Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Не надо делать из благотворительности нравственную ГАИ

Тимур Горяев председатель совета директоров концерна «Калина» До кризиса многие люди сорили деньгами с хорошими намерениями. Тратить не только на себя разумно. Заниматься благотворительностью поче

Тимур Горяев председатель совета директоров концерна «Калина»
До кризиса многие люди сорили деньгами с хорошими намерениями. Тратить не только на себя разумно. Заниматься благотворительностью почетно. Сейчас многое перевернулось, и эта тема начала исчезать из лексикона. Нет, я не хочу призвать людей совершать какие-то непрагматичные поступки. Просто появилась пауза, когда благотворительность можно переосознать. Сам я пришел к неожиданным для себя выводам.
Благотворительность как явление бескорыстное, которое имеет духовные корни, у нас даже и в лучшие годы была большой редкостью. Вместо этого шоу-ап, демонстрация, что у тебя, как и у других, много денег. Обязательный такой русский шик, одна из гламурных заморочек — как дамочки йоркширов заводили, так и многие мои знакомые кому-то благотворительствовали.
По идее истоки жертвования лежат в религиозных учениях, но тут какая фишка: во всех догматах есть одно требование, о котором никто не любит вспоминать, — обязательная анонимность.
Жертвуешь, помогаешь, но инкогнито, не стремясь получить социальные и политические дивиденды. Не перед выборами ездишь в детский дом и перед камерами раздаешь носочки, которые на фабрике забраковали. И не пиаришь корпоративную помощь больным и увечным. Меня эта мода всегда умиляла.
Допустим, люди всерьез хотят делиться — ну есть у них такой червячок. Предприятие затевает благотворительные проекты и решением генерального директора перечисляет этакую сумму денег в фонд или детский дом. Интересно, а он это бодрое решение согласовал с акционерами? Нет. Просто распорядился деньгами чужих людей.
Во времена оперативного управления «Калиной» у меня был конфликт с акционерами из-за того, что я использовал деньги концерна в непроизводственных целях. От них зависела жизнь человека, и я не готов был испытать стресс, отказав матери умирающего ребенка, сказать: мол, я бы рад, да у меня акционеры, я не могу просто «сработать кассиром». И я скомпромиссничал, выбрал душевный комфорт. Предложил: давайте, господа акционеры, определим сумму, которую не жалко, и вы будете знать, что наша компания будет спасать детей. Получилось, что они часть своей прибыли отдали менеджерам. Те определили критерии, кому помогать, а кому нет. А все остальное делегировали главврачам детских больниц: те в первую среду месяца кладут на стол списки детей, которых можно спасти. Иными словами, за несколько сот тысяч рублей в месяц акционеры купили компании социальные костыли.
Сегодня спрашиваю себя, где тут благотворительность? Нет у меня ответа, потому что вижу лишь бюрократизированную систему. Сейчас мы стараемся перейти от схемы «распределения чужих денег» к коллективной благотворительности. Дать возможность сотрудникам поучаствовать своими деньгами и делами. Люди сами готовы помогать детям. Делами, деньгами Нужен лишь прозрачный понятный алгоритм. Пока, правда, не придумал — какой. Но только не фонд, не организация «имени чего-то великого». Ненавижу бюрократию. Мне не нравится, когда люди ленятся вникать и поручают свою помощь непонятно кому.
Нельзя заменить поступок абонплатой за моральное спокойствие. Это профанация идеи. Как живешь, например, в «Шаратоне», а в счет автоматом плюсуют доллар, который уходит то ли детям Африки, то ли во Всемирный фонд дикой природы, то ли еще куда. И вроде бы не жалко доллара на добрые дела Но, по сути, тебе повысили цену за услугу и на твои бабки содержат какую-то международную бюрократию.
Другой пример — благотворительные продукты. Покупаешь крем, а на нем написано: 10% цены мы отправим на помощь Ире, Маше или Пете. И вроде бы молодцы, но дальше-то что? Больные дети становятся инструментом повышения продаж, а потом бренды начинают конкурировать на этом поле. У кого на упаковке ребенок выглядит более немощным? У кого раны самые кошмарные? Кого так жалко, что невозможно не заплатить? Любые деньги.
Может, они кому-то и помогают, но лучше лично раз в жизни дать этому ребенку сто баксов, чем сто раз по доллару какому-то фонду или корпорации. При этом не полениться — самому этого ребенка выбрать и понять, как эти деньги изменят его жизнь.
Большинство же людей избегают личного контакта, потому что это тяжело нравственно и психологически непросто. Все хотят убежать в анонимный фонд и стать там хорошим гражданином. Чем не продажа индульгенций?! В чистом виде нравственная ГАИ: нарушил, остановили, отслюнил бумажку и поехал с той же скоростью.
