Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Олег Ананьев: Московский снобизм — «а, для них и так хорошо» — в Екатеринбурге не работает

«В ТЦ девушку на свидание не поведешь, но, во всяком случае, тут выручает трафик: если ты угадал с кухней, то у тебя будет до противности стабильный оборот». Интервью владельца ГК «Ресторан».

На премии «Человек года — 2016» владелец ГК «Ресторан» Олег Ананьев стал лучшим в своей номинации за проект Le Bourg. Почему от званий и наград ему «крышу давно не рвет», каковы минусы формата «заведение в ТРЦ» и почему русские хотят Паназии — он рассказывает DK.RU.

О профессии ресторатора и ярких проектах

Когда на премии «Делового квартала» вас назвали «Ресторатором года2016», было ли это для вас неожиданным?  
 
— Эту премию ведь дают не за то, что ты такой великий человек, а за конкретный ресторан. У меня был на тот момент самый мощный ресторан, самый яркий формат с точки зрения гастрономии. В общем, понятно было, что я выиграю. Это если во-первых. Во-вторых, я среди лучших рестораторов лет 10, а то и больше. Для меня это логично, потому что я этим занимаюсь больше 20 лет — то есть больше, чем многие другие рестораторы. Я это бремя несу, потому что надо же соответствовать все время, но отношусь к этому спокойно, крышу давно не рвет. 
 
Можете назвать какие-то яркие, на ваш взгляд, проекты, которые появились в нашем городе за последние два года?
 
— «Барборис» — яркий проект, профессиональный. Самый современный ресторан, который можно сделать на данный момент. Все, что есть нового, в нем воплощено: и по технологиям, и по интерьеру, и по подаче, и по кухне. Мне понравился формат. 
 
Для меня ресторан — это еда. У меня ставка всегда только на это. Интерьер, конечно, тоже важен: сейчас стали обращать на это внимание. Тут есть цикличность: в какой-то момент интерьер был очень важен для людей, они были не избалованы едой вообще. Потом внимание начали обращать на еду, а интерьер отошел на второй план. Сейчас опять интерьер стал очень важен. Но все равно в итоге хоть золотом у тебя будут покрыты ручки, если кухня ерунда, ты не заработаешь ничего. Качество еды, высокая гастрономия, постоянный рост, новаторство — важные составляющие профессии. То есть это не «открыл один раз и успокоился», это постоянная работа. 
 
«Барборис» открылся, сейчас самое главное — поддерживать его на уровне, а все московские форматы очень непросто развивать, потому что привезут повара, он все запустит, отойдет — и все, а самое сложное — это рутина. «Папарацци» тому пример: формат хороший, запустился удачно, а потом сошел на нет. Но посмотрим —  может быть, тут будет другой подход. 
 
Потом, мне кажется, очень удачен Plov Project. Думаю, его успех совпал с кризисом: в кризис это идеальнейший формат — «ресторан, соединенный с чайханой». 
 
Потому что восточная кухня доступная и понятная?
 
— Доступная и понятная кухня, да. Плюс актуальный интерьер: как дорогой ресторан, но доступный любому. Люди не готовы тратить много на еду, но в ресторан-то все равно хотят. А когда у ресторана хорошие обороты, хорошая экономика, он уже может себе позволить начать заниматься гастрономией и обращать внимание на вкус. По-моему, в «Плове» все в этом плане в порядке, они двигаются в правильном направлении. Главное, угадать с трафиком. 

О москвичах и конкуренции

Вы упомянули «Барборис» [проект московского ресторатора Валерия Дубровина в Ельцин-Центре, — прим. ред.], у меня как раз вопрос: такое ощущение, что москвичи обратили более пристальное внимание на наш город... 
 
— Это логично. Потому что в Москве такая конкуренция, что мама не горюй! 
 
А вы почувствовали от них конкуренцию? 
 
— Конечно, почувствовал. Но вот если взять какой-нибудь «Ешак» — это провальный проект. Громкий, но провальный.
 
Почему? Тоже ведь восточная кухня, выигрышный формат, как вы говорили только что. 
 
