Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Кладоискатели для эскулапов

Холдинг «Дельрус» первым разрушил стереотип бизнес-экспансии «из столицы в регионы». Фирма, созданная в Екатеринбурге, набрав силу, открыла филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и еще в полусотне горо

Холдинг «Дельрус» первым разрушил стереотип бизнес-экспансии «из столицы в регионы». Фирма, созданная в Екатеринбурге, набрав силу, открыла филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и еще в полусотне городов России и ближнего зарубежья. Осторожная политика диверсификации бизнеса позволила учредителям «Дельруса» сделать компанию одним из крупнейших игроков в сегменте медицинского оборудования и расходных материалов.
досье

Владимир Ермаков

генеральный директор ЗАО «Дельрус»
Родился в 1945 г. в Кыштыме Челябинской области.
Образование: 1958-1963 гг. — Свердловский горно-металлургический техникум;
1967-1972 гг. — Свердловский горный институт, геофизический факультет, специальность — «инженер-геофизик»;
1985-1987 гг. — Свердловская высшая партийная школа.
Карьера: 1972-1990 гг. — объединение «Уралгеология» (инженер, главный инженер, старший геофизик, начальник вычислительного центра, зам. генерального директора объединения);
1990-1991 гг. — второй секретарь горкома КПСС г. Свердловска;
1992-1994 гг. — заместитель генерального директора ПО «Уралнефть»;
1994-2000 гг. — исполнительный директор ЗАО «Дельрус»;
с 2000 г. — генеральный директор ЗАО «Дельрус».
Семья: женат, взрослые сын и дочь, двое внуков.

досье
Юлай Магадеев
президент компании «Дельрус»
Родился в 1961 г. в деревне Ташбулатово Абзелиловского р-на Башкирской ССР.
Образование: в 1990 г. окончил Свердловский горный институт, геологоразведочный факультет, специальность — «инженер-геолог».
Карьера: 1987-1991 гг. — работал в геологоразведочных партиях на территории РФ;
1990 г. — начало коммерческой деятельности, первые поставки в Екатеринбург товаров народного потребления из Юго-Восточной Азии;
с 1991 г. — генеральный директор ТОО «ДЕЛЬТА» (первое название фирмы), президент компании «Дельрус».
Семья: женат, дочь и сын.

Предприниматели 90-х гг. делятся на тех, чей бизнес стал логическим продолжением выбранной профессии, и на остальных, которым пришлось искать другое занятие. Холдинг «Дельрус» — пример радикальной перемены. Компанию, ставшую крупным поставщиком и производителем медицинского оборудования, создали геологи. И сегодня топ-менеджерские должности в «Дельрусе» занимают преимущественно выпускники Свердловского горного ин­ститута, начинавшие карьеру с экспедиций по территориям Уральского хребта.

Челноки

Сначала был традиционный период челночного бизнеса. Друзья со студенческих времен — молодые геологи Юлай Магадеев и Аркадий Гузовский — занялись поставками товаров народного потребления из стран Юго-Восточной Азии. Произошло это в 1990 г., когда приоритетная для Урала геологическая отрасль оказалась маловостребованной.

Коммерсанты действовали масштабно — не стояли на рынке среди рядов ширпотреба, потому что сразу начали реализовывать продукцию крупным промышленным предприятиям и государст­венным торговым организациям, которые тогда еще существовали. Это, кстати, помогло решить и проблему конвертации валюты: коммерческих пунктов обмена не было, так что доллары предприниматели покупали у своих партнеров — заводов, фабрик. «Сначала мы строили бизнес, накапливали оборотные средства, а потом, в 1991 г., зарегистрировали фирму. До этого был период, когда реализовывали товары через юридические лица других коммерческих организаций, — поясняет Юлай Магадеев. — Поставляли же все, что от нас требовалось. К примеру, просят доставить партию телевизоров — едем в Корею, встречаемся с представителями компании-производителя, заключаем конт­ракт и везем телевизоры в Россию. Так получилось, что среди наших партнеров на Урале появились и организации медицинского профиля, которые занимались снабжением больниц и аптек».

