Подписаться
Курс ЦБ на 10.12
76,80
89,42

переодеться на ходу

Владелец ТЦ «Успенский» занимается маркетинговой разведкой — изучает молодежные субкультуры, влияющие на создателей новых брендов, чтобы представлять, в каких направлениях будет развиваться мода.

В кризис Леонид Базеров открывал новые магазины, торговавшие одеждой экономкласса. По сравнению с 2008 г., когда потребители денег не считали, продажи выросли на 30%. Теперь г-н Базеров намерен расширить бизнес за счет брендов из Франции, Италии и Германии.

Владелец ТЦ «Успенский» занимается маркетинговой разведкой — изучает молодежные субкультуры, влияющие на создателей новых брендов, чтобы представлять, в каких направлениях будет развиваться мода. Для франчайзи итальянских одежных марок, рассчитанных на аудиторию от 14 до 25 лет, важно, чтобы товары, которые он продает, оставались конкурентными. Иначе объемы продаж сократятся, а для товаров низкой ценовой категории это равносильно уходу с рынка.

Овладеть массами
В феврале, когда ему исполнилось 65, Леонид Базеров передал управление торговым центром «Успенский» и сетью магазинов готовой одежды наемным менеджерам, оставив себе контроль за финансами. Теперь его основное занятие — поиск торговых марок, которые пользуются спросом у покупателя, предпочитающего экономить.
Иностранцы, живущие в Екатеринбурге, говорят, что большинство производителей одежды здесь уже представлены. Найти за границей что-нибудь стоящее теперь сложно.
— Не совсем так. По набору одежных торговых марок Россия отстает от европейских стран на несколько лет. В сегменте недорогой одежды, который нам интересен, есть 4-5 крепких брендов, чья продукция хорошо продавалась бы в «Успенском». Но большинство иностранцев о Екатеринбурге ничего не знают. Похвастаться нам нечем — за исключением Уралмаша, у нас нет брендов, известных миру. Если у крупного производителя одежды 300 магазинов в Европе, зачем ему еще один на Урале? Он ищет парт­нера, который может сразу открыть торговую сеть, желательно в столице. Поэтому все компании входят в Россию через Москву. Исключений практически нет. И то, если их не останавливают безумные таможенные правила. Вы видели номенклатурный справочник, которым пользуются таможенники?
Нет.
— Он вот такой толщины. (Показывает.) В декларации нужно указывать параметры, которых иностранный производитель одежды не фиксирует, не проверяет и не учитывает. То есть к выходу на российский рынок европейским компаниям нужно готовиться. И они долго думают, прежде чем решить, стоит ли игра свеч.
Как вы выбираете марки, с которыми хотели бы работать?
— Опытным путем. Чтобы увидеть товары новых производителей, мы с женой ходим по магазинам — обычно в Италии, Германии или во Франции. Недавно, возвращаясь из Карловых Вар, заглянули в Нюрнберг. Прошлись по торговой улице, где много бутиков, посмотрели, где покупатели стоят в очередь, а где пусто. Сначала мы оцениваем, насколько бренд популярен, в каком ценовом сегменте работает, потом выясняем, каковы его требования к партнерам и соответствуем ли мы этим требованиям. И начинаем налаживать контакты.
С кем сейчас ведете переговоры?
— Вряд ли стоит называть марки. Хотим привлечь несколько производителей — немецких и французских. Связываемся с головными офисами, рассылаем предложения, где перечислены наши франчайзинговые контракты с итальянскими компаниями и все уральские магазины. Но с каждым годом договориться все сложнее. В 2004 г., когда я начинал поиск партнеров в Европе, еще как-то можно было воткнуться, а сегодня маловероятно, что известная западная фирма откроет пилотный магазин в Екатеринбурге. Надо ждать, когда они примут решение идти в Москву.
А вы не хотите расширить линейку брендов, может быть, продавать более дорогие изделия?
— Так вышло, что мы работаем в низкой ценовой категории. При обороте 500 млн руб. в год продаем около миллиона единиц товара. Средняя цена изделия — менее 500 руб. В 2004 г. мы сами выбрали этот сегмент. Здесь мы профессионалы, но шаг влево, шаг вправо чреваты ошибками. Торговать дорогим товаром мы не умеем — этим занимаются другие арендаторы «Успенского». А в своем деле нужно разбираться лучше других, иначе тебя быстро сожрут — одежный рынок очень жесткий.
Франчайзинг по-итальянски
Зерна, которые принесли обильный урожай в кризис, Леонид Базеров посеял в 2004 г., открыв франчайзинговый магазин Terranova — первый в сети из 14 точек, работающих в торговых центрах Екатеринбурга, Челябинска, Ижевска и Перми. Их совокупный оборот превышает 52 млн руб. в месяц.
Чтобы привлечь покупателей, торговые центры проводят лотереи — обещают розыгрыши призов и поездок за границу. Вы свою аудиторию стимулируете?
— И Россия, и весь мир очень изменились после кризиса. Продажи товаров в высоком ценовом сегменте упали. Приезжая в аэропорт, я вижу, что из бутиков исчезли дорогие часы — их больше не покупают. В Европе закрываются фабрики, которые шили сумки из кожи крокодила и кожи страуса. Потребители начали экономить — спросом пользуются дешевые товары. По сравнению с докризисными временами в Terranova и Calliope бум — количество проданных вещей выросло на 30 и даже на 50%. Кризис помог нам увеличить сбыт. В мае мы продали 111 тыс. изделий, в июне ожидаем не меньше 105 тыс. Это гигантское количество.
Как вы убеждали итальянцев прийти в Екатеринбург?
— С фирмой TEDDY (бренды Terranova, Calliope, Rinascimento) я налаживал контакты два года. Завалил их письмами. Вести переговоры помогала дочь — она замужем за итальянцем, живет в Сан-Бенедетто — это 80 км от Римини, где у TEDDY штаб-квартира. Все вместе мы долго пытались достучаться до руководства компании. Ответа не было, и в какой-то момент показалось, что мы тратим усилия понапрасну. Но в конце концов наши призывы дошли до людей, принимающих решения. Отчасти этому способствовали усилия дизайнера Альберто, который жил по соседству и делал проекты для всех магазинов Terranova (потом он и сюда приезжал). Трудно сказать, что именно сыграло решающую роль, наверное, все вместе. В 2003 г. сеть Terranova пришла в Россию, опять же через Москву — первый магазин их франчайзи открыл на Тверской. В Екатеринбурге мы были вторыми. Потом из-за высоких арендных ставок московский магазин закрылся. И теперь Terranova в «Успенском» — старейший в России.
Как владелец торгового центра «Успенский», вы можете устанавливать магазину Terranova низкие арендные ставки.
