Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Обойдемся без банков: где взять деньги на новые стройки — Вера Сецкая

«Проблемы с финансированием девелоперских проектов, которые сейчас очень остры, можно решить: делать это многоуровнево, опираясь на нужды разных групп инвесторов». Колонка Веры Сецкой (GVA Sawyer).

Вера Сецкая, президент GVA Sawyer:

Проблемы на рынке коммерческой недвижимости сегодня схожи для всех регионов страны: спрос упал во всех сегментах, выросло число вакантных площадей, ставки аренды снизились – как и цены продаж. У многих девелоперов сейчас главный вопрос — что делать с уже работающими объектами, с теми, что построены, но пока не сдаются в аренду, и с проектами, которые еще только на бумаге. Здесь важно понимать: 

нужно быть готовым к корректировке концепций объектов — вплоть до полного отказа от изначальной идеи или тотальной реконцепции. 

Сегодня это безумно востребовано. Игроки приходят с уже сделанными проектами и просят оценить буквально на коленке, насколько их идеи, заложенные в объект, востребованы сегодня рынком. Некоторые идут дальше — хотят более глубокого анализа: уточнить состав и объем функций в проекте, как на уровне бизнес-плана так и уже с готовыми объектами.
 
Так, пять лет назад мы помогали создавать концепцию проекта четырехзвездочного отеля в Ростове-на-Дону, оператором которого выступила сеть Hyatt. В нем помимо гостиничной части были задуманы апартаменты и офисные площади — 12 тыс. квадратов. Спустя четыре года, когда отельная часть была построена и нужно было приступать к следующим этапам, собственник вновь обратился к нам с вопросом: стоит ли реализовать проект в том виде, что был принят изначально. Но очевидно, что при сегодняшних условиях столько офисных помещений не нужно — они будут невостребованы. В итоге стартовала реконцепция: решено было повысить этажность квазиофисной части на один уровень, сократить объем деловых помещений до 5 тыс. метров и увеличить апартаментный блок. 

В таком виде проект стал жизнеспособным. 

Другой пример: какое-то время назад один из банков решил построить многоуровневый паркинг в московском районе Южное Бутово, целом городе для спанья. Финорганизация сочла, что раз там много жилья, то паркинг будет востребован. Возвели семь этажей плюс цоколь, однако никто машиноместа не купил — денег у людей нет даже на квартиры, не говоря уже о паркинге. Сделали предброкеридж: обошли большинство работающих в Москве операторов, обнаружили, что у ритейлеров огромный интерес к цокольному и первому этажам объекта. После подключили спортивных операторов и тех, кто предоставляет довольно нетрадиционные услуги — медцентры, танцевальные студии. В итоге родилась новая концепция: сверху будет зона свободного назначения — там расположатся офисы, медцентр и танцстудия, ниже — фитнес, а первые этажи отойдут торговле с якорными арендаторами. 

Сейчас подписываем договоры с операторами, также идет техническая реконструкция объекта — переделать паркинг в торговый центр довольно сложно и затратно. 

Но проблем здесь нет — банк финансирует работы сам, считая, что лучше вложиться в проект дополнительно, чем если он просто будет стоять.
 
Вообще владельцам офисных центров стоит учитывать, что подход к организации пространств в них серьезно изменился. Во-первых, если раньше помещения в БЦ строились как крупные блоки, арендаторы брали большие типы пространств, то сегодня совершенно иная тенденция — идет нарезка на мелкие блоки, позиционированные на небольшого арендатора. Это же относится к торговым центрам. Поэтому оптимизация нарезки — большая работа, которую нужно сделать заранее, на уровне бизнес-плана, инвестиционного меморандума и предборкериджа.
 
Также сейчас востребованы иные форматы. Например, в офисниках сильно изменились первые и вторые этажи — добавляются элементы стрит-ритейла. 

Очень модная тема — делать внутри БЦ детские сады, чтобы сотрудникам компаний-арендаторов было удобно, а также начинять офисники банковскими отделениями, аптеками, маленькими супермаркетами. 

Инфраструктура деловых центров меняется в сторону максимального удобства для пользователей. В торговом сегменте тоже идет такой процесс: например, появляются агромаркеты, которые работают не постоянно, а периодически продают фермерские продукты. Пусть они платят за аренду не регулярно, но способствуют росту удобства покупателей, в итоге объект выигрывает.
 
Можно решить и проблемы с финансированием девелоперских проектов, которые сегодня очень остры, в банках брать деньги очень сложно. Мы, например, нашли такой выход: 

финансировать крупные проекты многоуровнево, опираясь на интересы и нужды разных групп инвесторов. 

Одни готовы рисковать — зайти в проект на начальной стадии, до строительства, но за это они хотят повышенную доходность. Другие согласны входить уже в стройку и тоже стремятся к достаточно высокой доходности. Но не готовы к рискам первой венчурной стадии. Конечные инвесторы рассматривают значительно меньшую доходность, но хотят, чтобы проект был безрисковым — купят площади, когда объект будет сдан. По такой схеме нам удалось построить аутлет-центр в Московской области, причем происходило это еще в докризисное время. Просто тогда банк не поверил в перспективность проекта, и в итоге он профинансирован долевым капиталом, без кредитных средств. 
 
Сейчас по такому же принципу готовим проект в Финляндии, в городе Котка, расположенном в 2 км от российской границы. Там запланировано жилье, зона баров, клубов и ресторанов у воды, две гостиницы, торговая часть. В этот раз мы разбили концепцию на подпроекты — каждая функция выведена в отдельное юрлицо, чтобы инвесторы собрались по интересам. Есть генеральный девелопер, который вложил деньги, чтобы сделать концепцию и предварительные согласования. Но здесь мы предвидим и кредитное финансирование на стадии строительства. Надеюсь, такой опыт будет полезен другим участникам рынка в сегодняшней непростой ситуации.
 
Колонка написана на основе выступления на Рождественском саммите Гильдии управляющих и девелоперов 2015 г. / DK.RU
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.