Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Как «Уралвестком» поменял голосовую связь на беспроводной Интернет

Первым в Екатеринбурге и Сверд­ловской области предоставлять услуги сотовой связи первого поколения в стандарте NMT-450 начало ЗАО «Уралвестком», которое долго лидировало и по количеству абонентов,

«Уралвестком» был первым сотовым оператором на Урале. Однако успешно конкурировать с операторами GSM, работая в стандарте NMT-450, не удалось. Поэтому компания решила воспользоваться своим ключевым преимуществом — высокой скоростью передачи данных — и поменяла стратегию. Под брендом «Скайлинк» «Уралвестком» начал развивать услуги беспроводного Интернета. Сегодня эта услуга приносит 70% доходов компании, и ее доля постоянно увеличивается. Почему «Уралвестком» не смог набрать «голосовых» абонентов
Как перепозиционировать устоявшийся бренд
Зачем продавать телефонные аппараты себе в убыток
Как, уменьшив рекламу, увеличить абонентскую базу

Первым в Екатеринбурге и Сверд­ловской области предоставлять услуги сотовой связи первого поколения в стандарте NMT-450 начало ЗАО «Уралвестком», которое долго лидировало и по количеству абонентов, и по территории действия сети. Но постепенно GSM, как более современный стандарт второго поколения, стал расширяться и набирать популярность. В конце 90-х гг. перед «Уралвесткомом» встал вопрос, куда двигаться дальше. Акционеры компании решили строить сеть на базе стандарта CDMA. Становиться еще одним GSM-оператором было бессмысленно — рынок был занят, а у CDMA (стандарта третьего поколения) было больше возможностей передачи данных, чем у GSM.

«Безлимиткой» удивить не удалось

«На этапе планирования запуска CDMA компания провела маркетинговое исследование, — рассказывает Сергей Герштейн, коммерческий директор ЗАО «Уралвестком». — Получив результаты, мы решили ориентироваться на абонентов с потребностью в большом объеме голосового трафика, а также в мобильной передаче данных (корпоративные клиенты и состоятельные физлица). Поэтому ставку сделали на безлимитные тарифы для голосовой связи».

Но эта стратегия не дала ожидаемого эффекта. К моменту запуска сети в 2005 г. рынок сотовой связи сильно изменился. Уровень проникновения GSM вырос, а конкуренция уронила цены на услуги GSM-операторов. «Технических характеристик сети нового поколения оказалось недостаточно, чтобы частные клиенты массово отошли от привычного GSM. Корпоративные абоненты признавали наши преимущества, но камнем преткновения была высокая стоимость аппаратов, поддерживающих стандарт CDMA», — вспоминает г-н Герштейн.

В 2005 г. «безлимитка» уже не была экзотикой на сотовом рынке. Стоит отметить, что именно на безлимитных тарифных планах бренд «Скайлинк» успел раскрутиться в Москве и Санкт-Петербурге, но это было до 2005 г. А принцип «платит звонящий», введенный в 2006 г. на всей территории РФ, сделал этот тариф окончательно невыгодным. «Время было упущено, рынок голосовой связи распределен, перевести на себя выгодных корпоративных и активных частных пользователей уже было чрезвычайно сложно», — объясняет Сергей Герштейн. К тому же сказались и минусы сети CDMA — ограниченная территория роуминга, необходимость покупать новую трубку для этого стандарта и менять свой старый номер. Поэтому набрать при таком позиционировании планируемое количест­во абонентов не удалось.

Слово «мобильный» заменили на «беспроводной»

Когда выяснилось, что голосовую связь развивать бессмысленно, «Скайлинк-Екатеринбург» обратился к теме беспроводной передачи данных: рынок молодой, конкуренция невелика. Главной задачей было сформировать спрос на услугу, создать реальную конкуренцию проводным интернет-операторам. Для этого необходимо и позиционировать себя на рынке интернет-доступа, ведь пока компанию ассоциировали лишь с сотовой связью. «В новой концепции такая ассоциация нам только мешала, поскольку Интернет у сотовых операторов принято считать медленным и дорогим. У нас же он был быстрый и по вполне конкурентным ценам. Поэтому мы ушли от слова «мобильный», заменив его на слово «беспроводной». И стали говорить о себе как об интернет-провайдере, но отличающемся от всех иных провайдеров отсутствием проводов», — уточняет Сергей Герштейн.

С новым позиционированием изменилась и целевая аудитория компании. «При запуске сети CDMA мы выходили преимущественно на мужскую аудиторию с уровнем дохода выше среднего — руководителей, которым необходимо много разговаривать. Теперь аудитория расширялась. В нее попадали все, кто впервые подключает Интернет, и те, кто хочет отказаться от проводов», — поясняет г-н Герштейн.