Первой околомедицинской поставкой фирмы можно считать партию вьетнамских бальзамов, которые врачи рекомендовали для реабилитации пострадавших в Чернобыльской аварии. Но действительно поворотным событием, определившим направление бизнеса Магадеева и Гузовского, стал заказ на хирургические латексные перчатки. В России в то время латекс не производили — не удивительно, что одно из уральских фармацевтических объединений предложило компаньонам привезти целый контейнер перчаток. Разгружал его весь немногочисленный состав фирмы, включая нынешних топ-менеджеров «Дель­руса». «Когда этот контейнер прибыл из Таиланда, мы выяснили, что у заказчика есть большая потребность и в других расходных материалах, оборудовании. Поле показалось нам непаханым». Впоследствии предприниматели убедились, что это далеко не так. Уже тогда у компании было немало потенциальных конкурентов, о которых вчерашние геологи даже не подозревали. Иначе, как признается сейчас Юлай Магадеев, они не рискнули бы внедриться в малознакомую сферу, требующую к тому же специальных знаний: одно дело — торговать ширпотребом, другое — медицинской техникой. В эту отрасль их привело несколько случайных совпадений. Кроме удачного случая с поставкой перчаток были и другие.

Служба крови дает заказ

Когда стало ясно, что челночным бизнесом друзья не ограничатся, «лепить» фирму вместе с ними взялись геологи старшего поколения, которых тоже связывали давние деловые и приятельские отношения. В этот период должность исполнительного директора занял Владимир Ермаков, генеральным же директором первое время был отец Аркадия — Леонид Гузовский (сейчас — почетный председатель совета директоров и консультант ЗАО «Дельрус»). Жил он неподалеку от городской станции переливания крови, в дальнейшем получившей название «Санг­вис». И однажды жена посоветовала ему заглянуть на станцию, мимо которой он каждый день ходит на работу, и поинтересоваться, не надо ли чего-нибудь привести из-за границы.

Со знакомства с Юрием Нижечиком, который тогда возглавлял станцию, у «Дель­руса» появилось много работы по снабжению служб переливания крови. Г-н Нижечик не просто обозначил позиции необходимых станции материалов, а еще сориентировал начинающую фирму в выборе новых технологий. По его заказу компания первой на Урале начала постав­лять специальные пластиковые контейнеры для переливания крови — гемаконы. В отличие от стеклянных бутылок, в которые прежде забирали кровь донора, гемаконы представляют собой закрытые системы, позволяющие принимать кровь не только в стерильном кабинете клиники, но и в полевых или производственных условиях, т. е. в любом месте и в любой момент, когда это необходимо. При дефиците донорской крови, особенно в чрезвычайных ситуациях, гемаконы оказались незаменимыми.

Переоснащение «Сангвиса», а затем и других станций, отделений переливания крови России и ближнего зарубежья определило нишу, которую «Дельрус» занял на рынке медицинского оборудования. В течение нескольких лет поставки в этой сфере составляли большую долю товаров, которыми фирма обеспечивала своих клиентов. Сейчас ее деятельность на 40% связана со службами переливания крови. Это касается не только торговли — у «Дельруса» есть патенты на собственные технологии, позволяющие получать отдельные компоненты крови. Теперь специалисты компании в регионах разрабатывают комплексные программы развития служб крови городов и областей.

Как переманивали асов

Сказать, что первый опыт работы с медицинскими товарами решил судьбу «Дельруса», было бы неправильно. До 1996 г. компания параллельно занималась поставками и медицинского оборудования, и товаров народного потребления. У сотрудников фирмы были разные мнения по поводу дальнейшего развития. Одни считали, что торговать расходными материалами неперспективно и не слишком прибыльно. Другие были убеждены, что компания не потянет торговлю медицинским оборудованием. Юлай Магадеев: «И я не сразу решил сделать ставку исключительно на рынок медицинских товаров, но постепенно сообразил, что в этом ключе можно быстро развиваться. К сожалению, в то время мы еще не умели серьезно анализировать конкурентную среду и продуктовую линейку формировали на глазок».

