Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Кто ты мне в бизнесе — партнер или конкурент? А в семье?» / МНЕНИЕ

«Партнерам лучше иметь равные доли в бизнесе, но решения принимать должен кто-то один». Константин Лушников о том, почему соучредители очень часто ведут себя, как капризные супруги. Колонка на DK.RU.

Константин Лушников, бизнес-тренер, коуч, семейный системный психолог:

— Партнерство есть везде — в бизнесе между компаниями, между соучредителями, между собственником и наемным директором, между сотрудниками. Высший смысл партнерство приобретает в семье для продолжения рода. Традиционно считается, что подходы к построению партнерства в семье одни, а в бизнесе и коммуникациях между людьми вне семьи другие.

Недавно встречался с несколькими собственниками бизнеса и мы обсуждали темы партнерства. Вопросы, которые интересуют бизнесменов-соучредителей, были следующие:

  • Нужен ли постоянный партнер?
  • Насколько доверять партнеру?
  • Кто вносит больший вклад в партнерство?
  • Кто главный в партнерстве?
  • Как делить общее имущество?

 

Согласитесь, очень похоже на вопросы из области личной жизни и семейных отношений.

Опыт успешных партнерств в бизнесе свидетельствует о том, что партнерам лучше иметь равные доли в бизнесе, но разную степень влияния на процессы управления.

Т.е. получают от прибыли все поровну и это основа комфортного партнерства и справедливости. А вот решения лучше принимать кому-то одному — т.е. лучше, когда есть иерархия. И это очень перекликается с семейным укладом.

Антоним слова «партнер» — «конкурент». Партнерство часто перерастает в конкуренцию, причем схемы и причины повторяются.

Взять светскую семью и религиозную. В светской супруги равны по статусу, и это является предпосылкой для конкуренции. Каждый супруг «тянет одеяло на себя» и оба автоматически становятся несчастливыми (не партнерами). Решения принимаются долго и с конфликтами. Ни процесс, ни результат, как правило, не устраивает обоих партнеров.

В противоположность светской семье у религиозной семьи есть четкое понимание иерархии. История знает примеры матриархата и патриархата, но в любом случае есть иерархия. Кто-то главнее! Это снимает большинство претензий, ссор и конфликтов. Каждый знает свое место, свои права и обязанности. Важный момент в том, что тот, кто главнее, тот несет большую ответственность ЗА ВСЕХ. Т.е. важно соблюдение некоего баланса — у кого больше прав, у того и больше обязанностей и ответственности. Если это условие не соблюдается, то наступает деспотизм и тирания.

В древности славяне на народном вече выбирали князя следующим образом. Из ряда купцов, чьими интересами была торговля, выбирали наиболее подходящего по организаторским способностям человека. Ему доверяли создавать и поддерживать инфраструктуру, в которой остальным купцам было бы комфортно, безопасно жить и торговать. Выбранный человек уже не мог торговать сам — все его силы и внимание он тратил на то, чтобы инфраструктура работала хорошо. Он был гарантом справедливости и решал споры между купцами. За это каждый купец отдавал ему часть от своей прибыли. Формально купцы ставили человека над собой — создавали иерархию. Князь был наделен властью, а купцы обязались ему подчиняться. Но, в то же время, князь нес большую ответственность и знал, что если он будет плохо управлять инфраструктурой, войском и судом, то его могут легко сместить, да еще и наказать. Взамен поставят другого.

1. Иерархия в партнерстве важна. Также важно разделять, кто в чем главный. Например, жена - главная по еде, муж — по техническому состоянию дома. Конкуренции нет, каждый счастлив и благодарен другому за поддержку. По общим вопросам муж имеет право решающего голоса, т.к. он глава семьи.

Если муж принял решение как главный, то ЕГО результаты (как положительные, так и отрицательные) являются общим достоянием.

2. Бизнес является проектом. У проекта есть цели, ресурсы и т.д. Вполне логично рассматривать семью как проект. Многие успешные люди так и делают. Если у семьи нет цели, то совместная жизнь может становиться рутиной и даже обузой. Важен баланс в целях. У каждого супруга есть свои пристрастия и свои цели, и это важно. Просто замечательно, если супруги будут друг другу помогать достигать этих целей. В то же время важно наличие общих целей - обустройство совместного быта, воспитание детей и т.д.

Это справедливо и для партнеров по бизнесу — есть индивидуальные цели, а есть общие. 

3. В семейной системной психотерапии есть понятие о ключевых балансах взаимоотношений:

  • Руководить — подчиняться
  • Брать — давать
  • Автономность — слияние

 

Для каждого баланса есть свои методы оценки и методы тренировки. Если наблюдается дисбаланс, то отношения становятся несчастливыми (не партнерскими, т.е. конкурентными).

Например, каждому партнеру важно уметь и руководить, и подчиняться. Семейные психологи супругам рекомендуют это делать по очереди. На этой неделе один выбирает, как провести выходные совместно, на следующей неделе второй. Каждый при этом должен полностью поддержать второго без рассуждений — подчиниться. Это справедливо и полезно каждой семье. То же самое является гарантом стабильного бизнес-партнерства.

Внутри у каждого из нас живет собственное чувство справедливости. Оно основано на балансе брать-давать. Важно проговорить, в какой форме каждый партнер хочет и может давать, и в какой форме он может брать.

Очень часто этот баланс нарушен. Человек либо все берет себе и ничего не дает, либо отказывается от всего и ничего не берет.

Это касается и материальных выгод, и знаков внимания, и времени, и т.д. Оба случая приводят к дистанцированию и неудовлетворенности у обоих партнеров. Возникает «охлаждение» отношений, некий барьер и копится негатив.

Важно каждому иметь свои личные планы и умело совмещать их с совместными. Также важно каждому иметь как свои собственные пространство и время, так и совместные. Хорошо бы партнерам по бизнесу все эти приемы знать и уметь применять к своему партнерству. 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.