Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Перекрестный ход

— Почему торговая сеть получила название «Перекресток»? — Первый магазин Carrefour, открытый в 1960 г., действительно находился на перекрестке пяти дорог возле города Аннеси. Компанию основали две

У Бернара Фалина нет высшего образования. Окончив школу, он изучал экономику самостоятельно — освоил те же дисциплины, что и студенты вузов. Однако без университетского диплома ему пришлось тратить больше усилий на продвижение по карьерной лестнице. После школы Бернар был служащим на парфюмерной фабрике, но вскоре пришел к выводу, что его больше интересует торговля. Тогда он устроился в компанию, которая занималась реализацией обуви. Освоив азы, Бернар Фалин два года занимался тем, что открывал новые магазины. Под его началом работали заведения с оборотом в 10 млн франков — для его возраста это было совсем неплохо. Одновременно он искал возможность устроиться в крупную транснациональную компанию. Ему удалось попасть в Carrefour (в переводе с французского — «Перекресток»). Бернар специализировался на текстильной товарной группе. После нескольких лет работы во Франции его направили в Польшу. Там он управлял магазинами с оборотами уже в $60 млн. Со временем текстильную специализацию сменили электротовары, а от электротоваров было рукой подать до непродовольственной группы в целом. Многолетний опыт магазиностроения позволил Бернару Фалину назвать себя экспертом. В последнее время он работает в России. Консалтинговая фирма MR&D, куда его пригласили, помогает ритейлерам настраивать сетевой бизнес. Жена и двое детей Бернара Фалина по-прежнему живут в Польше, и раз в месяц он ездит их навестить. Говорит, что Москва — дорогой город, и для того, чтобы перевезти семью в Россию, средств у него пока недостаточно. Розница по-французски

— Почему торговая сеть получила название «Перекресток»?

— Первый магазин Carrefour, открытый в 1960 г., действительно находился на перекрестке пяти дорог возле города Аннеси. Компанию основали две местные семьи — Фурнье и Деффоре. Это был локальный бизнес. Но уже через три года появился первый гипермаркет — большой магазин площадью 2500 кв. м.

С тех пор в учебниках пишут: «гипермаркет — магазин самообслуживания с торговой площадью от 2500 кв. м с таким-то ассортиментом». Причем все магазины Carrefour до сих пор работают в соответствии с концепцией, придуманной именно в 1963 г. Она включает три условия: one-stop shopping — возможность делать все покупки в одном месте, большую бесплатную парковку и гибкую систему ценообразования.

— Наряду с запросами клиента, которые можно выявить анкетированием, стратегия розничной торговли должна учитывать прогностическую составляющую. Удавалось ли компании Carrefour предвосхитить желания покупателей?

— Поначалу основу ассортимента магазинов Carrefour составляли пищевые продукты, хотя в первом гипермаркете продовольствие занимало только половину площади. Тогда французские семьи тратили на еду треть своего бюджета. Но к началу 90-х этот показатель составлял уже 20%. Одновременно доля расходов на здоровье увеличилась до 17%, а на развлечения — до 9%. Магазинам крупного формата пришлось эту тенденцию учитывать. Теперь на сектор нон-фуд приходится почти половина оборота. Гипермаркеты последовательно добавляли торговлю бензином, книгами и парафармацевтикой. А когда оборот компании снизился, она принялась разрабатывать собственные бренды. Теперь некоторые товары с маркой Carrefour занимают до 20-30% ассортимента.

— Вряд ли успехи Carrefour можно объяснить только правильной ассортиментной политикой. Наверное, были какие-то управленческие ноу-хау.

— Для успешного развития Carrefour децентрализовала свой менеджмент. Управляющие магазинов получили свободу в принятии решений. В дальнейшем этот шаг признали ключевым фактором успеха компании — особенно на международном рынке. Понятно, что для таких стран, как Китай и Бразилия, универсальных рецептов быть не может. Все зависит от обстановки на месте. Но поскольку при децентрализованной структуре осуществлять контроль из головного офиса в Париже трудно, с годами управление разделили на несколько уровней. Теперь в каждой стране есть региональный представитель компании.

— Как при такой децентрализации решалась проблема с подбором кадров?

