Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Михаил Вейсберг: Как не делать стратегических глупостей

Родился и вырос в Киеве. Образование получил в Уральском госуниверситете. С 2002 года проводит тренинги и консультирует по стратегиям развития бизнеса. Директор центра «Стратагема37». Всерьез счита

Родился и вырос в Киеве. Образование получил в Уральском госуниверситете. С 2002 года проводит тренинги и консультирует по стратегиям развития бизнеса. Директор центра «Стратагема37». Всерьез считает, что активным распространением культуры стратегического анализа можно изменить мир. Последний проведенный семинар – «Как руководить способными, но ленивыми».

Михаил Вейсберг
бизнес-тренер, предприниматель
strateg@veisberg.com

В офисах часто говорят глупости по поводу стратегий. Офисы – разные, а глупости – одни и те же. Всего пару месяцев назад я начал записывать, собирать коллекцию этих офисных заблуждений. Пока их не так много. Но они навязчиво повторяются на каждой из фирм, где начинается разговор о стратегической сессии. И я чувствую, что уже не могу молчать. Ибо замечания и шуточки эти не так уж и безобидны. Они базируются на распространенных заблуждениях, звучат довольно убедительно, могут сбить с толку руководителя и неправильно настроить остальных. Итак – очевидные признаки, что в вашем офисе говорят о стратегиях глупости. И несколько идей – как вести об этом разговор в следующий раз.

«Будем вижн формировать...»

Руководитель объявляет на планерке, что готовится стратегическая сессия, и кто-то «умный», потупившись, бормочет, но чтобы все слышали: «Понятно... Видение будет формировать...»

Вот, пожалуйста, договоритесь сразу, что будете говорить о завтрашнем дне, но вижена не будет.

Если у директора или кого-то из ключевых сотрудников есть видение – представление, картинка вашего бизнеса в будущем, то пусть опишут ее, а если нет – не страшно. Большинство компаний добиваются успеха на рынке без всякого видения. Они находят правильные продукты, изучают потребителей и все такое...

Конечно, в бизнес-прессе нам рассказывают истории мировых лидеров, у которых это видение было, а задуманное много лет назад теперь в точности осуществилось. Но мы же понимаем (да?), что эти истории в значительной степени мифологизированы. В голове у лидера, наверняка, с десяток картинок, что же удивительного в том, что одна воплотилась?

«Наша стратегия – прибыль!»

Это радостно выпалит на той же планерке кто-нибудь особо сознательный. Ну, после сообщения, что готовится стратегическая сессия.

Конечно, люди знают, что об итогах года судят исходя из полученной прибыли. Что все бизнесы сравниваются по размерам прибыли и все такое. Но прибыль – это не стратегия. Прибыль – это результат хорошо обсужденной и грамотно реализованной стратегии.

Все приходят к прибыли по-разному. Иногда ее и не планируют – скажем, бизнес организован ради усиления статуса хозяев. Деньги они, допустим, зарабатывают на переработке мусора. А с вами общаются в собственном красивом ресторанчике – прибыли с него немного, но стратегия тут присутствует. Некоторые бизнесы годами живут как прихоть, хобби хозяина (подруги хозяина?). Или как эксперимент, который преследует цели изучения рынка, отработки технологий.

Итак – прибыль мы любим, но она должна возникнуть как результат стратегии. А стратегию – повторяю для тех, кто тормозит – будем разрабатывать...

«Нам давно нужна официальная миссия»

При объявлении на планерке о готовящейся сессии сразу будут заметны несколько энтузиастов происходящего. Глаза у них заблестят, они будут кивать головой и обязательно вставят что-то вроде: «Да, да! Нам давно пора разработать миссию!»

Вот нежелательно поддаваться на этот энтузиазм. Миссия – дело не вредное. Но...

