Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

МИХАИЛ ВЕЙСБЕРГ: «Деловая пресса заставляет фокусировать мозг на развитии вашего бизнеса»

Деловые издания превращаются в площадки общения бизнес-сообщества. Четко сегментируя аудиторию, журнал становится мощным инструментом влияния на развитие рынков. Бизнес-тренер Михаил Вейсберг объяс

Деловые издания превращаются в площадки общения бизнес-сообщества. Четко сегментируя аудиторию, журнал становится мощным инструментом влияния на развитие рынков. Бизнес-тренер Михаил Вейсберг объясняет, как компания может использовать этот ресурс для продвижения своих продуктов и формирования репутации.

  • Зачем деловая пресса селекционирует аудиторию?
  • Какие потребности читателя должен обслуживать качественный деловой журнал?
  • Почему у региональных деловых СМИ больше? независимости?
  • Как продвинуть себя через деловой журнал?

************************************************************************************************************************************************

Михаил Вейсберг

Предприниматель, бизнес-тренер,
медиаконсультант.

Профессию журналиста освоил на Урале. В течение двенадцати лет был собственником и руководителем издательского дома на Украине, выпускавшего деловой еженедельник «Галицкие контракты». Неоднократно избирался президентом Российской ассоциации издателей периодической печати.

С 2002 г. — консультант по стратегиям бизнеса и бизнес-тренер. Специализируется на темах стратегий, личной эффективности руководителя, взаимоотношений бизнеса и СМИ. Регулярно проводит сессии стратегического планирования для крупных российских компаний, мастер-классы в России и на Украине для издателей и редакторов. Автор популярных брошюр по редакционному менеджменту и рекламе. Сейчас возглавляет центр «Стратегема 37».

За последние семь-восемь лет российские бизнес-журналы справились с дефицитом информации, отказались быть игрушкой в руках крупных предпринимателей, с трудом миновали соблазн стать частью какой-то выдуманной жизни. По словам Михаила Вейсберга, сейчас на рынке доминируют две содержательные модели, решающие разные типы задач: справочники (в их число входит периодика а-ля юридический или бухгалтерский вестник, товарные, отраслевые каталоги и т. д.) и деловые журналы, которые представляют читателю общую картину развития бизнеса, маркетинговые и менеджерские технологии, применимые как на федеральном, так и на региональном уровнях. Иными словами, информацию стали приспосабливать к решению конкретных управленческих задач.

Чтобы быть востребованной, деловая пресса формирует бизнес-сообщество

Если не вдаваться в терминологию, то деловой журнал сейчас — информационный инструмент для четко сегментированной части аудитории, бизнес-сообщества, тусовки. Здесь есть свои и чужие. Свои — это люди, с которыми ты ведешь дела, следишь за развитием их фирмы, стремишься догнать, пытаешься применить их опыт. Чужие — скорее всего те, чьи компании либо чересчур велики, либо недостаточно масштабны, — в общем, те, кто тусуется под флагом другого издания. И чем четче журнал видит своего, тем он эффективнее как информационный канал и канал влияния.

Как, по вашему мнению, сейчас трансформируется читательская
аудитория бизнес-изданий?

— Во-первых, она растет, поскольку читать деловую прессу стало просто необходимо. С другой стороны, становится меньше «собственников-пионеров», которые поднимали бизнес десять-двенадцать лет назад: многие из них устали решать тактические задачи еще лет пять назад, они уже не «машут саблей» — предпочитают строить систему, выйдя из нее, выступать заказчиком развития. На смену им пришли новые, молодые собственники: они формируются в условиях рыночной игры и параллельных нерыночных вмешательств. Конкретика и технологии им необходимы так же, как и основной группе читателей бизнес-изданий. Это наемники с аппетитом карьеры, живчики, ощутившие вкус денег, растущие вместе со своей компанией и сегментом рынка. Им нравятся сегодняшние возможности, хочется самоутвердиться в профессиональной среде, видеть таких же «локомотивов», примерять на себя их поступки, быть среди них своими.

Отдельно в читательской среде стоят маркетологи или менеджеры, совмещающие их функции. Задача сделать свой товар конкурентоспособным заставляет этих специалистов читать журнал профессионально: мониторить информационный поток, выявлять тенденции, следить за движениями игроков, их стратегией и техниками. Короче говоря, собирать данные, на основе которых руководитель может формировать стратегию развития фирмы.

