Подписаться
Курс ЦБ на 17.04
94,07
99,93

Наша водка для Америки

В начале 2000-х гг. совсем молодой и небольшой тогда водочный завод из Ростова-на-Дону «Южная столица» прогремел на всю страну выпуском водки Red Army. Эпатажный дизайн упаковки и легенда, придуман

Ростовская ГК «Регата» расширяет региональную экспансию, с весны текущего года ее представительство работает и в Екатеринбурге. Но для одного из ее основателей, Николая Василенко, федеральный размах— всего лишь промежуточный этап к созданию полноценного международного бренда русской водки. «Нет такой страны, где не знают, что лучшую водку делают в России,— утверждает он.— В этом— колоссальные возможности, реализация которых стала для меня одной из целей в бизнесе».

В начале 2000-х гг. совсем молодой и небольшой тогда водочный завод из Ростова-на-Дону «Южная столица» прогремел на всю страну выпуском водки Red Army. Эпатажный дизайн упаковки и легенда, придуманная создателями, а также обещания научить американцев пить настоящую русскую водку в короткий срок обеспечили «экспортному» продукту ажиотажный спрос внутри страны. В компании вспоминают, что желающие купить Red Army приезжали прямо на завод, но все равно это не гарантировало им получение дефицитного продукта— производство не справлялось с заказами, водку приходилось ждать месяцами.
Таков был старт бизнеса, который его основатель ростовчанин Николай Василенко называет управлением алкогольными брендами. Однако ни бешеный успех на родине, ни огромные вложения в разработку и раскрутку Red Army не помешали г-ну Василенко отказаться от ставки на этот продукт в своей программе региональной экспансии.
«Это не была ошибка, нет. Red Army— хороший продукт, самостоятельный бизнес, который приносит доход, и немалый. Но завоевать мир с ним не получится, а я этого хочу»,— улыбается Николай Василенко.

