Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Ниша пустая, маржа от 100%, продаж уже на миллионы, а партнера найти не можем. Не верят!»

«Уважаемые люди на YouTube объясняют нам, молодым да неопытным, что денег в мире — хоть жопой ешь! Вот только идей нет». Как предприниматель искал инвестора в России и почему из этого ничего не вышло.

Три года назад Дмитрий Игонин закрыл девелоперский бизнес в России и переехал с семьей на испанский остров Тенерифе. Создал там несколько компаний в сфере туризма и отдыха, часть из них продал, в часть привлек инвестиции на 200 тыс. евро и продолжает их развивать.

В начале 2019 г. Дмитрий начал новый проект и сразу понял: это — золотая жила. 300 клиентов, 600 тыс. долларов предзаказов — и всего за пять месяцев!

Воодушевленный, он стал искать стратегического партнера в новый бизнес. По привычке обратился к российским предпринимателям и выяснил: инвесторов в нашей стране, похоже, больше нет. Он рассказал DK.RU, что его подтолкнуло к такому выводу.  

Дмитрий Игонин, серийный предприниматель, бизнес-ангел:

— Все венчурные капиталисты мечтают о компании-«единороге» (бизнесе с потенциалом выручки свыше миллиарда долларов в год). Думаем, это про нас. Прошлые бизнес-проекты, которые мы делали в России, и позже — в Испании, не отличались большой изобретательностью. Все стандартно. Заход в раскрученную нишу, плюс-минус одинаковый продукт, жесткое сопротивление прямых конкурентов, ценовые войны, неизбежно ведущие к снижению рентабельности бизнеса, вплоть до отрицательных значений.

Каждый день один и тот же вопрос бил по вискам: где тот продукт (услуга), который будет понятен абсолютному большинству потребителей, а главное, востребован? Где найти рынок, на котором отсутствует конкурентная среда? Как защититься от копирования, желательно, лет на 10?

Долгожданная находка

Уникальная ниша нашлась во время продажи нашего первого испанского бизнеса. Близкий друг и партнер, который в свое время финансово помог нашей компании твердо встать на ноги на рынке ленд-девелопмента Екатеринбурга, предложил заняться продажей эксклюзивного спортивного оборудования в США. Речь о травмобезопасных футбольных воротах, отвечающих всем требованиям международной спортивной организации (FIFA). 

На первый взгляд, это выглядело как-то банально, «без изюма». Но через две недели изучения рынка и перспектив мы приняли это предложение.

Изначально в бизнесе Safegoal мы выступили в роли партнера-инвестора. То есть, все финансовые риски принимали на себя. Фактически, стали бизнес-ангелом с первичным посевом.

Какие критерии для нас стали решающими?

Во-первых, сам продукт. Обычные ворота, используемые в футболе, изготовлены из тяжелых металлических труб, и игроки регулярно в них врезаются — травмы неизбежны, особенно если речь про детей. Травмобезопасные ворота имеют металлическую основу, но мягкую оболочку, которая гасит энергию удара при столкновении с игроком. При этом мяч отскакивает от штанг и перекладины по траектории и скорости точно такой же, как от обычных ворот.

Во-вторых, объем рынка в США огромен: свыше 700 тыс. пар ворот, или $3,7 млрд. Средний срок ротации — четыре года, то есть порядка 15 тыс. пар ворот проходят плановую замену каждый месяц. Это значит, рынок не только большой, но и развивающийся. Андрей Дороничев, создатель мобильного приложения YouTube, сказал: «Хотите создать глобальный продукт? Вам в США». С ним нельзя не согласиться.

Фактически, Америка — это жесткий испытательный полигон, с требовательным и одновременно благодарным покупателем, с почти неограниченными возможностями.

Покорив Америку, намного проще масштабировать бизнес на другие страны. Тем более, в самом популярном виде спорта в мире.

Третьим критерием стало то, что продукт защищен патентом до 2031 года. Нам удалось лично познакомиться с патентодержателями (по счастливой случайности, испанцами) и после сложнейших переговоров подписать с ними эксклюзивный договор на право организации производства и реализации продукта. Ассортимент включает в себя ворота для игры в футбол, мини-футбол и гандбол.

Быстрый старт

Стартовали мы в январе 2019 г., инвестировав в проект более $300 тыс. Команда, офис и склад находятся в Бостоне. Вывели модель продаж, которая позволит выполнить все плановые показатели в среднесрочной перспективе на шесть лет. За пять месяцев активных продаж получили заказов на лето текущего года на $600 тыс., что превышает остатки товара на складе в пять раз. До конца 2019 г. обеспечили компанию заказами на сумму свыше $1 млн. Добились минимальной наценки на товар 100%! Думаем, это достойные результаты для старта!

