Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Лариса Малышева. Бизнес-образование: моделирование бизнеса взамен рецептурного менеджмента

Все течет, все меняется. Только ленивый не говорит про кризис и необходимость учиться. Бизнес-тренеры предлагают волшебную таблетку от всего. А в МВА-Центре УрФУ всерьез думают о бизнес-моделях.

Малышева Лариса, директор МВА-Центра Бизнес-школы УрФУ, д.э.н., зав. кафедрой стратегического менеджмента, обрисовала проблему бизнес-образования в условиях существующих изменений.

Кризис меняет представление о мире и кардинально влияет на образовательный ландшафт. В бизнес-образовании наступает оживление, поскольку учеба способна подарить слушателям относительное спокойствие, вселить уверенность, дать совет, возможность приобрести новых друзей и партнеров, снабдить новыми идеями и даже свести работодателей и перспективных сотрудников.

Многочисленные бизнес-тренеры обещают дать рецепт счастья и успеха компаниям – на основе бизнес-модели, стратегической карты целей и дорожной карты к светлому будущему. Но что стоИт за всеми этими терминами? Всем ли они реально нужны? И являются ли залогом успеха именно эти, а не другие инструменты?

Чего, в реальности, стоит ожидать от обучения?

– Прежде всего, надо задать себе вопрос: «Зачем я иду учиться?». Найти друзей, хорошо провести время, получить приятные эмоции? Странные вопросы, но, на самом деле, они стали возможными по той простой причине, что бизнес-образование надежно заняло свои позиции в сфере услуг. А это означает, что у него появились клиенты и необходимость удовлетворять их потребности. Каким образом? Видимо, приносить радость и удовольствие. Возможно, развлекать, успокаивать, нравиться.

Но ведь это кардинально не верно. Изначально бизнес-образование нацелено на обучение решению проблем. На развитие новых навыков и поведенческих паттернов, другие способы принятия решений, альтернативные подходы к  деятельности. Фактически обучение предлагает начать делать что-то не так, как раньше. Думать по-другому. Что для этого нужно? Прежде всего, выйти из зоны комфорта. А это означает, что обучение – это не развлечение и удовольствия, а бизнес-тренер – не шоумен и массовик-затейник, да и сам слушатель не пассивный потребитель, а полноценный участник этого сложного образовательного преобразовательного проекта, требующего отдачи и труда с обеих сторон.

Есть очень важные тенденции в образовании взрослых, которые позволяют извлечь максимум пользы из процесса обучения.

Первая. Готовность напрягаться и трудиться. Рефлексировать. Не ждать готовых рецептов. Осмысливать и учиться решению проблем, а не ждать от бизнес-тренера сиюминутных ответов.

Вторая. Принимать на себя ответственность. Ответственность за свое научение. Почему не понял? Не потому, что объяснили не так, а потому что не захотел, не смог, не сумел. Не хватило опыта, усилий, любознательности. Значит, надо потрудиться и разобраться.

Третья. Проявлять активность. Выполнять домашние задания. Читать литературу. Искать ответы на вопросы. Не заучивать, но понять.

Четвертая. Быть готовым отвечать за свою работу. Участвовать в проектах. Организовывать и созидать.

Пятая. Соревноваться. С другими участниками, с самим собой. Вот я пришел таким, а после обучения на порядок вырасту. Ставить себе цели. И обязательно амбициозные.

А могут ли образовательные программы обеспечить весь этот драйв? И каким образом?

– Лучшие программы могут. Но что означает – лучшие?

Те, в которых есть определенная логика. В зависимости от программы логика должна отличаться. Например, для программ по стратегии уместна логика стратегического управления компанией: от анализа внешней среды – к стратегии, маркетингу, организации бизнес-процессов, управлению персоналом, финансовому обеспечению и проектам  изменений. Программы по управлению проектами должны основываться на соответствующей проектной логике: начинаться с лидерства, затем учить формировать идеи на основе проблематики, анализировать потребности, выстраивать деятельность и подбирать персонал, рассчитывать бюджет, управлять рисками. И так далее. К сожалению, многие образовательные программы выстроены по принципу высшего образования: теория, специализация, немного практики. Это в корне не верно, с точки зрения обучения решению проблем.