Военный коммерсант
«А вы сами водку пьете?»— с такого вопроса журналист «ДК» без разминки начал общение с одним из самых успешных в России производителей алкоголя. «Конечно, каждый день,— ошарашил в ответ г-н Василенко.— Но это не то, о чем вы, наверное, подумали. Я делаю это в профессиональных целях, как главный мастер-хранитель вкуса «Белой Березки», и не больше 20-25 граммов, чтобы вкусовые рецепторы не забывали правильный вкус нашей водки».
Во время обучения в вузе он, как и почти все курсанты Ростовского ракетного института, подрабатывал на стройках, разгрузке вагонов, овощных базах— везде, где требовалась физическая сила. На старших курсах начались поиски постоянной работы. Николай Василенко вспоминает, что как-то в одной компании ему довелось пересечься с владельцами небольшого ростовского бара «Регата». Те искали работника. «Меня спросили: «Выпиваешь?» Я ответил: «Нет». На этом мы в принципе и договорились— так я стал барменом».
Бар был успешным, но владельцы решили двигаться в бизнесе дальше и расширять сферу деятельности. Николай и несколько его товарищей начали новое дело: «Мы выносили на улицу стол, на котором раскладывали сигареты, жвачки, сладости, напитки. Это было время торговли— и мы торговали всем подряд, потому что не было ничего. И за что ни возьмешься— все приносило приличный доход». Буквально через несколько месяцев таких торговых точек было уже около 20. Со временем они укрупнились и стали более цивилизованными— с круглосуточным режимом торговли. Позже был приобретен склад, и в жизни «Регаты» наступила эпоха оптовой торговли— было положено начало дистрибуции.
Торговые успехи компании ростовчан не остались незамеченными крупными брендами: «Пепси», «Ригли», «Мартини» первые свои дистрибьюторские контракты в Ростове заключили именно с «Регатой». Постепенно компания превращалась в крупную дистрибьюторскую структуру с большим портфелем торговых марок, основным товаром стал дорогостоящий и качественный алкоголь.
Г-н Василенко признается, что, окончи он военное училище в наше время, не раздумывая продолжил бы службу. «Вообще, это очень хорошая профессия для мужчины— здесь есть место для всех мужских добродетелей — силы, ума, воли, отваги. Но в начале 1990-х гг. именно бизнес давал возможность полноценно проявить себя».
Уроки американского
Николай Василенко любит повторять, что уникальность российского бизнеса конца 1980-х— начала 1990-х гг. заключалась в том, что изменения в жизни страны позволили попробовать свои силы в условиях рыночной экономики людям самых разных судеб и специальностей. Для многих из них полученный тогда опыт стал своеобразной стартовой площадкой для дальнейшего развития собственного дела. Уже будучи вполне успешными бизнесменами, г-н Василенко с партнерами стали много времени проводить за границей, чаще всего в США. И конечно, идея заниматься бизнесом в этой стране предприимчивым россиянам рано или поздно должна была прийти: «У каждого народа есть такой продукт, с которым его ассоциируют во всем остальном мире. Русские— это в первую очередь водка. У нас к тому же был опыт работы с лучшими алкогольными брендами, а я лично уже успел посетить лучшие алкогольные производства мира. Поэтому мы сразу остановились на водке».
На Red Army Николай Василенко и компаньоны потратили миллион долларов. Несколько крупных маркетинговых исследований, разработка бренда, бутылки, этикетки, коробки и их производство в Европе— к завоеванию американского рынка ростовчане подошли более чем основательно. Саму водку г-н Василенко хотел производить только в России. Он не сом­невался— крупные российские заводы делают очень хорошую водку, и готов был разместить заказ у них, но все они (самые предметные переговоры велись с московским «Кристаллом») предложили ростовчанам купить отдельную производственную линию. К тому же на чужом производстве невозможно было осуществлять необходимый контроль качества. «Мы, например, хотели бы, чтобы за каждым процессом на конвейере наблюдал наш технолог, а на это заводы пойти не могли»,— говорит Николай Василенко. В итоге завод решили строить в Ростове, и уже через полтора года первая бутылка Red Army сошла с конвейера «Южной столицы».
«Белая Березка» как отражение русской души
Трудности американской кампании подтолкнули основателя «Регаты» к поиску новой водочной идеи. С развитием «Южной столицы» ее продуктовую линейку пополнили 25 брендов. Но на какой из них сделать ставку для федеральной и международной экспансии? Г-н Василенко рассказывает, что бренд «Белая Березка» даже не рассматривался для этих целей, он всегда считал водку пафосным и агрессивным продуктом, ярким воплощением которой была Red Army. Но со временем понял— в национальном русском характере эти черты крепко переплетены с добротой, душевностью, склонностью к тихому размышлению и дружеской беседе.
В 2002 г., спустя два года после создания, Николай Василенко извлек на свет проект «Белой Березки» и выпустил пробную партию. Уже через три года доля «Березки» в общем объеме производства «Южной столицы» достигла 20%, в одной Ростовской области продавалось более 40 тыс. бутылок в месяц. Проверив «Белую Березку» на Дону, г-н Василенко занялся ее раскруткой на федеральном рынке. «Наш ориентир— «Русский стандарт», он же наш главный конкурент в сегменте российского водочного премиума. Пока расклад сил в их пользу, прежде всего за счет крепких позиций на столичных рынках, но в некоторых регионах— в ЮФО, на Урале, на Дальнем Востоке — мы их уже обошли»,— с гордостью констатирует он. При этом не отрицает, что «Русский стандарт» и «Белая Березка»— два совершенно разных, даже противоположных друг другу продукта. «Стандарт»— патриотичный и пафосный бренд, подходит для громких мероприятий и торжеств, утверждающих достаток и силу. «Белая Березка»— душевная и нежная, даже сам березовый сок в водке как будто переносит человека в тихое и спокойное лесное хозяйство в Белоруссии, из которого он привезен.
Бизнес «Регаты»— это прежде всего дистрибуция. По всей России компания представляет украинское шампанское «Крим», французский коньяк Kelt, ликер Soho, некоторые марки французских и итальянских вин. Однако собственные бренды для Николая Василенко стоят в особом ряду.
Исследования маркетологов «Регаты» показали, что у европейцев и американцев помимо «агрессивного образа» русских есть и еще одна глобальная ассоциация— большая страна, холодно и много снега, старые деревеньки и березовые рощи. «То есть представлениям европейцев о нас «Белая Березка» отвечает на 100%, поэтому я вижу ее перспективы стать новой полноценной международной русской водкой. Чтобы сделать «Белую Березку» федеральным брендом, у меня ушло восемь лет. Следующая глобальная задача— полноценное присутствие на рынках 20 крупнейших европейских стран. На это я отвожу себе 15 лет».

Николай Василенко
Управляющий партнер ГК «Регата»
Родился в 1969 г. в Виннице (Украина).
Образование: Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетны войск им. М.И. Неделина; программа коучинга (персонального совершенствования топ-менеджеров) по международной технологии Strategic Executive Coaching.
Автомобили: «Волга» («Белая Березка» 1961), Mini-Cooper, Jaguar, Audi R8.
Хобби: большой теннис, вокал, русская классическая литература, любимый автор— Ф.М. Достоевский.

Группа компаний «Регата»
Основана в 1985 г. в Ростове-на-Дону.
Направления деятельности: управление алкогольными марками, оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, продуктами питания, производство и дистрибуция алкогольной продукции. В состав ГК входят: водочный завод «Южная столица», коньячное производство «Донские винокурни», сеть алкомаркетов «1000 и 1 бутылка».

«Регата» увеличивает градус
Рыночные доли собственных брендов ГК «Регата»
10%
должна составить доля брендов «Белая Березка», «Южная столица» и Red Army к 2010 г. на российском рынке премиальных водок
20%
доля бренда «Белая Березка» на рынке премиальной водки УрФО (от 200 руб. за бутылку 0,5 л на полке)
30%
плановая доля «Белой Березки» в конце 2009 г. в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областях, Ханты-Мансийском АО

Источник: собственные данные «ДК».
Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.