Все же решение было принято — накануне кризиса 1998 г. «Дельрус» уже позиционировал себя именно как поставщик медицинских материалов и техники. Большой удачей руководители холдинга считают то обстоятельство, что смогли набрать в команду ценных специалистов — теперь среди них были уже не только способные менеджеры из числа геологов и представителей других профессий, но и немало медиков. В первой половине 90-х гг., когда в государственных клиниках начался кризис, на рынок труда выплеснулось огромное количество квалифицированных врачей. В «Дельрус» пришли медики с учеными степенями, в недавнем прошлом — заведующие отделениями поликлиник и больниц. При подборе кадров срабатывали элементарные объявления в газетах. Да и экскурс менеджеров холдинга на любое госпредприятие, где месяцами не платили зарплату, не мог не дать результатов: переманить специалистов на стабильный и неплохой заработок в развивающуюся фирму оказалось несложно. Кризис в оборонной отрасли, в свою очередь, определил пополнение команды «Дельруса» инженерами-электронщиками и механиками с колоссальным опытом. Оборонщики стали проверять импортное оборудование «на отказ», обеспечивать его комплексный контроль перед поставкой потребителю, самостоятельно выполнять шеф-монтаж и сервисное обслуживание. Технический центр «Дельруса», созданный в те годы, впоследствии первым на Урале был сертифицирован по международному стандарту ISO 9001.

Дороги без дураков

«Мы легко выходили на зарубежных поставщиков, — вспоминает Юлай Магадеев. — И на Западе, и в странах Азии нет проблемы, где купить. Есть другая проблема — как продать. Поэтому нас встречали (и сейчас встречают) с распростертыми объятиями. Другое дело, что в те годы на развивающийся российский рынок иностранные фирмы пытались сбывать неликвидный товар. Мы быстро сообразили, что качество продукции нужно хорошо проверять до отправки в Россию. К тому же зарубежная техника еще не была приспособлена для экспорта в нашу страну. За границей не знали, например, что у нас плохие дороги. Поначалу были случаи, когда медицинское оборудование, которое везли автотранспортом, добиралось к клиенту уже в нерабочем состоянии — тряска по российским колеям выводила его из строя. Не было оно рассчитано и на перепады напряжения в отечественных электросетях. Все эти проблемы приходилось объяснять производителю и решать вместе с ним».

Предвзятое отношение некоторых западных фирм к российскому рынку едва не сыграло с «Дельрусом» злую шутку в год дефолта. «Нас подставила американская компания с мировым именем Baxter, — рассказывает Владимир Ермаков. — Особенность нашего дела в том, что любой медицинский товар должен быть допущен на отечественный рынок министерством здравоохранения, а перед этим пройти определенные испытания с учетом страны-производителя, других выходных данных. С Baxter у нас был подписан контракт на поставку гемаконов, произведенных в США, однако фирма стала присылать их из Мексики, где у нее филиал. Американцам так было выгоднее — в Мексике зарплаты намного ниже, чем в США, значит, себестоимость продукции, выпущенной здесь, ниже. При этом по качеству она значительно уступала американским гемаконам. Мы были вынуждены отправить товар обратно, после чего компания Baxter потребовала неустойку — $2 млн. Дело решал международный суд, который мы выиграли. Иначе «Дельрус» понес бы серьезные убытки».

И все же дефолт нанес компании сильный удар. Получилось так, что зарубежным поставщикам «Дельрус» должен был выплатить определенные суммы в долларах, а с российских клиентов с учетом инфляции получить в три-четыре раза больше, чем прежде. У отечественных клиник таких денег не было. Холдингу, едва успевшему наладить стабильный бизнес, пришлось поджаться. Штат сотрудников сократили на 35%, зарплаты снизили. Владимир Ермаков: «Один из банков тогда поместил «Дельрус» в черный список должников, хотя именно он и попридержал наши деньги. А, к примеру, Уралпромстройбанк, переживая такой же кризис, как и другие, продолжал работать с клиентами по обычной схеме: деньги, которые поступали здесь на счет «Дельруса», были в нашем распоряжении. В тот период четко высвечивалось, кто из твоих деловых партнеров надежен, кто нет. К счастью, даже в те сложные времена мы не потеряли необходимые холдингу зарубежные контакты. Наша компания никого из своих клиентов не кинула, ни перед кем не осталась в долгу».

