Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Московские инвесторы выкупили розничную сеть магазинов автозапчастей «ОЛМИ»

Сеть магазинов «ОЛМИ» меняет владельца: Павел Неверов продал розничный бизнес московским инвесторам. Под новым брендом и с обновленной стратегией розничная сеть начнет работать уже в апреле.

Компания «ОЛМИ» на рынке оптовой и розничной торговли автозапчастями и аксессуарами — с 1992 г. В 2012 г. ее возглавил Павел Неверов. Основатели «ОЛМИ» — братья Олег и Михаил Ёлкины — поставили перед г-ном Неверовым задачу вдвое увеличить розничную сеть. К 2014 г. компания вышла на плановые показатели, а в апреле 2014 г. основатели «ОЛМИ» продали Павлу Неверову свой бизнес. Дальнейшее развитие компании потребовало серьезной докапитализации и четкого разграничения между ведением розничной и оптовой торговли. Вкупе с осложнившейся ситуацией на рынке это подтолкнуло г-на Неверова продать розничный бизнес московскому инвестору. Сумма сделки не разглашается. 
 
Что это будет за инвестор?
— Московская компания «Авторион». У них уже есть инвестиции в серьезный online-продукт для автосервисов, но было решено присоединить к нему еще и офлайн-сеть, чтобы через сеть специализированных магазинов апробировать и продвигать свой интернет-проект. Мы начали вести переговоры еще в 2014 г., в течение года представители компании изучали бизнес и анализировали сопутствующие риски. В начале декабря мы подписали протокол о намерениях. В течение марта проходит процедура передачи магазинов, а в новый формат они начнут «переупаковываться» с апреля.
 
Получается, все магазины «ОЛМИ» перейдут «Авториону»?
— Нет, из 34 наших магазинов только 28 подходят под требуемый «Авториону» формат. Остальные я закрыл или закрываю. Для меня важно, что покупатель готов рассчитаться со всеми поставщиками «ОЛМИ». Одно из моих встречных обязательств — помочь покупателю в запуске проекта, потому что инвестор не отраслевой, и офлайн-торговля для него в новинку. 
 
«ОЛМИ» вообще перестанет существовать?
— Бренд «ОЛМИ» остается, но он, скорее всего, не будет связан с розничной торговлей. Пока я решаю, что с ним сделать. Бренд достаточно известен в Екатеринбурге и Свердловской области. У меня на складах осталось много запчастей — я ищу новую модель оптовой торговли, поэтому бренд пригодится. 
 
Кроме того, в прошлом году я начал проектировать логистический комплекс. В ближайшие месяцы завершится процедура оформления земли. Считаю, что без собственного современного логистического комплекса, какие есть у компаний «Армтек» или «Шате-М» в Москве и Минске, нельзя строить правильный бизнес по дистрибуции и доставке автозапчастей и автотоваров. Вполне возможно, этот проект будет носить имя «ОЛМИ». 
 
Но если бренд «ОЛМИ», по-вашему, так узнаваем, зачем тогда покупателю проводить ребрендинг и переименовывать магазины в «Авторион»?
— Сеть «ОЛМИ» была известна как сеть по торговле запчастями для отечественных автомобилей, поэтому закрепить позиции на рынке запчастей для иномарок было непросто. «Авторион» — розничная сеть, которая торгует запчастями для популярных автомобилей, не важно – отечественные они или иномарки. Они специализируются на запчастях для массовых автомобилей, и портфель брендов меняется в зависимости от территории и предпочтений населения. «Авторион» больше заинтересован в открытии в городах вроде Полевского, Тобольска, Каменска-Уральского, Шадринска и т.п. Получается, что новый бренд несет новое позиционирование на рынке.
 
Как изменится работа магазинов после того, как они войдут в новую структуру?
— Насколько я знаю, у розничной сети будет небольшой распределительный центр и несколько стратегических поставщиков, а не 12 тыс. кв. м собственных складов, как было у меня в «ОЛМИ». Знаю, что уже есть договоренности с двумя уральскими компаниями — стратегическими поставщиками. Одна будет предоставлять запчасти и расходные материалы для иномарок, другая — для отечественных авто. Но это не значит, что сеть не должна сотрудничать с кем-то еще. Главная задача новой команды — сделать так, чтобы максимальное количество поставщиков привозило товар прямо в магазины. Это позволит оптимизировать процессы и затраты. 16 марта инвестор в очередной раз прилетал в Екатеринбург, встретился с коллективом компании и назначил гендиректором розничной сети «Авторион» Наталью Кузнецову, прежде занимавшую должность директора по продукту в «ОЛМИ».
 