В таком случае на какие вопросы должна отвечать деловая пресса?

— Думаю, важны три вещи. Первое — маркетинговая начинка: профессиональные обзоры рынка, мониторинги трендов. Мне, директору фирмы, сложно узнать о деятельности конкурентов, собрать их результирующие цифры, а журнал может это сделать — дать цельную картину да еще и выстроить рейтинг игроков. Второе — журнал погружает менеджера в бизнес-сообщество. Конечно, многие встречаются в клубах, казино, теперь еще и на тренингах, но какое там общение? Урывками, в лучшем случае «за жизнь», и никакой конкретики. По этой же причине набирают популярность тематические конференции, дискуссионные клубы, организованные бизнес-изданиями. Есть и третья штука. Я наблюдал, как люди пролистывают журнал и параллельно у них возникают свои мысли: начинают на бумажке записывать, секретарше звонить… Чтобы сгенерировать идею, я должен принять асану и произнести мантру? Нет, я читаю деловой журнал, он заставляет фокусировать мозги на развитии моего бизнеса: выделяю полезный для себя опыт, возникают ассоциации, которые становятся катализатором идей. Зажигают рассказы о том, как фирма столкнулась с проблемой и так-то ее решила («Ага, у нас похожие сложности»), или истории успеха конкретных людей, когда читатель эмоционально присоединяется и думает, как бы сам поступил на месте героя.

У региональных изданий больше возможностей быть независимыми

Михаил Вейсберг уверен: чтобы соответствовать интересам своей аудитории, деловые журналы вынуждены проводить независимую редакционную политику. В противном случае очень велик риск потерять доверие читателей, влияние на рынке, а в конечном счете — деньги рекламодателей. Г-н Вейсберг полагает, что отчетливее всего такую тенденцию иллюст­рирует активно растущая в последнее время региональная деловая пресса.

С чем связан повышенный интерес инвесторов к региональным рынкам и местным деловым СМИ? Ведь даже федеральные издания, не так давно довольствовавшиеся Москвой и «Россией как-то в целом», сегодня запускают региональные приложения, чтобы заполучить аудиторию, ранее им неинтересную…

— Невозможно в Москве издавать журнал, эффективный для всех. Я уж не говорю, что Москва — весьма специфический конгломерат. Экономические связи, отношения, как правило, ограниченны — там мало рынков федерального масштаба. Победы, поражения, фланговые атаки, отступления, партизанские вылазки происходят сегодня на рыночном рельефе конкретной территории. Региональная пресса, вероятно проигрывая федеральной в финансовом ресурсе, всегда побеждала в том, что была здесь и сейчас, была конкретной, говорила со своей аудиторией в узнаваемом контексте. «На минувшей неделе на перекрест­ке улиц X и Y открылся деловой центр Z. Его строительство обошлось г-ну N во столько-то. Эксперты полагают, что появление нового игрока отразится на рынке офисных и торговых площадей так-то» — вот разговор, который стоит вне конкуренции. И сегодня, на мой взгляд, отобрать это преимущество у местных бизнес-изданий невозможно, если они сами не отдадут его из-за лени, глупости или желания «быть как в Москве»...

Еще один момент: столичный журналист может написать о каком-то местном предприятии, но сделает он это скорее всего поверхностно. Его группа оценки — собственные московские коллеги. Группа оценки регионального журналиста — те, о ком он пишет. Он с ними сталкивается на презентации, конференции, в частном диалоге. Это заставляет его быть более точным, аккуратным и конкретным.

Вместе с тем немногие в регионах воспринимают редакционную политику местных деловых СМИ как независимую. Подобные стереотипы рождают претензии: «Кто заказал эту статью?», «Мне не нравится, как обо мне написали, я же размещаю рекламу в вашем издании, поэтому снимайте материал!»

