Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери»

Как «Дискавери» выдержала конкуренцию с Китаем, чем отозвались западные санкции и почему компания не стремится выйти на широкий рынок. Опыт производственной компании из Екатеринбурга.

«Широко известен в узких кругах» — это про бренд Discovery. Под этой маркой с 1999 г. в Екатеринбурге выпускаются куртки, комбинезоны, рюкзаки, термобелье — словом, практически все, что может потребоваться человеку, который увлекается спортом и активными видами отдыха. О том, как «Дискавери» выдержала конкуренцию с Китаем, чем отозвались ей американские санкции и для чего нужна пожизненная гарантия на вещи под собственным брендом, порталу DK.RU рассказала соучредитель компании Виктория Меньшикова.

Занимаясь спортом, а не войной

Неприметная вывеска на входе в маленький полуподвальчик в центре города, колокольчик на двери, камерная атмосфера: вероятность того, что здесь окажется случайный прохожий, крайне мала. Сюда, как правило, приходят постоянные клиенты или кто-то по рекомендации знакомых. Но мало кто вообще знает, что не случись второй чеченской кампании, компании «Дискавери» могло и не быть.

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 1

Супруги Меньшиковы, ее основавшие, на тот момент работали в экипировочном центре «ВЕК»: Виктория занималась поставками и продажей тканей, Николай был главным конструктором. Но в связи со сложившейся ситуацией в стране, в 1998-99 гг. все ресурсы «ВЕКа» были переброшены на производство амуниции для силовых структур.

«Нам же было интересно делать спортивную одежду, и мы решили, что хотим, можем и должны попробовать самостоятельно производить то, что нам нравится. Мы всегда сами вели активный образ жизни. Мы не профессиональные спортсмены, но катаемся на лыжах, сноубордах, занимаемся дайвингом», — рассказывает г-жа Меньшикова.

К Меньшиковым присоединились еще двое коллег, которые тоже решили попробовать себя в предпринимательстве, и в 1999 г. усилиями четырех компаньонов в Екатеринбурге появилась «Дискавери». Правда, через год с одним из партнеров пришлось расстаться, и у компании осталось три учредителя.

«Людей не хватало, а объемы работы были большие, поэтому  всем приходилось быть и грузчиками, и уборщиками, — вспоминает Виктория. — Первые три года мы к нашему проекту относились даже не как к бизнесу, а как к хобби: было интересно, но до конца не понятно, получится ли из нашей затеи что-то или нет. Зато за это время сложился костяк сотрудников и клиентов, которые очень нас поддержали в то непростое время».

Так, постепенно, год за годом, «Дискавери» заняла свою нишу, обосновавшись на местном рынке рядом с «ВЕКом» и еще одним конкурентом — компанией «Манарага».

Читайте также на DK.RU: Бизнес-история Евгения Корбута, основателя фирмы «ВЕК»

Первое время продукция делалась буквально на коленке: в небольшом арендованном помещении придумывались и кроились модели комбинезонов и рюкзаков, собственная швейная машинка тоже служила общему делу. Швы на первых куртках проклеивали с помощью самодельного устройства. А за оборудованием для первого производственного цеха летали в Турцию — в России ничего не было.

Сегодня в линейке компании есть несколько позиций, которые остались в номенклатуре, по выражению Виктории, «с лохматых времен»: например, комбинезон «Уктус» или куртка «Молния», и они до сих пор пользуются спросом. Но это редкие исключения, поскольку Николай Меньшиков постоянно отслеживает все, что появляется на рынке спортивной экипировки, выслушивает мнения и предложения покупателей и разрабатывает новые модели в соответствии с тенденциями, технологиями и требованиями моды.

Импортозамещение на словах

Изначально у «Дискавери» было два направления: производство и торговля тканями и фурнитурой, продолжает рассказ Виктория, но в нынешней ситуации торговля тканями просела:

«Весь товар импортный, большинству мелкооптовых покупателей (как мы их называем, «швейникам») он стал не по карману. Надо сказать, что на сегодняшний день и покупателей, тех самых «швейников» — маленьких компаний по пошиву одежды, — осталось наперечет. Кто-то закрылся в нынешний кризис, но большинство не выдержало конкуренции, когда сюда хлынул дешевый ширпотреб — сначала из Турции, а потом из Китая. Мало кто из местных компаний развивал свой собственный бренд и свои каналы сбыта: основная масса ориентировалась на вещевые рынки и отшивала а’ля Армани — в этом и было слабое звено».

