Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

«Мы в этом страшном сне живем уже не первый год». На какие крючки ловить покупателей?

«Тому традиционному бизнесу, который не успевает перестроиться, через некоторое время будет довольно некомфортно и больно». Как изменился потребитель и что делать, чтобы его заполучить — на DK.RU.

Современный российский потребитель за последние годы сильно изменился: раньше, если он хотел сэкономить, то откладывал покупку, теперь же он так не делает. Поменялись и его отношения с интернетом, и взгляды на правильный образ жизни. Ведущий эксперт департамента аналитики федеральной Группы НСК (крупный селлер рекламы) Анна Воронцова рассказывает, на какие крючки сегодня нужно ловить покупателей и как бизнесу стоит меняться, чтобы в будущем не было больно и некомфортно.

Анна Воронцова, ведущий эксперт департамента аналитики НСК: 

— Современный потребитель — особенный. Сегодня в его поведении четко выделяются три составляющие, которые очень важно учитывать при продвижении товаров и услуг. Иначе, если принять неверные решения, можно серьезно навредить бизнесу. 

Первое, что присуще современному потребителю — экономия. Вообще для бизнеса от Калининграда до Владивостока важной проблемой сегодня является снижение покупательной способности. Но дело в том, что в разные времена люди экономят по-разному. Раньше если человек хотел сэкономить, он откладывал покупку — либо на время, либо навсегда. Сегодня же потребитель не таков. Желая сэкономить, он охотится за акциями и скидками. Он стал зависим от них.

Сами по себе акции и скидки — это очень хороший действенный инструмент. Но страшный сон для любого производителя товаров и услуг — это бесконечная акция, скидки каждый день на все товары. И мы в этом страшном сне живем уже не первый год.

По данным исследований в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса), 64% всех товаров приобретается в России по акциям и скидкам. Много это или мало? Ну, вот для сравнения средние по Европе цифры: там по акциям и скидкам покупают 25% товаров. И европейский бизнес стонет: «Это же невозможно! Это так плохо влияет на маржу!». 

А еще важно то, что бесконечные акции и скидки совершенно не дают лояльного покупателя. Один гуру маркетинга высказался так: «Есть два вида бизнеса: бренды и товары для потребления. Потребитель платит за бренды и торгуется, покупая товары». Активация продаж на графике похожа на кардиограмму, акции и скидки работают так: вложились — тут же получили отдачу, повышение продаж. Прекратили вкладываться, убрали скидку — продажи немедленно снизились.

Принцип работы бренд-билдинга другой — это нарастание, построение длительных отношений с покупателем, нарабатывание лояльного клиента. Конечно, в идеале бизнесу стоит использовать оба инструмента, и большие компании так и делают. Крупный бизнес и средний плюс — необязательно федеральный, но и локальный.

А как быть среднему и малому бизнесу, который не может себе позволить использовать тандем инструментов? 

Моя дочка, когда была маленькой, однажды подошла ко мне и попросила рассказать ей про ворону продаж. Я переспросила: «Воронку?». «Нет, — говорит, — Не хочу про маленькую воронку. Расскажи про большую ворону». А ведь и правда, воронка продаж должна быть большой — потому что на каждом последующем этапе клиентов остается меньше и меньше. И если вы начинаете сразу с активации, то беретесь изначально работать с узким горлышком.

Пример: у нас есть рекламодатель — сеть ювелирных салонов. Они продвигали себя в контексте — купить детские сережки. Изначально работали с теми людьми, которые уже решили, что им нужны сережки для дочки. А много ли таких? Я взяла статистику по Екатеринбургу: здесь живет примерно 80 тыс. девочек в возрасте от 0 до 10 лет. Значит, порядка 300 тыс. мам и пап, бабушек и дедушек, дядь и теть регулярно задумываются, что подарить ребенку на день рождения, Новый год, на выпускной из детского сада и т.д.

Так помогите им! Дайте решение! Разместите рекламу на телевидении: «Первые сережки для вашей крошки», потому что они уже сидят перед экранами и думают, что подарить. Это не бренд-билдинг, конечно, но уже работа с верхней частью воронки. 

Еще один очень важный тренд в поведении современного потребителя — развитие онлайн. Вся Россия в прошлом году накупила в интернете товаров на 1,7 трлн руб. Это существенно больше, чем годом ранее, а дальше показатель будет только увеличиваться.

Пока не весь традиционный бизнес почувствовал на себе перетекание бюджетов потребителей в онлайн. Потому что покупки в интернете составляют примерно 4% от всей розницы. Но будет больше, потому что это абсолютно глобальный тренд. Для людей покупки онлайн — это современно, удобно, а еще это способ сэкономить. В мире к концу года через онлайн будет куплено 14% от розницы, и есть прогнозы, что в будущем примерно все будет приобретаться через интернет. Так что тому традиционному бизнесу, который не успевает перестроиться, через некоторое время будет довольно некомфортно и больно. 

Причем, казалось бы, перетекание в онлайн выгодно для интернет-магазинов, которые сразу цифровые и напрямую обращаются к своему потребителю. Но и для этого сегмента не все так безоблачно на ближайшие годы. Дело в том, что эта цифровая среда размывает границы, в том числе те, что защищают местный бизнес от крупных цифровых акул, которые «пылесосят» карманы покупателей просто по всему миру.

Какой бы прекрасный продукт ни производился, например, в Екатеринбурге — скажем, современный качественный детский пластилин, покупатель обязательно найдет в интернете аналог под названием «детский весело нарядно вкусно» и купит его. Потому что будет дешевле.

Недавно стало известно, что Alibaba Group запустила три ежедневных рейса из Китая в Россию, чтобы доставлять посылки с AliExpress. Один самолет будет прилетать в Екатеринбург, другой в Новосибирск, третий в Москву. Конечно, это еще больше продвинет их предложение на рынке.

Третий важный тренд, который нужно использовать бизнесу сегодня, — это увлечение потребителя здоровым образом жизни. ЗОЖ — это такая комплексная история, включающая в себя не только правильное питание, но и занятия спортом, заботу об окружающей среде и многое другое.

Вообще этот тренд пришел к нам с Запада, из тех стран, где очень высок уровень ожирения населения. а значит, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и др. Там началась борьба с избыточным потреблением сладкого. И первой мишенью стали сладкие газировки. Некоторое время назад крупнейшие производители — Coca-Cola и Pepsi — почувствовали это на себе: появились ограничения, связанные с рекламой напитков, ограничения на продажу газировок, например, в правительственных и детских учреждениях. И у корпораций стали снижаться доходы.

Встал вопрос, что делать. Игроки стали выводить на рынок товары, которые соответствуют понятию «правильное питание». Это и чипсы без соли и сахара — из натуральных овощей и фруктов. И не такие сладкие напитки. У Pepsi появился продукт Mirinda Juice, который содержит в два раза меньше сахара, чем обычная Mirinda, и частично состоит из натурального апельсинового сока. 

Почему это все имеет значение и для нашего рынка? Дело в том, что в стратегии крупных мировых производителей прописано: к 2025 г. на всех рынках, где они присутствуют, их газировки станут на четверть менее калорийными. В России в том числе.

И это будет сопровождаться массированными рекламными кампаниями. Эти ЗОЖевые месседжи слышны в рекламе уже сейчас: пейте больше воды, занимайтесь спортом. Конечно, это влияет на потребителя. А раз этот тренд на волне, важно его использовать — так клиенты быстрее вас услышат.

Материал написан на основе выступления на Национальном рекламном форуме-2019 в Екатеринбурге. Автор текста: Екатерина Стихина

 
Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.