Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Найти и избавиться: как выявить вредных для бизнеса сотрудников

Лодыри, хамы и шуты способны внедряться в фирму и производить вполне благоприятное впечатление. Выявить их среди надежных сотрудников сложно, но необходимо, иначе бизнес рискует пойти ко дну.

Перед новым годом принято избавляться от всего ненужного. Стоит «прошерстить» и сотрудников компании: часть из них неэффективна или даже вредна. Лодыри, диверсанты и злодеи обычно весьма успешно притворяются высокопроизводительными сотрудниками, без которых, якобы, просто встанет весь рабочий процесс. Фирма, однако, от их деятельности получает только финансовый и репутационный ущерб.

Как установили ученые из Гарвардской школы бизнеса, если компания нанимает на самом деле эффективных, a не «токсичных» сотрудников, она экономит около $12500 ежегодно. При помощи специального ПО удалось установить, что сотрудник офиса сегодня тратит на выполнение рабочих заданий всего 38% рабочего времени. Почти у половины задач в крупных компаниях срывается дедлайн, на малых предприятиях этот показатель выше еще в полтора раза. О том, как выявить вредных для бизнеса сотрудников, пишет автор Forbes Contributor Никита Рогозин, исполнительный директор системы контроля сотрудников «Стахзановец».

3 вида работников-вредителей

1. Лодыри

Если сотрудник уже в который раз проваливает дедлайн, ссылаясь на большую загруженность, присмотритесь к нему повнимательнее: может быть, на самом деле это не сверхзанятой человек, a лодырь. Такой работник очень много рабочего времени проводит в социальных сетях, часто сидит на сайтах интернет-магазинов или смотрит ролики на YouTube.

Как выявить?

Контролировать занятость. Для учета рабочего времени сотрудников есть специальный софт, который анализирует, какие приложения использовались, a также время от времени делает фото сотрудника при помощи веб-камеры и скриншоты экрана. Кроме того, есть сервисы, которые дают возможность контролировать удаленных сотрудников. Через смартфон они отслеживают передвижения работников, их геолокацию, могут анализировать разговоры и используемые приложения.

Что делать?

Человек, который не может выполнять работу в срок и качественно, не обязательно лодырь. Помните, что он мог просто расслабиться, устать или потерять интерес к делу. В таком случае нужно просто поговорить наедине.

Наличие объективных показателей может стать серьезным доказательством того, что поведение сотрудника не соответствует требованиям, предъявляемым к его должности, — а это значит, что в дальнейшем уволить его будет намного проще.

2. Диверсанты

Такие работники хорошо справляются со всеми обязанностями, но постоянно срывают рабочий процесс и дестабилизируют коллег. Это они зовут покурить или выпить кофе несколько раз в час, громко обсуждают последние новости в опенспейсе. Очень часто они имеют амплуа шута, но последствия их поведения совсем не шуточные. После проделок диверсантов остальные работники не могут войти в рабочий ритм или, что еще хуже, становятся объектами нападок и откровенных насмешек товарищей.

От действий диверсантов страдают партнеры и клиенты компании. Например, одна компания внезапно потеряла важного стратегического партнера. Спустя некоторое время оказалось, что один из менеджеров в деловых письмах позволял себе сначала недвусмысленные намеки в адрес девушки, возглавляющей компанию-партнера, а затем перешел к прямым угрозам.

Конечно, это редкий пример. Чаще такие работники просто по-хамски общаются с клиентами и рядовыми сотрудниками партнеров, импользуя, как правило, обсценную лексику.

Как выявить?

Если есть подозрения, что работник — диверсант, стоит проанализировать все виды его коммуникации с помощью специального ПО. Полную информацию поможет собрать метод 360: коллеги из разных отделов должны анонимно сформировать полный портрет работника (особенно актуально для крупных компаний). Можно использовать и открытое интервьюирование работников, но этот метод больше принят на Западе, в России срабатывает далеко не всегда.

Что делать?

Если сотрудник важен для компании, можно начать с профилактической беседы или наложения денежных санкций. С помощью автоматизированных инструментов можно легко купировать отклонение от делового стиля в переписке и частую коммуникацию с другими сотрудниками по личным вопросам. Увольнение диверсанта обычно позволяет всем остальным вздохнуть свободно и достигать больших результатов.

3. Злодеи

Злодеи — это любители поживиться за чужой счет, в том числе и за счет компании, где им и без того платят зарплату. Чаще всего такие сотрудники встречаются в отделах закупок или продаж. В первом случае они набирают поставщиков за откаты, во втором злодей может сливать клиентов конкурентам или иметь собственный бизнес, работающий с той же готовой базой потребителей.

Порой слив корпоративной информации проводится с целью подорвать бизнес, есть группа злодеев, которые не гнушаются даже шантажом.

Как выявить? 

Выйти на след злодея можно при помощи интервьюирования сотрудников, a также при помощи технических средств: от мониторинга рабочего места до установки видеонаблюдения. Это поможет избежать финансовых убытков и серьезных нарушений в бизнес-процессах. Часто люди, которые планируют нанести организации серьезный вред, внешне себя никак не выдают. Но при внимательном рассмотрении поведения злодея в формате случайных проверок можно заметить некую нервозность в общении или даже озлобленность. Большинство внутренних атак совершается такими сотрудниками в минуты, когда все его коллеги заняты другими делами.

Что делать?

С двумя первыми категориями можно доверить поработать HR, который направит деятельную энергию в нужное компании русло. При этом злодеям (или тем, кто только подозревается в подрыве деятельности компании) ни в коем случае нельзя предоставлять удаленный доступ к корпоративной сети — они способны вывести ее из строя. Тех же, кто готов пойти на преступления, нужно увольнять, как можно скорее.

Отдельная категория злодеев — вражеские агенты. Они приходят работать на место, для которого имеют блестящую квалификацию, соглашаясь на небольшую для их уровня зарплату. Все свои обязанности они выполняют прекрасно, но на самом деле действуют в интересах третьих лиц: передают важные сведения о бизнесе. Настороженность руководителя должно вызвать в первую очередь желание сотрудника вникнуть в бизнес-механизмы, находящиеся за пределами его обязанностей. Также еще одной причиной для сомнений могут оказаться непонятные контакты из корпоративного периметра, с которым обычно человек этой должности никак не пересекается, и передача служебной информации.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.