта сжатая инфраструктура душила, и я вернулся в Екатеринбург, размышляя, в какой сфере удалось бы совместить творчество и бизнес. Так вновь появились мысли о кино», - рассказывает г-н Куликов.
 
Обратно в кино
 
Кинобизнес заинтересовал не только своей масштабностью, перспективами и прибылями, но и одновременно своей сложностью.
 
«Тут каждый раз нет ясности, как будет правильно поступить — это для меня большой вызов. На Урале заниматься кино — это уже рискованно: у нас нет этой индустрии, как таковой. Банально, мало солнечных дней, что очень важно для съемочного процесса. Плюс, на Урале люди не вкладывают в этот бизнес достаточное количество денег. Да, здесь есть крупные промышленные корпорации, но куда они скорее вложат свои деньги? Например, 600 млн руб., в фильм или в новый завод? Ответ, к сожалению, пока очевиден», — сетует г-н Куликов.
 
В доказательство своих слов он приводит цифры: вложения в завод, по его словам, выгодней только на первый взгляд. За время постройки завода эти 600 млн руб. в кино можно обернуть три раза и превратить их в 2-3 млрд руб.:
 
«Есть гарантированные технологии как это можно сделать. Более того, на рынке, даже российском, есть несколько компаний, которые действительно поняли эту специфику и делают за полгода из $1,5 млн — $12 млн.», — рассказал г-н Куликов.
 
Он уверен, что эти показатели легко повторить даже на Урале —регион работы сейчас не так важен: фильм полностью можно снять в съемочном павильоне в любой точке планеты.  Поэтому намного важнее, что за команда снимает и делает постпродакшн, насколько хорош сценарий и маркетинг.
 
«Мы на Урале можем делать мировой продукт и делаем, просто отрасль требует вливаний. А все денежные потоки сконцентрированы в Москве, — рассуждает г-н Куликов, —Именно поэтому сейчас важно объяснить инвестору, что вложения в кино выгодны: это и высокая прибыль в короткий срок и маркетинговый инструмент, и product placement, и нестандартная реклама одновремменно».  
 
Со второй попытки начать работу в кинобизнесе удалось вместе с известным в Екатеринбурге продюсером кинокомпании «Третье декабря» Анатолием Веретенниковым. Тогда продюсеры занялись работой над документальным фильмом «Мастера боевых искусств». Позже, на волне новостей о присоединении Крыма, в мае прошлого года первыми в России вместе сняли на полуострове несколько клипов для начинающего уральского музыканта. Однако, уже полгода, как они работают отдельно. Каждый углубился в свою специализацию: Анатолий больше работает над созданием презентационных фильмов и фильмов в формате 3D, Данил же в результате увлекся продюсированием полнометражных лент. Для новой компании было решено выбрать название «20 Августа».
 
«Так повелось, потому что у режиссера Алексея Федорченко, например, есть кинокомпания «29 февраля». Они с Толей Веретенниковым дружат. Его компания называется «Третье декабря», потому что Толя начинал с 3D-графики. А у меня «20 августа» — потому что день рождения в этот день. Все просто», — рассказал Данил Куликов.
 
Сейчас у компании четыре представительства: в Екатеринбурге, Севастополе, Югре и Москве. 
 
Одним из первых значимых проектов стало создание фильма про мастеров боевых искусств «Королевский нож». Он позиционируется как полнометражный фильм в стиле картин с Джеки Чаном, Индианой Джонсом и Джейсоном Стетхэмом. Бюджет оценивается в  $10 млн. Уже удалось заручиться поддержкой не только частных инвесторов, но и правительства Филиппин, где будут проходить съемки. Пока что старт проекта тормозится долгим поиском новых инвесторов и медленным написанием сценария — на это уже ушел почти год. Одну только сюжетную линию пересматривали несколько раз, проводили фокус-группы.
 
«Самое сложное — понять, что будет интересно зрителю, не прогадать. Фильмы сейчас ценятся, в основном, за оригинальный сценарий, спецэффектами никого не удивишь. Это дает шанс российскому кино: у нас есть свой стиль», — считает г-н Куликов. 
 
