Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

Наша водка для Америки

В начале 2000-х гг. совсем молодой и небольшой тогда водочный завод из Ростова-на-Дону «Южная столица» прогремел на всю страну выпуском водки Red Army. Эпатажный дизайн упаковки и легенда, придуман

Ростовская ГК «Регата» расширяет региональную экспансию, с весны текущего года ее представительство работает и в Екатеринбурге. Но для одного из ее основателей, Николая Василенко, федеральный размах— всего лишь промежуточный этап к созданию полноценного международного бренда русской водки. «Нет такой страны, где не знают, что лучшую водку делают в России,— утверждает он.— В этом— колоссальные возможности, реализация которых стала для меня одной из целей в бизнесе».

В начале 2000-х гг. совсем молодой и небольшой тогда водочный завод из Ростова-на-Дону «Южная столица» прогремел на всю страну выпуском водки Red Army. Эпатажный дизайн упаковки и легенда, придуманная создателями, а также обещания научить американцев пить настоящую русскую водку в короткий срок обеспечили «экспортному» продукту ажиотажный спрос внутри страны. В компании вспоминают, что желающие купить Red Army приезжали прямо на завод, но все равно это не гарантировало им получение дефицитного продукта— производство не справлялось с заказами, водку приходилось ждать месяцами.
Таков был старт бизнеса, который его основатель ростовчанин Николай Василенко называет управлением алкогольными брендами. Однако ни бешеный успех на родине, ни огромные вложения в разработку и раскрутку Red Army не помешали г-ну Василенко отказаться от ставки на этот продукт в своей программе региональной экспансии.
«Это не была ошибка, нет. Red Army— хороший продукт, самостоятельный бизнес, который приносит доход, и немалый. Но завоевать мир с ним не получится, а я этого хочу»,— улыбается Николай Василенко.