Прочитайте миссии крупных уважаемых компаний. Например, Kodak: «Стать лучшей в мире компанией по созданию изображений химическими и электронными методами», или Compaq: «Быть лидирующим поставщиком персональных компьютеров и серверов во всех сегментах рынка». О чем говорят эти миссии? Ну, о том, что в этих компаниях думают, что у них – все круто. Кто бы сомневался... Смогут ли эти миссии увлечь работников, обеспечить более производительный или более творческий труд? Вряд ли.

Миссии, о которых мы читаем в бизнес-литературе и которые традиционно почему-то сочиняются на неудачных стратегических сессиях – они не для жизни. Они предназначены, чтобы сообщить окружению: «Мы хорошие, у нас все круто, мы не просто ради денег, а для блага общества». По сути своей, они – лицемерны, они используются для пиара компании.

Но вы-то собрались, кажется, не пиаром заниматься, а стратегией.

На самом деле, миссия – это матрешка. Вначале нужно понять, для чего это человеку, придумавшему этот бизнес, отвечающему за него. Затем – для чего это партнерам, потом – для чего сотрудникам, после – потребителям. При этом одно не должно противоречить другому, одно включается в другое. И это уже не миссия для пиара, это реальная идея, которая может вдохновить самых разных сотрудников.

Безусловно, стратегическая сессия, ближе к концу, может помочь вытащить эту реальную идею из голов ваших ключевых сотрудников. Если она там есть. А если ее нет, ничего страшного. Хорошие деньги можно заработать и без миссии.

«Что, опять этот СВОТ-анализ?»

Обязательно найдется скептик, который где-то учился или на какой-то предыдущей работе писал с коллегами список сильных и слабых сторон компании.

И он запомнил, что это и есть стратегический подход. И не преминет продемонстрировать покорность судьбе. «Ну, если начальству нравится заниматься такими глупостями...»

Поясняю. Свот-анализ – замечательная по своей простоте и одновременной глубине вещь. Без хорошо сделанного свот-анализа построить стратегию невозможно.

Но часто, благодаря ли плохим преподавателям экономики или еще чему-то, весь разговор о стратегиях сводится к составлению списка сильных и слабых сторон фирмы. Конечно, мы приблизительно знаем свои сильные и слабые стороны. И если нас вывезут на базу отдыха и предложат после дискуссии в группах эти списки составить, то какой-то результат возникнет. И даже будет некая польза.

Но глупо говорить о своих силах и слабостях, о возможностях или угрозах без предварительного анализа внешней среды, материальных и нематериальных активов фирмы, ситуации в отрасли и т.д. Получаются банальные вещи. И вот сидят умные люди, топ-менеджеры, смотрят на два маленьких, выдавленных из себя списочка и говорят: «Так вот, значит, какая она – стратегия... Спасибо». И разъезжаются по домам в недоумении. Или в полной уверенности, что нужно делом заниматься, а не в стратегии играть.

Правильный ответ «знатоку СВОТ-анализа» звучит примерно так:

«Конечно, будем заниматься и СВОТом тоже. Но только в конце сессии, после подробного анализа отрасли и фирмы. И не школьным СВОТом, а настоящим, с хронологическим анализом и перекрестным. Всем понятно?». Понятно будет не всем. Но ваш «знаток» заткнется на время, а дальше уже дело за ведущим сессии.

«Да-да! Сейчас все внедряют систему сбалансированных показателей»

Скорее всего, среди ваших сотрудников найдется и такой. Тот, кто слышал или читал о ССП – системе сбалансированных показателей. Возможно, это будет HR – ему по должности положено просматривать предложения тренинговых центров, а многие из них сейчас продвигают «новый стратегический подход – внедрение ССП».

В любом случае знание о ССП – это круто и заслуживает похвалы.

ССП – это показатели деятельности вашего предприятия. Они сбалансированы и объединены в систему. Из этого описания, надеюсь, понятно, что ССП – не стратегия?