Кроме логики, программы должны содержать самые разные форматы для всестороннего развития компетенций. К сожалению, в России недостаточно внимания уделяется компетенциям. Скорее, пока они используются «для галочки». Набор компетенций придумывается каждой бизнес-школой самостоятельно, зачастую в произвольном порядке, отдавая дань моде. Применительно к практической реализации можно говорить о том, что у руководителя нужно развивать способности примерять на себя определенные роли. Например: роль аналитика, специалиста, предпринимателя, лидера, эксперта, организатора и тому подобное.

И при таком подходе понятно, что для развития аналитических способностей необходимы расчетные задачи, математические методы; для развития лидерских качеств нужны тренинги личностного роста; предпринимательские компетенции возможно совершенствовать в ходе реализации проектов; экспертные – за счет участия в экспертизе проектов, конкурсном жюри и т.д.

Для того чтобы учить решению проблем, необходимы технологии и инструменты. Зачастую управленческие инструменты предлагаются в неизменном виде, так, как их придумали 40-60 лет назад. Самая распространенная ошибка бизнес-тренеров – это отсутствие привязки инструментов к определенной ситуации и, как следствие, заблуждение в универсальности моделей и инструментов. А ведь это далеко не так. Мало того, участники обучения (язык не поворачивается называть их «слушателями») должны уметь критически подходить к выбору инструментария, а в идеале – сами комбинировать и создавать инструменты. Конечно, я говорю о сложных программах, типа МВА – Master of Business Administration.

Какие актуальные вопросы сейчас необходимо изучать?

– В сложившихся условиях необходимо уделять внимание бизнес-моделям. Наиболее популярной в настоящее время считается модель Александра Остервальдера. Как любая бизнес-модель, она устанавливает взаимосвязи между отдельными составляющими системы. Предприятие строится на основе соответствия ценового предложения – потребительскому сегменту путем выстраивания отношений с потребителями. Потребительский сегмент, в свою очередь, определят каналы распространения, получает доходы. В зависимости от потребностей компания выстраивает виды деятельности, формирует пул ключевых партнеров, привлекает нужные ресурсы. И таким образом определяет структуру затрат. Данная логика позволяет согласовать все перечисленные элементы системы. Но! Мало кто говорит о том, что модель не универсальна. Подходит компаниям, работающим на рынке B2C в условиях конкуренции. В модели нет никаких ориентиров, автор предлагает описательные рецепты для разных типов бизнеса и отраслей. Что затрудняет ее практическое применение.

На самом деле, существует великое множество различных моделей, о которых многие даже не догадываются. Так, например, к моделям можно отнести отличный инструмент – Цепочку ценностей Портера. Она структурирует бизнес и служит основанием для процессного подхода, поскольку задает основные процессы и вспомогательные. При умелом использовании инструмента можно предположить тип организационно структуры, выделить сильные и слабые стороны компании.

Еще одна бизнес-модель – это модель Европейской премии качества EFQM. Она структурирует компанию по принципу соответствия возможностей и результатов. К возможностям относит: лидерство, персонал, политику и стратегию, ресурсы, процессы. К результатам – удовлетворенность потребителей и персонала, результаты для общества, финансовые результаты. Представляет собой опросник с балльной системой оценок. Сравнивает с неким идеальным результатом или с другими участниками рэнкинга. Но не дает ответа на вопрос о минимально необходимом и достаточном уровне развития компании, а также о соответствии элементов друг другу.

Я, например, опираюсь на свою авторскую бизнес-модель, которую защищала в 2005 г. в качестве докторской диссертации. Мне кажется, что она универсальна, поскольку задает бизнес-модели компаний, относительно разных рынков. Сначала модель максимально упрощает реальность, сводя компанию к одному продукту, который выходит на рынок в момент его зарождения. Далее рассматриваются четыре последовательных ситуации, которые описываются типом рынка: монополия, олигополия, конкуренция и монопсония. Рынки измеримы, например, коэффициентом концентрации – долей рынка для четырех крупнейших компаний.