По его словам, качественный сценарий для полнометражного фильма может стоить около $50-80 тыс. При этом, рабочий день одного сценариста стоит, как минимум, 10 тыс. руб. Надеяться на госфинансирование особо не приходится:
 
«Государство готово спонсировать фильмы с упором на патриотизм. Если у тебя фильм не о войне, то приходится очень тяжело. Профессиональных камер для съемок полнометражных фильмов у нас в регионе тоже нет, нужно арендовать в Москве или, как ни странно, в Челябинске. Это обойдется в 20 тыс. руб. в день. Вообще, один съемочный день кино стоит от 300 тыс. руб. минимум», - рассказал г-н Куликов.
 
Деньги вперед 
 
Долгий старт «Королевского ножа» — типичная ситуация, когда проект создается с нуля самими продюсерами по их же задумке. В этом плане работа над «Перевалом Дятлова» кардинально отличается, уточняет г-н Куликов.
 
«Продюсер Дмитрий Артемьев  из «Д’АРТ Продакшн» сам пришел ко мне и сказал, что хочет с нами работать: мне, говорит, нравится, что вы делаете. Я удивился и обрадовался, потому что с момента, как я запустил сайт кинокомпании, прошел всего месяц, а нас уже заметили и пришли с очень крутым проектом. В этом проекте мы выступаем как сопродюсеры и занимаемся исключительно привлечением инвестиций. Весь продакшн и идея данном случае не наши», - пояснил Данил Куликов. 
 
Планируется, что «Перевал Дятлова» будет снят в стиле советского кино, вроде «А зори здесь тихие». Актерский состав сейчас набирается, но уже известно, что участие в фильме рассматривает Филипп Янковский. Он, возможно, будет играть Правдина — главного героя — журналиста, который расследует дело в настоящее время. Пул артистов, а это порядка 30 звезд первой величины, как и сценарий, согласованы, съемочная группа тоже готова.
 
«Примерная стоимость проекта — порядка $5 млн. Приходится проводить множество встреч с потенциальными инвесторами из числа собственников бизнеса, объяснять, чем хороши вложения в кинобизнес. Минимальный объем инвестирования в проект от одного партнера —$50 тыс.», – рассказал Данил Куликов.
 
Нестабильная экономическая ситуация, безусловно, повлияла на развитие проектов: пул московских инвесторов, состоявший из венчурных банковских фондов, заморозил свое участие в фильме до лета.
 
«В этом многогранность продюсерской работы — нужно всегда искать запасные варианты, потому что сам съемочный процесс не терпит простоев: это и зарплата простаивающего  персонала, и арендованная техника. Мы снимаем за свои деньги и за деньги инвесторов, нам нельзя не окупиться», - подытожил г-н Куликов. 
 
Зачастую дороговизна рабочего процесса заставляет хороших уральских специалистов заниматься чужими проектами: снимать рекламу, презентационные ролики.
 
«Мы от такой работы отказались. Наверное, из-за этого теряем в прибыли, но пока задуманное удается воплотить. Например, недавно начали съемки проекта «Екатеринбург — город памятников», приуроченный к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В городе и области есть 26 памятников различным воинам, вокруг них мы закручиваем документально-детективную историю. Потому что просто рассказывать об истории памятников было бы скучно: информацию о них можно с легкостью найти в интернете», — рассказал г-н Куликов, отметив, что ролики загрузят на видеохостинг с английскими субтитрами, после чего они будут распространяться в социальных сетях.
 
Данил Куликов уверен, что таким образом интересный продукт может и сам себя продвинуть.
 
В планах у «20 августа» — создание серии документальных фильмов об Урале «Каменный пояс Урала». В нее войдут не менее 50 фильмов, главная цель которых — показать туристическую привлекательность региона.
 
«Повторюсь, основная моя работа сейчас в том, чтобы финансовые потоки, которые есть в регионе, перенаправить из промышленности в уральскую индустрию развлечений. Лучшей рекламы региона не придумать, возьмите, например, Нью-Йорк или Москву. Стабильный приток иностранного и федерального капитала будет обеспечен, когда город станет мелькать на экранах: ведь кино смотрят и министры, и предприниматели, и иностранцы. Они обязательно увидят наши фильмы, и поймут, что Россия — мощное государство с красивыми городами и добрыми людьми», — резюмирует Данил Куликов. 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.