Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

«Свободное время является главной проблемой современного человека. Его становится много»

«Свободное время является главной проблемой современного человека. Его становится много»
Автор фото: Okras. Иллюстрация: Wikimedia.org

«Может ли наше качественное кино, остро свидетельствующее о состоянии дел, быть широко востребованным?» Как зрители меняют кино и когда в России появится запрос на иные фильмы — Александр Роднянский.

Александр Роднянский, режиссер-документалист, продюсер фильмов «Нелюбовь», «Левиафан» и «9 рота»:

— Свободное время является главной проблемой и возможностью современного человека. Его становится много, альтернатив его проведения становится больше. И кинематограф, который доминировал в визуальном контенте последние сто лет, из не имеющего себе конкуренции медиа, позволяющего интересно и ярко проводить свободное время, превращается в один из возможных вариантов. 

Киноиндустрия пытается добиться такого эмоционального эффекта, чтобы вы, приходя в кинотеатр, получали на экране аттракционное зрелище. Отсюда и родились доминирующие на экранах франшизы, то ли основанные на графических новеллах Marvel и DC, двух главных издательствах комиксов в мире, то ли на других.

Это миры, которых не существует в действительности, которые позволяют создать только современные компьютерные технологии и ради которых большая, прежде всего молодая аудитория приходит в кинотеатры.

Что это означает для кино? В последние 20 лет, когда и произошел бум зрелищного кинематографа, зрители перестали ходить на привычные последние сто лет жанры — прежде всего, на драму.

То есть на истории, связанные с исследованием человеческой психологии. Зрители, будучи умными и чувствующими, начали обнаруживать драму в жанрах, даже не называющихся так буквально: это могли быть и фэнтези, и шпионские романы, и приключенческие фильмы. 

Фактически произошло раздвоение визуальной киноиндустрии на два параллельно существующих сегмента. Первый — это большой аттракционный кинематограф, вызванный к жизни прежде всего эволюцией технологий. Другой — та самая драма, которая ушла на малый экран: телевидение и то, что родилось совсем недавно, — стриминговые платформы.

Про успех Netflix

Что случилось с появлением стриминга? Netflix в 2007 г. был обычным бизнесом по аренде фильмов на DVD — у него были права на 8 300 фильмов и 24 тыс. часов сериалов. И в компании придумали строить склады по всей стране и доставлять арендованные DVD в один день — доставка по традиционным схемам занимала два-три дня.

Затем два человека, возглавляющие компанию, CEO Рид Хастингс и CCO (Chief Content officer) Тед Сарандос — сегодня он, вероятно, самый влиятельный человек в Голливуде — сделали два невероятных шага. Хастингс придумал: можно не доставлять диски по почте, а «стримить» [контент] в онлайне. Но ты же не будешь каждому посылать ссылку? Нужно просто выложить все, что у тебя есть, на платформу, и сказать всем: давайте вы будете платить нам $18,95 в месяц и смотреть все, что у нас есть. Так появилась первая стриминговая платформа.

Тед Сарандос сделал две вещи. Во-первых, он понял, что в интернете люди смотрят иначе. Во-вторых, что нужен собственный оригинальный контент. Долгие годы телеканалы производили контент для усредненного зрителя. Все, что они делали, должны были смотреть, например, все женщины в возрасте 35+ — и все программы, сериалы и фильмы на телеканале должны отвечать этому критерию. 

Тед Сарандос сказал: «Мы не слепая сумма атрибутов демографии и гендера. Мы сумма вкусовых предпочтений. Например, я — белый мужчина 40-45 лет, который любит фильмы Пола Томаса Андерсона, скандинавские детективные сериалы, Джона Траволту и под настроение смотрю «Мальчишник в Лас-Вегасе». Я такой сложный, индивидуальный и особый».

Но Netflix открыл, что таких, как ты, много. В онлайне определили кластеры индивидуальных зрителей, собранные по вкусам, предпочтениям и интересам. И сериалы делаются не вообще для зрителей, а для конкретного кластера или для двух-трех, где зрители пересекаются. И от этого уже зависят обстоятельства — сколько стоит сериал и так далее.

