Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Как обойти чужие грабли

Чтобы не допускать просчетов, не лишне выяснить, на чем погорели известные бизнесмены. И учесть их опыт. Тогда, оказавшись в схожих обстоятельствах, вы найдете лучший выход из ситуации.

Владельцы IT-компаний из Екатеринбурга 12 ноября собрались на конференции Failconf (fail – неудача, провал), чтобы рассказать друг-другу и всем желающим об ошибках, из-за которых теряли деньги, зачастую – большие. Каждый получил шанс сопоставить собственные выводы с рекомендациями коллег по цеху. Содержание этих выступлений уже месяц передается из уст в уста: официальная запись на мероприятии не велась. Четырьмя историями, которые показались редакции наиболее поучительными, с  «ДК» поделились «пираты». Впрочем, правообладатели не только согласились на публикацию, но даже проговорили отдельные (самые неразборчивые) моменты на бис.


Евгений Островский. Потерял деньги из-за смешения брендов


В кризис 2009 г. компания Евгения Островского, продвигавшая в Челябинске сайт «Работа74.ру», закрыла филиал и отказалась от планов региональной экспансии. По словам г-на Островского, в России не больше 50 городов, где работодатели готовы оплачивать подбор персонала через Интернет. Опыт в Екатеринбурге был успешным – с 2006 г. компании, искавшие сотрудников, платили за публикацию вакансий на сайте «Работа66.ру». Оборот быстро увеличивался. «Мы ежедневно заключали несколько новых контрактов – клиентов и денег становилось все больше, – вспоминает Евгений Островский. – И появилась гениальная мысль – не пойти ли в регионы? У нас был готовый сайт, который можно скопировать, более-менее накатанные бизнес-процессы и полугодовой опыт успешных продаж». Предполагалось, что после Челябинска, который хотели освоить за три месяца, сайты начнут собирать деньги и в других городах.

Весной, летом и осенью 2007 г. компания продвигала «Работа74.ру» в Интернете и занималась дистанционными продажами из Екатеринбурга, не очень, впрочем, успешно – расставаться с деньгами работодатели Южного Урала не спешили. Такая динамика породила сомнения в успехе масштабной экспансии, но отказываться от Челябинска Евгений Островский не собирался. Налаживать личные контакты с клиентами отправили директора «Работа66.ру». «Мы сняли для него квартиру, офис, купили мебель, компьютеры, наняли сотрудников и решили, что теперь все получится, – говорит г-н Островский. – По сути, мы действовали в Челябинске так же, как и в Екатеринбурге, и в этом, как потом выяснилось, была ошибка. Если Екатеринбурге бизнес рос на восходящем спросе, то в Челябинске требовались активные продажи. Однако главный просчет был в другом».

Когда менеджеры по продажам звонили клиентам в Челябинске со словами: «Это сайт «Работа74.ру», им отвечали: «Мы уже работаем с вашей компанией», однако денег больше не становилось. Это казалось странным – когда представители «Работа74.ру» встречались с работодателями в неформальной обстановке (боулинг, вечеринки, конный клуб), те выражали готовность сотрудничать. Общение могло продолжаться и дальше, но однажды (случайно) выяснилось, что менеджеры по персоналу путают «Работа74.ру» с разделом «Работа» на челябинском городском портале «74.ру» (аналог www.е1.ru в Екатеринбурге). «Мы пострадали от смешения брендов, – говорит Евгений Островский. – За полтора года работодатели так и не поняли, кто мы такие. Если накануне кризиса продажи «Работа66.ру» в Екатеринбурге упали в пять раз, то в Челябинске все осталось по-прежнему – падать было некуда». В октябре-ноябре 2008 г. стало очевидным, что филиал нужно закрывать. На его работу компания потратила около 2 млн руб. и получила 35,6 тыс. руб. за баннерную рекламу магазина «Связной», проданную в Екатеринбурге.

