Подписаться
Курс ЦБ на 26.12
77,88
91,89

Обувщик меняет кожу

Кто кого обувает В прошлом году на "Уралобуви" горела крыша. Рабочие, которым поручили ее ремонт, уронили в цех спецобуви газовую горелку. 17 пожарных машин, подоспевших на вызов, несколько часов т

"Уралобувь" уже не называют флагманом отрасли: предприятие работает на грани рентабельности. Больше половины цехов простаивает. По данным маркетологов, продукция фабрики находит спрос у людей старше 40. Между тем сайт "Уралобуви" сообщает: "Пройдя сквозь бурные и непростые годы минувшего десятилетия, предприятие уже в качестве торгово-промышленной компании уверенно смотрит в будущее и занимает достойное место среди отечественных товаропроизводителей". Чтобы узнать, как обувщики добились успеха, на предприятие отправился корреспондент "ДК".

Кто кого обувает

В прошлом году на "Уралобуви" горела крыша. Рабочие, которым поручили ее ремонт, уронили в цех спецобуви газовую горелку. 17 пожарных машин, подоспевших на вызов, несколько часов тушили пламя - здание старое, перекрытия сделаны из дерева. В огне погибло 2000 колодок для обуви и кое-что по мелочи. Ущерб оценили в 400 тыс. руб. Говорят, что предприятие легко отделалось: неизвестно, как развивались бы события, если бы вспыхнул полиуретан. Гипотеза о поджоге, как мести пролетариев за задержку зарплаты, выдвинутая наблюдателями, оказалась беспочвенной.

На производстве инцидент не отразился - фабрика продолжает выпускать 600 тыс. пар обуви в год. Хотя масштаб уже не тот. При социализме "Уралобувь" имела шесть филиалов: в Ирге, Ишиме, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Ноябрьске и Тюмени. Вместе с головным предприятием они ежегодно делали 12 млн пар обуви - от кирзовых сапог до детских пинеток.

- О сбыте голова не болела, - вспоминает исполнительный директор АЛЕКСАНДР ЮРПАЛОВ. - Шили себе обувь и шили. Потом загружали в контейнеры и отправляли потребителю. На предприятии существовала должность директора торговой базы - укрупненного отдела сбыта со своей структурой и расчетным счетом. Выполнили план - получили деньги. А сегодня главное - продать.

Теперь филиалы живут сами по себе. Некоторые уже закрылись, а те, что работают, заметных успехов не достигли. Тем временем производство обуви в России увеличивается. За первые шесть месяцев 2002 г. рост составил  15,4%, а на "Уралобуви" с января по октябрь - 41%.

Однако появившиеся в печати сведения, что компания начала поставлять продукцию за рубеж, подтверждения не нашли. Став частным предприятием, фабрика выжила за счет армейских заказов и спецобуви для металлургов и нефтяников. Сапоги и ботинки, сшитые для корпоративных клиентов, занимают около 60% объема продаж. Остальное приходится на модельную обувь. ВИКТОР ИВАНИСЕНКО, директор ТПК "Уралобувь": На самом деле это неправильно. Доля специальной обуви не должна превышать 20%. Но без заказов предприятий нам пока не обойтись. В отличие от Вооруженных сил, которые хотят получать все бесплатно, заводы исправно перечисляют деньги.

По оценкам, уральские заводы ежегодно раскупают 1 млн пар спецобуви, причем 90% этого количества поставляют Украина и Белоруссия. Есть и два региональных конкурента: кунгурская фабрика, тоже выпускающая спецовку, и челябинская фирма "Юничел", занимающая первые места в рейтингах отечественных обувщиков. При этом г-н Иванисенко считает, что в первую очередь надо опасаться китайцев и итальянцев.

 

Производственная тема

Когда "Уралобувь" строилась, это была окраина города. Земли - сколько хочешь. Фабрика взяла 14 га, что по тем временам было нормой. Теперь есть, что сдавать в аренду. За счет арендаторов кредиторскую задолженность удалось снизить вдвое. Однако с непривычки на территории можно заблудиться.

- Когда я пришел сюда работать, долго не мог сориентироваться, что и где расположено, - говорит по дороге в цех раскроя г-н Юрпалов. - А принцип очень простой: в общем здании есть центральный коридор. Из него можно попасть в любой цех.

С началом капитализма выяснилось, что избыток площадей увеличивает себестоимость. Чтобы выйти из положения, надо было строить многоэтажное здание и переносить производство туда. Новый корпус начали возводить в 1993 г., а в 1995 все заморозили из-за нехватки денег. На завершение строительства и покупку оборудования нужно $5 млн. Кое-что за последние два года уже приобрели. В том числе - итальянские станки для модельной обуви. Хотя есть машины, которые работают с 60-х гг. На фабрике говорят, что это ничего не значит, поскольку обувное производство - на 70% ручной труд.

