Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Микробизнес в Екатеринбурге на особом положении

Подходы банков к классификации и оценке клиентов меняются. Малый бизнес - как самый рискованный и одновременно один из самых доходных - постепенно выделяется в обособленное направление.

Средний бизнес относят к компетенции подразделений по работе с крупными предприятиями. В решениях по кредитам для небольших компаний банкиры ориентируются не на залоги, а на реальное положение дел заемщика.

Кредитные организации Свердловской области, филиалы федеральных и зарубежных банков полностью восстановили докризисные объемы кредитования бизнеса, констатировали участники дискуссионного клуба «Делового квартала», посвященного перспективам развития банковских услуг для предприятий. «С проблемами 2009-2010 г. большинство банков разобралось. И в малом бизнесе, и в среднем», - считает Сергей Образ, директор управления продаж корпоративным клиентам Уральского банка Сбербанка России. Просрочка по корпоративным кредитным портфелям, по словам участников встречи, не превышает нескольких пунктов. Но уверенно описать, в какой экономической ситуации – пост- или предкризисной – находится рынок, не рискнул никто. «То, что кризисные явления в России и Европе продолжаются, - это точно», - заявил Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка, добавив, что количество банков в России по-прежнему сокращается, опережающими темпами растут государственные. «В мире сохраняется большая, я бы даже сказал, пугающая неопределенность», - подчеркнул г-н Образ.

Сергей Образ: "В мире сохраняется большая, я бы даже сказал, пугающая неопределенность".

Развести малых и средних

Как отметили участники дискуссионного клуба, малый бизнес – наиболее уязвимый в кризисные периоды сегмент, к кредитованию которого нужно подходить с особой осторожностью. «Наиболее высоки риски дефолта именно в кредитовании малого бизнеса. Это наглядно продемонстрировал нам кризис в 2008-2009 гг.», - вспоминает Евгений Павлов, заместитель председателя правления СКБ-банка. С ним согласился Сергей Образ: «Когда на рынке все стабильно, малый бизнес ведет себя хорошо, но кризис выявил, что просрочка по этому портфелю росла сильнее, чем по крупным и средним предприятиям».

Вопреки прошлому, именно малый бизнес сегодня в центре внимания кредитных организаций как один из самых доходных после розницы. Сферой микробизнеса заинтересовались  даже гиганты рынка. «Прежде специальных продуктов для малого бизнеса (в понимании Сбера это предприятия с годовой выручкой до 400 млн руб.) у нас не было. Условно говоря: и те, кто хотел получить 1 млрд руб. в кредит, и те, кто претендовал на 10 млн, должны были проходить примерно одну и ту же процедуру. Сейчас для предприятий разработан специальный беззалоговый кредит – до 3 млн руб. и на срок до трех лет», - указывает Сергей Образ. Между тем за лимиты кредитования крупного и среднего бизнеса в Свердловской области теперь отвечает не территориальное управление Сбербанка на Урале, а его подчиненная структура – головное отделение (ГОСБ). Сергей Образ: «Уральский Сбербанк оставил за собой штабные функции, работу с крупнейшими федеральными холдингами. На плечи ГОСБ лягут бизнес-задачи по работе с остальными клиентами в Свердловской области. Соответственно, для одобрения заявки заемщикам по крупным сделкам не нужно проходить три-четыре кредитных  комитета, как раньше. Сейчас такая  сделка сразу же выносится на кредитный комитет соответствующего уровня, что сокращает время принятия решения».

Одновременно Уральский Сбербанк начал в пилотном режиме кредитовать стартапы: предпринимателю дается готовое бизнес-решение, франшиза (например, сети ресторанов «Сабвей») и сумма до 3,5 млн руб. максимум на 3,5 года (условие - 30% необходимых на старт бизнеса средств должны быть собственными). За три месяца со старта проекта уже есть реально открытый бизнес, еще более 200 заявок находятся на рассмотрении. Но это начало, пояснил г-н Образ. На «пробу пера» головной Сбербанк выделил регионам, участвующим в пилоте, 1,7 млрд руб. в совокупности. «Для масштабов Сбербанка это немного, а для рынка - существенно», - говорит Сергей Образ.