Зачем людям платить деньги за то, что они могут смотреть по телевизору? Значит, нужна острая, современная, жесткая, не чурающаяся ни откровенных сцен, ни обсценной лексики, ни насилия, с необязательным хеппи-эндом. Первым проектом получился хорошо известный нам «Карточный домик». На удивление всему Голливуду права на производство проекта выдающегося режиссера Дэвида Финчера и выдающегося сценариста Бо Уиллимона были куплены Netflix за $100 млн.

В главной роли оказался всеми любимый, в особенности в России, Кевин Спейси, к тому моменту бывший «сбитым летчиком». Он не снимался в кино, его фильмы не пользовались успехом в кинотеатрах. Но Тед Сарандос знал статистику, знал, что фильмы с Кевином Спейси пользуются популярностью у людей, которые берут DVD. 

Это произошло всего 10 лет назад — началась революция. Появился новый тип телевидения, который адресован очень разным людям. По четырем кликам в онлайне «Нетфликсу» понятен наш портрет потребителя: включили ли мы первую серию сериала, досмотрели ли ее до конца, включили ли вторую... 

И началась гонка вооружений. Появились конкуренты: Amazon, Hulu, Apple+ и Disney+. Существует огромное количество платформ второго эшелона. И конечно, это начало развиваться локально.

В России огромное количество компаний которые «беременны» качественными стриминговыми платформами. И «Яндекс», и Mail, и Сбербанк, и МТС — лидеры ИТ-индустрии. И так в каждой стране. Без сомнения, это приведет к колоссальному росту количества контента — особого и направленного на конкретных потребителей. 

Про огромную роль кинематографа

Кинематограф, предложенный его родоначальниками братьями Люмьер, предполагал не столько способ съемки, сколько способ просмотра — коллективного переживания. Мы, очень разные люди, сидим в одном зале и переживаем вместе сходные эмоции. Опыт коллективного переживания, предложенный Люмьерами, и кинематограф их образца оказался бесконечно важным на тот момент в связи с тем, что происходило в социальных процессах в мире.

Создание огромных мегаполисов, которые требовали новой рабочей силы: колоссальные массы людей переселялись из своих мест в города и там сталкивались с тем, что они, не понимая друг друга, должны были как-то жить, получать удовольствие, проводить свободное время — переживать эмоциональный опыт.

И самое главное — появление тогда немого кинематографа совпало с появлением нового типа общественных устройств, тоталитарных или демократических. Очень быстро люди, принимающие решения, поняли выдающуюся силу кинематографа и разобрались, что это можно использовать в своих интересах.

Самыми большими поклонниками кинематографа в первой половине 20-го века были Муссолини, Гитлер и Сталин: они лично принимали решение по кинематографическим произведениям, определяли тематические планы, читали сценарии, просматривали материал, меняли актеров и режиссеров, поощряли и наказывали. 

Они были дико вовлечены в кинематограф, потому что поняли колоссальную силу коллективного переживания: ты получаешь огромные массы людей, которые смотрят на экране то, что тебе кажется важным. 

И эти факторы привели к тому, что восторжествовала модель коллективного просмотра, которая удивительным образом на сегодняшний день — в силу развития технологий — вернула нас к модели Эдисона. Мы смотрим в одиночестве или в кругу семьи и друзей фильмы и сериалы, сделанные, казалось бы, для огромного экрана за невероятные деньги.

Этот новый момент реальности сегодня составляет главную дискуссию внутри киноиндустрии: что делать, чтобы удержать содержательный кинематограф? Всем хочется, чтобы на большом экране снова жил тот кинематограф, к которому мы привыкли: внятный, способный предоставить зрителям чужой человеческий опыт — то, ради чего и существует кино. 

Как запрос аудитории меняет киноиндустрию

Последний пример того, до такой степени предпочтения отдельных зрителей отражены в кино. В Индии огромный рынок, более 1 млрд человек, и большие компании пытаются на него выйти. Например, Amazon сделал качественный индийский сериал по всем канонам, в рамках того стандарта, который вроде бы предпочитал индийский зритель на протяжении долгих лет. А Netflix посмотрел на жесткое цензурное законодательство в Индии и понял, что в законе о цензуре не описан интернет — а значит, там ты можешь сделать все, что хочешь. И они сделали сериал «Священные игры» — может, для нас ничего особого не происходит, но для Индии это революционно. Там убивают, жестко ругаются, там откровенные сцены, и — о боже! — ТАМ едят стейки. В стране, в которой корова — священное животное. 

