Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Не измените принципы работы — уйдете с рынка». Борис Зыскин о будущем российских банков

«Есть универсальный инструмент, который обеспечит банкам дополнительную устойчивость, прозрачность и лояльность клиентов. Правда, научиться им пользоваться будет непросто».

Многие российские банки могут повторить печальную судьбу Банка24.ру, считает доцент кафедры Автоматики ИРИТ-РТФ УрФУ Борис Зыскин. Сегодня кредитным организациям приходится работать в условиях экономической нестабильности, с каждым годом ужесточается давление регулятора, а клиенты проявляют все меньше лояльности к «финансовым кровопийцам». Чтобы остаться на рынке и вернуть доверие клиентов — в первую очередь, юрлиц, банкам предстоит в ближайшем времени серьезно перестроить свою деятельность и из финансового мешка превратиться в координатора экономических процессов. 

 Любая банковская организация получает основной доход в корпоративном секторе с двух видов услуг — расчетно-кассового обслуживания организаций и кредитно-депозитной деятельности. Выдача денег под проценты и обслуживание вкладов всегда были более рискованными услугами: банкам приходится нести риски по невозврату кредитов, изменению стоимости залогового имущества и т.д. Для стабилизации рисков банкам приходится создавать большие резервы под кредиты и ограничивать работу с депозитами. При этом требования Центробанка к кредитно-депозитной деятельности банков ужесточаются с каждым годом. 

РКО долгое время считалось менее прибыльной, но и существенно менее рискованной услугой: оперируй средствами клиентов, не совершай рискованных операций с остатками на их счетах — и все будет в порядке. Однако ситуация изменилась с появлением закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который фактически возложил на банки обязанности силовых структур. Теперь любая «подозрительная транзакция», пропущенная банком, может стоить ему лицензии. 

В итоге работа банков существенно осложнилась, а риски для бизнеса — выросли. Что же кредитным организациям делать в сложившихся условиях?

Повернитесь лицом к клиенту

Большинство кредитных организаций пытается снижать риски привычными методами, используя формальные и неформальные способы оперативно-розыскной деятельности и всевозможные скоринги. Но проблему это не решает.

Дело в том, что кредитная организация анализирует деятельность и легитимность операции одной компании, в лучшем случае — ее ближайших контрагентов. А риски, как правило, возникают достаточно далеко по цепочке экономических взаимодействий и просто не входят в объем анализа. То есть, банк отвечает за то, о чем даже не знал.

Способ радикального решения проблемы рисков как по кредитно-депозитной деятельности, так и в сфере РКО существует. Он заключается в построении финансовой экосистемы. Банк должен стать системообразующим элементом для своих клиентов, фактически — «маркетплэйсом» и «маркетмейкером». Да, для этого придется провести серьезную работу, но в итоге появляется возможность создать ситуацию «выигрыш-выигрыш» для всех сторон и коллективно прийти к успеху. И попытки построения таких финансовых экосистем уже есть. 

Банки обладают всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы выстроить такую систему работы. Безусловно, основной ресурс — это возможность привлечения финансирования, и именно им «меряются» друг с другом кредитные организации. Но на самом деле, у любого банка есть нематериальные активы, на которые мало кто обращает внимание, а они очень важны. В первую очередь это информация о деятельности корпоративных клиентов — юридических лиц и ИП.

Банки обладают данными по текущим операциям компаний, информацией, которая содержится в их регламентных документах и документах, подтверждающих операции. На самом деле это — огромный капитал! Проанализируйте эту информацию — и у вас появятся почти безграничные возможности поддержать своих клиентов в их деятельности и значительно снизить собственные риски. 

Вяжите цепочки

Информация, которой владеют банки, позволяет им выстраивать из своих клиентов кооперативные цепочки от поставщиков материалов и услуг до производителей готового продукта, который в итоге уходит по твердым контрактам. То есть, кредитная организация выступает фактически службой знакомств для разных бизнесов: специалисты банка знают, что их услугами пользуются, условно, производители и потребители одного продукта. Почему бы их не познакомить и не выступить финансовым посредником в их операциях? Тем более что все их финансовые операции будут проходить «под присмотром» банка, что значительно снизит вероятность использования серых схем. Постепенно к этой цепочке станут присоединяться сторонние игроки, становясь новыми клиентами банка и увеличивая его клиентскую базу.

Чем длиннее будут эти цепочки, тем большая прибыль будет у банка и тем больше заработают все участники цепочек. Банк же как оператор комплексных заказов будет полностью контролировать все этапы прохождения продукта по цепочке. 

Формировать такие кооперативные цепочки должна отдельная банковская структура — своеобразный аналитический и проектный офис. Назовем ее «маркетплейсом». Инициаторами создания цепочек могут быть специалисты маркетплейса, клиенты маркетплейса (банка), внешние заказчики.

Чем должен заниматься маркетплейс?

  • Мониторить рынок и искать заказы, получать и обрабатывать заказы от клиентов, мониторить потребности клиентов;
  • Анализировать клиентскую базу банка, чтобы понимать входные потребности клиентов, номенклатуру производимой ими продукции и услуг, возможности персонала и оборудования. С этой целью в структуре маркетплейса должны иметься специалисты (штатные или на аутсорсинге) в различных областях — технические комиссары, которые выполняют функции технического аудита клиентов и технического аудита проектов;
  • Постоянно моделировать на основе собранной информации варианты построения кооперативных цепочек и предлагать их реализацию клиентам банка;
  • Сопровождать построение таких цепочек — как технически, так и финансово, предоставляя необходимые денежные ресурсы. Маркетплейс должен оставаться техническим, маркетинговым и финансовым аудитором цепочки, держа руку на пульсе и обеспечивая гарантии ее работоспособности, как минимум в случае, если в цепочке используются заемные средства банка.

Бизнес-системы, выстроенные по принципу кооперации, у которых есть координирующий центр и собственная финансовая структура, — изобретение не наших дней. Практически все они показывали свою устойчивость и живучесть даже во время сложной экономической ситуации, приятно отличаясь от рыночных одиночек и примитивной конкуренции «всех против всех».

Сегодня в условиях «сложной экономической ситуации» оказались не только бизнес, но и сами банки — в первую очередь малые и средние структуры. К тому же их деятельность все жестче контролируют регуляторы, а частные лица и организации давно испытывают к «банкам-грабителям» тихую ненависть как к косным и часто бессмысленным структурам, которые все время требуют долю со всех операций. В таких условиях для многих банков единственным способом выжить становится кардинальное изменение стратегии деятельности. Маркетплейс обеспечит им дополнительную устойчивость, прозрачность и лояльность клиентов, которое они теряют в условиях изменения рыночной среды. 

«Не измените принципы работы — уйдете с рынка». Борис Зыскин о будущем российских банков 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.