— Бизнесмены — люди умные, но они не специалисты в медиарынке, поэтому и рассуждают на эту тему как обыватели. На самом деле, деловая пресса первая в медийной зоне начала вести себя как независимый бизнес. Она поняла, что может продавать не свою позицию, но продавать сервис, информацию и при этом оставаться независимой. Есть еще один распространенный миф: мол, федеральное СМИ может позволить себе быть независимым, а вы тут сидите и не рыпайтесь, мы же вас кормим. В реальности ситуация чуть ли не противоположная — «москвичи» живут под увеличительным стеклом властей, а регионалами пока мало кто интересуется всерьез, поэтому у них гораздо больше возможностей быть независимыми, а значит, интересными и востребованными читателями. И потом, у деловой прессы нет задачи обличить власть, сформировать оппозиционные настроения — она обслуживает информационные и эмоциональные потребности своих читателей, ей неважно, есть ли группы, которые могут ее поддерживать.

Но трудно поспорить с тем, что поддер­живает прессу та же самая целевая аудитория, которая дает на страницах изданий платную рекламу своих компаний и продуктов.

— Несомненно, и, кроме того, у бизнесмена возникает желание заявить о себе в том виде, в каком он хочет. Допустим, он платит деньги, заявляет, но кто это будет читать, зная, что материал проплачен? Никто. Издание умирает. Вся ценность делового издания — это оценка, подбор фактов, основанные на мнении независимых экспертов — тех, кому в бизнес-сообществе доверяют и с кем ведет диалог журналист. Такая позиция, кстати, позволяет с большим доверием относиться и к информации, которая печатается на правах рекламы: она становится эффективной.

Не все знают, но как в западных, так и во многих наших журналах рекламная группа отделена от редакции. Она дистанцирована и территориально, и организационно, чтобы у продавцов не было возможности влиять на работу журналистов. Первые стараются собрать рекламу, привлекая клиента информационной и оценочной насыщенностью журнала, его ценностью для целевой аудитории. Вторые работают над содержанием так, чтобы это преимущество только росло, а вместе с ним увеличивалось и влияние издания на рынок.

Как грамотно пиариться
в деловых СМИ

Деловые СМИ сегодня все чаще воспринимаются бизнесменами как возможность PR-поддержки своего предприятия, причем бесплатной. Поскольку издание дает картину, а иногда и формирует тенденции развития рынков, планомерная выдача информации о деятельности конк­ретной фирмы, рассказ о менеджерских и маркетинговых технологиях, которые в ней применяются, дают кумулятивный эффект ее продвижению. Засветившись как ньюсмейкер, компания, не потеряв связи с журналом, может легко превратиться в эксперта, а далее — и в лидера рынка. Михаил Вейсберг говорит, что такой инструмент влияния готовы взять на вооружение далеко не все: одни не знают, как стать интересными изданию, другие по-прежнему стараются «делать деньги в тишине», предпочитая лишь читать о конкурентах, а не заявлять о себе. В результате рискуют остаться в проигрыше.

Почему компании так неохотно и неумело генерируют информационные поводы?

— Генерируют-то они охотно, просто многие считают, что написать пресс-релиз и разослать его в СМИ — уже подвиг, достойный внимания! На поверку это оказывается не так. Недавно я был на конференции, где собрались представители деловой прессы и маркетологи компаний. Там одна активная редактор, обращаясь к залу, сказала: «Вы уж извините, но ваши пресс-релизы инсайтов в редакции не вызывают!» Это действительно так. Очень часто в редакцию присылают «новости» вроде такой: «Очередное достижение нашей компании — полученный диплом на выставке, что лишний раз доказывает наши лидирующие позиции на рынке». Сразу видно, что начальнику было некогда думать о подаче информации, а исполнитель не знал, что писать, и старался, чтобы начальник не разозлился. Получилось очень обтекаемо и ни о чем. Ньюсмейкер должен поставить себя на место редакции, которая хочет, чтобы опубликованная информация была интересной и полезной читателю из другой фирмы, с другого рынка, из другого бизнеса. Новость должна заинтриговать: компания придумала оригинальный ход или продукт, обогнала, завоевала, пошла поперек тенденции... Ну и, конечно, редакцию всегда интересуют столкновения интересов игроков, рыночные конфликты и прогнозы.

Однако хороший информационный повод не гарантирует бизнесмену появления лояльной статьи. Дьявол скрыт в мелочах, журналист их должен выкопать, а подробности и оценки порой оказываются не всегда положительными.