— «Узбечка» должна быть недорогая. Это главное условие. Мы же провинция, мы не Москва. И потом, общепит — это много тонкостей, много звеньев в цепи. Одно уберешь — и не пойдет. А там ошибок очень много наделано. Во-первых, это авторский ресторан, его нельзя делать сетевым. Дорогими сетевые рестораны не бывают. Во-вторых, там проглядывается такой московский снобизм: «А, для них и так уже хорошо». А у нас тут не хуже рестораны, чем в Москве. Даже наоборот, я думаю, профессиональней, потому что мы тут в более сложных условиях, раза в три сложней, если не больше: у нас недостаток продуктов, кадров, нет туристического трафика. Я каждый месяц езжу в Москву, смотрю новые форматы. Они выигрывают за счет изначально свежего продукта и ассортимента. Ну, и там много денег, они готовы на эксперименты. 
 
Почему еще «Барборис» в более выгодном положении? Потому что люди, открывая его, не считали деньги вообще. По моим подсчетам, они построили ресторан в два раза дороже, чем может быть. Но у них окупаемость на последнем месте. Конечно, мы изначально в неравных условиях: тебе-то надо зарабатывать деньги, окупать, а им — не надо. Поэтому им можно расслабиться в этом плане и сосредоточиться на гастрономии.
 
Но я правильно понимаю, что приход москвичей не сильно сказался на местном рынке или все-таки ощутимо? Что они привносят?
 
— Конечно, они отчасти забирают ту немногочисленную толпу, которая ходит по ресторанам. Ее и так разорвали в клочки — у нас такой бум сейчас на рестораны. Это минус. А плюс в том, что они какие-то стандарты московские сюда привносят — не расслабишься.

О кухне и национальностях

Вы уже затрагивали тему восточной кухни, а сегодня, как о панацее, говорят о Паназии. Не переоценено ли, на ваш взгляд, это направление?
 
— Нет, Паназия только начинает раскручиваться и набирать популярность. Это же очень растяжимое понятие: туда входит Япония, Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Малайзия, даже Индия частично. Поэтому у нас тот же самый Le Bourg  — это смелый микс Европы с Паназией, там произошла диффузия: например, европейские блюда я осторожно микширую с азиатскими соусами. Паназия же вкусная, интересная, яркая благодаря своим специям. Нам, в нашей бледной русской кухне, этого не хватает. Конечно, мы не можем том-ям есть каждый день: это незнакомый продукт, острый вкус. Генетически нам подходят щи, картошка, котлеты. Но такие блюда мы и так можем каждый день есть, а чтоб побаловать себя, мы пойдем на Паназию, потому что она тревожит рецепторы. Поэтому она популярна и еще будет развиваться.
 
А что касается восточной кухни? Сдает ли она позиции под натиском азиатов?
 
— Армянская, азербайджанская, узбекская кухни всегда будут популярными, потому что они очень вкусные, доступные и понятные. Но надо следить за конъюнктурой: в частности, сейчас возраст посетителя ресторана снижается, и нужно делать ребрендинги морально устаревших ресторанов. 
 
Теперь про Италию давайте. «Труффальдино» же у вас итальянский ресторан. Как готовить итальянские блюда без европейских продуктов?
 
— На самом деле, тут 60% французская кухня, а позиционировали мы его как итальянский, потому что Франция бы отпугнула посетителей. Да, без европейских продуктов планку держать труднее, но нам удается.
 
Вы же начинали сами варить сыры. Получилось в итоге?
 
— Мы пытаемся, но это очень сложно. Мы в невыгодной позиции по сравнению с южными регионами: плохое молоко и так далее, и мы берем сыры у них. Конечно, нам сложнее, и именно тут включается профессионализм: как сделать конфетку и все равно дать клиенту тот вкус, который должен быть. 
 
Еще вопрос относительно украинской кухни... По вашим наблюдениям, зависит ли посещаемость национальных ресторанов от политической повестки?
 
— Нет, не зависит вообще.

О форматах и торговых центрах

Большинство своих заведений вы открываете в ТРЦ в центре города: в «Гринвиче», «Пассаже». Собираетесь ли открываться где-то в спальных районах?
 
— Нет, ресторан должен быть в центре.
 
Будете формат «ресторан в ТРЦ» развивать дальше или пока нет планов открывать новые заведения?
 