Почему «Авторион» решил развиваться именно с Урала?
— Просто появился я, готовый продать бизнес и предоставить им площадку для развития интернет-проекта. И в этом плане нет разницы: на Урале мы или в другом регионе. В России специализированных сетей такого размера немного. Судите сами: самая крупная оффлайн-сеть — «Авто49» (бренд «Би Би») включает 86 магазинов, затем — «ШинТоп» с 50 магазинами, следующие по размеру — «ОЛМИ». К концу 2014 г. мы вошли в пятерку крупнейших в стране специализированных офлайн-сетей, чем и привлекли внимание инвесторов. 
 
Не помешало ли сделке колебание валют и резкое удорожание зарубежных запчастей?
— Это, наверное, была одна из причин, почему я вообще пошел на сделку. Повышение ЦБ ключевой ставки сильно повлияло на российский бизнес. А с учетом того, что мы вели агрессивную стратегию развития: опт, розница, инвестиции в логистический комплекс, то, как и многие другие, в начале этого года попали в денежный разрыв. Несмотря на то, что цены выросли, трафик в рознице упал больше, чем в кризисный 2009 г. Даже повышение цен во многих случаях не компенсировало падения трафика: в Екатеринбурге и Первоуральске спрос упал очень сильно. Нам пришлось снижать затраты, сокращать персонал. 
 
Проблемы появились и в оптовой торговле. Некоторые клиенты стали подумывать о выходе из бизнеса: ко мне выстроилась очередь из предпринимателей, готовых продать свои магазины. Самое неприятное, что, собственно, и подтолкнуло меня к подписанию сделки, — это поведение сильно закредитованных поставщиков. Из-за давления банков и курсовых разниц они начали сокращать товарные кредиты, срок отсрочки и блокировать отгрузки. Но я и сам закредитован, мне тоже банки поднимают ставки, и я понимаю, что они вынуждены это сделать. Сначала я сомневался в продаже, но к середине февраля понял — другого варианта у меня нет.
 
Как экономическая ситуация отразилась на отрасли в целом?
— У многих компаний старый товар еще не распродан, при том, что по некоторым позициям цены выросли от 40 до 100%. Очевидно, что в магазинах, где старые товарные остатки, цены могут быть старые. Еще месяца два-три цены будут скакать, пока имеющиеся товарные остатки не продадутся и цены не усреднятся. Весь 2015 г. будет непростой. Когда мы в последний раз встречались с известным экономистом Михаилом Хазиным, он сказал: «В последние годы либеральная экономика извратила саму суть ведения бизнеса. Если раньше бизнес велся ради прибыли и чистого денежного потока, то сейчас многие предприятия работают так, чтобы хватало денег на оплату процентов по кредитам». И это неприятная правда.
 
Каких изменений ждать в ближайшее время на рынке автозапчастей? 
— Рынок совершенно не консолидирован: есть оптовые поставщики, которые делятся на национальных, их около 10-15 крупных, и региональных — таких компаний около 100 крупных, а в общем — до 1 тыс. Есть розничные магазины — всего в России их 26 тыс. И есть несметное количество — больше 40 или 50 тыс. — сервисов: от профессиональных до гаражных. Это все не учитывая «самоделкиных», работающих кустарно. В ближайшие пять лет рынок сильно трансформируется: из 15 оптовых поставщиков сохранится первая десятка. Изменится расклад и в региональном опте. Посмотрите на другие рынки: сейчас нет компаний, торгующих оптом продуктами питания. Есть много розничных сетей, есть производители, есть распредцентры. Дистрибуторы превратились в логистов. 
 
У тех, кто торгует автозапчастями в России, есть три стратегии. Первая — стать логистом, для этого нужен хороший склад, гарантирующий оптимизацию затрат. Второй вариант — становиться «упаковщиком» и поставщиком частных марок: например, заказывать их в Китае или Турции. Третья стратегия — становиться розничной сетью. Количество розничных магазинов значительно сократится: с 26 до 10-12 тыс. В США, например, на 1 магазин приходится 5-7 тыс. авто, а в России – 1,5-2 тыс. авто. Нас ждет череда поглощений и появление отчетливых лидеров: розничных сетей из сотен магазинов. Базовые форматы магазинов на нашем рынке — это магазины-склады площадью не меньше 250-300 кв. м. Это значит, что многие локальные магазины маленьких форматов уйдут с рынка. Меняется и стиль потребления: ключевым потребителем становится не автолюбитель, пару раз в году заезжающий в магазин, а специалист автосервиса, работающий в сегменте b2b, посещающий магазин каждое утро или ждущий доставки запчастей прямо к нему в автосервис. Также одной из мощных тенденций является развитие онлайн-сервисов. За ними большое будущее!
 
 

«ОЛМИ» в деталях

Показатели на конец 2014 г.

3 млрд руб. — годовой оборот торговой компании «ОЛМИ», в т.ч. розничная сеть – 1 млрд.руб.

38 магазинов — размер сети (включая 4 франчайзинговых магазина)

530 человек — количество сотрудников

Источник: данные компании, DK.RU

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.