Подписаться
Курс ЦБ на 11.12
77,89
91,38

Одержимый собственник

Заводы Павла Чернавина отбросило на несколько лет назад. Прибыльные предприятия на глазах превратились в должников по зарплате и кредитам. Оправившись от удара, их собственник упорно продолжает нач

Заводы Павла Чернавина отбросило на несколько лет назад. Прибыльные предприятия на глазах превратились в должников по зарплате и кредитам. Оправившись от удара, их собственник упорно продолжает начатое — заново выстраивает производство, набирает команду управленцев и все так же вынашивает мечту построить новый отечественный автомобиль.

Павел Чернавин
За годы управления заводом «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) Павел Чернавин побывал в двух статусах. Пока продажи и объемы производства росли, высокопоставленные чиновники региона ставили г-на Чернавина в пример другим промышленникам. С 2003 г. АМУР ежегодно удваивал объемы, а в 2007 г. и вовсе скакнул на 440% — выручка увеличилась с 600 млн до 2,6 млрд руб.
Все изменилось в октябре прошлого года. Процветавший АМУР, оказалось, крепко задолжал банкам, а чуть позже и собственным сотрудникам. И его хозяина с подачи СМИ стали называть «самым неэффективным собственником региона».
Однако Павел Чернавин ни «флагманом», ни «лузером» себя не считает: «Это же две крайности, а мне бы где-то посередине между ними закрепиться».
Разрушительная пошлина
К середине прошлого года АМУР успел наладить плотные связи с китайским и индийским автопромом. По лицензии завод собирал грузовики TATA (Индия) и легковые автомобили Gelly (Китай). Ставку сделали правильно, утверждает Павел Чернавин: машины этих марок в стране неплохо продаются и в кризис. «У них очень удачное сочетание показателей цены и качества, — поясняет он. — За первое полугодие 2009 г. в стране было продано больше 5 тыс. Gelly». Только собрал их не АМУР.
Сборка этих машин, равно как и грузовиков TATA, на предприятии заморожена. Признавать, что к остановке производства привели неверные действия менеджмента, г-н Чернавин отказывается. Он видит только один свой серьезный просчет — не учел политические риски:
— Я вам расскажу, как все рухнуло. 10 октября прошлого года правительство ввело заградительную пошлину на ввоз автокомпонентов. Сейчас за каждый кузов нужно платить сверху по 5 тыс. евро. Это делает сборку нецелесообразной. Себестоимость получается такой, что автомобиль просто не продать.
Все враз переменилось. Грубо говоря, вчера, когда новые квоты еще не действовали, у нас все было хорошо. А сегодня конвейер встал.
От сборки легковых автомобилей мы получали 80% общей выручки. И буквально за день лишились почти всех оборотных средств. Оборудование, которое было закуп­лено, люди — около тысячи человек, которых мы приняли на этот участок, — они оказались не востребованы.
До сих пор не могу понять, зачем эту пош­лину ввели. Бред какой-то.
Логика власти понятна. Защитить более крупные предприятия, проблемы на которых могут привести к социальному взрыву.
— Кому от этого стало лучше? Продажи зарубежных авто не встали. Пошлины на ввоз уже готовых машин никак не изменили. Они так и остались на уровне 25%.
Получается, если завозить готовый автомобиль, его себестоимость будет $7-7,5 тыс. Нормальная цена. И автомобили по-прежнему завозят и по-прежнему продают. И большая часть денег от реализации этих машин утекает из страны.
А если ты доставляешь сюда комплекты запчастей, организуешь здесь сборку, создаешь в России рабочие места и в конечном счете заставляешь деньги вертеться внутри страны, тебя за это наказывают. Себестоимость автомобиля из-за новых дурацких пош­лин стала $14 тыс.
Где тут логика? Где защита отечественного производителя? Я не против ограничений для иностранцев. Хороший пример — Китай.