Правда, собственно отгрузки смогли начать только в мае. Потому что у многих бизнесов есть такое понятие, как сезонность. Наш основной клиент — это образовательные учреждения. У школ бюджетный год начинается не 1 января, а 1 июля, только после этой даты директор школы может принять решение о покупке (замене) того или иного спортивного оборудования. Причем, в торгах мы не участвуем, так как продукт уникален, и клиенты могут купить его только у единственного поставщика — у нас. Цена вопроса ($6 тыс. за пару больших ворот) не критична, чтобы оказывать то или иное влияние на принятие заказчиком конечного решения.

За пять месяцев этого года мы провели более 300 полноценных переговоров с реальными клиентами, и во всех переговорах заказы подтверждены на тот или иной месяц (год) поставки.

Более того, получили несколько предложений от крупных американских холдингов стать субдистрибьюторами. А также получили предложение от Федерации футзала США о долгосрочном сотрудничестве с привлечением футбольных звезд мировой величины. А это уже прямая дорога в коммерческий сектор: частные футбольные клубы и школы, то есть выход компании в высшую лигу!

В поисках партнера

Но чтобы освоить этот масштаб, нам нужен еще один крупный якорный инвестор. И тут начинается самое интересное.

Последние несколько месяцев я провел пару десятков бесед с российскими бизнесменами, которых неплохо знаю, каждого попросил высказать личное мнение о проекте. Большинство сказало, что это бомба! Но почему-то никто из них не рискнул пока заключить партнерство.

С какими сомнениями и возражениями я столкнулся.

Да кто вам отдаст такой рынок!

«Ты говоришь — уникальный проект, все запатентовано, конкурентов нет! Будь я инвестором, то очень настороженно отнесся бы к такой постановке вопроса. То есть, по сути, вы говорите, что все производители ворот в США и Канаде просто «сольются», уступив вам рынок? Такое бывает? Я знаю, что такое Китай (в смысле копирования и производства аналогов) — это делается «за ночь». Никто просто так не отдаст рынок в $4 млрд».

На самом деле мы выходим не на новый рынок с новым продуктом, мы выходим на живой и растущий рынок с продуктом принципиально лучшим, чем существующие. В США очень много производителей и дистрибьюторов футбольных ворот, а значит, ворота нужны, и их покупают!

Что касается появления аналогов, то патент защищает от этого своей простой и эффективной формулой. Что греха таить, мы изучили вопрос обхода патента с техническими специалистами и профессионалами патентной сферы. Ну не получается это сделать, не исключив один из важных компонентов: либо опять получаются опасные ворота, либо ворота не соответствуют правилам игры. Китайцы могут копировать все, что угодно, и продавать в своей стране, как и других странах третьего мира. США — цивилизованная страна, там верховенство закона, а патентное право защищено очень строго.

Скажу больше, патент действует и поддерживается в Китае, и правительство Китая само покупает весь ассортимент на заводе патентодержателей, в рамках собственных программ по замене ворот на безопасные.

Кому нужны ваши ворота?

«В США нет футбола. Хоккей есть, баскетбол есть, бейсбол есть, а футбола нет и никогда не будет. Культура другая».

Странно, что у многих в голове сидит такая установка, что если на мировых первенствах команда не в топе, то и игры как таковой в стране нет.

Считается, что самый популярный вид спорта в США — это американский футбол. Но фактически в него играет чуть более миллиона американцев, а вот в европейский футбол — более 25 миллионов. И им всем для этого нужны ворота. Или еще один факт: сейчас во Франции проходит Чемпионат мира по футболу среди женщин. И сборная США в первом же матче разгромила сборную Таиланда со счетом 13:0! Это абсолютный рекорд всех времен. Как такое возможно?

Да просто в США в футбол играет больше женщин, чем во всем остальном мире. Наверное, поэтому женская сборная США по футболу — действующий чемпион мира.

И еще к реалиям. 85% всех наших потенциальных покупателей — это государственные школы и высшие учебные заведения, это порядка 600 тыс. пар ворот. Подавляющее число игроков — дети. Представьте ситуацию, что вы директор школы и перед вами стоит вопрос о плановой замене существующих ворот. Поступает предложение, что после ротации в школе больше не будет падения ворот, несчастных случаев (тем более, смертей), переломов и сильных ушибов при столкновении с ними. При этом цена вопроса сопоставима с опасными металлическими воротами. Очевидно, какое решение примет директор в стране, где безопасность детей возведена в культ. Кому нужны головные боли, связанные с судебными разбирательствами, выплатами страховок и снижением имиджа учебного заведения?

