Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как собрать свою команду

Чтобы использовать метод Ассесмент-центра, не-  обходимо заранее планировать потребность фир-  мы в персонале, так как получение результата возможно только через 1-1,5 месяца после начала работы

В одном из апрельских номеров журнала, раздумывая над проблемами внутрифирменного обучения персонала, мы говорили о том, что учить надо прежде всего тех, кто способен сделать карьеру. Но как понять, способен человек к этому или нет? Как, принимая человека на работу, уберечь фирму от возможных "сюрпризов" со стороны нового сотрудника? Одним из методов самостоятельного эффективного подбора персонала, страхующим от неожиданностей, является Ассесмент-центр1. Несмотря на то, что метод этот достаточно новый, уже и у нас в Екатеринбурге есть фирмы, которые активно им пользуются.

Чтобы использовать метод Ассесмент-центра, не-
 обходимо заранее планировать потребность фир-
 мы в персонале, так как получение результата возможно только через 1-1,5 месяца после начала работы по подбору.

С чего начать?
Метод включает в себя несколько этапов. Первые два этапа — сбор информации и первичный отсев — мало чем отличаются от типичной практики приема на работу. Цель — собрать максимально широкий круг претендентов на имеющуюся вакансию и также максимально отсеять: неинтересно заполнивших анкету, не справившихся с тестами, не подходящих к компании по "внешнему формату". На "входе" отсеивается до 80% кандидатов.
Следующий этап для оставшихся 20% — это собеседование с директором фирмы. На собеседовании директору важно составить впечатление о том, насколько взгляды кандидата на жизнь, на карьеру сочетаются с интересами компании. Руководитель подробно и честно рассказывает о компании, о задачах, стоящих перед новой должностью, о сложностях работы, о размере заработной платы, стремится максимально ответить на вопросы. Кульминация собеседования с директором — информация о продолжении конкурсного отбора, о дальнейших этапах конкурса.
У кандидата есть возможность отказаться от дальнейшего участия. И 50% претендентов "сходят с дистанции" на этом этапе. Это люди, которые соответствовали компании по всем формальным признакам, но плохо представляли себе, чем занимается компания, не определились со своим профессиональным выбором, не готовы много и напряженно работать, не имели особого желания работать именно в этой компании.
В следующий этап — творческий конкурс — вступают самые целеустремленные. Он заключается в выполнении конкретного задания, цель — определить владение конкретными профессиональными навыками и наличие способностей, необходимых для работы. Задание выполняется индивидуально в течение 1 недели, требует времени и сил.
Так, в одной из фирм, занимающейся продажей элитной одежды, претендентам на вакансию менеджера по поставкам предлагалось сделать сравнительный анализ коллекций сезонной мужской одежды, представленных в магазинах города. Причем не уточнялось, по каким критериям оценивать. Человек сам должен был решить — будет ли это анализ предложения, или замер соответствия моде, или соотношение цены и качества. В результате оценивалось то, насколько индивидуальное понимание конкурсанта совпадает с пониманием компании, т.е. насколько человек органично сможет "вписаться" в новую для себя среду или начнет "диктовать свои условия"?
Само согласие кандидата сделать какую-то неоплачиваемую работу для компании демонстрирует высокую мотивацию получить работу в компании. Для претендента на данном этапе важна возможность показать себя "во всей красе". Иногда результаты творческого конкурса превосходят все первоначальные ожидания.
Светлана принесла в фирму резюме с целью найти работу офис-менеджера или администратора. В фирме на этот момент существовало несколько вакансий. Те, кто проводил первичный отбор решили, что образование Светланы и ее практический опыт удовлетворяют начальным требованиям и пригласили на собеседование. Светлана прошла все 3 этапа, не отказалась и от участия в творческом конкурсе. Подойдя к заданию ответственно и творчески, она продемонстрировала владение отдельными методами маркетингового анализа и, в результате, была приглашена на вакансию специалиста отдела маркетинга.
Этот пример свидетельствует о том, что, даже не имея достаточного практического опыта, можно проявить себя как человека компетентного, целеустремленного и добиться желаемого результата.
Игра в финале
На заключительный этап приглашаются успешно справившиеся с творческим заданием. Как правило, тех, кто дошел до финала, 5-6 человек. Заключительный этап — это деловая игра. В качестве практических заданий на деловой игре предлагаются конкретные рабочие ситуации.