— Для бизнеса «Успенского» такой подход оправдан, поскольку Terranova и Calliope — якоря, формирующие трафик. Счетчики на дверях показывают — через эти магазины проходит 50-60% покупателей торгового центра. Другие арендаторы в состоянии платить за квадратные метры 15, 20 и даже 25% от товарооборота. А Terranova не может из-за низкой розничной наценки. Брать с покупателей больше я не могу — в 40 странах мира одежда с маркой Terranova продается по одинаковой цене, которую диктуют итальянцы. Поэтому наш потолок арендной платы — 12% от оборота в Екатеринбурге, 11% — в Перми и 10% — в Ижевске.
А у себя в Италии они как работают?
— В России арендная плата в 3-5 раз выше, чем за рубежом. Почему — понятно. На Западе девелоперы кредитуются под 3-4% годовых, а у нас — в основном под 20%. Пока деньги дорогие, аренда будет высокой. А в структуре затрат арендная плата — единственная статья, позволяющая торговцам регулировать рентабельность продаж. Таможенные пошлины и налоги, которые мы платим государству, не изменить. За счет зарплаты и накладных расходов тоже много не выиграть. И тут продавец дешевого товара попадает в вилку — чтобы обеспечить большой объем реализации, ему нужно оживленное место, но аренда в проходных местах очень высокая. По этой причине Terranova не работает ни в ТЦ «МЕГА», ни в ТЦ «Гринвич». Мы развиваем сеть магазинов там, где арендная плата не превышает $30-40 за кв. м. И при этом продаем 22-24% одежды с маркой Terranova в России.
Иностранцы говорят, что в провинции трудно обеспечить соблюдение корпоративных стандартов. Итальянцы вам доверяют?
— Доверяют и проверяют. Terranova — единственный мировой бренд, который не продает товар своим франчайзи. Все, что лежит у меня на складе, — собственность итальянской компании, предоставившей товарный кредит. Я плачу ей проценты с оборота. С одной стороны, это преимущество — нам не нужно вкладывать в товар деньги. С другой стороны, итальянцы все время нас контролируют — поставили в «Успенском» свой компьютер, подключили к нему кассы — информация о продаже поступает к ним в режиме онлайн. И 1-2 раза в месяц в Екатеринбург обязательно приезжают проверяющие — они могут появиться у меня в кабинете в любой момент. Заодно мы решаем накопившиеся вопросы. Поначалу их было много. Мы испытывали сложности, связанные с поставками сезонного товара. На Урале теплые вещи покупают в августе, когда лето заканчивается. Если вы получите осеннюю коллекцию в октябре, то ничего уже не продадите. Но итальянцам было проще поставлять товары в Екатеринбург, Ростов и Хабаровск по единому графику. Переубедили мы их с большим трудом. Отдельная история — скидки, которые практикует Terranova. Для нас предел рентабельности наступает при снижении цены на 45%. При 50% мы несем убытки. А финальные скидки доходят до 70%! Остается только плакать. А нам говорят: продавайте как можно больше товара по начальной цене. По-своему они правы.
Допустимые потери
В справедливости формулы успешной торговли «Место, место и еще раз место» Леонид Базеров убедился в 2006 г., когда привел в Россию итальянский бренд Oviesse. Магазин, расположенный на четвертом этаже торгового центра, предварительных ожиданий не оправдал.
Изменение дислокации может увеличить продажи в Oviesse?
— С Oviesse мы совершили принципиальную ошибку. Это семейный универмаг — размещать его надо было не в торгово-пешеходной зоне, а в спальном районе. Мы ориентировались на опыт итальянцев, а у них другой подход к зонированию. В каждом ТЦ — магазины разного уровня для всех социальных слоев. И Oviesse там на своем месте. Вторая ошибка связана с ассортиментом и ценой. Еще до открытия магазина мы понадеялись, что Oviesse, как крупнейшая торговая структура Италии, привезет ходовые вещи, и в отборе товара практически не участвовали. Получилось, что до прихода новой коллекции мы не успели все распродать — некоторые товарные группы пришлось убирать. Отчасти из-за того, что покупатели посчитали товары дорогими. В Италии каждый может купить себе майку за 20 евро, а в Екатеринбурге человек еще подумает, стоит ли.
Когда выяснилось, что продажи не те, на которые вы рассчитывали, итальянцы предъявляли вам претензии?
— Нет. Когда открывался магазин Oviesse, это был 2006 г., я планировал построить большой торговый центр — снести этот квартал на Вайнера практически полностью и отстроить заново. Тогда магазину Oviesse нашлось бы место на первом этаже (четвертый для мирового бренда высоковат). Но этот проект не состоялся, возможно, к лучшему, потому что до кризиса я бы не успел его завершить и пошел бы по миру. Итальянцы следили за развитием сюжета, понимали ситуацию и ни в чем нас не упрекали. Тем более что мы были единственным магазином Oviesse за границей. С нашей помощью владельцы бренда приобретали новый опыт.
Как вы поступили?
— Мы сделали из этого магазина аутлет — продаем вещи из коллекций прошлого сезона. Это не значит, что их где-то сняли с полок, мы получаем нормальный товар в заводской упаковке. Нераспределенные по магазинам остатки. Выбираем из них то, что будет востребовано у покупателей «Успенского», сильно торгуемся и покупаем по низким ценам. Итальянцы идут навстречу — они тоже заинтересованы, чтобы залежей не было. Тем более что конкуренции их магазинам мы не создаем. Скоро в Екатеринбурге появится еще один магазин Oviesse — его приводит в ТЦ «Фан Фан» компания «Веда» (Покровский пассаж). Ее сотрудники уже открыли там несколько молодежных магазинов. Возможно, сумеют раскрутить и этот бренд.
В «Успенском» есть еще один пример странной дислокации. Как можно объяснить, что вход в магазин Terranova находится внутри Calliope?
— «Успенский» — единственное место в мире, где магазины Terranova и Calliope расположены на одной площадке, при этом в Calliope, где цены выше, товара продается больше, чем в Terranova. Итальянцы не понимают, почему так получается. Может, из-за того, что Terranova работает в цокольном этаже, где недостаточно света. Но такую схему утвердил генеральный директор этой сети, когда приезжал инспектировать магазины. Увидев очереди в примерочные и кассы Terranova, он согласился, что продажам это не повредит. Мы проделали отверстие в полу первого этажа, поставили эскалаторы и уже несколько лет так торгуем. Честно говоря, я не рассчитывал, что итальянцы согласятся на такой вариант, все получилось само собой. В этом году будем кое-что менять — руководство TEDDY считает, что установка новых светильников повысит продажи на 10-15%. Я в это не очень верю, но будем пробовать.