Тогда же г-н Островский пришел к выводу, что с филиалами в регионах компания опоздала – чтобы бороться с местными, а с некоторых пор и федеральными порталами, предлагающими те же услуги, нужны суммы, которые не всякий готов потратить.
Теперь «Работа66.ру» продает франшизы.


Андрей Бриль. Неправильно выбрал инструмент и поверил ложным амбициям


 «Корин холдинг» никогда не жалел денег на оптимизацию управления разнопрофильными (девелопмент, медицина, проектирование) бизнес-процессами. В течение многих лет на эти цели тратили до 500 тыс евро в год. Андрей Бриль, председатель совета директоров «Корин холдинга», подсчитал, на чем можно было сэкономить.

Больше 10 лет назад менеджмент холдинга столкнулся с необходимостью внедрить программный продукт, который упорядочил бы бюджетирование, логистику, сбыт и производство. «У нас был целый ряд проблем, связанных с управлением. Сложные взаимодействия между подразделениями. Трудности с начислением зарплат: у нас непростые премиальные системы, связанные с большим количеством сделок. Всего в информационных потоках было задействовано около 10 тыс. объектов. Мы решили внедрять систему ERP Microsoft Axapta», — вспоминает г-н Бриль. Холдинг выделил на это $400 тыс. Нанял двух специалистов, которые имели опыт работы с Axapta. Но когда механизм заработал, собственники поняли, что он по функционалу существенно больше, чем нужно бизнесу. Андрей Бриль: «Мы неправильно оценили масштабы и перспективы нашего бизнеса, будущую юридическую структуру холдинга. Весь этот огромный IT-огород был создан с большим запасом. До сих пор он нам как будто бы на вырост». Г-н Бриль уверен, что, проведя грамотную оценку, оптимизировать управление можно было с куда меньшими затратами. «Мы могли выбрать более дешевые инструменты, которые по функционалу бы нас вполне устроили», — говорит он. В то же время, опыт внедрения был полезен - уровень компетенции в организации процессов он точно повысил.

Претензий к выбранной ERP холдинг не имеет. «Только к себе. Нужно выбирать инструмент, адекватный размеру компании и перспективам развития», — резюмирует Андрей Бриль.

Вторым фейлом глава холдинга называет разработку собственной сложной ERP-системы – для управления лечебно-профилактическими учреждениями. Работу доверили молодым специалистам: создали целый отдел разработчиков – 25 человек. Ежегодно расходы на этот проект составляли около 500 тыс евро.

Топ-менеджмент поверил амбициям разработчиков и дал им полную свободу действий. Однако амбиции оказались больше, чем результат. Разочарование наступило через три года. «Мы столкнулись с тем, что в Екатеринбурге найти профессионалов, которые могут организовать и руководить процессом разработки системы управления сложными объектами, практически невозможно», — говорит г-н Бриль. Проект закрыли, штат расформировали. К счастью, добавляет он, это был единственный неудачный инвестпроект из четырех, которые холдинг вел в тот период. Остальные три удались.


Максим Серебров. Не составил бизнес-план


Максим Серебров, директор компании «Экстрим про», не побоялся публично вспомнить о двух достаточно обидных, как ему сегодня кажется, промахах, из которых он извлек уроки. Если первый fail – риск, на который он пошел, и пожалел, то второй заключается в обратном — из страха рискнуть и потерять, отказался от «золотой жилы».

Оба сюжета – истории 2003-2004 гг. Компания Максима Сереброва занималась разработками в сфере электронного документооборота. Это не такое отдаленное прошлое, но прогресс с тех пор далеко шагнул. Сегодня нам кажется нормальным отправлять заверенные электронной подписью документы. Тогда это было в диковинку, бухгалтерии компаний сдавали отчеты в бумажном виде и дублировали на дискетах. Максим Серебров с партнерами справедливо решили, что эта практика нуждается в новаторских идеях и предложили компаниям программу, которая позволяла заверять электронной цифровой подписью отчетность в пенсионный фонд и отсылать документы по каналам связи. Необходимость перемен во взаимоотношениях коммерческих организаций с этой госструктурой была очевидна. «Большую часть времени сотрудники фонда тратили на то, чтобы прочитать дискету, выявить ошибки и отправить на доработки с замечаниями. Нами была создана система, которая все это делает автоматически, в том числе проверяла наиболее очевидные ошибки и сама отправляла об этом уведомления сотрудникам компаний. Мы создали прекрасный интерфейс, протестировали систему, свели количество багов практически к нулю», — рассказал г-н Серебров.

