Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Менеджмент абсурда.Парадоксы лидерства

В потоке литературы, предлагающей всевозможные рецепты успешного бизнеса, книги, где «правильные» установки ставятся под сомнение, воспринимаются, если не откровением, то, по крайней мере, как приб

Михаил Бекетов, ведущий специалист отдела по работе с клиентами ИД «Абак-Пресс», рекомендует книгу: Ричард Фарсон Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства

В потоке литературы, предлагающей всевозможные рецепты успешного бизнеса, книги, где «правильные» установки ставятся под сомнение, воспринимаются, если не откровением, то, по крайней мере, как приближение к истине.

 

Сначала мы зачитывались Карнеги. Затем на горизонте возник Хопкинс, со своим всеобъемлющим призывом продавать все и всем. На первых порах эти книги вдохновляют. Но потом «карнегианский» или «хопкинский» период в жизни проходит, и возникает жгучее чувство неудовлетворенности. Сам собой напрашивается вопрос: если у этих господ все получается, а у меня нет, значит, я делаю что-то неправильно?

В действительности же человеческое сознание – это слишком сложная данность, чтобы стремиться поместить ее в прокрустово ложе любых моделей. Рано или поздно мы понимаем, что всем нравиться невозможно, что бегство от внешних конфликтов ведет к конфликтам внутренним. В результате подобных экспериментов личность ассимилируется под сиюминутные запросы внешнего мира, и, как следствие, теряет свою самодостаточность.

Ричард Фарсон не пытается найти «правильных» способов решения каких-то проблем и задач. Он утверждает, что логика может проигрывать интуиции, а истина заключена в своей противоположности. Современный человек – это «существо с линейной и категоричной логикой», искренне верующий, что черное не может быть белым, а две двойки в сумме должны дать четверку, и ничто иное. Однако эта «твердая» опора на реальность не всегда конструктивна, и порой приводит к результату, противоположному желаемому. Банальный пример: стиральная машина, созданная для того, чтобы облегчить труд домохозяек, стимулировала потребность одеваться каждый день во все чистое. Возникла необходимость стирать чаще. В конце концов, время, затрачиваемое на стирку, осталось прежним. Был ли запланирован такой результат? Определенно нет.

Вернемся к личности, точнее, к личности менеджера. «Золотое» правило менеджмента гласит: любую ситуацию, несмотря на ее сложность и непредсказуемость, можно контролировать. Однако менеджер, который полагается только на управление, как утверждает Фарсон, бесполезен. Ориентация на технологии управления и манипуляции, не может привести к успеху. Это доказывается чисто эмпирически. Наиболее эффективные менеджеры не считают управление главной задачей, «они включаются в ситуацию – иногда как ученики, иногда как учителя, иногда как те и другие». На месте технологии уверенно утверждается человеческий фактор.

Что касается самой технологии или метода. Случается, что человек всю жизнь ищет «тот самый, единственно правильный, самый расчудесный» метод, который сделает его богатым, независимым и просто счастливым. Обратимся к так называемым «технологиям коммуникации». Некто досконально изучил, с какой интонацией необходимо обращаться к вышестоящему сотруднику, как правильно построить вопрос, адресуемый клиенту или даже близкому человеку. Однако при очередной попытке приближения он непроизвольно отдаляет от себя собеседника – тот шестым чувством осознает, что им пытаются «управлять». И на практике мы нередко встречаемся с тем, что нас просто не желают понимать, или наоборот – сами чувствуем, когда с нами говорит манипулятор. Возникает эффект «эрозии уважения».

Явственно ощущая, что мир вокруг нас находится в состоянии постоянного изменения, мы в то же время пытаемся зафиксировать наиболее комфортные для нас моменты и на это основе структурировать реальность. Это естественно, хотя иногда такие попытки реализуются на грани абсурда. А абсурд неуправляем в принципе. Где же решение? А решение в том, что все методы, как бы хороши они ни были, преходящи. Ощущение того, что ты добился успеха с помощью какой-то технологии, должно быть тревожным сигналом: стоп, мир уже не такой как вчера, пора что-то менять!

Реальность по Фарсону такова: в искусстве управления важно не то, что мы делаем, а то, каковы мы есть. Менеджер-виртуоз – это, скорее, персонаж из бразильского сериала, нежели человек, с которым мы сталкиваемся в жизни. Истинный профессионал – это, прежде всего, личность, способная постоянно совершенствоваться. Люди, которых мы характеризуем как знатоков своего дела, запоминаются нам, опять же, благодаря своим личностным свойствам. И книга эта не учит тому, как надо вести бизнес, она скорее, способствует пониманию своего места в этом бизнесе, и поиску внутренних резервов для того, чтобы сделать этот бизнес еще эффективней.

 

Ричард Фарсон. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. – Киев: «София», 2001.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.