Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

от консультантов требуют специализации

эксперты Юрий Афанасьев генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы» Ольга Жигальцова директор Центра «Бизнес-Образование» Людмила Малюжец директор агентства «Анкор-Екатеринбург» П

Времена, когда консалтинг и бизнес-обучение оказывали общеукрепляющее воздействие на предпринимателя, постепенно уходят. Клиент дозрел до специализации, и ему прописывают конкретное лекарство от конкретного корпоративного недуга. «А можно вылечить все сразу?» — все равно настаивает заказчик. «Можно, но поэтапно и под наблюдением консультанта в амбулаторный период — так сейчас модно», — отвечают профессиональные продавцы советов.

эксперты

Юрий Афанасьев

генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы»

Ольга Жигальцова

директор Центра «Бизнес-Образование»

Людмила Малюжец

директор агентства «Анкор-Екатеринбург»

Павел Неверов

генеральный директор группы компаний «Апрайт»

Юлия Рублевская

директор компании Orange Marketing Group

Елена Семенова

вице-президент группы компаний «Активные Формы»

вопросы

Вытеснят ли корпоративные программы открытые семинары и тренинги

Почему на рынке мало индивидуальных консалтинговых продуктов

Что заставляет b2b-компании реструктуризироваться

Кто решит для заказчика проблему выбора образовательного продукта

2005 г. рынок гуманитарного b2b (консалтинг, бизнес-обучение, рекрутмент) боролся с «детской болезнью новизны» — открытые семинары, типовые консалтинговые продукты и оптовая закупка кадров, которые со вкусом пробовали компании-заказчики еще пару лет назад, теряют актуальность. Клиента-ребенка, заинтригованного любой диковинной игрушкой и хватающего все, что попадется под руку на прилавке, уже нет. Он вступил в отрочество и уже может грамотно судить, нужна ли конкретная бизнес-надстройка лично его мировосприятию. Отсюда и соотношение 80/20, отмеченное большинством крупных игроков: подавляющее число клиентов интересует конкретная отдача от полученных извне знаний, те же, кто учится потому, что «модно» и «надо», в явном меньшинстве.

Если дальше эксплуатировать детскую тему, то «магазинчик игрушек» гуманитарного b2b расширился до размеров приличного супермаркета со специализацией по отделам. Согласно данным аналитиков ГК «Активные Формы», рынок консалтинга в этом году вырос на 30-35% и перевалил за $35 млн. В 2006 г. прогнозируется такая же динамика, и замедление роста следует ждать только к 2007 г. Екатеринбург консалтинговый растет почти в два раза быстрее, чем средний российский город-миллионник1. Более того, по некоторым направлениям наши пересилили даже Москву. В ГК «Апрайт» подсчитали, что в Екатеринбурге на миллион населения приходится 33 мероприятия сферы бизнес-образования (тренинги, мастер-классы и т.д.), тогда как в столице — 30. Впрочем, как полагают специалисты, радоваться тут нечему: «закидывать Москву шапками» при ее-то объемах рынка — занятие пустое. Эксперты уверены, что вал образовательных и консалтинговых продуктов делают типовые программы — их количество избыточно. Мол, рынок перспективный, появляются новые игроки, и, чтобы раскрутиться, они работают в формате «магазин инструментов» — образно говоря, продают «отвертку», не задумываясь, встанет ли она в «шлиц винта». На вопрос «Кто же это все покупает, времена-то изменились?» — лидеры рынка разводят руками.

