Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов

Эпоха анекдотов про новых русских в стиле «ну ты и дурак, я купил то же самое, но дороже» закончилась, в моде — осознанное потребление. Помогают ли разумно экономить скидки и бонусы, или это фейк?

«Три по цене двух», «вернем до 15% на карту», «начислим 1200 бонусов», «распродажа до 90%» — сегодня предложениями о рациональной экономии и откровенной халяве соблазняют со всех сторон. Кто-то в ответ отмахивается от любых «желтых ценников», утверждая, что в итоге все равно наживется продавец. Кто-то завороженно сметает любые товары «по акции». Кто-то кропотливо разбирается в системах бонусов и скидок, справедливо считая, что свою лояльность и персональные данные стоит продавать подороже. DK.RU тоже решил разобраться, какие программы лояльности принесут весомую пользу для потребителя, а на какие не стоит обращать внимания.  

Кэшбэк: считай и анализируй бонусы, которые ты возвращаешь себе сам

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 1

Что это?

Кэшбэк — это часть стоимости покупки, которая вернется на ваш счет. Сегодня такую предлагает большинство банков, конкурируя за внимание потребителей. 

Как это работает?

Естественно, деньги с покупок не возвращаются «ниоткуда». За приятные бонусы платят либо сам банк, либо его партнер (магазин, компания, где совершается покупка), либо и банк, и партнер. В первом случае банк, скорее всего, ограничит кэшбэк определенными лимитами, кроме того, может увеличить плату за обслуживание карты с кэшбэком, чтобы не работать себе в убыток. Кэшбэк от партнеров может быть безлимитным. 

Олег Филиппов, директор  ОО «ТО  Екатеринбургский» Уральского филиала ПАО Росбанк :

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 2 Стандартные ограничения по получению кэшбэка — это минимальный оборот средств по карте в месяц и максимальная сумма кэшбэка в рублях. На запуске каждой программы лояльности банк просчитывает, сколько потенциальных новых клиентов и дополнительных доходов он получит от привлеченных и действующих клиентов: транзакционный доход, доход от пассивов (остатков на счетах), доход от активов (разные кредитные продукты) и т.д. Исходя из прогнозируемой доходности, анализа статистики по средним тратам клиентов в тех или иных категориях товаров и услуг, планируется расходная часть (условия кэшбэка). В Росбанке первый год клиент может пользоваться преимуществами нашей программы #МОЖНОВСЁ абсолютно бесплатно, а со второго года, в зависимости от пакета, за программу может взиматься дополнительная плата.

Кэшбэк может возвращаться за каждую покупку (и тогда он невелик 1-3%), а может — за покупки товаров в определенных категориях (и тогда за товары и услуги, включенные в партнерскую программу банка, вернут 5-10%, а иногда и больше). 

Во втором случае банк взаимодействует с партнером, который предоставляет кэшбэк. Банк дает возможность создать предложение для своей клиентской базы, а партнер выплачивает клиентам бонусы за покупки. Здесь спонсором кэшбэка становится магазин-партнер, в котором клиент банка совершает покупку. В третьем случае банк и партнер предлагают совместный кэшбэк, позволяя клиенту получить максимальную выгоду, — рассказывает руководитель направления развития дебетовых карт банка Хоум Кредит Александр Тарабановский.

Можно ли реально на этом серьезно сэкономить?

Безусловно, кэшбэк — приятный бонус: на карту возвращаются «живые деньги», которыми можно распорядиться по своему усмотрению. Но стоит помнить, что, во-первых, в конечном итоге кэшбэк клиент зачастую обеспечивает себе из своего же кармана, а во-вторых, для получения реальной пользы необходимо внимательно прочитать условия каждой конкретной программы. 

Наталья Орлова, эксперт потребительского рынка, генеральный директор Группы компаний TDI:

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 3 Некоторые банки предлагают своим клиентам проходить увлекательный квест, умножая баллы или получая повышенный кэшбэк, но для этого надо увеличивать количество покупок и принимать ограничения на снятия наличных. Люди охотно принимают участие в таких «играх», стремясь вернуть побольше денег. Для банка такое предложение, безусловно, выгодно, а вот рентабельно ли оно для потребителя — большой вопрос. По сути, кэшбэк — это перераспределение средств, полученных от тех же торговых точек, пользующихся услугами данного банка для проведения безналичной оплаты от покупателей (эквайринг). Стоимость эквайринга чаще всего составляет 2-3%. Продавец тоже не может работать себе в убыток, поэтому включает стоимость эквайринга в цену товара, то есть, оплачивая его, потребитель фактически получает кэшбэк из своих же денег. Тем не менее, как средство привлечения клиентов и покупателей кэшбэк работает безотказно. Расплачиваясь пластиковой картой, человек в принципе хуже контролирует расходы, а в случае с кэшбэком с деньгами расстаться легче в несколько раз: осознание того, что вы получаете часть суммы обратно, снимает психологическое напряжение от траты. Можно даже говорить о том, что человек, у которого есть карта с кэшбэком, совершает безналичные покупки в два-три раза чаще, как правило, превышая запланированную стоимость покупки на 20-30%. Это особенно относится к мелким тратам стоимостью до 1 тыс. руб. Например, на кассе покупатель берет не один шоколадный батончик, а несколько не потому, что ему это действительно надо, а про запас, ведь стоимость их невелика и с каждой покупки придет кэшбэк. Из таких, на первый взгляд, незначительных сумм по итогам месяца складываются тысячи. Кэшбэк следует рассматривать скорее как приятный бонус, чем средство экономии, ведь в реальности суммы возврата очень невелики. Так, в среднем, чтобы получить по итогам месяца 1 тыс. руб. кэшбэка, покупатель должен потратить не менее 90-100 тыс. руб.

