Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Nokia собирается наполнить РОССИЙСКИЙ РЫНОК - 21.03.2005

Телекоммуникационная компания Nokia упустила из виду тенденции в дизайне мобильных телефонов и не смогла вовремя выпустить модели с цветными дисплеями в среднем ценовом сегменте. Этот и ряд других

Телекоммуникационная компания Nokia упустила из виду тенденции в дизайне мобильных телефонов и не смогла вовремя выпустить модели с цветными дисплеями в среднем ценовом сегменте. Этот и ряд других факторов привели к сокращению доли компании на мировом рынке. Продажи снизились на 13% — с 5,118 млрд евро в 2003 г. до 4,429 млрд евро в третьем квартале 2004 г. В результате Nokia почти весь прошлый год пыталась наверстать упущенное. Россия — одна из немногих стран, где финская компания ничего не потеряла и даже увеличила доход на 74,7%. «Nokia делает ставку на ваш рынок», — заявил на пресс-конференции по случаю открытия офиса корпорации в Екатеринбурге Фил Браун, вице-президент Nokia Corp.

— Г-н Браун, сегодня Россия занимает седьмое место в общем объеме продаж Nokia. Есть ли предпосылки для роста?

— Важно не место само по себе. Более значимо то, что российский рынок стремительно развивается практически во всех сферах. И в потреблении мобильных телефонов в частности. Количество пользователей сотовой связи увеличивается исключительно высокими темпами и в процентном, и в абсолютном выражении.

— С чем вы сравните эти темпы: с европейскими, где проникновение мобильной связи очень глубокое и рынок насыщен, или, скажем, с азиатскими, где огромная емкость рынка, много желающих купить или поменять трубки?

— В 2005 г мы ожидаем по всему миру прирост в 5-10%. В России эта цифра намного больше. Поэтому наша деятельность на территории вашей страны так активизировалась. Ситуация с Азией не так однозначна, как вам кажется. Китай, действительно, развивается очень быстро. Зато Филиппины при высоком проникновении сотовой связи отстают от него по темпам роста. А вот в Западной Европе рост и того меньше. Например, в Швеции и Австрии мобильные телефоны приобретают в основном те, кто их уже имел. В России велика доля людей, которые и в руках трубки не держали. За счет них идет интенсивный рост.

— В странах Скандинавии потребители чаще других в мире меняют телефоны. А насколько?

— В среднем этот период составляет 18-24 месяца. Но каждый математик знает, что среднее ничего не значит. Потому что 50% чаще, а 50% — реже. Некоторые люди покупают трубки каждый год.

— Вы можете озвучить объем продаж трубок Nokia в России?

— К сожалению, нет. Наши корпоративные правила этого не позволяют. Любая неосторожная информация может повлиять на стоимость акций.

— В прошлом году ваши объемы продаж упали, а котировки обрушились. В чем причина? Что было сделано для того, чтобы выйти из затруднительного положения?

— Результаты российского подразделения корпорации были хорошими. Продажи составили 940 млн евро. В первой половине года возникли проблемы с другими странами. Основу трудностей составил просчет в маркетинге. У нас отсутствовал среднеценовой сегмент и не было раскладушек. Сейчас их шесть. Так что мы полностью обновили спектр телефонов, вывели устаревшие модели.

И еще одна веская причина — наши конкуренты более плотно работали с операторами (они покупают, по данным Financial Times, 65-70% телефонов Nokia — прим ред.), которые выдвинули свои технические требования к трубкам. Скажем, крупнейший в Европе оператор сотовой связи Vodafone сообщил всем вендорам, какие у него критерии к внешнему виду и программной «начинке» телефонов. Компания, таким образом, хотела обойти своих конкурентов по доходам от продажи услуг «третьего поколения». (К марту 2006 г. корпорация намерена продать более 10 млн 3G-трубок — прим ред.). Нам поставили ультиматум: либо вы выполняете наши условия при разработке 3G-телефонов, либо забудьте о контракте. Список требований включал тысячи позиций. Подобные отношения становятся обычными в нашем бизнесе. Теперь Nokia готова адаптировать свои модели к запросам операторов.