Леонид Базеров
Родился 26 февраля 1945 г.
Образование: в 1975 г. окончил Уральский политехнический институт.
Карьера: в 1963-1964гг. работал горным мастером на шахте № 2 «Капитальная» (Пермская обл.); 1964-1967гг.— служба в армии; 1967-1968гг.— шахта № 2 «Капитальная» (Пермская обл.), горный мастер; 1968-1975гг.— трест «Уралшахтоспецмонтаж» (Свердловск), мастер; 1975-1986гг.— Уральское специализированное управление Всесоюзного объединения «Оргмикробиопром», главный инженер, затем— начальник; 1986-1997гг.— трест «Уралмедбиостроймонтаж», управляющий, затем— председатель правления; 1997-2010гг.— генеральный директор торгового центра «Успенский».
Хобби: развитие ТЦ «Успенский».
Любит путешествовать, играть в бильярд. Коллекционирует иконы.

Каждый житель Екатеринбурга в среднем за 6 лет приобрел по 2 вещи в магазине Terranova
2887880 шт.
продажи с 2004 по 2010 г.
1372300 чел.
население Екатеринбурга

Леонид Базеров повел итальянские бренды в города Среднего Урала
Сеть магазинов включает 11 торговых точек, продающих сезонные коллекции, и три аутлета

Источник: ТЦ «Успенский».
Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.