Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

По коням

Среднестатистический гражданин может позволить себе  любимое животное – кошку, скажем, или собаку.  Но как бы ни была велика страсть к лошадям и вер-  ховой

В не написанной пока энциклопедии увлечений российского бизнес-класса верховая езда может претендовать на отдельную статью. Вероятно, эта статья будет много короче, чем рассказы о большом теннисе, горных лыжах или собирании антиквариата. Пик популярности лошадей у нас еще впереди.

Среднестатистический гражданин может позволить себе
 любимое животное – кошку, скажем, или собаку.
 Но как бы ни была велика страсть к лошадям и вер-
 ховой езде, это удовольствие – исключительно для
 обеспеченных граждан.
На Западе верховая езда – статусный атрибут бизнес-элиты и потомственной аристократии и входит в обязательную программу многих привилегированных школ. Впрочем, обучение этому искусству с младых ногтей не обязательно связывают с соображениями престижа. Некоторые считают, что люди, в детстве научившиеся уверенно держаться в седле, быстрее добиваются успеха во взрослой жизни.
Увлечение лошадьми не минуло и российских бизнесменов. Одним из первых, кто заявил о своем аристократическом хобби, был офтальмолог Святослав Федоров, с начала 90-х профессионально занимавшийся коневодством. Водочно-фармацевтический король Брынцалов публично сравнивал отдельные фрагменты фигуры жены с крупом обожаемой лошади из своей конюшни. Сегодня ряды коневладельцев из числа предпринимателей пополняются каждый день. По сообщению газеты «Ведомости», в прошлом году – впервые за последнее десятилетие – внутрироссийские продажи отечественных конезаводов увеличились на 8-10%, переломив, таким образом, отрицательный тренд. Как говорят сотрудники конезаводов, прирост полностью обеспечили частные покупатели. В то же время, по данным Российского НИИ коневодства, не менее 60% молодняка этих конезаводов, как и раньше, ежегодно вывозится за рубеж. Общее поголовье племенных заводов в России оценивается в 300-500 голов, треть из них – племенные матки и жеребцы-производители. Можно сделать вывод, что каждый год всего несколько десятков лошадей приобретается российскими частными коневладельцами. Следовательно, их общее число в стране пока не превышает нескольких сотен.

Конный Екатеринбург
В нашем городе владельцев лошадей едва ли больше сотни. В их число входят самые разные люди – Александр Новиков, Эдуард Россель, Андрей Козицын, Валерий Вараксин и другие представители бизнес-элиты с менее громкими фамилиями. Правда, известный бард держит свою лошадь в одной из конюшен в Москве, поскольку проводит там значительную часть своего времени, а губернатор может считаться «конником» лишь формально: подаренного ему красавца терско-тракенненской породы Пинцета он передал в Муниципальную детско-юношескую спортивную школу в поселке Исток.
Главе Уральской горно-металлургической компании Андрею Козицыну и его заму Валерию Вараксину пристрастие к лошадям обошлось «в копеечку». По их инициативе в Верхней Пышме на базе заброшенного подсобного хозяйства создан детско-юношеский конно-спортивный клуб «Будущее России». Основу его поголовья, которое формировалось в течение пяти лет, составляют лошади немецких пород – ганноверской и голштинской. В последнее время появились арабы и шетлендские пони. По словам директора КСК Павла Выгодского, коммерческой деятельностью клуб не занимается. «Будущее России», где тренируются около пятидесяти спортсменов, существует исключительно на средства меценатов.
Развитие модного направления финансируют и другие мощные екатеринбургские бизнес-структуры. К примеру, на средства от деятельности коммерческих предприятий, работающих под эгидой ОПС «Уралмаш», создан Фонд развития конного спорта в составе Общественно-политического союза. Деятельность Фонда популяризируется всеми возможными способами. Правда, не обходится и без казусов. Так, одна из посетительниц официального сайта ОПС «Уралмаш» замечает, что орловские рысаки, на которых Фонд делает ставку, могут участвовать только в бегах, а не в скачках, как указывалось в сообщении ОПС. Заявленная цель Фонда – поднимать конный спорт на Урале, представлять город Екатеринбург на международных соревнованиях. Сейчас в конюшне Фонда находится десять орловских рысаков и два пони. В ближайших планах – открыть пони-клуб, увеличить маточный состав лошадей. В перспективе планируется закупить американских рысистых коней. Еще ОПС «Уралмаш» собирается построить развлекательный комплекс – с теннисом, конными поездками, русской баней. Скорее всего, планам Союза в части досуга суждено сбыться – опыт в запуске коммерчески успешных проектов ими накоплен немалый. Что же до выхода на международный уровень, то необходимы гораздо более масштабные вложения – прежде всего в квалифицированный персонал.
В том, что в наших условиях вполне возможно зарабатывать на верховой езде, уверены и бизнесмены компании «Байкал Лимитед», учредившие клуб «Белый Единорог» в Сысерти. Здесь сама природа подсказала форму организации «верхового» бизнеса – конный туризм. Клуб «Аркаим», созданный на Изоплите при участии директора магазина «Спортмастер» Андрея Коркина, выбрал похожее направление – верховые прогулки в окрестностях озера Шарташ. Таким же образом зарабатывает клуб «Белый соболь» в поселке Мичуринский близ Широкой речки. Здесь же, кстати, искусству верховой езды могут обучить ребенка. Названные клубы довольно популярны уже сейчас, хотя продвигать свои услуги начали совсем недавно. По крайней мере, от желающих прокатиться верхом в выходные дни нет отбоя.
Очевидно, что в местном конном бизнесе складывается самая благоприятная конъюнктура. Чтобы разобраться в причинах этого оживления и предположить масштабы предрекаемого «конного бума», поближе познакомимся с несколькими типичными представителями настоящих «конников» Екатеринбурга. К слову, они называют себя именно так, а не «лошадниками» – последнее служит определением для полных профанов.