— Carrefour уделяет большое внимание обучению персонала. Компания либо приглашает к себе преподавателей, либо посылает своих работников куда-нибудь учиться. На образование тратится 3% фонда заработной платы, тогда как официальный минимум составляет 1%. В 1987 г. Carrefour создала собственный институт, который ежегодно организует 3 тыс. часов стажировок. При этом компания всячески поощряет людей, занимающихся самообразованием. Во Франции я прошел подготовительный этап, а затем больше работал за границей.

 

Мягкая оккупация Польши

— Вы говорили, Carrefour поначалу был маленьким семейным бизнесом. В какой момент руководству пришла мысль завоевать мир?

— Первый супермаркет за пределами Франции компания открыла в Бельгии в 1969 г. Но настоящая глобализация бизнеса началась в 1992 г. с приходом нового президента Даниэля Бернара. Прежде он руководил дочерней фирмой германского концерна Metro International во Франции. Тогда супермаркеты Carrefour работали в 10 странах, обеспечивая до 30% оборота фирмы. Но Даниэль Бернар считал, что международный ритейлер должен делать за пределами своей страны 50% продаж. Он принес в Carrefour технологии Metro и по 10 дней в месяц проводил непосредственно в торговых заведениях группы в разных странах мира. Тогда же магазины Carrefour появились в Греции и Португалии, через год — в Турции и Италии, в 1995 г. — в Китае, потом — в Таиланде, Корее и Гонконге. А в 1996 г. пришла очередь Польши и Сингапура. Мне тоже предлагали отправиться в Таиланд или Сингапур, но в итоге я оказался в Польше. Это было в декабре 1996 г. Там я прошел все ступени карьерной лестницы — от менеджера, отвечающего за текстильную товарную группу, до директора по непродовольственным товарам. Тут нужно было взаимодействовать со всеми поставщиками и вырабатывать маркетинговую стратегию.

— Как выглядела экспансия изнутри?

— Без малого год мы занимались оперативной работой: открывали новые магазины, нанимали и учили персонал. Сначала обучали сотрудников одного магазина. А затем они — уже в качестве инструкторов — работали с другими. Первый гипермаркет Carrefour в Польше открылся в октябре 1997 г. в Лодзи. Затем — в течение трех лет — появилось еще семь гипермаркетов. Причем все было сделано по корпоративным стандартам — и широкий ассортимент товаров, и большие парковки на тысячу автомобилей, и специальные кредитные карты «лояльного покупателя». Сегодня в Польше уже 13 гипермаркетов и около 50 супермаркетов Carrefour.

— А бывают случаи, когда Carrefour отступает от стандартов 30-летней давности?

— Такое иногда случается. Даже в условиях Франции — страны со стабильным и зрелым рынком —  не всегда удается правильно выработать концепцию магазина. Однажды компания Carrefour даже пошла на риск — открыла в Париже гипермаркет, устройство которого шло вразрез с привычками потребителей. Но он успешно работает. Это говорит о том, что нельзя догматично придерживаться однажды придуманных принципов. Необходимо видеть эволюцию рынка и адаптировать решения к текущему состоянию дел. В Польше было два подхода к организации магазинов, причем оба неправильные. Одни менеджеры крепко держались за прошлое, не отражая изменений, другие же, наоборот, хотели забежать вперед и оценивали свои шансы чересчур оптимистично. Свои ожидания они переносили на ассортимент, и покупатели обходили их магазины стороной, полагая, что это территория для богатых. Товарооборот падал. А для успеха необходимо четко осознавать факторы, определяющие ассортимент, качество товара и ценообразование магазина в привязке к конкретной ситуации в зоне его действия.

— Ситуация в Польше стала хрестоматийным примером того, как иностранные сети могут задушить национальную торговлю.