Там сказали: «Ребята, чужих мы сюда не пустим». И установили лимит на ввоз — не больше 30 тыс. легковых автомобилей в год. Для миллиардного Китая это очень жесткая квота. Позже они и вовсе ввели пошлины в 200%, которые просто исключили завоз готовых машин в страну. Но при этом всем зарубежным производителям объявили: «Мы для вас наш рынок не закрываем. Приезжайте, организуйте здесь сборку, и вы получите льготы по налогам». В итоге за десять лет Китай превратился в автомобильную державу.
То есть в проблемах АМУРа вы только власти вините?
— Да никого я не виню. Я вам просто ситуацию описываю. Бизнесмен вообще не имеет права никого обвинять. Если твоей компании плохо, это значит, что ты сам просчитался где-то. И нечего тут виноватых искать. Сам виноват. Теперь надо работать в тех условиях, которые есть.
Бизнес по принципу бутерброда
Одно цеплялось за другое — вслед за почти полной остановкой производства начали расти долги. Сейчас внешняя задолженность АМУРа превышает 3 млрд руб. В арбитраже рассматриваются иски кредиторов. На предприятии запущена процедура банкротства — введено внешнее наблюдение. По фактам задержки зарплаты и увольнения сотрудников топ-менеджмент периодически приглашают «для беседы» в прокуратуру. Но Павел Чернавин планирует предприятие вытянуть:
— Сейчас мне часто говорят о том, что завод уже не спасти. Что проще плюнуть и довести банкротство до распродажи активов. Может быть, так и есть. Может, стоит уйти. Но можно сконцентрировать силы и биться.
Сейчас, когда я оправился от удара, я могу смотреть на вещи трезво. Предприятие сохранено. Оно работает, хоть и понесло потери. И ситуацию нужно фиксировать, стабилизировать работу завода.
Как, например?
— Например, у нас было оборудование, которое мы купили просто на всякий случай. Не использовали его практически. Сейчас мы его продали.
Другой пример — металлолом. Его на заводе всегда много копилось. Но никто его не собирал, не вывозил и не продавал. Теперь мы наладили такую работу — дополнительную копеечку от этого получаем.
У нас есть очень хорошее заводоуправление. Комфортное современное здание в двенадцать этажей. Но сегодня оно нам ни к чему. Я его буду консервировать, а директоров оттуда переводить в цеха. Все, избушку на клюшку — до лучших времен. Нет сейчас денег, чтобы тратить их на содержание этого здания.
Его бы продать
— Так я бы продал! Только кто ж купит-то? Честно скажу: за бесценок не отдам. А по нормальной цене покупателя не найти. Потому консервирую.
Руководители, которые это здание занимали, не порадовались, конечно. Но я им так сказал: «Переезжаете вы в любом случае. Но у вас есть выбор: либо в цеха, либо на улицу».
У всех задача одна: сохранить, добиться нормальной работы, урезать. Но самое главное — найти рынок.
Кому и какую технику вы планируете продавать?
— Легковая тема для нас пока закрыта — это понятно. Потому сосредотачиваемся на том, чем завод занимался традиционно, — на выпуске собственных грузовиков. Ищем сбыт. Начали с госзаказов.
Мне скептики говорили: «С Минобороны ты никогда не договоришься». Я не слушал. Мы просто взяли и договорились. Оборонный заказ на этот год у нас уже есть. Бумаги подписаны. Обговариваем планы на 2010 г. По коммунальной технике мы выиграли тендеры в муниципалитетах. Тоже факт. С МЧС договариваемся.
Раньше процветающие предприятия особенно деньги не считали и закупали грузовую технику дорогих марок — Merсedes, Volvo. Надо, не надо — без разницы. Покупали и все.
Но сейчас-то каждую копеечку считают. И покупать будут у нас, потому что дешевле. Процесс уже пошел. Идут контракты по сельскому хозяйству. На нас начинают выходить газовики и нефтяники.
Амбиции я пока отбросил. Грузовики так грузовики. Мне сейчас не до масла. Мне бы хлебушек черный обеспечить.