Однако в самый ответственный момент, когда этап тестирования был завершен, а продукт выведен на коммерческую эксплуатацию, выяснилось, что количество клиентов и та сумма, которую они готовы заплатить, недостаточны ни для того, чтобы отбить затраты на разработку, ни даже на поддержку и обслуживание программного продукта: 1 тыс руб. в год для клиентов с числом сотрудников до ста и 5 тыс. руб., у кого больше ста. Максим Серебров: «Наши расходы в разы превышали ту сумму, которую мы смогли заработать. Продукт был хорошим, очень хорошим, но не окупился».  Спустя какое-то время, партнеры решили отказаться от дальнейшей реализации и поддержки системы. Но и тут возникли сложности. «Мы же были связаны годовыми контрактами. В большинстве случаев были затрачены большие усилия и дар убеждения, чтобы их заключить», — вспоминает г-н Серебров. Но в итоге проект был закрыт, а его разработчики получили большие убытки.

Стоит отметить, что после неудачного старта Сереброва подобный продукт вывела компания «СКБ Контур» (продукт для бухгалтерской отчетности «Контур-Экстерн»), который демонстрирует внушительные продажи. То есть, корень всех зол вовсе не в плохой идее. Так в чем мораль? Главное - партнеры просто забыли о бизнес-планировании. «Проблема кроется в начальной стадии: не было проведено анализа самого рынка и той аудитории, для которой мы создаем наше предложение. Мы перепутали, кто у нас клиент и заказчик, а кто пользователь. Фактически была создана система, которая упрощает жизнь пенсионному фонду, но продавать-то ее нужно бизнесу! Пенсионный фонд нам нужен был как канал продаж, платить за продукт он, естественно не стал бы», — резюмирует г-н Серебров. Кроме того, компания упустила покупателя на свой несостоявшийся продукт. Видимо, не сошлись в цене. Максим Серебров: «Мы провели переговоры с «СКБ Контуром» о покупке нашей системы. Но не продались. Думаю, зря. Хотя бы какую-то часть денег могли компенсировать». После «СКБ Контур» сам разработал такой продукт.

Второй своей ошибкой Серебров считает отказ от развития сети терминалов самообслуживания в 2004 г. Сегодня они на каждом шагу, а тогда поле для этой предпринимательской деятельности было не пахано. «На дворе бум сотовых технологий. Но услуги связи можно было оплатить только в магазинах с помощью кассира. При том, технология складывания купюр в ящики и инкассации уже была — автоматы с газировкой, булочками и прочими сластями много где стояли, не говоря о банкоматах кредитных организаций. Мы пообщались с людьми, которые занимались этим. И решили делать терминальную систему, которая будет принимать деньги за услуги», — рассказал Максим Серебров. Однако помимо удачной идеи и на сей раз продуманного бизнес-плана бизнесменам не хватило единственного – средств. Г-н Серебров рассказал, что тогда посетил много банков – от частных региональных («Северная казна», например) до крупных федеральных, но везде было отказано. Дальше партнеры не пошли. Максим Серебров: «Оглядываясь назад, я считаю, что мы могли бы найти залог, чтобы получить необходимые 4-6 млн руб. Но мы не захотели рискнуть». Делиться Серебров тогда тоже не был настроен. Хотя сегодня сам признает, что если нашел сильного партнера, то, заручившись его поддержкой в виде финансов или лобби, мог стать крупнейшим вледельцем терминального бизнеса на Урале.