Корпоративные программы теснят открытые тренинги

Открытые семинары и тренинги, считают эксперты, прочно заняли свою нишу, и говорить о том, что клиенты в скором будущем наотрез откажутся от стандартных продуктов, нельзя. Но то, что акценты сместятся — никто не сомневается. Компаниям, их предлагающим, необходимо либо модифицировать продукты, либо фокусироваться на узких областях. Фактически речь идет о создании модульных семинаров — нескольких циклов консалтинговых курсов. Как отмечает Ольга Жигальцова, директор Центра «Бизнес-Образование», если слушателя проведут через ряд тренингов, которые затрагивают несколько аспектов конкретной проблемы, на выходе он получит систему инноваций, применимых на его предприятии. По сути, стандартные тренинги должны трансформироваться в недорогой аналог внутрикорпоративных. Сегодня одна из основных задач их устроителей — притормозить растущий спрос на «знание для внутреннего применения». А спрос на них, по оценкам экспертов, за год вырос в среднем в 2,5 раза. Рентабельность стандартного семинара составляет 10-15%, а доходность корпоративных тренингов переваливает за 50%. Портфель многих организаций с громкими именами более чем на половину наполняют продукты, «заточенные» под конкретных клиентов или сегменты рынка.

В 2005 г. консультанты уже не заявляют, что «могут все», да и клиенты не говорят «сделайте нам что-нибудь». Специализация органично сочетается с потребностями крупных и средних заказчиков (именно они нацелены на корпоративные продукты) в комплексных программах, закрывающих основные «управленческие дыры». По признанию Юрия Афанасьева, генерального директора консалтинговой компании «Активные Формы», 2005-й стал годом повторного спроса (воплощения новых проектов с клиентами прошлых лет) и перехода от локальных задач к решению проблем бизнесов.

Долговременное сотрудничество — залог стабильности для консалтинговой компании. Специалисты уверены, что, при соотношении 70% — разовые образовательные продукты и 30% — длительные, 80% выручки могут приносить программы, рассчитанные на год-полтора. Единовременные тренинги все чаще рассматривают как повод привлечь нового клиента и склонить его к «корпоративу». Это непросто, так как культура потребления бизнес-навыков выросла и заказчик с легкостью может поменять фирму-поставщика и уйти к консультанту, который предложит приемлемый вариант решения задачи. Получается, что специализация может сыграть во вред. Чтобы завоевать верность клиенту, фирмы все чаще, как ни странно, обращаются за помощью к конкурентам. Юлия Рублевская, директор компании Orange Marketing Group, убеждена: если клиенту необходим комплекс решений, основные проблемы берет на себя его «родная компания», а специализированные задачи транслируются в фирму, которая сильна в этих вопросах, либо приглашают консультанта со стороны.

Специализация компаний ведет к изменению
их внутренней структуры

Рост масштабов и специализация неизбежно приводят к обострению потребности в квалифицированных специалистах, способных разрабатывать индивидуальные продукты. Сопоставив данные о продажах шести ведущих консалтинговых компаний Екатеринбурга с числом работающих в них консультантов, Алексей Клюев, директор Центра подготовки руководителей, подсчитал, что на одного специалиста приходится в среднем около $2,5 тыс. выручки. Вычтя из этой суммы минимальную месячную зарплату квалифицированного консультанта, г-н Клюев пришел к выводу, что доходность большинства организаций не позволяет выделять необходимых средств на разработку новых методик и переподготовку персонала. Некоторых значимых специалистов недостаток мотивации толкает к «уходу во фриланс» — консультанты работают напрямую с заказчиками или по просьбе образовательных компаний участвуют в создании программ на договорной основе. От того, сможет ли предприятие удержать собственных консультантов, зависит ее выживание. Если семинар разработал и провел фрилансер, клиент потом придет к нему а не к фирме-организатору.