Все заготовки делают в цехе раскроя, где начинается технологический цикл. Их вырубают на прессах при помощи резаков. Там же обрабатывают подошвы. Потом все связывают в пачки, кладут на тележку и по центральному коридору отправляют на конвейер.

Их на фабрике несколько. Есть классика - транспортерная лента, движущаяся с постоянной скоростью. Ритм принудительный: каждый должен успеть сделать свою операцию. Когда-то на конвейере трудились глухонемые: одновременная работа станков создает много шума. Характерная особенность -  здесь изготавливают много обуви с литьевым креплением подошвы. Она приваривается к верхней части. Такой способ дает большую прочность, нежели гвоздевой, клеевой или прошивной, хотя на производстве они тоже применяются, причем в разных комбинациях.

Другой конвейер, где за перемещениями заготовок следит оператор, предполагает больший психологический комфорт. На пульте управления каждое место отмечено красной и зеленой лампочками. Как светофор. Зеленый свет - лоток с заготовкой отправляется к рабочему. Красный - работа еще не закончена. Переключая каналы, оператор дирижирует производственным процессом.

Коллектив в основном женский. Средний возраст - 45-47 лет, средняя зарплата - 3200 руб. в месяц. Дефицит энтузиазма сказывается на производительности труда, а та - на себестоимости. Однако г-н Иванисенко полагает, что резервы не исчерпаны, и намеревается пригласить на "Уралобувь" рабочих с китайской обувной фабрики. Причем уже в ноябре.

- Если на том же оборудовании будет работать китаец, он сделает больше?

- Представьте себе, да. В смутные времена мы напрочь потеряли квалификацию. А китайские фабрики оборудованы точно так же. Их рабочие получают $360-370 в месяц, но производят обуви в 6-7 раз больше. Значит, даже при зарплате 3200 руб. единица продукции обходится нам дороже. Как в таком случае мы собираемся с ними конкурировать?

На фабрике есть участок, где работают 13 человек и один начальник. При советской власти здесь шили обувь на заказ. В том числе, для работников обкома партии.

- Колодки Ельцина у вас не осталось?

- Наверное, можно найти, если поискать.

Теперь это экспериментальное производство. На небольших партиях - по 100-200 пар - обкатывают новые разработки дизайнеров "Уралобуви". В прошлом году придумали 67 моделей, а в массовое производство пошло около десяти. По замыслу г-на Иванисенко, творческая лаборатория поможет компании найти новые образы.

Разговор с директором о прозе жизни

В СССР приличной обуви не было. 75% потребности - 600 млн пар - шили внутри страны, остальное привозили из-за границы. Интерес партии ограничивался текстильной промышленностью. О собственных технологиях пошива в то время не думали, и с появлением китайского ширпотреба производители почувствовали себя скверно.

Некоторым помог кризис. Уже в 1999 г. почти все зарубежные операторы рынка перенесли производство в Россию. Приватизированные фабрики получили заказы, которые прежде размещались за границей. Тогда же у российских фабрик появилась возможность перенять западный опыт. Виктор Иванисенко: Условия изменились: возить воздух в коробках стало невыгодно. Чтобы произвести 2 млн пар обуви, потребуется примерно 120 млн квадратных дециметров кожи и 2 млн пар подошв. В 20-тонный контейнер входит 500 дм кожи. Значит, надо 240 контейнеров. Плюс еще 70 контейнеров с подошвами. Итого - 310. А 2 млн пар готовой обуви потребуют уже 4 тыс. контейнеров. Их перевозка, скажем из Финляндии, обойдется в $16 млн. Даже если вы найдете способ снизить эту цифру на 15-20%, транспортные расходы съедят $10 млн. Вот и вся арифметика.

Что до "Уралобуви", то общемировые процессы ее не задели. Хотя кризис 1998 г. оказал фабрике посильную помощь. Сегодня предприятие работает в ноль: сколько потратило, столько и получило. В этом г-н Иванисенко видит большой плюс: Самое большое достижение последних двух лет в том, что мы перестали проедать свои деньги. Есть информация, что в 2003 г. государство хочет помочь предприятиям легкой промышленности. Если дадут дешевые кредиты, будет легче.

В 2003 г. "Уралобувь" намерена увеличить производство гражданского ассортимента до миллиона пар со средней розничной ценой 1200 руб. (с оборота в 1 млрд 200 млн руб. компания заплатит 96 млн руб. налогов в бюджеты). В 2004 г. г-н Иванисенко собирается выпускать уже 2 млн пар. Говорит, все должно получиться - есть заключение научных работников, которое обосновывает этот рывок теоретически. Как ни странно, он возлагает большие надежды на вступление России в ВТО. Хотя, по прогнозам, 70% или даже 80% обувных фабрик вылетит в трубу.