В США сотовые компании уже продают телефоны, на экранах которых помещают свои логотипы. Vodafone добивается, чтобы на всех ее моделях — независимо от марки производителя — были доступны одни и те же меню и функции, включая рекламу услуг Vodafone. Мы много дорабатывали устройства под индивидуальные требования операторов. В результате в сентябре 2004 г. тенденция на рынке поменялась, и наша доля вновь стала расти. (По данным компании, на глобальном рынке сейчас она составляет 33% — прим. ред.)

— Российские операторы подобных требований не выдвигали?

— Нет, русские сотовые компании пока концентрируются на предоставлении услуг.

— Кто ваши основные конкуренты?

— Наш глобальный ближайший конкурент — Motorola. Но не в России. Здесь — Samsung. В этой стране работают те же самые рыночные законы, что и во всем мире: успех зависит от вашего продукта и бренда. В России мы инвестируем в бренд и укрепляем свое присутствие через открытие региональных офисов и дистрибуцию.

— Будет ли в дальнейшем увеличиваться доля смартфонов в общем объеме мобильных телефонов?

— Наша компания всегда ориентируется на массовый рынок. Уверен, что смартфоны в любом случае не вытеснят обычные телефоны. Эти интеллектуальные модели будут сосуществовать с устройствами для шопинга, трубок с TV и музыкой, которые появятся в будущем. Но линейка смартфонов у Nokia расширится — это факт. Их популярность растет в России и во всем мире, и мы не можем на это не реагировать.

— В конце 80-х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и прочно заняла свою нишу. Насколько сегодня сильны позиции Nokia в стандарте 3G?

— Мы уже представили ряд продуктов в стандарте третьего поколения. Кроме того, мы презентуем новые модели во второй половине 2005 г. Основа нашего успешного бизнеса сегодня модель 6630, где совмещен и GSM (распространенный стандрат), и WCDMA (стандарт третьего поколения). Cейчас очень удачное время для продвижения сотовой связи 3G. В этом году эти сети только начинают внедряться, а уже в следующем — процесс пойдет очень интенсивно по всему миру.

— Не собирается ли корпорация перенести производство из Финляндии в Россию?

— Таких планов у нас пока нет По крайней мере, на ближайшие годы. Их осуществление было бы в настоящее время для компании экономически невыгодным. При этом мы планируем сотрудничать с российскими фирмами, разрабатывающими программное обеспечение для сотовых телефонов.

Огромная часть нашего производства находится и за пределами Финляндии. Так что телефоны, которые попадают на ваш рынок, могут собираться в Болгарии, Бразилии, Китае, Финляндии. Их делают там, где в настоящий момент выгоднее, требуется меньше затрат.

— Рынки в разных точках мира отличаются и имеют свою специфику. В вашей корпорации существует универсальная система менеджмента или вы учитываете региональные особенности и корректируете модель управления?

— И да, и нет. Все зависит от условий рынка. Nokia — это глобальная компания. Конечно, у нее есть своя специфика, глубокие корни в Финляндии, но общий подход к ведению бизнеса такой же, как и в других глобальных корпорациях. Есть международная команда, мы работаем во многих странах. В одних — всю дистрибуцию осуществляют сторонние операторы. В других — все делает Nokia. По-разному строится и модель управления. Где-то нам все равно нужны местные, так называемые аккаунт-менеджеры, чтобы работать с заказчиками. Мы просто выдаем им ряд утвержденных компанией рекомендаций и следим за их выполнением.

— На всех региональных рынках топ-менеджеры — финны, как Кеннет Йонссон в России, или это не закономерно?

—Я, например, англичанин. Но 14 лет назад было все так, как вы говорите — топ-менеджеры в других странах только финны. Тогда существовало пять подразделений продаж на весь мир. Ими руководили финны. Сейчас у нас только в Европе 20 представительств. При этом как было пять финнов, так и осталось.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.