— Эти мелочи должны быть адекватными и объективными. Система работы со СМИ подразумевает четкое разделение полномочий не только в выдаче информации, но и в дальнейшей работе с материалом. Для журналиста это действительно процесс: надо сначала услышать, потом проверить у внешних экс­пертов, взвесить мнения и получить ответную реакцию ньюсмейкера. Если кто-то негативно отзывается о компании, журналист должен дать ей возможность высказаться в ответ, опровергнуть или подтвердить.

Вообще-то принцип не публиковать непроверенные данные и неподкрепленные мнения третьих лиц — давно уже «гигиеническая норма» для качественных деловых изданий.

— Профессиональное деловое издание не вправе вставать на сторону того или иного респондента, оно как бы «не играет, но ведет счет». С другой стороны, пресса обязана быть преданной своей аудитории, не должна исключать себя из нее: вот, мол, эти бизнесмены опять что-то натворили, сейчас мы всех разоблачим! «Мы все глядим в Наполеоны, видя бой со стороны». А этот бой — пот, риск, драма людей, которые занимаются бизнесом. Нужно иметь уважение к их мужеству ставить в ситуации неопределенности на кон деньги, людей, жизнь. А бизнесмены, в свою очередь, должны понимать, что запираться, обижаться и угрожать бессмысленно — все равно журналист раскопает и напишет так, как надо его читателю. Здесь можно лишь стараться сделать заметку более адекватной и правдивой, без лишних разночтений.

Выходит, компания, желающая получить эффект от PR в авторитетном издании, должна быть готова заплатить тем, что о ней напишут все, не исключая нежелательных подробностей?

— Делая выбор в пользу того или иного журнала, бизнесмен должен понимать, почему он доверяет этому изданию и уважает его. Ему дают возможность высказать свою позицию, но если бы дело ограничилось только комплиментами, бизнесмен сам перестал бы это издание любить. Если любишь — глупо закрываться. На этом и должна строиться информационная политика компании. Знаю, что невозможно сделать так, чтобы картина мира всех читателей и героев статей совпадала: к единому знаменателю ее приводит редакция, основываясь на опыте, отзывах читателей и профессионализме авторов и редакторов. Это ее версия событий, с ней нужно считаться, вписывать ее в свою стратегию продвижения.

Сейчас сложился класс компаний, которые активно продвигаются через личность руководителя или топ-менеджера, готового дать комментарий прессе практически по любому вопросу. И происходит своего рода перекос: к их мнению перестают прислушиваться, поскольку начинают воспринимать как поп-звезд.

— В этом виновата лень журналистская: не спрашивали бы по 20 раз у одних и тех же людей, не было бы их в журнале. Я понимаю, что найти хорошего комментатора, идущего на контакт, сложно. Однако на рынке немало людей, которые ждут, когда к ним обратятся, «а Германа все нет». Журнал должен дать им понять, что хорошего, взвешенного мнения от незатасканной персоны здесь ждут с нетерпением. Ну и самим, конечно, искать.

Бизнесменам же, которые используют издание для активного PR себя и компании, можно поаплодировать. Они формируют свой бренд, сотрудничая с прессой, и таким образом защищают фирму от негатива, потому что худшее в наше время — это безызвестность.

Если на Западе сейчас руководители и топы мегакомпаний светятся в деловой прессе, чтобы успокаивать акционеров: мол, не волнуйтесь, у нас все нормально, то в России, и в большей степени в регионах, эти персонажи работают со СМИ, чтобы их фирмы стали мегакомпаниями. Такова ситуация. Выбор прост: либо воспользоваться ей в своих интересах, либо нет. 

Невозможно сделать так, чтобы картина мира всех респондентов совпадала: к единому знаменателю ее приводит редакция, основываясь на опыте, отзывах читателей и профессионализме авторов и редакторов.

Многие считают, что написать пресс-релиз и разослать его в СМИ — уже подвиг, достойный внимания! На поверку это оказывается не так.

ЦИТАТА

Бизнесмены должны понимать, что запираться, обижаться и угрожать бессмысленно — все равно журналист раскопает и напишет так, как надо его читателю.

Чтобы сгенерировать идею, я должен принять асану и произнести мантру? Нет, я читаю деловой журнал: он заставляет фокусировать мозги на развитии моего бизнеса.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.