Есть, на мой взгляд, еще один опасный в своей простоте вариант. Люди пытаются своими деньгами компенсировать несовершенство государственной системы. Очень многие отдают одежду, технику, деньги в детские дома. И я давал. Нормально, когда человек видит, что там бардак, дети плохо одеты, им голодно и холодно, нет игрушек, и ему хочется помочь.
Нет чтобы выразить свое отношение к такому бардаку во время выборов или в прессе пообсуждать проблему. Как расходуются наши налоги? Почему в стране, которая тратит миллиарды на проведение саммитов, запуск ракет или ремонт крейсеров для борьбы с какими-то пиратами, в это самое время дети голодают? Нет, мы пытаемся своим индивидуальным порывом что-то исправить. Так проблема только камуфлируется и будто бы смягчается сама собой. Неправильно, когда на твои налоги кто-то строит великую Россию и творит якобы масштабные дела. И никому не интересен человечек, который платит за социальный сервис. Странно, что человечек сам пытается оправдать государство, замещая его прямые функции.
При этом чиновники еще выступают такими регулировщиками и кураторами твоей благотворительности. И ладно бы только чиновники... К примеру, на днях я получил письмо, оно меня очень расстроило. Очень уважаемый мной религиозный деятель просит оказать благотворительную помощь епархии — ну, видимо, что-то построить надо, какие-то храмы украсить к приезду святейшего патриарха. Я бы понял, если бы просто попросили украсить каким-то специальным золотом еще одну крышу, а взамен меня в какой-то грамотке прописали или молебен за наш концерн организовали. Но это не благотворительность, а спонсорский пакет: я — бабки, вы — молебен.
Организации, которые должны заниматься социальным служением обществу, отстранились от презумпции благотворительности. Как часто вы видите монахов и монашек в детских домах, у постели больных? Это же такой избитый киношный штамп: госпиталь, лежат страждущие, и около них сидят монахи, сестры милосердия. Или кто-то приносит найденыша, подкидыша к воротам храма, оттуда выходят суровые люди, принимают его и воспитывают. Много вы видели служителей культа в онкологических центрах, госпиталях и детских домах? Я знаю, что религиозные организации по всему миру при себе держат дома престарелых, приюты, сиротские школы и т. д. Мне интересно: у нас это есть? Или, может, я просто отстал и из контекста выпал?
Зато есть крытые сусальным золотом крыши, а под ними батюшки с крестом на пузе граммов на 150. Сегодня и Русская православная церковь, и остальные популярные в России конфессии только расширяют целевую аудиторию, читай — углубляют денежный поток. У них два информационных посыла: ходите в церковь, синагогу, мечеть — не важно! — ходите и поддержите наш храм, телеканал, газету финансово. Никакого социального служения! Никто не решает свою прямую задачу! Или, может, кто-то бросился раздавать бомжам теплую одежду и горячую еду в холода?! Вряд ли.
Я думаю, благотворительность, если по-серьезному, и для богатых, и для бедных должна быть в социальном служении. Это вопрос погружения, вовлеченности и затрат личного времени. И это самое трудное, самое, может быть, неприятное. Найти сироту, переодеть, сказку рассказать, в кино сводить. И не надо никаких больших планов и благотворительных программ — это попроще вещи. Пришел в дом престарелых, сыграл со стариками в карты, в домино, послушал их — в жизни поучаствовал. Силы для поступка человек черпает в своей совестливости, порядочности. Это не обязательства перед кем-то или чем-то свыше. Потому что обязательства обычно ограничивают или принуждают. Кому приятно какого-то больного подтирать и подмывать?! Никому, кто себя заставляет.
Совершенно справедливый вопрос: готов ли я сам демонстрировать милосердие и социальное служение? В перспективе, наверное, да. Прямо сейчас — не знаю. Одному тяжело, первому тяжело, тяжело вылезать из социальной скорлупы и выглядеть для всех клоуном. Я чувствую, что для меня в этом мало естественного, как, например, должно быть для социального работника или служителя культа. Проще, наверное, было бы идти с кем-то рука об руку, действовать с людьми, которые хотят делать то же самое. Пока я инвестирую свое личное время: вникаю, разбираюсь, в глаза человеку смотрю. Постоянно попадаются люди с проблемами. Одним нужно просто дать возможность выкарабкаться самостоятельно, чтобы побороть иждивенческие наклонности, которые весьма сильны в нашем обществе. Другим нужно срочно помогать, потому что ситуация такая и дальше будет поздно.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.