Александр Давыдов. Неверно оценил затраты


Александр Давыдов дважды примерил на свой бизнес теорию основателя Intel Энди Гроува о долине смерти, проходя которую, компания или гибнет, или обретает новые силы. Оба случая похожи. Первый относится к 1994 г., когда из-за неправильно оформленного кредитного договора у фирмы г-на Давыдова «Микротест» появился необеспеченный долг в $700 тыс. (в нынешнем масштабе цен нужно умножать на десять). Деньги требовали отдать. «А у коллекторских агентств, в роли которых выступали «уралмашевские», «синие» или «центровые», были жесткие методы, – говорит Александр Давыдов. – Убивать бы, наверное, не стали, но чувствовал я себя скверно и, прежде, чем заснуть, что-нибудь выпивал». В начале 90-х компания «Микротест» разрабатывала ПО, но большей частью продавала компьютеры – взять $700 тыс. в короткий срок было неоткуда. Помог случай – благодаря лоббизму управления Центробанка по Свердловской области, убедившего сотрудников ФАПСИ в надежности «Микротеста», компания получила от ЦБ заказ – разработать корпоративную сеть на базе аналоговых каналов Х.25. По словам г-на Давыдова, этот контракт открыл для «Микротеста» рынок услуг для ЦБ, с которым они позже сделали еще несколько проектов. А в 1994 г. один за другим появилось еще три выгодных заказа, позволивших рассчитаться с долгом.

Другой случай произошел с компанией NAUMEN (основана в 2001 г.), где г-н Давыдов был инвестором и главным учредителем. NAUMEN разрабатывал софт для электронного документооборота, ERP-системы и цифровых IP-АТС. «Наверное, было бы проще сосредоточиться на одном продукте, – рассуждает г-н Давыдов. – Но заранее нельзя сказать, что именно будет пользоваться спросом – в разные периоды жизни компанию вытягивали разные проекты». В 2003 г. Александр Давыдов предупредил сотрудников (их было около 70), что деньги закончились. По его словам, сказалось отсутствие опыта в производстве ПО для корпоративного заказчика. Продавать этому заказчику было нечего – продукты, которыми занимался NAUMEN еще предстояло довести до ума. Айтишники могли либо увольняться, либо работать бесплатно, ожидая денег. Г-н Давыдов занял жесткую позицию – компания жива, пока он сам от нее не отказался. Часть специалистов ушла, остальные не получали зарплату шесть месяцев. Спасло то, что в штате NAUMEN были в основном студенты, не успевшие обзавестись семьями и не обремененные потребительскими кредитами (банки их тогда не раздавали).

Александр Давыдов полагал, что компания, на рынке практически неизвестная, может рассчитывать на определенный объем заказов со стороны двух категорий покупателей. К их числу Джеффри Мур, написавший бестселлер «Преодоление пропасти», отнес 2% гиков (помешанных на технологиях) и около 13% предпринимателей-инноваторов, которым важно опередить конкурентов. Такие действительно нашлись. Сложность заключалась в том, что нуждавшаяся в деньгах компания предлагала недоработанные продукты, чем, по словам г-на Давыдова, поначалу испортила себе репутацию. Со временем этот недостаток удалось изжить. «Практика показала, что хорошо себя чувствуют IT-компании, совместившие новые проекты с доводкой старых, хотя это и означает работу на износ», – говорит он.

В 2004 г. финансовое положение NAUMEN укрепилось. Анализируя опыт, Александр Давыдов вывел три правила. Первое – в экстремальных ситуациях специалисту лучше связать свою судьбу с командой – это единственный шанс спастись и состояться профессионально. Второе правило – при крупных долгах экономия не спасает: компании, угодившей в финансовую яму, нужно продолжать работать, создавая прибавочную стоимость. «Третье правило касается руководителя – не ври, фильтруй базар, обещай мало, но исполняй в любом случае и вознаграждай сотрудников за успехи, даже если это не предусмотрено контрактом», – поясняет г-н Давыдов.

Сейчас NAUMEN – самая быстроразвивающаяся IT-компания региона.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.