Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

Не бойтесь кадровых рокировок

Владилен Фуфаров считает, что топ-менеджеров, доросших до стеклянного потолка, можно перепрофилировать.                                                                                              

Владилен Фуфаров считает, что топ-менеджеров, доросших до стеклянного потолка, можно перепрофилировать.                                                                                                                                                                                            

Владилен Фуфаров
управляющий ОАО «Свердловский хлебомакаронный комбинат «СМАК»

Опять говорят о дефиците управленцев. Предприниматели, директора крупных предприятий жалуются: в планах серьезные проекты, а доверить их некому.

Слушаю и думаю: «А как же я? Почему они мне не предлагают новую работу? Я работающий по контракту менеджер, причем успешный — есть результаты, есть МВА, IPMA... Куда смотрят хедхантеры?»

Мне возразят — под лежачий камень вода не течет, решай свои проблемы самостоятельно. Отвечу — да, я действительно не ищу новое место, но дело не в этом. Речь идет о тех, кто хочет найти работников.

Попытаюсь объяснить на своем примере. Несколько раз ко мне обращались рекрутеры. Спрашивали примерно одно и то же — насколько мне, как директору хлебокомбината, близка работа руководителя мясокомбината или молокозавода. И само собой, звали на более крупный хлебозавод.

То есть рекрутинговые агентства рассматривают меня исключительно как узкого специалиста — руководителя пищевого производства. Но я ведь не технолог и в технологию хлебопечения никогда не вникал досконально. И образование у меня по другому профилю.

Я — специалист по управлению, преж­де всего по управлению людьми. Мне не важна отраслевая принадлежность предприятия. И считаю, она для большинства менеджеров не имеет решающего значения. На «СМАКе» у всех моих замов, даже у директора по производству, нет профильного базового образования, и это нисколько не мешает их успешной работе.

Дайте сотрудникам шанс
Я не раз назначал сотрудников без опыта работы по специальности, если эти люди хорошо проявили себя на прежнем месте и был виден их потенциал. В прошлом году у нас подросли три мастера в одном цехе. Надо было их двигать вверх, но ведь начальник цеха один, и менять его незачем. В результате эти трое разошлись по нашим вакансиям: один — в логистику, другой — в продажи (!), третий — в новое производство. Адаптироваться им было непросто, но, преодолевая трудности, они выросли еще больше.

У любого человека есть отличительные личные качества, профессиональные навыки, опыт решения вопросов, опыт поведения в коллективе. Это базис, и именно он должен быть определяющим при выборе сотрудника. Знания и компетенции прирастают годами, постепенно.

Конечно, по должности для работника необходимы еще и знание конъюнктуры в конкретной сфере, связи и авторитет. Конъюнктуру можно изучить достаточно быстро, сложности возникают только на первом этапе. Связи? Человек со способностями связи везде нарабатывает легко. А желание заслужить авторитет в новой области становится дополнительной мотивацией.
Зашоренные
Часто люди становятся заложниками своих резюме. Одна моя знакомая работала помощником руководителя филиала западной компании. У иностранцев все построено иначе, поэтому круг ее ответственности был широк, начиная с делопроизводства и заканчивая финансами и рекламой. И сейчас, когда она решила уволиться, ей предлагают только работу секретаря. У человека два высших образования, три языка, опыт, способности. А в кадровых агентствах тупо читают резюме — помощник руководителя. Все! С одной стороны, есть хороший работник, с другой — у рекрутеров наверняка припасены подходящие вакансии, но стереотипы стоят непроходимой преградой.

Этот случай не единичный. Стоит лишь задуматься — и сразу можно увидеть десяток человек, которые давно переросли свое место. Но они боятся, комплексуют, у кого-то из этих достойных людей не то образование, у кого-то должность не громко звучит и т. д. Таких людей много, общий потенциал их огромен. И они бывают благодарны тому, кто их разглядел.

В начале 90-х гг. я работал в Уралвнеш­торгбанке. Банк рос в геометрической прогрессии. Людей набирали не то чтобы с улицы — нет, по рекомендации, но без опыта, без образования. А где в то время было искать банковское образование? Так вот, некоторые из этих выдвиженцев сейчас руководят крупными банками. Вот драйв тогда был — показал себя, и ты сразу на следующей ступеньке. Спасибо правлению — не боялись доверять, смотрели на результат, а не на резюме.

Я предлагаю руководителям отойти от стереотипов, расширить сектор поиска нужных людей. Это поможет им решить проблему кадрового голода, о котором они так часто говорят.

Игорь Тюфяков
маркетолог:
— Мне понятна позиция человека, переросшего свое резюме. И понятна позиция работодателя (от имени которого действуют рекрутеры) опираться на предсказуемый ресурс — с конкретными навыками, образованием, связями, наконец.
Кадровый рынок подчиняется тем же законам, что и любой другой. У покупателя есть ожидания от приобретаемой услуги (если менеджер — услуга по управлению ресурсами), и он настроен получить то, что заказывал. Но действует как рядовой покупатель и потому наступает на все аккуратно разложенные перед ним грабли, ибо упаковка не соответствует содержанию.
Г-н Фуфаров тоже говорит о несоответствии формы и содержания. Но это уже общая беда — и работодателя, и управленца. С первым все более-менее понятно, а вот проблема второго, ожидающего новых перспектив, — интереснее.

Если на клетке с тигром увидишь табличку «Тигр» — не верь глазам своим. Если вас воспринимают только в определенном, узком, качестве, а вы чувствуете в себе большие возможности — меняйте табличку. Кому это еще, кроме вас, нужно?!

Простая маркетинговая задача: проводите диагностику имиджа бренда Фуфаров, описываете цель — как, по вашему мнению, должен восприниматься этот бренд через год (или через месяц), и выстраиваете ступеньки в виде задач для перехода из одного состояния в другое. Уверен — перехватят еще на полпути.

Проблема есть и у рекрутеров. Та же, что и у человека, который перерос свою репутацию. Рекрутеры не умеют выращивать звезд, чтобы продать их втридорога. Не потому, что не хотят или не успевают. Не умеют! А рецепт простой — читайте в предыдущем абзаце.

Екатерина Тропина
ведущий консультант рекрутингового агент­ства «Кадровые технологии»:
— Консультант по менеджменту аптечных сетей Алексей Славич-Приступа, хорошо известный бизнесменам от фармацевтики, работает сегодня директором по маркетингу и стратегии ОАО «Уралмаш-инжиниринг». Руководство УЗТМ не побоялось пригласить на предприятие человека из другой отрасли. Но подобный шаг скорее исключение из правил, поскольку бизнес российских компаний, даже крупных, зачастую непрозрачен и плохо структурирован. Пришельцу разобраться сложно. При переходе с одного рынка на другой необходимо время для знакомства с новыми бизнес-процессами, анализа и изучения ситуации. Адаптация занимает не менее шести месяцев. «Профильный» специалист за это время успеет себя зарекомендовать.

Неудивительно, что владельцы предприятий, которые ищут топ-менеджеров, в первую очередь акцентируют внимание на том, что это должен быть человек с их рынка. С помощью рекрутеров они заранее определяют список подходящих компаний (профильная отрасль, сопоставимый масштаб бизнеса, схожая организационная структура, хорошая динамика развития и т. д.).

Хотя именно рекрутеры пытаются убедить собственника рассматривать кандидатуру управленца из другой отрасли. Успешные примеры, когда приглашенная звезда добивалась успеха, у нас были. Обычно собственники выбирают людей с более развитых рынков и из более продвинутых компаний, но в практику такие прецеденты войдут не скоро.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.