Я сам в продажах уже более 25 лет. Ничего подобного в жизни я не видел, чтобы конверсия — переговоры/заказ/покупка — составляла 90%, то есть сопротивления нет вообще!

У вас слишком оптимистичные планы!

За пять лет мы хотим занять не менее 15% рынка США, построить собственное сборочное производство и выйти на рынки других стран.

«Не может такого быть! Инвесторам нельзя делать такие предложения. Немногим компаниям удалось захватить хотя бы один процент рынка!».

В своих расчетах мы опираемся на размер доли основных поставщиков и производителей ворот в США. Раз на рынке есть компании с долей в 20%, 15% и десятки более мелких производителей, то и мы вправе планировать свою долю рынка, отталкиваясь от подобных цифр. Опять же в ходе переговоров с клиентами мы четко поняли, что у нас общий враг — металлические трубы на спортивной площадке. Так что нужно просто как можно скорее донести информацию об этом изобретении до футбольной общественности.

В январе этого года мы принимали участие в нашей первой и крупнейшей в США выставке спортивного оборудования в Чикаго, фактически первый раз показывая товар лицом потенциальным покупателям и конкурентам. Поздно заявились и получили место на задворках мероприятия. Основные людские потоки даже не доходили до нас. В процессе работы к нашему «офису» подошел человек в годах, который оказался президентом Федерации футзала США.

Оценив новинку, он предложил нам выступить техническим партнером крупнейшего в штатах турнира по мини-футболу. «Ну что, «crazy Russians», потянете турнир, в котором будут принимать участие 3 тыс. человек, 400 команд на 13 полях одновременно? Укомплектуете все поля вашими воротами «Safegoal»?»

И в феврале в Атлантик-Сити на этом турнире мы проверили ворота в реальном бою, получив кучу положительных отзывов.

И где же российский инвестор?

Вот так, отвечая на эти возражения в разных вариациях, я и занимаюсь поиском стратегического инвестора уже полгода. Одна встреча проходит за другой, а до конкретики не доходит.

Все потенциальные инвесторы задают одни и те же вопросы и произносят одни и те же избитые фразы. «Как я могу контролировать бизнес, находясь в России? Да я и в России такую доходность найду в других проектах». А не приходило в голову отправить в командировку доверенного человека на пару-тройку месяцев?

Или, быть может, покажете мне в России бизнес с подобной рентабельностью? Чтобы доход был в твердой валюте и чтобы не химичить с налогами и откатами?

Самый хороший вопрос был такой: «Почему испанская компания-патентодержатель продала вам патент и эксклюзив на США, а не торгует сама? Странный шаг для компании, которая придумала новую востребованную технологию».

Но ведь изобрести лампочку и продать ее — это две большие разницы! Правообладатели технологии — люди спорта, призеры Московской Олимпиады, уже почтенного возраста. Им намного приятнее получать роялти за каждую проданную пару ворот, чем делать то, что делаем мы: биться над строительством работающей модели продаж, отрабатывать множество гипотез, изучать нюансы и менталитет каждой страны.

Выводы, увы, печальны. Уважаемые люди с сединою на висках на ютуб-каналах объясняют нам, молодым да неопытным, что в мире денег столько, хоть жопой ешь! Вот только идей нет, а если и есть, то нет адекватной команды или продукта (услуги), или еще чего-нибудь.  Все мешает, короче говоря.

Вообще, все инвесторы в России хотят жить долго и счастливо, получать стабильный пассивный доход и не работать. Требуют окупаемости вложений в первый год или вкручивают проценты на займ под 30% годовых. И это в первый год работы! Вы, господа, стабильный доход хотите, или урвать в моменте?

Или другой тип инвесторов, которые почему-то не готовы рассматривать проекты, не связанные с IT или интернет-технологиями. Ребята, вы серьезно? Или считаете, что и в футбол через несколько лет мы будем играть только в виртуальных шлемах?

Резюмируя, хочу сказать следующее. Конечно, наша компания уже прошла самый тяжелый путь, мы вышли на стабильные продажи и перед нами большое будущее. Найдем мы сейчас стратегического инвестора в России или в других странах, не столь важно. Это только отразится на скорости развития компании и экспансии на другие рынки. Но вот то, что инвесторов в России не осталось — печальный факт.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.