Около двух лет потребовалось «Дель­русу», чтобы снова выйти на докризисный уровень товарооборота. В этом плане очень своевременным было вложение средств в недвижимость: после дефолта она значительно подешевела, а вскоре стала быстро набирать в цене. Купили ее тогда под кредиты, займы и со временем выгодно перепродали — вырученные средства пошли на развитие производст­ва, расширение дилерской сети.

Спасение альянса

«Дельрус» изначально ориентировался не только на региональный, но и на российский масштаб, о чем говорит и само его название. Первые филиалы холдинг открыл в Челябинске, Перми, Самаре, Владивостоке, теперь их более 50 не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. В Москве еще с середины 90-х гг. работал представительский офис, который предназначался только для переговоров с зарубежными фирмами и решения вопросов по сертификации товаров. Но через несколько лет компания развернула свой бизнес и в столице, создав в качестве отдельного юридического лица подразделение «Дельрус-Москва». Сейчас доход от московского филиала составляет треть всей прибыли холдинга.

Открытие столичного подразделения было не только продуманным маркетинговым ходом, но и решением ряда проблем в верхнем эшелоне «Дельруса» — в то время у основателей компании появились разногласия, связанные с разными подходами к управлению. Существовала угроза, что они могут поделить бизнес и разойтись, но командный разум возобладал. Сегодня Аркадий Гузовский — председатель совета директоров, Юлай Магадеев — президент компании. По словам Владимира Ермакова, они хорошо дополняют друг друга. Гузовский много делает для продвижения «Дельруса» на столичном и международном рынках, а Магадеев определяет маркетинговую стратегию компании в целом. Им удалось сохранить не только предприятие, но и дружбу.

Вариации в тему

Застолбив нишу медицинского оборудования и расходных материалов, «Дель­рус» мог бы благополучно гнуть свою линию, не отвлекаясь на эксперименты. Но они — удачные и неудачные — пестро вплетаются в его историю. Было время, когда холдинг занялся фармацевтическим бизнесом (в Екатеринбурге даже появилась сеть одноименных аптек), но скоро отказался от этой попытки: здесь его позиции новичка оказались не так прочны, как у многочисленных конкурентов, сделавших ставку на фармацию еще в 90-е гг., когда происходил основной раздел рынка. Именно «Дельрус» впервые привез на Урал, в том числе в столицу региона, 70 машин скорой помощи Hyundai H1. Поставка была успешной, но предприниматели поняли: автомобили — отдельная тема, требующая огромных вложений в строительство фирменных автосалонов, в расширение штата и т. д. Заниматься всем этим между делом невозможно, пришлось бы сменить приоритеты. Так что автомобильное направление решили не развивать.

Для диверсификации бизнеса и более стабильного положения на рынке «Дель­рус» начал открывать собственные производственные предприятия. Владимир Ермаков: «По ряду позиций отечественные производители пока не в состоянии и, наверно, долго еще не смогут соперничать с зарубежными фирмами, выпускающими высокотехнологичное оборудование. Как производители мы не замахиваемся на высокие технологии, но выпускать несложные и при этом необходимые в медицине продукты нам оказалось вполне по силам... На рубеже веков удачно купили большое здание в подмосковной Дубне и наладили здесь производство систем для переливания крови, диализных магистралей и опять-таки латексных перчаток, которых в России по-прежнему не хватает. По аналогии с западными образцами выпускаем, например, плазмоэкстракторы, весы-помешиватели, переламывающиеся весы, быстроразмораживатели. Конечно, продаем все это дешевле, чем зарубежные поставщики. В Краснодаре сейчас запускаем завод по производству инфузионных растворов — по соглашению с руководителями Кубани о том, что он будет обслуживать именно этот регион. Есть у нас планы по развитию производства в Саратове».