—  Эти бы перестроить. Некоторым уже по 15 лет — надо их переделывать. Легче построить новый, чем переделать старый, но все равно это надо — не бросишь же. Конечно, если создадутся определенные условия, тенденции, я открою еще. Но сейчас я ухожу не в количество, а в качество. 
 
Плюсы такого формата очевидны:  постоянный трафик, парковка. А какие минусы?
 
— Допустим, есть «Хаш» [входит в холдинг «Ресторан», — прим. ред.], а есть «Хмели-Сунели» [входит в холдинг Resta Management] — два достойных заведения грузинской кухни, в одном направлении двигаются. Но у меня нет вечернего чека, а самый большой чек — именно вечерний: люди собираются в компании, садятся в ресторане, оставляют много денег, проводят дни рождения и так далее. В торговый центр девушку на свидание не поведешь, день рождения или свадьбу не справишь. Я потерял, а они выиграли. Но, во всяком случае, тут выручает трафик: если ты угадал с кухней, то у тебя будет до противности стабильный оборот. 
 
До противности?
 
— Да, ты всегда знаешь, что будет в следующем месяце. 
 
Это же хорошо? Можно планировать.
 
— С одной стороны, хорошо, с другой, я, зная, что у меня и так вкусно, мог бы и больше зарабатывать. А только потому что я в ТЦ, я зарабатываю меньше. Конечно, это меня угнетает. 
 
Какие заведения в ближайшей перспективе вы собираетесь переделывать и в каком направлении?
 
— Все. В данный момент переделываю «Труффальдино». Через пару месяцев там будет по-другому: другая мебель, другие стены, другие люстры. При этом концепция, кухня и чек останутся те же. Немножечко буду менять «Хаш»: делать светлее и чтоб было интересно было молодежи. Думаю над этим. 
 
«Вечера на хуторе» переделываются полностью. Там будет заготовительная контора по переработке и производству продуктов: пироги, сыры, колбасы, консервация. Поменяется дизайн «Вечеров», может быть, изменится название. Там уже стоят русские печи с огнем на дровах. Через месяц там будет и грузинское меню, и лучшие блюда узбекской и украинской кухни. «Лучшие блюда Советского Союза», условно говоря.
 
А самый главный проект у меня сейчас — летняя веранда в Le Bourg. Это будет грандиозная веранда, такого формата в городе нет! По пятницам и субботам там будет ночной клуб на открытом воздухе. 
 
А как быть с доступом в ТРЦ в ночное время?
 
— Вопрос будет решен, договоренность уже есть. И если это пойдет, мы думаем вообще один зал ресторана переделать в клуб. 

О маркетах, местном рынке и стратегии

Компания Forum Group недавно анонсировала, что на месте Центрального рынка появится современный маркет европейского формата. Как думаете, это перспективно в нашем городе?
 
— Не надо ничего придумывать, это все уже в Москве. Возьмите Даниловский рынок: какой там подход и какой там трафик. Тут же и продукты питания, тут же и рестораны кормят людей. Но это не фаст-фуд, а хорошая гастрономическая еда, только в более доступной форме. Я не могу сказать, пойдет в Екатеринбурге такой формат или нет — у нас провинциальный рабочий городок, и надо это учитывать. Может, будет успешным, может, нет, но пока не попробуешь — не поймешь. 
 
Борис Зарьков [владелец ресторанной группы White Rabbit Family, куда входит White Rabbit, ставший в 2015 г. 23-м в рейтинге The World’s 50 Best Restaurants, — прим. ред.] в одном из интервью говорит, что, когда он открывал «Белого кролика», у него изначально была стратегия вывести его в «50 лучших ресторанов мира». У вас есть какая-то стратегия, глобальная цель, к которой вы идете?
 
— Нет. И я думаю, Зарьков тоже лукавит. Хорошо, конечно, когда есть амбиции. Но у меня всегда подход только один: я стараюсь быть лучшим в своей профессии. Я не бегу с кем-то наперегонки, я просто пытаюсь сделать так, чтобы у меня был том-ям — лучший, борщ — лучший (в моем понимании). У меня есть программа минимум, нет программы максимум. А программа минимум — это запустить ресторан и сделать его окупаемым. 
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.