— Это действительно так. Экспансия иностранного капитала в Польше вышла из-под контроля правительства. Изначально никаких барьеров на пути западных компаний никто не ставил, а когда спохватились, было уже поздно. Кроме того, в отличие от России, в Польше на тот момент не было ритейлеров, которые инвестировали бы развитие своего бизнеса. Они предпочли продаться. В результате открылось огромное количество супермаркетов и гипермаркетов. Причем никто не учитывал покупательскую способность населения и не изучал зоны охвата каждой торговой точки. За 2-3 года около 80% объемов продаж сконцентрировалось в сетевых структурах. Национальная торговля сохранилась только в виде отдельных предприятий. И сегодня там идет дележ пирога, который сам по себе не увеличился. Однако желающих отхватить от него становится все больше и больше. Экспансия продолжается. И многие компании, которые пришли на польский рынок первыми — розничные сети из Голландии, Бельгии и Германии, — теперь продали свой бизнес. Сегодня там успешно работают только французы и английская фирма Tesco.

— Почему вы ушли из Carrefour?

— Здесь все просто. Моя карьера достигла верхней точки. Перспектив роста не было. Обычно Carrefour использует французов в тех странах, куда хочет прийти. Но содержание французских топ-менеджеров стоит дорого. Поэтому, как только появляется замена, их отзывают во Францию. В тот момент, когда отозвали меня, во Франции не нашлось должности подходящего уровня. И потом, 11 лет работы в одной компании достаточно большой срок. Я решил, что мне необходимо разнообразить свой опыт и реализовать себя в других областях. Конечно, годы, проведенные в Carrefour, дали мне очень много. Это компания с большим опытом. Она сумела закрепиться во всех странах, где ей хотелось делать бизнес. А я пошел своей дорогой. И вполне логично, что третьей страной для меня стала Россия. Я считаю, что у нее большое будущее. И бизнес, связанный с крупными торговыми центрами, обречен на процветание. Контакты с Польшей я не прерываю — работаю там консультантом в одной из компаний. У меня появилось желание оказаться по другую сторону зеркала. Вы не хуже меня знаете, что между поставщиками товаров и магазином идет постоянная война. Всю жизнь я представлял интересы торговой сети, а сейчас работаю на поставщика.

— Чем привлекла вас фирма MR&D Consulting?

— У нее несколько ипостасей. Первая — обучение персонала, от кассира до топ-менеджера. Мы способны разработать учебный модуль по индивидуальному заказу. Вторая —маркетинг. Фирма может организовать работу магазина исходя из тех целей, которые он перед собой ставит.

 

Русский вопрос

— В 1998 г. компания Carrefour собиралась открыть в Москве два магазина. Но ничего не произошло. Говорят, в этом году представители Carrefour снова собираются искать земельные участки.

— С моей точки зрения, Carrefour теряет время. Руководство компании считает, что в России не сформировался рынок поставщиков, способных обеспечить потребности глобальных сетей. Однако темпы роста розничной торговли в России очень высоки. Емкость продовольственного рынка оценивается в $90 млрд. При этом на долю сетевых структур приходится менее 5% от общего объема торговли. Однако, говоря о приходе на российский рынок иностранцев, надо иметь в виду, что многие из них уже опоздали. Осталось, может быть, несколько транснациональных компаний, обладающих неограниченным запасом прочности, чтобы обосноваться у вас, потеснив остальных. Вообще, особенность России в том, что расстояния между городами слишком велики. Если в пределах Москвы или Санкт-Петербурга компания может успешно развиваться, это не значит, что она сможет так же просто обосноваться в Екатеринбурге. Как раз из-за проблем с логистикой.

— Познакомившись с работой торговых сетей в Москве, вы, наверное, отметили какие-то особенности национального ритейла?

— Первое открытие, которое я сделал: под одной торговой маркой розничной сети у вас может существовать много форматов. В связи с этим возникают сложности в управлении мультиформатными магазинами. И ожидания покупателя не оправдываются — приходя в магазин, он попадает в рамки сразу нескольких форматов. На мой взгляд, это главная проблема для розничной торговли в России. Заглянув в московские магазины «Седьмого континента» или «Рамстора», вы увидите: на площадях 400 кв. м или 4000 кв. м выставлен один и тот же ассортимент товаров. В Екатеринбурге это, может быть, не так заметно. Но в Москве уже сложилось четкое деление на социальные группы. Поэтому торговая компания должна на берегу определиться, какого клиента она хочет обслуживать. В России же до сих пор нет двух абсолютно одинаковых магазинов с идентичным ассортиментом товаров и стандартным набором оборудования. Ваши ритейлеры сначала открывают один магазин, потом — другой, потом — третий. И говорят: посмотрим, что получится. Подход должен быть иным. Заведение нужно выстраивать под концепцию, а не концепцию под заведение.