Судя по всему, этот факт должен подтолкнуть фирмы к структурным изменениям как менеджмента, так и мотивации. Одними из первых этим занялись в ГК «Активные Формы»: двое собственников — Игорь Трапезников и Елена Семенова — отошли от оперативного управления консалтинговой компанией — поручили это наемному директору из числа своих менеджеров. Наблюдатели полагают, этот ход понадобился «Активным Формам», чтобы освободить ресурс собственников для решения стратегических задач бизнеса, а молодой команде управленцев предоставить карт-бланш по ее реализации. Елена Семенова подчеркивает, что изменения в компании позволят вдохнуть в нее новую жизнь: «Не надо ждать когда ситуация вынудит тебя принять решение, ее надо опережать». Кадровым событием в «Активных Формах» стало приглашение в штат Игоря Тюфякова, который ранее работал как независимый консультант тренинговой компании, возглавляемой Еленой Старостиной — третьим соучредителем группы. До этого г-н Тюфяков был руководителем отдела маркетинга ТС «Купец»2, в «Активных Формах» ему предложили должность консультанта по продажам и маркетингу. Коллеги по цеху считают, что маркетолог, поработавший на «Патре», «Алконе», в Урал­внешторгбанке и «Купце» призван, чтобы расширить пул корпоративных клиентов и подкрепить инвестиции выручкой.

Общерыночная тенденция — специализироваться и выдавать готовое решение заказчику — заставляет компании расширять поле деятельности. Например, ГК «АКР» в этом году сопроводила ребрендинг (переименовалась в «Апрайт») перепозиционированием. По словам Павла Неверова, владельца «Апрайта», группа постепенно отходит от имиджа исключительно рекрутинговой компании: «Мы развиваемся в концепции кадрового интегратора. Говоря IT-языком, банк соискателей — это «железо», «софт» — собственные программы, а внедренцы — наши специалисты, которые адаптируют кадровый продукт под нужды предприятия». Исследования «ДК» показывают: шаги «Апрайта» вполне согласуются с тенденциями кадрового рынка — доля операторов, занимающихся только рекрутингом, не превышает 25%, в остальных агентствах консалтинг и сопутствующие услуги составляют 25-45% оборота.

Г-н Неверов вложил в реструктуризацию 7-8 млн руб. и рассчитывает, что новая модель бизнеса будет более доходна. Тем не менее, как полагают скептики из числа его конкурентов, «Апрайт» просто готовят к продаже, так как кадровые услуги под ключ пока мало востребованы рынком. Среди оппонентов Людмила Малюжец, директор агентства «Анкор-Екатеринбург», которая всегда утверждала, что ни одна фирма в городе не предлагала одинаково качественные услуги в рекрутменте и консалтинге, и настаивает на том, что рекрутер должен лишь подбирать кадры. Тот факт, что «Анкор» — стабильный лидер кадрового рынка Екатеринбурга3, не противоречит сложившейся тенденции: его путь лишь один из выбранных вариантов специализации.

К слову, «Анкор-Екатеринбург» в
2005 г. также коснулись изменения4. До недавнего времени фирма, работавшая по договору франшизы с федеральной сетью «Анкор» (21 представительство в России и СНГ), принадлежала супругам Малюжец. Сегодня екатеринбургское агентство стало 100% «дочкой» московской УК «Анкор-Менеджмент»: Людмила Павловна обменяла семейную долю в созданном ею агентстве на акции головной компании и на место в ее совете директоров. Идея реструктуризации в том, чтобы повысить управляемость сети. По мнению экспертов, ужесточение структуры «Анкора» связано с тем, что компания хочет усилить мотивацию сотрудников филиалов эффективнее работать по приоритетным направлениям: подбору линейного и менеджерского персонала и кадровому лизингу.