Тип 1. Романтик
Андрей К., владелец крупного торгового холдинга, соглашается побеседовать только на условиях полной анонимности. Когда Андрей говорит о своем любимце – мерине англо-тракенненской породы, глаза сияют неподдельным детским восторгом. Однако в приобретении коня он проявил редкую для местного коневладельца основательность. Долго советовался с владельцем конного клуба, учел особенности местного климата, который, прямо скажем, не совсем располагает к разведению популярных южных пород – ахалтекинцев, арабов или чистокровных английских верховых. Андрей не особо следит за спортивной карьерой своего питомца. К бизнесу на лошадях также индифферентен: Это для меня – святое. Это для души... Любой бизнес нацелен на прибыль, а я не хочу делать прибыль на своем друге. Моду на лошадей он отрицает: Быть владельцем коня и не любить его невозможно. А любовь никак не связана с модой. Интерес к лошадям – следствие того, что у людей появилось больше возможностей и информации. Те, кто всю жизнь мечтал об этом, сейчас получили возможность осуществить свою мечту.
И все-таки необходимой информации нашим коневладельцам явно не хватает. Тот же Андрей выбирал коня по устным описаниям профессиональных коневодов, связывавшихся с племенными хозяйствами. За рубежом этот процесс выглядит по-иному. Каждая лошадь, выставляемая на продажу, становится центром настоящей рекламной кампании. Снимается видеофильм, демонстрирующий лучшие качества скакуна, готовятся буклеты с детализированной родословной и всеми спортивными результатами, размещаются объявления в специализированных изданиях. А консультации с экспертами многочисленных конных клубов и вовсе обязательны.
У нас же нередки такие ситуации, о которой рассказывают в одном из клубов:
К нам поступил заказ на коня для главы одного из местных банков. Мы подобрали отлично выезженного, красивого, но беспородного жеребца за $1,5 тыс. Принимая во внимание класс верховой езды заказчика, это был оптимальный вариант. Не учли мы одного – это был явно не его финансовый размерчик. На коня он даже смотреть не стал. В другом клубе ему предложили совершенно необъезженного жеребца, у которого, возможно, были породистые предки. Цена в $17 тыс. была завышена в несколько раз! Но эта сумма понравилась банкиру гораздо больше. «Дикаря» доставили заказчику, и он, едва сойдя с транспорта, начал демонстрировать свой буйный норов. В итоге финансист вынужден был отправить его обратно.

Тип 2. Подвижник
Этот типаж олицетворяют люди, объединившиеся вокруг одного из частных клубов в предместье Екатеринбурга. В конюшне клуба 18 лошадей: высокопородные терские кобылы, орловский рысак и особая гордость владельца клуба – единственный на Урале чистокровный ахалтекинец. Зная, что суммы в $50 тыс.  за этих самых популярных сейчас на Западе скакунов – обычное дело, ожидаешь увидеть респектабельный ансамбль из конюшен и административных зданий. Реальные же деревянные конюшни и более чем скромный домик владельца клуба резко контрастируют с двух-трехэтажными коттеджами в округе. Директор клуба Мария Водяная – специалист с многолетним стажем, ее имя на слуху у всех городских поклонников верховой езды.
К ней часто обращаются за профессиональными консультациями, и она никому не отказывает, хотя об оплате ее услуг как-то забывают. Впрочем, для нее гораздо обиднее, когда не прислушиваются к ее советам. У клуба нет иных серьезных источников финансирования, кроме доходов от обучения детей и верховых прогулок. Только профессионализм двух-трех постоянных сотрудников и фантастическая одержимость конным делом позволяют им сводить концы с концами. Один из владельцев, доверивший содержание лошади клубу, говорит: Сотрудники клуба могут отказывать себе в самом необходимом, но их подопечные в стойлах ни при каких обстоятельствах не будут знать недостатка ни в корме, ни в ласке, ни в самых современных ветеринарных препаратах.