«Мы находимся на очень интересном этапе. Выводы о том, насколько устойчивы банки в этом сегменте, можно будет сделать через год-два, когда сформируется какая-то статистика по просрочке», - резюмировал Евгений Павлов (на фото слева).

Чтобы не наступать на свои грабли 2008 г., банки продолжают оттачивать управление рисками. В Райффайзенбанке и Росбанке, например, действует система раннего оповещения о проблемах у заемщиков: она реагирует на новостные поводы, связанные с компанией: если что-то не так, клиенту поступает запрос, чтобы он прояснил ситуацию. Кроме того, многие кредитные организации поменяли свои внутренние подходы к классификации и оценке клиентов. «Общая тенденция – средний бизнес по подходам к оценке приближается к крупному, выносится за рамки МСБ», - отметил г-н Милованов. Так поступил СКБ-банк.  «Первоначально в банке было разделение: крупный бизнес и МСБ. С начала года мы средний бизнес присоединили к крупному. Малым бизнесом занимается отдельное подразделение. И наиболее заметное развитие отношений с юрлицами у СКБ-банка сегодня происходит именно в этом сегменте. Средняя сумма кредита малым компаниям – 1 млн руб.», - прокомментировал Евгений Павлов, добавив, что за последний год существенных перемен в системе оценке рисков не произошло.

В условиях сохраняющейся неопределенности банки оптимизируют расходы, в частности, на сетку представительств (при этом не отказываясь от открытия офисов в новых регионах присутствия): переводят филиалы в операционные офисы, формируют из нескольких представительств региональные центры (как это уже сделал Райффайзенбанк, делает ВТБ, объединенный Росбанк и другие), открывают облегченные варианты точек продаж и т.д. По последнему пути пошел УБРиР: в прошлом году банк сделал акцент на открытии «легких» офисов - небольших точек продаж в торговых центрах и офисных зданиях. «Банки минимизируют расходы на сеть, идет централизация управления, оптимизируется количество персонала. Одновременно банки становятся более мобильными. И это общие черты. Они будут развиваться», - уверен Виталий Милованов. В Райффайзенбанке, например, в целях оптимизации расходов намерены свести к минимуму количество бумажных платежных поручений. «Если в крупных городах практически весь документооборот с клиентами  ведется в электронном виде, то в небольших по-прежнему приходится исполнять достаточное количество бумажных платежек. Себестоимость обработки такого поручения для банка зачастую выше той комиссии, которую платит клиент. Это неэффективно», - пояснил  г-н Милованов.

Виталий Милованов (крайний справа): "Райффайзенбанк обратил внимание на микробизнес".

Те банки, которые в силу разных причин не видят смысла конкурировать в кредитовании и тратится на сеть, выбирают для себя нишевую модель. Так полтора года назад поступил Банк24.ру. Намерение построить полноценный сервисный банк озвучил новый предправления Сберинвестбанка (актив «AVS-Group») Олег Антонов: «Я сейчас опять начинаю стартап. Моя задача – построить абсолютно новый банк, ориентированный на расчетно-кассовое обслуживание. Что еще остается для небольших региональных банков? Относительно небольшая прослойка – сервисные функции. Этим я и займусь». Он добавил, что новую модель еще предстоит согласовать с собственником, но она будет запущена уже скоро.

Олег Антонов: "Я опять начинаю стартап".

Развитием сервисных функций не пренебрегают и универсальные игроки, усложняя имеющиеся предложения. «Мы развиваем продуктовую линейку Cash Management. Она позволяет компаниям, у которых есть представительства в разных территориях, управлять их счетами из одной точки, при этом каждое представительство или филиал может пользоваться овердрафтами в рамках общего лимита. Особенно популярна эта услуга у зарубежных структур и федеральных компаний с развитой сетью регионального присутствия», - рассказал Виталий Милованов. По его мнению, банки продолжат продвигать более сложные, структурированные продукты (например, хеджирование рисков колебания валютных курсов, цен на биржевые товары, процентных ставок)  и создавать новые. Данил Абрамов, руководитель департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала», не исключил, что банк разработает новые сервисные предложения – но не для МСБ, а для более крупных клиентов. «Весь наш кредитный корпоративный портфель – 9 млрд. руб. Его удержание и прирост требуют от нас не только хороших базовых условий кредитования, но и нечто большего. На рынке востребован сервис по поиску индивидуальных решений под конкретные обстоятельства бизнеса», - отметил г-н Абрамов, добавив, что с увеличением капитала банк поднял лимиты на одного заемщика до 800 млн. руб.