Так, например, претендентам может быть предложено смоделировать деятельность фирмы по продаже строительных и отделочных материалов. В игре участвуют "директор", "специалист по поставкам", "менеджер по персоналу", "рекламист" и др. Участникам предстоит провести мини-совещание по решению конкретных вопросов, распределить бюджет, обеспечить поставку новой партии, запустить новую рекламную компанию и т.д. Менеджерам по продажам может быть предложено провести презентацию незнакомого товара покупателю.
В целом деловая игра — это проверка умения работать в команде, стиля взаимодействия с незнакомыми людьми, умения высказывать свою точку зрения, убеждать, брать на себя ответственность. В ходе игры хорошо просматриваются индивидуальные особенности человека, его коммуникабельность, активность, стрессоустойчивость, способность преодолевать стереотипы, предлагать оригинальные, нестандартные решения.
Часто на Ассесмент-центре используется задание — быть принятым на работу в фирму на одну из вакантных должностей. В игровых условиях становится понятным, на чем человек акцентирует внимание: на величине зарплаты, графике работы, на профессиональных перспективах. Причем работа, на которую нанимается человек, может не иметь отношения к его конкретному профессиональному опыту, зато, наблюдая за игрой, можно составить представление, как человек ориентируется в незнакомой области.
За процедурой следят директор фирмы, будущий непосредственный руководитель сотрудника и кто-то из будущих коллег. Для наблюдателей налицо позиции участников: "лидер", "спутник", "ведомый", "крайний" и пр. К примеру, на одном из ассесмент-центров мы наблюдали, как менялось поведение конкурсантов: поначалу они вели себя спокойно, дружелюбно по отношению друг к другу, но по мере возрастания сложности заданий происходил накал страстей, усиливалось соперничество.
По отзывам самих участников, Ассесмент-центр — это настоящий конкурс, он дает возможность сравнить себя с другими, почувствовать дух конкуренции, показать себя с лучшей стороны. Кроме того, конкурсант убеждается в серьезности намерений организации по отношению к нему, пока новичку, "чужаку". А также он приобретает полезный опыт коммуникации. Без преувеличения, участие в конкурсе придает силы новичку, помогает поверить в себя.
— Мною руководила мысль, — рассказывает Наталья, участница одного из ассесмент-центров, — если меня здесь так хорошо принимают, если меня здесь ждут, то я хочу здесь работать.
— Деловая игра дает возможность почувствовать себя в новой роли, — говорит Ольга, тоже одна из участниц, — тем более на игре их было несколько, всегда хотелось выбрать ту роль, которая тебе ближе.
Решение о приеме сотрудника на работу принимается по совокупности результатов всех этапов.
Итак, Ассесмент-центр — это марафон. Добегают до финиша один или двое. Остальные просто сходят с дистанции, понимая сами, что не потянут. А тот, кто добежал, просто так уже не уйдет из компании, он слишком много сделал, чтобы сюда попасть. Он просто обязан добиться успеха.
— Ассесмент-центр — действительно эффективный способ отбора персонала, — считает руководитель группы продаж сервисного центра ТОМ-УПИ Татьяна Викторова, — человек чаще всего раскрывается именно в нестандартной ситуации, которая и задается на деловой игре.
В некоторых фирмах деловую игру с целью оценки проводят к концу испытательного срока претендентов на должность.
В.А. Поляков, автор книги "Как получить хорошую работу в новой России", на одном из семинаров в Екатеринбурге приводил пример из практики Ассесмент-центра крупной московской компании. Проведение Ассесмент-центра включало 7-8 этапов: от самопрезентации участников, когда оценивалось их умение выступать, "подать себя", формулировать мысли, до деловой игры "Аукцион", в которой проявились способности участников к экономическому анализу и коммерции.
— Ассесмент-центр эффективен не только при приеме на работу сотрудников, но и для оценки потенциала действующих сотрудников, продвижения их по карьерной лестнице, — говорит начальник отдела рекрутинга Уральского кадрового агентства Наталья Дягилева, — особенно он необходим, когда в фирме происходит реорганизация или открывается новое направление деятельности.
Руководители, убедившиеся в надежности этого метода, солидарны в мысли: стоит играть в игре, чтобы выигрывать в жизни. Время на более тщательное знакомство с персоналом никогда не бывает попусту потраченным.
По мнению британцев, никакие миллионы не дадут бизнесу той форы, какую дает тщательно подобранная команда сотрудников. n

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.