- Я верю, что мы справимся, - говорит он. - В свое время нам было гораздо проще сравнять это производство с землей, а на пустом месте построить рынок. И зарабатывать сумасшедшие деньги. Но все мы - выходцы со старой "Уралобуви". Нам бы совесть не позволила так поступить. Фабрика работает с 1937 г., и хоронить ее не стоит.

- Откуда такая уверенность?

- Сегодня нас душат рынки. Если обувь некачественная, ее удобнее продавать там. При вступлении в ВТО этому ширпотребу будет выставлен надежный заслон. Понятно, что конкурировать с иностранными производителями тяжело. Но кто сказал, что это невозможно? Надо минимизировать накладные расходы, перевести фабрику в новый корпус и пополнить парк оборудования. А когда китайцы научат нас работать, мы будем вне конкуренции.

Маяком служит новосибирское предприятие "Вестфалика", построенное, как говорит директор фабрики, в чистом поле. Развитию "Уралобуви" мешает якорь социальной сферы.

- 80% фабричного жилищного фонда муниципалитет забрал, а от ветхих зданий отказывается. На их месте придется возводить новые дома.

- А где вы возьмете деньги?

 

Кстати, о деньгах

Оказывается, фабрика - это еще не все. Есть подразделение, которое занимается непрофильным бизнесом - продажей рыболовного снаряжения. Для этого на "Уралобуви" выделено помещение, переоборудованное в магазин "Хантер". Идем туда. В одном зале - спиннинги, снасти и приспособления для рыбалки, в другом - мотоциклы и снегоходы. Тут же дежурит специалист, который присматривает за хозяйством.

- Приходится заниматься всем, что приносит хоть какой-то доход, - переходя от витрины к витрине, г-н Иванисенко осматривает экспонаты. - В бизнес это превратилось недавно. Прежде гонками на снегоходах и рыбной ловлей мы занимались для своего удовольствия. А потом увидели, что рыночная ниша не заполнена, и решили попробовать свои силы. Направление весьма перспективное, непременно будем его развивать. Вы не рыбак? Жаль...

Средства, вырученные от продажи снегоходов и спиннингов, предполагается вкладывать в развитие обувного производства. Кое-что уже инвестировали, хотя обойтись без кредитов все равно не получится.

- Какую прибыль вам дает магазин?

- Пока непонятно. Этот год должен показать, насколько дело эффективно. Мы планируем развернуть торговлю на заемные деньги. Рассчитываем на быструю отдачу. В городе это единственный магазин с подобным ассортиментом. Везде китайский товар, а у нас - из Европы и Северной Америки.

В доказательство специалист показывает спиннинг, на котором так и написано: "Made in America by Аmericans". Потом настает очередь японской одежды, сшитой специально для рыбаков, спасательных жилетов, эхолотов и катушек для спиннингов с компьютером, регистрирующим количество забросов и вес улова.

- Американские спиннинги считаются лучшими в мире. Поэтому и цена - от $300 долларов. Китайские столько не стоят.

 - Даже если собрать продукцию всех магазинов Екатеринбурга, - рассуждает г-н Иванисенко, - не наберется и 30% представленного здесь ассортимента.

- Половины точно не будет, - добавляет специалист. - Сегодня просто все убрано, а обычно по 80 спиннингов стоит.

- И покупают?

- Рекламу дали, теперь покупают. Есть еще секонд-хэндовские мотоциклы. А вообще, это зал для снегоходов американских фирм. У нас сходят с ума по боулингу, а у них - по снегоходам. Летом они заливают водой футбольные поля и гоняют прямо по ним.

- Снегоходы у вас тоже секонд-хендовские?

- Нет, новые. Завтра к нам приезжают покупатели из Ханты-Мансийска. 14 марта там начнется чемпионат мира по биатлону. Они у нас приобретают 5-6 машин - так, для начала. Около 150 снегоходов уже продали. В этом году реализуем не меньше: фабрике нужны деньги.

Теперь осталось набраться терпения. Если через год прилавки фирменных магазинов "Уралобуви" заполнят изделия европейского уровня, можно будет сказать, что проекты директора фабрики начали приносить плоды. Сам он в этом не сомневается, полагая, что все случится намного раньше.

 

Обратная связь:starkov@apress.ru

 

Досье

 

Техническая характеристика предприятия "Уралобувь"

(г. Екатеринбург)

- Площадь земельного участка -

      13,830 га;

- Общая производственная площадь -

      16234 м2;

- Среднегодовая мощность предприятия -

      2,5 млн, пар обуви;

- Кол-во работающих - 740 чел.;

- Дополнительное кол-во рабочих мест -

      до 900 чел;

- Имеются свои ж/д подъездные пути;

- Площадь прирельсовых складов -

      1119.2 м2;

- Площадь отапливаемых складских

      помещений - 7094,9 м2;

- Предприятие имеет полный замкнутый

      цикл производства обуви.

 

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»Наталья Зубаревич: «Экономика замедляется или стагнирует — кому как нравится, но это факт»
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.