Целевая аудитория «Скайлинк-Екатеринбург» — это люди или компании, для которых подключение проводного канала технически невозможно или неоправданно (в здании нет провайдеров, используется арендованный офис или квартира); во-вторых, это пользователи «мобильного офиса», в-третьих, те, кому, помимо проводного, необходим резервный интернет-канал. Сергей Герштейн: «Наша аудитория во многом совпадает с аудиторией классического интернет-провайдера, работающего на массовом рынке».

Тарифная политика фирмы тоже значительно поменялась. Раньше тарифы «Скайлинка» включали в себя голосовой трафик либо голосовой трафик и трафик данных. Цена мегабайта была выше, чем в среднем на рынке проводного Интернета. Но, поскольку компания поменяла курс и стала считать своими конкурентами провайдеров, пришлось пересмотреть тарифы и снизить цену на Интернет. Так появились тарифы, ориентированные на передачу данных без включенных голосовых минут. «Если человек купил модем, чтобы работать в Интернете, ему голосовая связь не очень-то нужна», — объясняет г-н Герштейн. Сегодня стоимость 1 Мб наиболее популярного тарифного плана компании сравнима с ценой, которую предлагают проводные провайдеры, — 1,95 руб.».

Еще одним важным инструментом, с помощью которого «Уралвестком» набирал абонентскую базу, стало снижение входного барьера. «Нам труднее привлечь абонента из-за высокой стоимости терминалов. У человека, решившего подключиться к сети Интернет, есть две возможности — либо купить кабель-канал (средняя цена подключения к проводной «выделенке» — 1,5 тыс. руб.), либо подключиться к нам, но для этого необходимо купить терминал», — рассказывает Сергей Герштейн. Сегодня один такой аппарат стоит от 6,5 до 17,9 тыс. руб. Чтобы эту ситуацию повернуть, компания в течение семи месяцев — с декабря 2006 г. по июль этого года — субсидировала терминалы, продавала их за 1000 руб.

«Для нас процесс был достаточно зат­ратным — организация набирала базу дорогой ценой, теряя на каждом терминале деньги. Но это того стоило, программа дала свои результаты», — утверждает г-н Герштейн. По его словам, акции выявили, что в городе сильно сарафанное радио: «Сначала мы много средств вложили в продвижение, а затем постепенно снижали затраты на рекламу за счет того, что все больше людей приходило к нам по рекомендации». Другими словами, когда компания набрала критичную массу пользователей, начал работать вирусный маркетинг. Это подтверждают данные анкетных опросов новых абонентов и косвенный аудит: объем рекламы сокращается, а число абонентов — нет. В июле и августе 2007 г., например, при снижении рекламного бюджета в 10 раз по сравнению с весной и при почти полном прекращении акций по субсидированию терминалов число абонентов увеличивалось почти такими же темпами, как в предыдущие месяцы.

Лучшие рекламные каналы для продвижения услуг доступа в Интернет — растяжки и радио

Для привлечения аудитории пришлось отказаться от старых инструментов. В компании упразднили отдел прямых продаж. «Мы перестали заниматься активными продажами: искать крупных клиентов, обзванивать их, приходить и предлагать наши услуги. Усилия, которые нужны, чтобы привлечь одного крупного клиента, не оправдывались. Люди сегодня не готовы покупать, потому что им позвонили, — сначала они должны осознать необходимость в этой услуге, — рассказывает Сергей Герштейн. — Мы сформировали услугу, которая востребована на рынке. Те, кому она необходима, приходят к нам сами. Рекомендации в сочетании с дозированной рекламной поддержкой работают эффективнее, чем наши продавцы».

Ориентируясь на массовую аудиторию, компания ушла от продвижения через специализированные издания и стала активно использовать для рекламных целей радио и растяжки. Г-н Гер­штейн: «Наша аудитория активна, много передвигается по городу. А, например, пенсионеры, которые сидят дома, в нашу аудиторию не попадают». Правильность выбора подтвердили данные об обращениях потенциальных клиентов: чередуя каждый месяц разные каналы рекламы, компания фиксировала количество звонков в информационную службу и количество посетителей в центре продаж в тот или иной месяц. «Опираясь на эту информацию, мы пришли к мнению, что, например, пресса в продвижении услуг «Скайлинка» в Екатеринбурге уже не работает. Этот канал наряду со щитами был эффективен для увеличения узнаваемости при выводе на рынок нового бренда», — рассказывает Сергей Герштейн и добавляет, что компания пробовала и видеоэкраны, но эффективность была низкой. Продукт сложный, поэтому трудно передать сообщение о нем таким способом. Чтобы эффективно работать с растяжками, стали использовать короткие слоганы: «1 Гб в подарок», «Новогодняя скидка на модем», «Модем за 1000 рублей», «Интернет от «Скайлинка». Г-н Герштейн: «Мы поняли, что на растяжках работают не более четырех слов. Задача этих слоганов — привести клиента в центр продаж, где ему уже все расскажут и покажут».