В зависимости от типа рынка, компания выбирает соответствующую стратегию и характерный для нее тип продукта из матрицы BCG. Для реализации продукта описывается бизнес-процесс. Опять же, каждому типу продукта соответствует свой концепт управления бизнес-процессами. В соответствии с бизнес-процессом проектируется оргструктура, формируется система мотивации, подбирается стиль руководства и много чего еще. Это все описано в моей книге 2010 года «Контроллинг организационных изменений: как не утонуть в море популярных концепций?».

И получается, что если мы понимаем тип рынка, то можем выстроить бизнес-модель компании, в которой все будет сбалансировано. Сложности начинаются при увеличении продуктового портфеля, но и здесь есть определенные рекомендации руководителю, как оптимально построить свой бизнес.

Прошло уже 10 лет, но моя базовая модель неизменна, добавляются инструменты, технологии проектирования и оптимизации. Именно эта модель лежит в основе моей авторской программы МВА.Мастер стратегий. Обзорно рассказываю в курсе «Управление организационными изменениями». В этом году стартовала программа для предприятий – «ПУСК»: Проекты, Управление, Стратегия, Компетенции. Формат программы – образовательный консалтинг. То есть 3-х дневные сессии с месячным перерывом на внедрение в компании. Приглашаем 6 управленческих команд по 5 человек. Раньше эта программа велась в корпоративном формате, но и такой сборный вариант тоже себя очень хорошо зарекомендовал.

И вот наличие собственных разработок, умение самостоятельно разрабатывать модели и инструменты, позволяет предложить заказчику и участнику обучения – очень практичные и технологичные программы, которые реально учат понимать бизнес и решать проблемы.

А появились ли какие-нибудь новые форматы обучения?

– В программе «ПУСК» используем так называемый «мерцающий» формат. То есть чередование практики и внедрения. В ходе очных сессий идет освоение технологий стратегического управления, проектной деятельности, оптимизации бизнес-процессов, организационного проектирования.

В краткосрочном обучении практикуем «реверсный» формат. Два дня технологий решения проблем, разделение на команды, работа над проектами. Презентации, обмен ресурсами, он-лайн обсуждения, затем следующие 2 дня. Усложнение задания, продолжение работы над проектами, подготовка групповой презентации.

Фактически, во время занятий минимум времени посвящается теоретическим вопросам. Технология, обсуждение, работа в командах. В заочном формате – самоорганизация, помощь по запросу, контроль результатов, а не процесса.

Рейтинг, добавление вводных, смена условий, консультации, при необходимости, презентации, после чего справедливая оценка результата по 5-и балльной шкале. Да-да, именно по пятибалльной, включая 1 балл за несвоевременность сдачи задания. В оценке участвуют все: и члены команды, и преподаватель, и каждый персонально.

Реализация проектов из разряда социального предпринимательства. С нулевым бюджетом, с ответственностью за результат, регламентом и полым пакетом документации. А как иначе развить предпринимательские навыки?

Деловые игры. Причем, не просто командообразование или коммуникации. Именно деловые. С сюжетом, таймингом, ограниченными ресурсами и необходимостью достичь цели. Направленные на развитие компетенций принятия решений.

Бизнес-визиты на успешные предприятия. С возможностью решить «живые» кейсы. Причем решить не просто так, обывательски. А обязательно продумать и обосновать алгоритм решения, подобрать инструменты, сделать выводы, обобщить.

Форматы постоянно добавляются. Главное, чтобы они были уместными и ориентировались на развитие конкретных навыков.

Бизнес-образование – это очень профессиональная область. И то, что в ней появляются разнообразные формы – хорошо. Фактически, бизнес-образование – это образование про бизнес, для бизнеса и само по себе, бизнес. А это означает, что в бизнес-образовании гораздо больше бизнес-составляющей, чем, собственно, образования в его классическом варианте. Именно поэтому обучение может проводиться самыми разными способами: в ходе стажировок, конференций, проектов, семинаров, тренингов, презентаций, деловых игр, панельных дискуссий, «мозгового штурма», бизнес-симуляций и других.

Хочется верить, что бизнес-образование наконец-то обретет свое место в стратегии развития и повышении конкурентоспособности страны, поскольку именно оно является способом передачи информации, коммуникаций и точкой роста в повышении деловой активности. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.