Банки выводят клиентов из тени

По мнению Олега Антонова, большинство расчетных операций свердловских предприятий банками не охватывается: «75% российского бизнеса находится в теневой зоне». Впрочем, с этим категорически не согласен Сергей Образ: «Да, есть проблема «черной» обналички, минимизации налогообложения, выходящей за рамки закона, коррупционных откатов. Но это совершенно другие цифры. По разным оценкам, в тени находится не более 15% бизнеса».

В целом банкиры не отрицают, что предприятия занимаются оптимизацией налогообложения, а потому на отчетные данные компаний, предоставляемые в налоговую, на 100% не полагаются. «При принятии решений о выдаче кредитов мы руководствуемся не только официальной финансовой отчетностью, но и управленческой  и оцениваем реальное положение дел в компании», - сказал Виталий Милованов. С ним солидарен Евгений Павлов: «За прошедшие два года, действительно, произошел сдвиг: при принятии решений о финансировании банки учитывают сущностное состояние предприятия».

Например, андеррайтеры банка «Кольцо Урала» оценивают целый комплекс факторов, реально влияющих на положение компании на рынке: «Мы смотрим, какая у нашего клиента команда профессионалов, кто топ-менеджеры, какую стратегию и нишу он выбрал на своем рынке. Пытаемся встать на позицию собственников бизнеса и понять, чего они хотят добиться в ближайшие 2-3 года с нашим участием», - рассказал Данил Абрамов.

Данил Абрамов: "Ничего не сделано, чтобы улучшить для банков ситуацию с залогами: мы по-прежнему слабо защищены".

Главное – бизнес постепенно идет навстречу банкам, становясь более открытым и честным. «Предприятия выходят из «тени». Это видно по росту оборотов расчетных счетов предприятий. Количество действующих клиентов увеличивается», - констатировал представитель СКБ-банка. К тому же, ряд ИП, которые раньше кредитовались как розничные клиенты, теперь  честно говорят, на какие цели им нужно финансирование. «Предприниматели стали более открытыми, дают полную картину своей бизнес-модели. Банки, в свою очередь, реагируют на это снижением различных требований и процентных ставок. Появилась возможность включать скоринговую модель, которая, как вы знаете, работает на статистике», - добавил Анатолий Ужанов, заместитель регионального директора по работе с корпоративными клиентами Уральского филиала Росбанка. Например, в УБРиР, благодаря системе скоринга, решение о выдаче кредита принимается в течение одного дня. При этом в среднем 20% клиентов могут получить деньги уже в  день обращения, утверждает руководитель дирекции малого и среднего бизнеса УБРиР Елена Сорвина.

Анатолий Ужанов: "Предприниматели стали более открытыми, дают полную картину своей бизнес модели".

Между тем банкиры обращают внимание на незащищенность кредиторов в вопросах обеспечения кредитов. По их мнению, несовершенство законодательства в этой сфере тормозит развитие кредитования юрлиц. «Ничего не сделано, чтобы улучшить для банков ситуацию с залогами. Банки как были слабо защищены, так и остаются. Надо упрощать механизмы обращения взыскания на залог, дальнейшей реализации непрофильных активов, увеличивать уровень защищенности банков. Это позволит нам дальше улучшать кредитные продукты  для бизнеса», - заявил Данил Абрамов. Его поддержал Анатолий Ужанов: «Действительно, обращение взыскания на залоговое имущество на практике занимает 1,5-2 года. Если мы имеем дело с банкротством, то эти сроки практически неконтролируемы». В итоге, значимость залогов серьезно упала в глазах банков, констатировали участники встречи.  

Впрочем, г-н Образ не советует сбрасывать залоги со счетов: «Если бы залог совсем ничего не значил, то все бы уже отказались от этого. Но залоги помогают решать проблемы. Безусловно, в России есть ряд уязвимых позиций – например, при банкротстве компаний. Но залоги все банки любят. Если вам говорят что-то другое, это неправда».

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.