Да, этот инструмент часто упоминают в контексте реализации стратегических планов. Потому что он оказался очень удобным для перевода стратегических решений в систему планов. Куча таблиц, которые вам предстоит заполнить, осваивая ССП, в конце концов, создадут инструмент контроля выполнения стратегии. Помогут вам точнее видеть – туда ли вы движетесь и как быстро.

То есть, полезная штука, но инструмент контроля, а не стратегия. Обязательно внедрите, но не раньше, чем проведете стратегическую сессию и разберетесь со своими целями и ресурсами.

«Без харизмы – ничего не прокатит!»

Этого на планерке не скажут. Но в кулуарах все равно всплывут разговоры о компаниях, которым повезло, потому что во главе у них стоят харизматические лидеры, ясно видящие будущее, уверенные в этом будущем и увлекающие в это будущее остальных...

Мы все испорчены чтением бизнес-журналов. И если руководитель нашей фирмы не похож на этих мужественных бизнес-героев из журналов, то мы испытываем разочарование и подозреваем, что жизнь прошла мимо. Ну, не повезло. Это похоже на ослабление потенции у мужчин, насмотревшихся полуголых красавиц в мужских журналах, – в жизни такие женщины им не попадаются и они разочарованы.

Когда-то, в прошлом веке, действительно была такая теория: повезло тем организациям, во главе которых стоят явные лидеры, а вот есть организации, которые возглавляют администраторы, этим организациям повезло меньше. И люди, прочитавшие в молодости книги по лидерству, теперь воспроизводят эту мысль на страницах журналов. А читатели журналов несут эту «благую весть» дальше – на планерки или в курилки. И руководитель начинает нервно себя ощупывать и думать: «Так лидер я или администратор? Выпирает ли из меня харизма? Повезло моей организации или нет?»

На самом деле, у каждого руководителя есть и административное, и лидерское начало. В этом нет проблемы, для руководства компанией нужны и те, и другие качества. Лидер – увлекает, формулирует цели, а администратор организовывает процесс. Находясь в роли лидера, вы мотивируете людей, а выполняя роль администратора, распределяете ресурсы и контролируете выполнение планов.

И у каждого из руководителей есть свое, индивидуальное, соотношение лидерских и административных подходов. Так что не волнуйтесь, услышав эти волнительные беседы о харизме. Пропускайте мимо ушей.

Итак, мы договорились, что эти все заморочки: вижн, миссии, харизма, ССП – это именно заморочки, а не стратегия. А что же тогда стратегия? Ведь если руководитель скажет на той же планерке: «Не будем мы этим виженом заниматься, и ССП не будем – это не стратегия!», то его же спросят «А что же тогда – стратегия?»

На этот случай есть 3-4 хороших ответа. Если думать о ней просто, то стратегия – это когда у фирмы: 1) есть цель и 2) есть план достижения этой цели.

Есть еще несколько небанальных определений стратегии: это осмысленное представление о направлении движения. Не всегда получается сформулировать конечную цель. Тем более важно наметить направление. Чтобы люди не топтались на месте, а начинали двигаться. И двигались в одном направлении, а не растаскивали ресурсы, двигаясь каждый к своим, только им видимым вершинам.
Это понятный выбор из нескольких альтернатив. Выбор направления всегда альтернативен и – почти всегда – не поддается точному просчету. Включаются интуиция и опыт.
Это фокусировка ресурсов для значимого прорыва. Почти никому, кроме «Самсунга», не удается атаковать по всем направлениям сразу, по всей линии фронта. Если вы – не «Самсунг», то нужно сфокусироваться на наиболее выгодной точке. Стратегия – это продуманный план достижения определенной цели.

Меня как-то попросили заказчики дать «главное», авторское что ли, определение стратегии. Я задумался на несколько дней. Слайд с этой формулировкой выглядел так: Стратегия – это план реализации своего преимущества.

 Теперь понятнее?

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.