Индусы отреагировали на это с невероятным интересом. На самом деле, у них была потребность, которая не была отражена в классических медиа. Это было отражение реальности на экране — то, о чем мы все время говорим в России: а может ли наше полноценное качественное кино, остро свидетельствующее о состоянии дел, быть востребованным широкой аудиторией?

Сейчас мы находимся в удивительном периоде истории, когда меняющиеся предпочтения аудитории, мотивированные развитием технологий, категорически меняют контент. И это означает значительно большее разнообразие контента, характеров, обстоятельств, наличие более объемных персонажей и более сложных историй, отсутствие обязательных хэппи-эндов — все то, что мы полюбили за последние годы в качественных сериалах. Этот процесс нарастает, и это предмет всеобщего интереса.

Про запрос на новое среди россиян

Что должно произойти в России, чтобы мы поняли, востребовано ли у нас сложное, нестандартное кино у массовой аудитории? У нас этот процесс начался в прошлом [2018] году. Три главных отечественных сериала предъявили нам новую реальность: «Домашний арест», «Звоните ди Каприо» и «Обычная женщина». 

Мы ничем не отличаемся от индусов или американцев: хотим интересной, увлекательной истории, полноценной и аутентичной среды. Недавно появился «Чернобыль», который неожиданно выстрелил у нас и оказался страшно востребованным и очень уважаемым сериалом. Жесткая история о машине государственной лжи, которая привела, с одной стороны, к катастрофе Чернобыля, а с другой, к умолчанию и к тому, как ликвидировали последствия.

И отечественная аудитория, которая очень нехотя сталкивается с жесткими свидетельствами о проблемах собственной жизни, вдруг отреагировала позитивно. Потому что посочувствовала, испытала эмпатию к персонажам сериала. Аудитория узнала в них себя, увидела вполне достойных людей, оказавшихся жертвами обстоятельств, но достойно их преодолевавших. Ставших заложниками, но не молчаливыми, а с человеческим достоинством.

Мне кажется, это ответ на вопрос, есть ли в нас внутриаудиторный потенциал. В онлайне решает аудитория. Не подлые начальники, не глупые бюрократы, не жадные хозяева бизнесов — все, безусловно, отреагируют на запрос аудитории.

Но среди прочего есть нюанс — как сделано. «Карточный домик» сделан филигранно, талантливо, ярко. У нас были попытки сделать что-то в таком жанре, но они были плоскими и неинтересными. Как индустрия мы должны внутренне созреть. Я неслучайно подчеркнул, что «Карточный домик» делали великий режиссер Дэвид Финчер и выдающийся автор Бо Уиллимон. 

Когда-то Паоло Соррентино сделал «Великую красоту» и получил Оскар. Но он не снял продолжение, а сделал сериал «Молодой папа». Это сложнейшее, мощнейшее высказывание для современной Италии — страны с очень жесткой католической церковью, играющей по-прежнему очень высокую роль в общественных и политических процессах. И поэтому важна история отношений с верой и с институтом церкви. 

[Чтобы удовлетворить запрос на другое] важны два факта: решимость автора и готовность платформ это финансировать.

Про фильм «Верность»

Эта картина заведомо раскалывает аудиторию, она для этого и сделана. Женский взгляд на сексуальность и на право женщин — это очень современный фильм, свидетельствующий о том, что и у нас сильны общественные настроения, которые в Америке «привели к жертве» [Кевина Спейси]. Многих это смущает, раздражает и провоцирует. Картина провокативна, откровенна и, поскольку лишена социального высказывания в традиционном понимании кинематографа, а сами по себе отношения полов или собственной сексуальности кажутся недостаточно важными темами, это и привело к тому, что на «Кинотавре» фильм восприняли очень хорошо.

В большом прокате фильм идет очень прилично, он собрал 100 млн руб. Это очень хорошо для такого рода драмы, но, конечно, несопоставимо с большими картинами, чемпионами проката. Поэтому говорить о реакции аудитории по-настоящему некорректно. Но картина вызвала к жизни целую дискуссию и, мне кажется, стала очень полезной — это важное свидетельство того, что появляются молодые голоса, которые не боятся провоцировать.

Текст написан на основе выступления Александра Роднянского на фестивале Слова и музыка свободы. Материал подготовил Андрей Пермяков / DK.RU 

«Свободное время является главной проблемой современного человека. Его становится много» 1

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.