Кто решит заказчику проблему выбора

Разобраться в изобилии консалтинговых и обучающих продуктов становится все сложнее. Постепенно уходит в прошлое форпост безусловного спроса — тренинги заезжих гуру от менеджмента и маркетинга. Пару лет назад фразы «признанный мастер», «зарубежный консультант» или просто «клевый москвич», передаваемые из уст в уста бизнес-сообществом, могли легко сделать аншлаг. Сегодня ходят только на звезд — количество таких беспроигрышных тренеров не превышает 15. Они дорожат сотрудничеством с единожды привозившими их компаниями и на сепаратные переговоры с другими поставщиками талантов не идут. Нераскрученным гастролерам все труднее собирать залы, и некоторые из них, по признанию провайдеров, даже отказываются от гонораров — лишь бы получить доступ к целевой аудитории. Причины просты: дать заработать на себе и получить шанс приехать еще либо понравиться кому-нибудь из аудитории и договориться на корпоративное обучение. Но тут они попадают на поле, возделываемое местными консультантами, и, скорее всего, им придется туго: грамотный заказчик понимает, что за результат все равно отвечает тренер, а где его взять, если он то приехал, то уехал.

Клиент, отдавший предпочтение местному рынку советов, тоже отягощен проблемой выбора. Информация по предлагаемым b2b-программам слабо структурирована. Есть удачные примеры, скажем, интернет-ресурс «Уралбизнесобразование», объединяющий данные по всем компаниям рынка и их программам. Но сами организаторы портала признают, что их каталоги рассчитаны скорее на профессионалов и «продвинутых менеджеров», которые жизни не мыслят без постоянного самосовершенствования. Одним из последних новшеств рынка стал проект «Фонд образования IDS», созданный телекоммуникационной компанией «Альво» при участии собственного call-центра. В идее заложена брокерская услуга: фонд по заказу клиента проводит мониторинг рынка, используя свою методику, и отбирает несколько консалтинговых компаний, способных решить необходимую задачу. В основе исследования лежат некоторые качественные критерии, которые должны свидетельствовать об уровне подготовки тренера, его программы и репутации фирмы. Отметим, что после публикации в «ДК» заметки об инициативе «Альво» на портале делового общения «Делового квартала» самопроизвольно вспыхнула дискуссия5. В ней приняли участие как представители местных компаний, так и московские консультанты. К единому мнению участникам прийти так и не удалось, кроме разве что сентенций типа «идея хороша, она давно витала в воздухе, будем следить, как она осуществляется». Прогноз наблюдателей о развитии фонда был менее радужным. Они сомневались, что в проект удастся привлечь настолько квалифицированных аналитиков от консалтинга, чтобы их рекомендации были объективными и независимыми. Такие кадры стоят дорого, что неизменно скажется на рентабельности проекта. Оптимисты уповали на то, что фонду удастся сформировать технологические стандарты оценки консалтинговых продуктов, а работать по выверенному алгоритму будет несложно. Как считают эксперты, уже сейчас можно говорить о структуризации предложения — сформировался костяк лидеров гуманитарного b2b, каждый из которых высоко держит флаг выбранной специализации. Однако скептики полагают: если при отборе будут ориентироваться на передовиков, то с идеей независимости можно проститься. Селекционер превратится в маркетинговый механизм продвижения группы консалтинговых компаний: те обеспечат себе дополнительный поток клиентов и отсекут конкурентов, не включенных в группу.

Перечисленные мнения в принципе иллюстрируют ситуацию на рынке в целом. Складывается следующая картина: если крупные компании будут продолжать инвестировать в развитие собственных образовательных продуктов, привлекать квалифицированных специалистов и работать «по индивидуалу», то смогут рассчитывать на лобби со стороны постоянных заказчиков и обслуживающих рекламных структур. В этом случае они будут задавать тон по всем фронтам рынка, постепенно увеличивая свой вес и снижая количество конкурентов.

1 По данным Ассоциации менеджеров России, средняя динамика роста консалтинговых услуг в областных центрах страны составляет 15-17% в год.

2 Подробнее см. «ДК» № 43 от 21 ноября 2005 г.

3 См. ТОП-листы «ДК» «Рекрутинговые агентства» в № 6 от 16 февраля 2004 г., № 17 от 9 мая 2005 г.

4 Подробнее см. «ДК» № 39 от 24 октября 2005 г.

5 Подробнее см. ссылку http://dk.ru/kvartal/2005/n44/

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.