Тип 3. Прагматик
Президент клуба «Белый соболь» Юрий Утгоф, директор архитектурно-дизайнерской фирмы «Utgof & Сo», смотрит в будущее конного бизнеса с оптимизмом: Еще лет десять, и вокруг конного дела возникнет вся необходимая инфраструктура. Чтобы превратить «Белый соболь» в замечательное место отдыха, приносящее доход, потребуется всего-то $30 тыс. Здесь все есть: поля, лес, водоем, но самое главное – «сумасшедшие» люди, самоотверженно занимающиеся своим делом. Я думаю, что с такими людьми удастся вывести клуб на уровень, позволяющий ему развиваться за счет собственных средств.
К многочисленным проблемам Юрий Утгоф относится философски: Конный бизнес сродни торговле антиквариатом. В нем очень много мошенников, зарабатывающих на элементарном незнании.
С г-ном Утгофом солидарна и ветеринарный врач Марина Зыкина: Мою коллегу пригласили в загородный клуб лечить лошадей. Гонорар составил $800. Чтобы ускорить выздоровление, к лечению попросили подключиться и меня. Я обнаружила, что сумма была взята с неба: была якобы проведена операция, после которой не осталось ни единого следа. Другие фиктивные процедуры вообще не были показаны в этой ситуации. Ветеринария – один из самых больных вопросов екатеринбургских коневодов. Марина Зыкина: Даже господина Вараксина с его скакуном не пустят ни в один рентгеновский кабинет.

Трензель, карцунг
и шамберьер

Единственный спортивный магазин Екатеринбурга, где можно купить полный комплект необходимой наезднику экипировки, – «Норди». По словам заведующей магазина Ирины Иващенко, впервые седла и уздечки появились в торговом зале два года назад: Над нами посмеивались, у вас, мол, только для конного спорта ничего нет. А мы  хихикали в ответ и не думали, что когда-нибудь этим займемся. Но покупатели интересовались конным снаряжением все чаще, и мы начали возить седла, уздечки,  хлысты и многое другое из Венгрии. Постепенно сформировался устойчивый круг покупателей, примерно человек 25, которые время от времени заходят и приобретают у нас разные аксессуары. Сейчас даже стали приезжать из Челябинска и других уральских городов. Это увлечение никогда не станет массовым, но динамика продаж положительная.
Примерные цены:
седло – $300-500;
уздечка – $50-100;
каска – $60-70; 
бриджи – $100;
сапоги – $150; 
щетки – по $5.

Пол-ФПГ за коня!

Ценообразование на конном рынке – весьма тонкая материя. Зачастую цена формируется на аукционе по всем канонам жанра. Существует неписаное правило: даже для лошади с безукоризненной родословной, кроме громкого имени, необходимы конкретные результаты. Учитываются спортивные достижения, если речь идет о лошади соответствующего класса, степень выезженности и тренированности. Так или иначе, опытные коневоды непременно захотят увидеть предмет торга «в деле». Поэтому участие эксперта в оценке – вещь совершенно необходимая.
На екатеринбургском рынке сложился следующий порядок цен:
– лошадь так называемого хобби-класса (не самых чистых кровей, но обязательно отлично выезженная, с добрым нравом) – $2 тыс. ± 500;
– взрослая спортивная лошадь тракенненской породы уровня «среднего приза» (высшая школа верховой езды) – $10 тыс.; несколько дешевле терские и буденновские лошади аналогичного уровня;
– чистокровный двухлетний жеребец скаковой породы – $10 тыс.; жеребец английской верховой – $10-15 тыс.
Цены конезаводов на племенных лошадей высокого класса на порядок выше: английская верховая – минимум $150 тыс., орловские рысаки уходят с аукционов за $100-120 тыс.
Купить лошадь можно с помощью любого клуба, хотя не везде вам предложат адекватные цены. Традиционно этим бизнесом занимаются и цыгане, уверяющие, что могут доставить любую лошадь с любыми документами на выбор. Правда, всех лошадей местные цыгане делят на рысаков и «скакунков» и могут, например, обосновывать цену таким нехарактерным для лошадей параметром, как максимальная развиваемая скорость в 60 км/ч.
Помимо единовременных затрат по приобретению лошади, каждый коневладелец несет постоянные затраты по ее содержанию. Свою конюшню имеют единицы, поэтому чрезвычайно распространено определение частной лошади на «полный пансион» в конюшню какого-либо конного клуба. Такой «пансион» в местных клубах может обходиться от 2000 руб. ежемесячно (прямые затраты на корма для лошади; все функции конюха выполняют волонтеры из числа юных спортсменов) до $200. Разница между общей стоимостью содержания и ценой кормов в последнем случае идет на оплату штатного персонала: конюхов (2-3 тыс. руб. ежемесячно), ветеринаров (около 4 тыс. руб.), тренеров (примерно 3 тыс.), спортсменов-наездников (не более 3 тыс. руб. в месяц). Что касается собственных лошадей клуба, то они «зарабатывают» себе на прокорм за 14-15 часов прогулок под седлом в месяц при средней стоимости одного часа в 150 руб.
Лошадь хобби-класса стоимостью в $2 тыс. окупится при существующем сейчас уровне расходов на содержание года за полтора-два, если будет «трудиться» по 4-6 часов каждую субботу и воскресенье. Конечно, при условии, что с ней ничего не случится: лечение может моментально поглотить все заработанное.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.