Военный коммерсант
«А вы сами водку пьете?»— с такого вопроса журналист «ДК» без разминки начал общение с одним из самых успешных в России производителей алкоголя. «Конечно, каждый день,— ошарашил в ответ г-н Василенко.— Но это не то, о чем вы, наверное, подумали. Я делаю это в профессиональных целях, как главный мастер-хранитель вкуса «Белой Березки», и не больше 20-25 граммов, чтобы вкусовые рецепторы не забывали правильный вкус нашей водки».
Во время обучения в вузе он, как и почти все курсанты Ростовского ракетного института, подрабатывал на стройках, разгрузке вагонов, овощных базах— везде, где требовалась физическая сила. На старших курсах начались поиски постоянной работы. Николай Василенко вспоминает, что как-то в одной компании ему довелось пересечься с владельцами небольшого ростовского бара «Регата». Те искали работника. «Меня спросили: «Выпиваешь?» Я ответил: «Нет». На этом мы в принципе и договорились— так я стал барменом».
Бар был успешным, но владельцы решили двигаться в бизнесе дальше и расширять сферу деятельности. Николай и несколько его товарищей начали новое дело: «Мы выносили на улицу стол, на котором раскладывали сигареты, жвачки, сладости, напитки. Это было время торговли— и мы торговали всем подряд, потому что не было ничего. И за что ни возьмешься— все приносило приличный доход». Буквально через несколько месяцев таких торговых точек было уже около 20. Со временем они укрупнились и стали более цивилизованными— с круглосуточным режимом торговли. Позже был приобретен склад, и в жизни «Регаты» наступила эпоха оптовой торговли— было положено начало дистрибуции.
Торговые успехи компании ростовчан не остались незамеченными крупными брендами: «Пепси», «Ригли», «Мартини» первые свои дистрибьюторские контракты в Ростове заключили именно с «Регатой». Постепенно компания превращалась в крупную дистрибьюторскую структуру с большим портфелем торговых марок, основным товаром стал дорогостоящий и качественный алкоголь.
Г-н Василенко признается, что, окончи он военное училище в наше время, не раздумывая продолжил бы службу. «Вообще, это очень хорошая профессия для мужчины— здесь есть место для всех мужских добродетелей — силы, ума, воли, отваги. Но в начале 1990-х гг. именно бизнес давал возможность полноценно проявить себя».
Уроки американского
Николай Василенко любит повторять, что уникальность российского бизнеса конца 1980-х— начала 1990-х гг. заключалась в том, что изменения в жизни страны позволили попробовать свои силы в условиях рыночной экономики людям самых разных судеб и специальностей. Для многих из них полученный тогда опыт стал своеобразной стартовой площадкой для дальнейшего развития собственного дела. Уже будучи вполне успешными бизнесменами, г-н Василенко с партнерами стали много времени проводить за границей, чаще всего в США. И конечно, идея заниматься бизнесом в этой стране предприимчивым россиянам рано или поздно должна была прийти: «У каждого народа есть такой продукт, с которым его ассоциируют во всем остальном мире. Русские— это в первую очередь водка. У нас к тому же был опыт работы с лучшими алкогольными брендами, а я лично уже успел посетить лучшие алкогольные производства мира. Поэтому мы сразу остановились на водке».
На Red Army Николай Василенко и компаньоны потратили миллион долларов. Несколько крупных маркетинговых исследований, разработка бренда, бутылки, этикетки, коробки и их производство в Европе— к завоеванию американского рынка ростовчане подошли более чем основательно. Саму водку г-н Василенко хотел производить только в России. Он не сом­невался— крупные российские заводы делают очень хорошую водку, и готов был разместить заказ у них, но все они (самые предметные переговоры велись с московским «Кристаллом») предложили ростовчанам купить отдельную производственную линию. К тому же на чужом производстве невозможно было осуществлять необходимый контроль качества. «Мы, например, хотели бы, чтобы за каждым процессом на конвейере наблюдал наш технолог, а на это заводы пойти не могли»,— говорит Николай Василенко. В итоге завод решили строить в Ростове, и уже через полтора года первая бутылка Red Army сошла с конвейера «Южной столицы».
«Белая Березка» как отражение русской души
Трудности американской кампании подтолкнули основателя «Регаты» к поиску новой водочной идеи. С развитием «Южной столицы» ее продуктовую линейку пополнили 25 брендов. Но на какой из них сделать ставку для федеральной и международной экспансии? Г-н Василенко рассказывает, что бренд «Белая Березка» даже не рассматривался для этих целей, он всегда считал водку пафосным и агрессивным продуктом, ярким воплощением которой была Red Army. Но со временем понял— в национальном русском характере эти черты крепко переплетены с добротой, душевностью, склонностью к тихому размышлению и дружеской беседе.
В 2002 г., спустя два года после создания, Николай Василенко извлек на свет проект «Белой Березки» и выпустил пробную партию. Уже через три года доля «Березки» в общем объеме производства «Южной столицы» достигла 20%, в одной Ростовской области продавалось более 40 тыс. бутылок в месяц. Проверив «Белую Березку» на Дону, г-н Василенко занялся ее раскруткой на федеральном рынке. «Наш ориентир— «Русский стандарт», он же наш главный конкурент в сегменте российского водочного премиума. Пока расклад сил в их пользу, прежде всего за счет крепких позиций на столичных рынках, но в некоторых регионах— в ЮФО, на Урале, на Дальнем Востоке — мы их уже обошли»,— с гордостью констатирует он. При этом не отрицает, что «Русский стандарт» и «Белая Березка»— два совершенно разных, даже противоположных друг другу продукта. «Стандарт»— патриотичный и пафосный бренд, подходит для громких мероприятий и торжеств, утверждающих достаток и силу. «Белая Березка»— душевная и нежная, даже сам березовый сок в водке как будто переносит человека в тихое и спокойное лесное хозяйство в Белоруссии, из которого он привезен.
Бизнес «Регаты»— это прежде всего дистрибуция. По всей России компания представляет украинское шампанское «Крим», французский коньяк Kelt, ликер Soho, некоторые марки французских и итальянских вин. Однако собственные бренды для Николая Василенко стоят в особом ряду.
Исследования маркетологов «Регаты» показали, что у европейцев и американцев помимо «агрессивного образа» русских есть и еще одна глобальная ассоциация— большая страна, холодно и много снега, старые деревеньки и березовые рощи. «То есть представлениям европейцев о нас «Белая Березка» отвечает на 100%, поэтому я вижу ее перспективы стать новой полноценной международной русской водкой. Чтобы сделать «Белую Березку» федеральным брендом, у меня ушло восемь лет. Следующая глобальная задача— полноценное присутствие на рынках 20 крупнейших европейских стран. На это я отвожу себе 15 лет».

Николай Василенко
Управляющий партнер ГК «Регата»
Родился в 1969 г. в Виннице (Украина).
Образование: Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетны войск им. М.И. Неделина; программа коучинга (персонального совершенствования топ-менеджеров) по международной технологии Strategic Executive Coaching.
Автомобили: «Волга» («Белая Березка» 1961), Mini-Cooper, Jaguar, Audi R8.
Хобби: большой теннис, вокал, русская классическая литература, любимый автор— Ф.М. Достоевский.

Группа компаний «Регата»
Основана в 1985 г. в Ростове-на-Дону.
Направления деятельности: управление алкогольными марками, оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, продуктами питания, производство и дистрибуция алкогольной продукции. В состав ГК входят: водочный завод «Южная столица», коньячное производство «Донские винокурни», сеть алкомаркетов «1000 и 1 бутылка».

«Регата» увеличивает градус
Рыночные доли собственных брендов ГК «Регата»
10%
должна составить доля брендов «Белая Березка», «Южная столица» и Red Army к 2010 г. на российском рынке премиальных водок
20%
доля бренда «Белая Березка» на рынке премиальной водки УрФО (от 200 руб. за бутылку 0,5 л на полке)
30%
плановая доля «Белой Березки» в конце 2009 г. в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областях, Ханты-Мансийском АО

Источник: собственные данные «ДК».
Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.