В качестве каналов для имиджевой рекламы используют брандмауэр (он же указатель на центр продаж «Скайлинка»), рекламу на бортах трамваев, сайт в Интернете. Пробовали в компании и баннерную рекламу, но эффекта не получили, поэтому сейчас в основном используют продвижение в интернет-поисковиках.

Как отмечает Сергей Герштейн, услуги оператора не позиционируются отдельно для физических и юридических лиц, потому что они нужны и тем и другим. Он добавляет, что количество терминалов, проданных «Скайлинк-Екатеринбург», примерно одинаково для обоих сегментов пользователей.

Рекламные кампании «Скайлинк» разрабатывает самостоятельно. Раньше фирма пыталась сотрудничать с рекламными агентствами, но с начала 2006 г. отказалась от их услуг. «Мы выводили на рынок новую услугу. Рекламные агентства не поняли наше предложение и пытались продавать все как услуги сотовой связи. Вероятно, у них просто не было опыта работы с провайдерами. Насколько я знаю, почти все провайдеры сами занимаются рекламой», — объясняет г-н Герштейн. Сейчас компания работает с рекламными агентствами только по размещению рекламы. Слоганы, сценарии рекламных кампаний и т. д. готовит сама.

Программа лояльности повышает доход с одного абонента

Несмотря на активное стремление увеличивать клиентскую базу, в компании отмечают, что количество абонентов — все-таки не самоцель. «Можно набрать много абонентов, которые будут приносить всего $1 в месяц, но это не решает задачи. Наша задача — чтобы каждый клиент приносил стабильно высокий доход. Значит, мы должны набирать качественную базу», — убежден г-н Герштейн. Субсидии на покупку терминалов не гарантировали того, что подключается интересный компании абонент. Чтобы отфильтровать «малодоходных» пользователей, организация решила продавать терминалы дешевле лишь при условии пред­оплаты трафика (2 Гб, 4 Гб) с правом использовать его только в течение полугода.

«Чтобы обеспечить высокий доход с абонента, необходимо повышать его лояльность», — добавляет Сергей Гер­штейн. С этой целью в начале 2007 г. появились некоторые программы: «Счастливчик месяца» (ежемесячно восемь абонентов получают бонус в размере 95% от стоимости оказанных услуг за прошлый месяц), «Обещанный платеж» (абонент может позвонить оператору и попросить зачислить на свой счет, например, 100 руб., а реальными деньгами заплатить в течение пяти дней) и пр. Также компания готова модернизировать терминалы — менять старые на новые с доплатой. Для крупных клиентов разработаны специальные программы поощрения, предусматривающие скидки за конкретные объемы ежемесячных платежей, бонусы за количество терминалов. Информация об этих акциях и программах распространяется через корпоративный сайт организации, рассылку пресс-релизов и размещение новостей на информационных ресурсах.

Компания готовится к запуску 3G другими операторами сотовой связи

Первый скачок в увеличении клиентской базы (с 5 тыс. до 7 тыс. абонентов) «Скайлинк-Екатеринбург» зафиксировал через семь месяцев после изменения рыночной стратегии — в декабре 2006 г. К апрелю 2007 г. база насчитывала 9,5 тыс. абонентов. Сейчас ее размер достиг 17 тыс. пользователей. «Мы увеличили базу в 3,5 раза, — подытоживает Сергей Гер­штейн. — Сегодня ежемесячно компания подключает по 2 тыс. абонентов». В целом около 70% общего дохода организации приносят услуги по передаче данных, и их доля в общем доходе с каждым месяцем увеличивается.

Важным показателем работы г-н Герштейн считает средний трафик на одного абонента. По данным на конец августа, он достигал 300 Мб в месяц (для сравнения: в начале июня 2006 г. он равнялся 100 Мб в месяц). Всего в августе хотя бы раз воспользовались услугами передачи данных 90% всех абонентов. А общий трафик передачи данных сейчас превышает 4 Тб, тогда как в феврале он был 1 Тб.

Ближайшие цели «Уралвесткома» — уп­лотнять покрытие в Екатеринбур­ге и про­должать расширение сети в другие го­ро­да области. Компания готовится к тести­рованию и внедрению третьей ступени развития стандарта CDMA2000 — технологии 1хEV-DO Rev.A, которая обеспечит скорость передачи данных 3,1 Мбит/с по направлению к абоненту и до 1,8 Мбит/с от абонента (сейчас — 2,4 Мбит/с и 153 кбит/с соответственно).