Несмотря на то что вывод производст­ва на самоокупаемость — процесс долгоиграющий, «Дельрус» уже преодолел этот порог. Его продукция экономически выгодна для холдинга, хотя доход от нее и несопоставим с прибылью, получаемой от торговли зарубежной техникой. Торговый оборот «Дельруса» перевалил за 3 млрд руб., еще несколько десятков миллионов приносит производство в Свердловской области.

Владимир Ермаков: «Мы идем и в практическую медицину. В Екатеринбурге «Дельрус» стал соучредителем Центра семейной медицины, который занимается экстракорпоральным оплодотворением. Началось же с того, что к нам пришел его нынешний директор и один из учредителей Игорь Портнов — предложил создать центр, показал интересный бизнес-план. Мы не ошиблись, рассчитывая на рентабельность и конкурентоспособность этого направления. Подобные центры будем открывать и в других городах. Конечно, продолжаем заниматься внедрением новых технологий в службе крови. «Дельрус» один из первых в стране стал создавать банки крови, в том числе пуповинной, поставили мы их сначала в Москве, потом в Самаре и в Казани».

Сейчас компания формирует еще одно смежное направление — строительство чистых операционных. В медицине существует особый класс чистых помещений, среда которых должна исключать попадание в организм человека мельчайших инородных частиц. Для их создания используются специальные материалы и методики, в которых строители широкого профиля некомпетентны. Между тем у «Дельруса» уже есть опыт медицинского строительства: с привлечением подрядных организаций холдинг возводит крупные камеры для длительного хранения продуктов крови, оснащенные автономной системой энергоснабжения.

Завязать сеть в клубок

Для продвижения высокотехнологичного товара компания организует и оплачивает специальные семинары, симпозиумы, приглашая участвовать в них профессуру из столиц и зарубежья. Загранкомандировки сотрудников «Дельруса» на научные форумы и экспозиции оборудования — дело обычное. Поэтому если на начальном этапе врачи натаскивали предпринимателей холдинга по части медицинских инноваций, то теперь часто бывает наоборот. Торговый бизнес обязывает действовать с опережением спроса.

Времена управления предприятием на глазок прошли для «Дельруса» навсегда. Несколько сотен тысяч долларов компания потратила на внедрение информационной системы Axapta, которая обеспечивает управление всеми ее подразделениями в режиме реального времени и полный экономический анализ ситуации на всех «фронтах» бизнеса. «Среди наших постоянных клиентов — 12-13 тыс. медицинских учреждений. Конечно, я не могу сказать, что знаю состояние каждого из них, — признает Владимир Ермаков, — но мы к этому стремимся. К тому же стараемся все данные сохранить в ретроспективе».

В отношениях с партнерами «Дельрус» предъявляет свои основные козыри: сильный кадровый состав (более 1,5 тыс. специалистов), замкнутый цикл работ (от приема заказа до монтажа оборудования, без посредников), финансовая устойчивость и хорошая кредитная история. Каждый из своих стратегических планов компания составляет с расчетом на пятилетку, при этом ежегодно его корректирует — на коллегиальных совещаниях, где собираются представители всей дилерской сети. Владимир Ермаков: «Мы прописываем развитие по всем продуктовым линейкам, решаем, как построим региональную политику, в какие белые места на карте бросим свои силы. Не так давно вышли на украинский рынок — открыли представительство в Киеве. Расширяем свое присутствие в Казахстане. Надеемся завязать в серьезный клубок сеть в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане — в медицине этих стран сейчас разворачиваются масштабные проекты, в которых участвуют западные инвесторы, так что для нас здесь работы непочатый край. А основная стратегия «Дельруса» — стать крупнейшей фирмой на российском рынке медицинского оборудования и к 2015 г. занять его на 10-15%. Больше — пока нереально».

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.