— Могли бы вы привести примеры удачных стратегических решений, принятых российскими ритейлерами?

— В прошлом году сеть «Седьмой континент», с которой мы сотрудничаем, решила пересмотреть концепцию развития. На паях с девелоперской фирмой «Гиперцентр» они создают новую структуру — сеть гипермаркетов «Мосмарт». Возглавит ее Эрик Блондо — бывший замдиректора польского подразделения Carrefour. По планам, до 2005 г. в Москве будет работать восемь «Мосмартов» площадью от 17 тыс. кв. м до 30 тыс. кв. м. Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если  раньше во Франции формат гипермаркета предполагал зал 15 и даже 20 тыс. кв. м, то в последнее время планка снизилась до 12 тыс. И этому есть причины. Вот пример. Площадь московского магазина компании Auchan — 16 тыс. кв. м. В зале установлено около

60 касс. Я часто захожу туда, чтобы посмотреть, как идут дела. И вижу, что часть касс уже не работает, хотя у Auchan нет прямых конкурентов. Зато когда они появятся, количество закрытых касс будет больше. Ошибка компании в том, что она взялась за слишком крупный формат. Я думаю, для России такие большие магазины вообще не приемлемы. Мы делали анализ — в Москве достаточно около 50-60 гипермаркетов с максимальной площадью 10 тыс. кв. м.

— Есть форматы, которые не подходят для России в принципе?

— Вряд ли можно говорить о применимости или неприменимости того или иного формата. Логичнее вести речь о политике отдельного магазина в рамках общей концепции. Во Франции у каждой торговой сети есть свой базовый формат, назовем его условно «формат-100». Он определяет ассортимент продукции, который присутствует в каждом магазине сети. Тогда, например, следующий номер — «формат 110» — будет относиться к более крупным торговым точкам. Там будет базовый ассортимент плюс дополнительные позиции. «Формат 120» может соответствовать магазину, который находится в сельской местности, а «формат 130» рассчитан на товары высшего ценового диапазона. Если вы всерьез занимаетесь ритейлом, то должны иметь магазины всех категорий — и низшей, и средней, и высшей. Тот же Auchan, с моей точки зрения, допускает ошибку. Сегодня компания позиционирует себя как продавца качественных товаров по невысокой цене. Однако при этом руководители фирмы совершенно забыли о клиентах с большими деньгами, то есть о сегменте «люкс». А вот компания «Мосмарт» решила позиционироваться по всем трем сегментам. Причем в одном из них — в качестве лидера. А «Рамстор», который долгое время не учитывал интересы людей с небольшими доходами, будет развивать два формата: первый — для средних и высокообеспеченных клиентов, второй — для покупателей с низким уровнем дохода.

— В супермаркеты Екатеринбурга вы успели заглянуть?

— Пока я видел только универсам «Звездный» и фирменный магазин «Алконы». Впечатлениями о «Звездном» могу поделиться. Скажем так. В отличие от московских заведений, там нет нагромождения стоек поставщиков, достаточно широкие проходы и свободный доступ к товарам. Это очевидные правила, которые не везде соблюдаются. Заметно, что магазин ориентирован на местных производителей. Однако мне показалось, что в будущем у «Звездного» могут возникнуть трудности — он хочет обслуживать разные сегменты покупателей. А смешивать их не рекомендуется. И еще одно. Цены на отдельные товары там на 50-60% выше, чем в Москве.

— Отдельные товары — это, например, что?

— Есть расхожее мнение: каждому магазину 20% товаров приносят 80% дохода. Это набор продуктов, которые люди приходят покупать каждый день. И как раз на эти товары цены завышены. Если не принять мер, с приходом крупных игроков, которые могут позволить себе большое снижение цен, магазин потеряет покупателей. Сотрудники Carrefour обычно 3-4 раза в неделю сравнивают свои цены с ценами конкурентов, магазины которых расположены в пяти минутах езды. И если наши товары дороже, цены либо выравнивают, либо делают еще меньше. Поэтому ни один магазин во Франции не может привлечь покупателя только ценами. Для этого нужно нечто большее.

 

 

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.