«Скайлинк» недолго останется единст­венным сотовым оператором, предоставляющим услуги «быстрого» Интернета. В 2008 г. МТС, «Билайн» и «МегаФон» собираются запустить сети связи стандарта UMTS, который считается конкурентом CDMA и обеспечивает не менее высокую скорость передачи данных. «Принципиальных отличий по основным возможностям (скорости передачи данных, потенциальному набору услуг) между UMTS и CDMA 1xEV-DO нет. У нашей же компании есть преимущество во времени и в позиционировании», — уверен Сергей Герштейн. Говорить о конкретных вариантах стратегического развития «Скайлинка» в новых условиях г-н Герштейн не стал. Он лишь заметил, что многое зависит от времени запуска новых сетей сотовыми операторами «большой тройки» и от того, какую стратегию они выберут.

 

мнение
Пока абонентская база «Скайлинка» небольшая, скорость Интернета у него будет выше, чем у GPRS

Леонид Кондрич
директор компании ProfitRole:

— В условиях ограниченного конкурентного рынка по основной голосовой услуге «Скайлинк» начал позиционироваться как оператор мобильной передачи данных. Смена стратегии — логичный шаг. Если их голосовая связь не пользуется популярностью, то надо использовать пропускную способность для передачи данных. Как вариант, можно было уйти в леса, в тайгу, где у компании хорошая связь, ставить там рекламные щиты, привлекая лесников и грибников. Или здесь, в мегаполисе, рубиться с GSM-операторами, снижая цену. А можно было сделать так, как поступили они: взять свою ключевую компетенцию и выпятить ее. Идея специализации применима к любой сфере деятельности. Если ты хорошо забиваешь гвозди в каблуки, причем в каблуки только определенного вида, то люди пойдут именно к тебе.

Сейчас «Уралвестком» предлагает мобильные модемы для пользователей с ноутбуками. Подключить «Скайлинк» к телефонам или КПК сложнее, в отличие от GPRS. Но зато у него есть мощное преимущество — скоростные характеристики. Так как телефонных разговоров мало, то базовые станции не загружены и свободны для передачи данных. Поэтому, пока абонентов «Скайлинка» немного (относительно операторов GSM), скорость передачи данных будет больше, чем у GPRS. Если у компании есть четкая политика по модернизации базовых станций в зависимости от их среднесуточной загрузки, тогда это преимущество будет еще долго сохраняться.
Компания заняла свою нишу, ее аудитория — мобильные бизнес-пользователи, которые проводят все время в разъездах и которым необходим доступ в Интернет постоянно, а также сотрудники компаний и дачники. Для пользователей, желающих перемещаться по городу и иметь доступ в Интернет, на первом месте стоит «Скайлинк», на втором — GPRS.

Это пока мобильный персональный доступ в Интернет, а не решение для офиса, какое, например, предлагает Enforta (коллективное и корпоративное подключение, стационарный радиоканал). В офисных решениях «Скайлинк» может использоваться как резервный или временно основной канал, подходящий для фирм, только заехавших в офис.
 

досье
ЗАО «Уралвестком»
Год основания: 1995.
Специализация: сотовая связь стандарта CDMA2000.
Акционер: RTDC.
Абонентская база: более 17 тыс. абонентов.
Покрытие: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма, Березовский, Первоуральск, Ревда, Асбест, Сухой Лог, Сысерть и другие города области.

досье
ОАО «Скайлинк»
Год основания: 2003.
Специализация: сотовая связь стандарта CDMA2000.
Акционеры: АФК «Система», RTDC (по 50%).
Абонентская база: свыше 400 тыс. абонентов.
Покрытие: более 27 субъектов РФ, включая Москву, Санкт-Петербург и т. д.

досье
RTDC
Полное название — Инвестиционный холдинг Russian Telecommunications Development Corporation.
Год основания: 1993.
Специализация: инвестирование в телекоммуникационный бизнес.
Акционер: ОАО «РТК-Лизинг».
Активы: 100% акций ЗАО «Уралвестком», 66,5% акций ЗАО «Калининград­ские мобильные сети» (КМС), 96% акций ОАО «Апекс» (Челябинская область), 45% акций ЗАО «Саратовская система сотовой связи» (СССС). Все четыре компании предоставляли услуги под торговой маркой «Скайлинк».
RTDC также принадлежит 75% акций шведской компании Green Network, пакеты акций «Московской сотовой связи», «Дельта Телеком» и т. д.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.