Интересная метафора.
— А бизнес вообще должен строиться по принципу бутерброда. Вот вы знаете, как сделать самый вкусный в мире бутерброд? Я вам расскажу.
Хороший бутерброд невозможно составить исключительно из дорогих ингредиентов. Невкусно будет. Для начала нужно взять самый простой черный хлебушек. Сверху — маслице, оно уже подороже немного. И только в самом конце — красную икру положить.
В бизнесе — так же. Сначала нужно заниматься продукцией, выпуск и реализацию которой наладить проще всего, хотя больших денег это тебе не принесет. Это хлеб. В моем случае такой продукт — грузовики.
Потом масло — более сложный, но более прибыльный продукт. В моем случае — это сборка легковых автомобилей по договорам с их разработчиками.
А в самую последнюю очередь, когда первые два этапа пройдены, можно сосредоточиться на выпуске уникального товара, который до тебя никто и никогда не выпускал. Это и будет твоей икоркой — последним штрихом в процессе построения прибыльного бизнеса.
И что у вас икорка?
— Это хороший отечественный автомобиль, разработанный и собранный на моем заводе. Для того чтобы такой автомобиль запустить в серию, я и создавал АМУР. Идея состояла в том, чтобы сначала научиться собирать хорошие серийные машины у других автомобилестроителей. Дальше нам предстояло на базе такого сотрудничества научиться выпускать машины полностью за счет собственного производства.
На Урале должен был появиться автомобильный кластер — сообщество заводов, способных наладить весь комплекс создания автомобиля. Мы бы заказали дизайн кузова и начали серийно производить хороший отечественный автомобиль.
Но случилось то, что случилось. Меня отбросило на несколько лет назад — примерно в 2005 г. Сейчас у меня есть предприятие, которое выпускает лишь грузовики.
Планы о своей легковушке похоронили?
— Почему? Вовсе нет. Я уже сейчас ищу инвестора, совместно с которым можно будет закупить оборудование для сборки, сварки, покраски кузова. Приобретем такие станки — сможем миновать заградительную пошлину на ввоз запчастей — будем делать их сами. И процесс запустится заново.
Где в кризис вы собираетесь найти такого инвестора?
— Не знаю пока. Но найду. Кризис — самое время вкладываться в перевооружение производства. Цена оборудования упала в разы. Вложившись сейчас, инвестор получит после кризиса в 10-20 раз больше, чем отдал.
Могли бы те же китайцы в этом проекте поучаствовать. Деньги и желание у них есть. Но после того как наше правительство начало вводить все эти пошлины и закрывать границы для их товаров, они испугались. Пока снова к нам соваться не решаются.
А вы не боитесь второй раз удариться о закон?
— Я так скажу. Однажды моя жена вычитала в астрологической книжке, что у моего знака есть одна отрицательная черта — одержимость. Не то чтобы я верил в гороскопы, но эта черта у меня и вправду присутствует. Только я ее отрицательной не считаю. Если я взялся за что-то — не отступлюсь даже вопреки здравому смыслу и мнению окружающих.
Чистка рядов
Помимо АМУРа в собственности Павла Чернавина есть другое предприятие — Егоршинский радиозавод (ЕРЗ). Здесь изготавливают комплектующие для АвтоВАЗа, выполняют оборонные заказы.
В июле стало известно о корпоративном конфликте, разрушавшем ЕРЗ. Тогда на совещании в областном правительстве г-н Чернавин заявил: директор завода Виталий Елькин и трое совладельцев ЕРЗ Виталий Одесских, Иван Губанов и Алексей Герасимов (вчетвером контролируют порядка 40% акций) установили себе чрезмерно высокие зарплаты и, кроме того, уводят прибыль предприятия на баланс сторонних фирм, загоняя завод в долги.
Менеджеры ответили тем же. На специально собранной пресс-конференции они обвинили во всех бедах ЕРЗ самого Павла Чернавина, который якобы сознательно срывал контракты предприятия.
