Менеджмент абсурда.Парадоксы лидерства
В потоке литературы, предлагающей всевозможные рецепты успешного бизнеса, книги, где «правильные» установки ставятся под сомнение, воспринимаются, если не откровением, то, по крайней мере, как приб
В потоке литературы, предлагающей всевозможные рецепты успешного бизнеса, книги, где «правильные» установки ставятся под сомнение, воспринимаются, если не откровением, то, по крайней мере, как приближение к истине.
Сначала мы зачитывались Карнеги. Затем на горизонте возник Хопкинс, со своим всеобъемлющим призывом продавать все и всем. На первых порах эти книги вдохновляют. Но потом «карнегианский» или «хопкинский» период в жизни проходит, и возникает жгучее чувство неудовлетворенности. Сам собой напрашивается вопрос: если у этих господ все получается, а у меня нет, значит, я делаю что-то неправильно?
В действительности же человеческое сознание – это слишком сложная данность, чтобы стремиться поместить ее в прокрустово ложе любых моделей. Рано или поздно мы понимаем, что всем нравиться невозможно, что бегство от внешних конфликтов ведет к конфликтам внутренним. В результате подобных экспериментов личность ассимилируется под сиюминутные запросы внешнего мира, и, как следствие, теряет свою самодостаточность.
Ричард Фарсон не пытается найти «правильных» способов решения каких-то проблем и задач. Он утверждает, что логика может проигрывать интуиции, а истина заключена в своей противоположности. Современный человек – это «существо с линейной и категоричной логикой», искренне верующий, что черное не может быть белым, а две двойки в сумме должны дать четверку, и ничто иное. Однако эта «твердая» опора на реальность не всегда конструктивна, и порой приводит к результату, противоположному желаемому. Банальный пример: стиральная машина, созданная для того, чтобы облегчить труд домохозяек, стимулировала потребность одеваться каждый день во все чистое. Возникла необходимость стирать чаще. В конце концов, время, затрачиваемое на стирку, осталось прежним. Был ли запланирован такой результат? Определенно нет.
Вернемся к личности, точнее, к личности менеджера. «Золотое» правило менеджмента гласит: любую ситуацию, несмотря на ее сложность и непредсказуемость, можно контролировать. Однако менеджер, который полагается только на управление, как утверждает Фарсон, бесполезен. Ориентация на технологии управления и манипуляции, не может привести к успеху. Это доказывается чисто эмпирически. Наиболее эффективные менеджеры не считают управление главной задачей, «они включаются в ситуацию – иногда как ученики, иногда как учителя, иногда как те и другие». На месте технологии уверенно утверждается человеческий фактор.
Что касается самой технологии или метода. Случается, что человек всю жизнь ищет «тот самый, единственно правильный, самый расчудесный» метод, который сделает его богатым, независимым и просто счастливым. Обратимся к так называемым «технологиям коммуникации». Некто досконально изучил, с какой интонацией необходимо обращаться к вышестоящему сотруднику, как правильно построить вопрос, адресуемый клиенту или даже близкому человеку. Однако при очередной попытке приближения он непроизвольно отдаляет от себя собеседника – тот шестым чувством осознает, что им пытаются «управлять». И на практике мы нередко встречаемся с тем, что нас просто не желают понимать, или наоборот – сами чувствуем, когда с нами говорит манипулятор. Возникает эффект «эрозии уважения».
Явственно ощущая, что мир вокруг нас находится в состоянии постоянного изменения, мы в то же время пытаемся зафиксировать наиболее комфортные для нас моменты и на это основе структурировать реальность. Это естественно, хотя иногда такие попытки реализуются на грани абсурда. А абсурд неуправляем в принципе. Где же решение? А решение в том, что все методы, как бы хороши они ни были, преходящи. Ощущение того, что ты добился успеха с помощью какой-то технологии, должно быть тревожным сигналом: стоп, мир уже не такой как вчера, пора что-то менять!
Реальность по Фарсону такова: в искусстве управления важно не то, что мы делаем, а то, каковы мы есть. Менеджер-виртуоз – это, скорее, персонаж из бразильского сериала, нежели человек, с которым мы сталкиваемся в жизни. Истинный профессионал – это, прежде всего, личность, способная постоянно совершенствоваться. Люди, которых мы характеризуем как знатоков своего дела, запоминаются нам, опять же, благодаря своим личностным свойствам. И книга эта не учит тому, как надо вести бизнес, она скорее, способствует пониманию своего места в этом бизнесе, и поиску внутренних резервов для того, чтобы сделать этот бизнес еще эффективней.
Ричард Фарсон. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. – Киев: «София», 2001.