«Дискавери», напротив, сильной конкуренции с товарами из Китая на себе не ощутила — к тому времени фирма уже четко сформулировала для покупателя свою позицию:

«Мы не предлагаем дешевую экипировку — мы предлагаем качество за разумные деньги. А клиент вправе выбирать, сколько он готов заплатить за качество, за бренд, за ассортимент, за гарантию».

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 2

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 3

К слову, о гарантии: покупателей, впервые пришедших в «Дискавери», непременно удивляет, что компания дает бессрочную гарантию на свою продукцию.

«Мы никогда не рассматривали это как маркетинговый ход, — отмечает Виктория Меньшикова. — К нам раз от раза приходили клиенты и спрашивали, можем ли мы починить наши вещи. Мы подумали, что все равно с такими просьбами к нам обращаться будут, и решили объявить бессрочную гарантию. Распространяется она на фурнитуру и швы. Мы не несем ответственность за производителя молний, но мы несем ответственность за фурнитуру, используемую в наших изделиях».

Эта высокая степень ответственности заставляет говорить и о вполне рутинных вещах. Несмотря на то что производство «Дискавери» находится в Екатеринбурге, ткани и фурнитура — импортные.

«Соответственно, в условиях падения курса рубля мы тоже вынуждены подтягивать свои ценники. Не так сильно, правда, как это происходит в магазинах, торгующих готовой экипировкой, но тем не менее приходится скрупулезно подсчитывать затраты по каждому изделию», — рассказывает Виктория.

Мембранные ткани закупаются в Корее, фурнитура — там же и в Европе, флис марки POLARTEC до прошлого года покупали на фабрике в Штатах. Но в связи с антироссийскими санкциями фабрика прекратила поставки, и теперь помимо колебания курса доллара у руководства «Дискавери» добавилась еще одна головная боль: чем заменить POLARTEC?

«Альтернативы, к сожалению, пока нет, но есть неплохой запас на складе, — рассуждает г-жа Меньшикова, — во всяком случае, этот год сможем продержаться.

В нашей отрасли импортозамещение, увы, только на словах. Я по образованию химик-технолог, и как специалисту мне очевидно, что в российской легкой промышленности нет и не появится в ближайшей  перспективе производств, способных делать высокотехнологичные ткани: нет ни  соответствующего оборудования, ни технологий, ни специалистов».

Limited Market

Нехватка специалистов — это еще одна больная тема: хотелось бы развивать производство, да рук не хватает. Банально за последние пять лет в Екатеринбурге и области закрылись практически все швейные училища. Именно потому, что не хватает  людей, желающих шить и готовых обучаться, лет десять назад в «Дискавери» была закрыта детская линейка. По той же причине компания не выходит на широкий рынок — не может насытить даже региональный. Хотя в том, что производство не растет и не расширяется большими темпами, есть и плюсы.

«Все эти годы было искушение сделать резкий количественный скачок и, условно, вместо 100 штук отшить 100 тысяч. В 2008 г. были у нас даже попытки разместить заказ в Китае: мы все просчитали, отшили образцы. Но случился кризис, и мы вовремя это дело свернули, — говорит Виктория. — В конце концов, мы пришли к выводу, что лучше меньше, да лучше: лучше мы выпустим 100 курток, но будем уверены в качестве каждой».

В маленьком производстве есть еще один плюс — это гибкость и мобильность. Если каждый день напрямую общаться с покупателем, то нетрудно заметить, скажем, какие цветовые сочетания предпочитают клиенты или как меняются типы фигур.

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 4

В «Дискавери» же нередко обращаются люди, которые в принципе не могут подобрать себе экипировку из-за особенностей фигуры. Для них одежда шьется на заказ. В компании вопрос о целесообразности такого сервиса стоит остро, потому что затраты на такое производство очень высоки: либо закройщик кроит 60 курток по одному лекалу, либо делает одну под индивидуальный заказ.

Виктория рассказывает, что сейчас, например, к ним стало приходить много худых молодых людей высокого роста. Подмечая такие закономерности, можно подправлять лекала и запускать измененные модели в производство хоть завтра. Крупные компании себе такого позволить не могут: во-первых, конструкторы и дизайнеры сами не продают, покупателей не видят и с ними не общаются, а во-вторых, производственные планы, как правило, расписаны на год, а то и два.

Автор: Полина Борисевич. Фото: Игорь Черепанов / DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.