Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Максим Нелюбин: Как я стал наемным менеджером совей компании

После пяти лет работы в формате «дружеской» компании Максим Нелюбин фактически стал наемным менеджером в своем предприятии. Это произошло, когда оно реально, а не номинально стало акционерным общес

После пяти лет работы в формате «дружеской» компании Максим Нелюбин фактически стал наемным менеджером в своем предприятии. Это произошло, когда оно реально, а не номинально стало акционерным обществом. С этого момента для Нелюбина изменилось все: отношения с партнерами, стиль управления командой, взгляд на бизнес.

Максим Нелюбин
Генеральный директор ТД «Марко Поло»

Я чувствую себя собственником только тогда , когда получаю свою долю прибыли предприятия, а все остальное время – наемным менеджером. Хорошо помню точку отсчета, которая изменила мое место в бизнесе и взгляд на него. А начиналось все, как обычно для середины 90-х. Мы, три товарища со школьной скамьи, занялись поставками пива из Голландии. Тогда импортное пиво заходило в Россию полупрозрачными схемами, о ритмичности поставок и речи не было: то на таможне состав на месяц зависнет, то здесь потеряется. А мы фактически втроем работали, разделение должностей – директор, зам – было чисто условным. Мы были хорошей командой: с детства знали сильные и слабые стороны каждого из нас и старались не загружать друг друга не свойственными характеру задачами, благо мы достаточно разные.

Семьи нас видели мало, может, это и на руку: мы с женами друг другу до сих пор не успели надоесть. Горящие глаза, на работу бежишь с безумным желанием все сделать, за день мир перевернуть. Мы считали, что ничего невозможного нет. Трудности? Ну какие трудности? Суббота, на складе отопление перемерзло, на улице минус 30. Едем к воинам, договариваемся с каким-то полковником, берем авиационную тепловую пушку, пригоняем ее к себе. Я вожу солярку на своем Форде несчастном, он после этого так и не отмылся. А жены всю ночь по очереди ездят к нам кормить – не столько нас, сколько грузчиков и тех ребят, которые отопление ремонтируют. Стены все-таки стали промерзать, пришлось полностью перелопачивать весь склад, отогревать трубы отопления паяльными лампами. А вокруг канонада настоящая: бутылки – в то время стекло еще не такое тоненькое и правильное было – взрывались с таким грохотом! И мы вовсе не считали в тот момент, что нас «прижало».

Работали мы на энтузиазме и «средненизкорыночной» зарплате,  чтобы не перегибать палку, зарплату сами же для себя устанавливали. Я жил у родителей, потом в съемной квартире, мои друзья тоже жили у родителей. Мы не позволяли себе съездить за границу. Личная машина одного из нас – белая «копейка», одна на троих – на протяжении четырех лет нам верой и правдой служила. Вся прибыль шла обратно в бизнес: покупали машины, открывали новые направления, принимали сотрудников.

Благосостояние и амбиции росли параллельно с бизнесом. Где-то на рубеже 1999-2000 годов, не помню точно, мы впервые заговорили о том, что необходимо разделить часть прибыли между акционерами. Наверное, это как с детьми. Ты отдаешь своему ребенку все, что можешь. А потом приходит его время платить – лаской, вниманием, помощью. Так и здесь. Сначала ты получаешь удовольствие от своей работы, видя, как развивается твое детище, твой бизнес. А потом замечаешь, что предприятие гораздо богаче, чем ты, значит, пришел и его черед отдавать. Собравшись вместе, сказали: давайте какую-то часть прибыли распределять, чтобы почувствовать в переводе на «пощупать», что от нашей работы есть эффект. Мы – менеджеры, приносящие прибыль. Та часть дохода, которую мы решили ежемесячно распределять, была невелика. Скажем так, она позволяла нам наконец-то взять кредит на жилье. Но этот шаг фактически перевернул наше отношение к своему бизнесу: мы стали реальным, а не номинальным акционерным обществом. То есть на осознание этого ушло примерно полгода, и все было не так прямолинейно, скорее, одно тянуло за собой другое, третье, переплеталось… Но именно эту точку – первое распределение прибыли – я считаю переломной и для бизнеса, и для себя лично.

К этому же времени четко вырисовалась стратегия развития бизнеса, и стало ясно, что его может и должен тянуть один человек. За менеджеров дистрибьютерских компаний все больше думают менеджеры производителей, они жестко прописывают схему взаимодействия, и в этих условиях три сильных лидера в компании не востребованы. Два других учредителя стали погружаться в новые направления, а я фактически остался один на торговом доме. Какое-то время мы по-прежнему пытались совместно принимать все оперативные решения. Скоро мне стало понятно, что так дальше жить нельзя. От меня требовалось принятие решений здесь и сейчас: откладывая их до завтра-послезавтра, рискую опоздать. Сама жизнь требовала действий, которые чисто мои, а не согласованные со всеми. И вот тогда понял: раз я принимаю эти решения, значит, я и есть тот самый человек, который возглавляет предприятие. Я несу единоличную ответственность за решения и последствия. Так я стал генеральным директором ТД «Марко Поло». Нам пришлось сесть и поговорить: чтобы не иметь друг к другу каких-то претензий, нужно четко установить правила игры. Это была точка, когда дружеские отношения между акционерами перешли на формально-юридические рельсы.

Честно говоря, переход для меня был тяжелым. Мне пришлось в пожарном порядке переделывать себя. Я всегда был эмоциональным лидером, а пришлось учиться терпению и работе с бумагами. Я привык, что мы с друзьями «на пальцах» друг другу объясняли, куда пойдем и что делать будем. А сейчас мне приходится прописывать стратегию – для акционеров, менеджеров. Пришлось переформировывать команду, чтобы через сотрудников «добрать» все те качества, которых мне лично не хватало. А главное, у нас изменилось отношение к нашему бизнесу. Раньше, не получая доли прибыли, мы прежде всего смотрели на размеры предприятия: долю на рынке, обороты и т.д. А тут стали задумываться, а насколько эффективно само предприятие – мы ведь могли и в ноль работать, нарабатывая эти объемы. Этот новый взгляд  как бы развел нас по разные стороны баррикады: я как директор заинтересован вкладывать деньги в бизнес, а акционеры – получать прибыль. Бывает, спорим до хрипоты. И я понимаю, что им по новым правилам жить сложнее: они не могут в режиме он-лайн влиять на мои действия и развитие предприятия – только уволить меня.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.