Сейчас, по словам г-на Чернавина, доступ к ЕРЗ ему закрыт:
— Несмотря на то, что основной акционер — это я. Команда управленцев, которая там работает, может стопорить любые мои решения. На совете директоров у них на один голос больше.
С чего конфликт начался?
— Не хочу эту тему подробно раскрывать. Скажу так: кризис — это проверка людей. И, нужно признать, не все управленцы в моей команде смогли выдержать удар. Когда ситуация обострилась, многие просто сломались — опустили руки. Другие начали жить, как будто завтра — последний день. Попросту воровать стали.
А как получилось, что вы потеряли контроль над собственным предприятием?
— Подвела система управления, в которую я верил. Я всегда строил бизнес по одному и тому же принципу. Сначала ты создаешь команду. Потом ставишь перед ней задачи. А дальше — даешь управленцам волю принимать самостоятельные решения. Чтобы они не просто твою волю выполняли — так неправильно, мне казалось. Я дал каждому участок, чтобы руководитель мог действовать.
В консалтинге и в банковском бизнесе такой подход сработал. В промышленности — не получилось. Здесь процессы сложнее. И отношения с партнерами, как следствие, тоже.
Я понял, что мне нужны новые люди. ЕРЗ пока не трогаю. Начал подбирать людей для управления АМУРом.
Найти их оказалось непросто. Желающих посоветовать — полно. А нужна была именно команда управленцев. Чтоб не болтали, а работали. Причем делали все быстро и слаженно.
Обзванивал директоров других заводов — собирал рекомендации. В итоге вышел на «Активные Формы». Сейчас на АМУРе работает больше 20 их специалистов. Они занимаются всеми текущими вопросами: издержки сокращают, заказы ищут.
Такая рекламная вставка услуг консультантов получилась.
— Да ну, бросьте. Продвигать чьи-то услуги я не собираюсь. Знаете, как непросто мне было доверить предприятие, по сути, посторонним людям? На ЕРЗ я как раз обжегся на том, что отдал завод в чужие руки. А теперь приходится и АМУР передавать.
Я долго не решался их пускать, если честно. Медлил. Месяца два-три переговоры тянулись. Нужно было быстрее, конечно.
Прежнее руководство АМУРа злится теперь?
— А чего им злиться?
Ну как же? Вы же заменили их сторонними консультантами.
— Во-первых, с завода ушли далеко не все его прежние руководители. Во-вторых, все же всё прекрасно понимают. И в том, что АМУР сейчас в сложной ситуации, виноват не только я. Их доля вины здесь тоже есть. Все они очень хорошие управленцы. Но сейчас нужна именно антикризисная команда. А у многих прежних менеджеров завода таких компетенций нет.
Люди понимают. И места уступают сами. Честно. Генеральный директор АМУРа по собственному желанию ушел.
На Егоршинский радиозавод тоже консультантов посадите?
— Хотелось бы. Но пока не могу. Не пустят.

Павел Чернавин
Родился 18 марта 1958 г. в Алапаевске Свердловской области.
Образование: 1980 г.  — окончил УПИ, инженер-экономист; 1986 г. — защитил диссертацию.
Карьера: 1980-1990 гг. — работал в УНЦ АН СССР и на Ижевском механическом заводе; 1990-1992 гг. — центр исследования операций «Симплекс», ведущий научный сотрудник; 1992-1993 гг. — вице-президент Ассоциации «Налоги России»; 1993-2003 гг.  — председатель правления банка «Северная казна»; с 2003 г. — генеральный директор холдинга «СК-Пром», генеральный директор, позже — президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала».

Заводы Павла Чернавина
Предприятия, акционером которых выступает Павел Чернавин
Завод «Автомобили и моторы Урала»
Егоршинский радиозавод
Режевской механический завод
Источник: «Автомобили и моторы Урала», «ДК».
Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.