Для того чтобы получить более-менее ощутимую выгоду, необходимо тщательно проанализировать свои расходы, считает Олег Филиппов, и исходя из этого подключить повышенный кэшбэк именно на те категории товаров и услуг, за которые владелец карты сможет получить максимальный доход. 

Но нужно учитывать, что порой повышенный кэшбэк на определенные категории товаров и услуг может принести больше головной боли, чем пользы.  

Анфиса Егорова, эксперт по управлению семейным бюджетом, председатель клуба «Послушные деньги»:

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 4 У нас есть три карты с кэшбэком на разных условиях: первая — 2%от всех трат без комиссии. Вторая дает 10% на транспорт, 5% — на развлечения и 1% на остальные категории, плюс комиссия 149 руб. в месяц, если потрачено меньше 15 тыс. руб. Третья — 5% на определенную категорию, мы выбрали «авто»: она без комиссии, зато кэшбэк возвращается не рублями, а бонусами. В результате получается, например, следующая картина: надо отремонтировать машину на 15 тыс. руб. На второй карте максимальный кэшбэк, но есть много исключений. За автозапчасти деньги возвращаются «по максимальной ставке», а вот ремонт в категорию с повышенным кэшбэком, оказывается, не входит. Причем, обнаружить это можно только посмотрев, входит ли ММС-код автосервиса в перечень категорий с повышенным кэшбэком. И его еще надо отыскать в банковской выписке по прошлым платежам! Вы когда-нибудь обращали внимание на ММС-код организации, услугами которой пользуетесь? Не уверена. 

Вот и получается, что ожидаемый вами кэшбэк вы не получаете, потому, что, например, у организации несколько видов деятельности, и терминал зарегистрирован в другой категории. Или, как в моем примере, не все виды автоуслуг входят в список повышенного кэшбэка, согласно правилам банка. С третьей картой необходимо ждать и переводить бонусы в рубли в мобильном банке, что тоже неудобно. Поэтому в итоге максимально удобной для меня оказывается карта с минимальным кэшбэком, на которую без всяких заморочек и комиссий возвращается 2% с каждой покупки. С другими приходится считать и напрягаться.

Скидки и бонусы: продай свои персональные данные подороже

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 5

Что это?

Дисконтная (скидочная) система построена на предоставлении скидки на покупку для клиента, бонусная (балльная) система основана на начислении баллов и их последующей конвертации в выгоду для покупателя. 

Скидочные карты, как правило, дают постоянный сейл в пределах 3-7%, который уменьшает итоговую сумму покупки. Очень часто по скидочным картам проводятся дополнительные акции, в рамках которых можно получить реальную скидку в пределах 20-30%. Как правило, это бывает не чаще двух раз в год, потому что давать постоянные скидки в таком размере продавцам просто невыгодно. Бонусные карты не предоставляют возможности уменьшить стоимость покупки, но за каждый потраченный рубль на карту начисляются определенные баллы, которые можно копить, списывать и расплачиваться ими за покупки. Курс бонусных баллов к рублю может быть каким угодно, на усмотрение торговой точки, но очень редко сумма баллов превышает 2-5% от потраченной суммы. Простой пример: сеть гипермаркетов выдает бонусную карту. Совершая покупки в этом гипермаркете 2-3 раза в неделю на сумму от 1 до 1,5 тыс. руб., примерно раз в полгода потребитель может сходить в магазин бесплатно, — рассказывает Наталья Орлова.

Все чаще в классическую систему бонусов и скидок «зашивают» элемент геймификации: скидки начисляются не только за потраченные деньги, но и за активность покупателей. 

Мы используем программу, которая близка к классической схеме бонусов  «Программа премий». Часть суммы, потраченной на покупку, отправляется на виртуальный счет покупателя и при последующих покупках трансформируется в скидку — от 20 до 100%. Заработать премии можно не только покупками, но и активностью: участием в опросах, тест-драйвах и мероприятиях автоцентра. Судя по активности клиентов, они такие активности приветствуют. Цены в данном случае мы не завышаем, в этой схеме платит автоцентр: нам важно, чтобы количество заинтересованных в нас клиентов росло, — рассказывает директор по продажам и маркетингу ГК «Восточный ветер» Алексей Кишеев.  

Скидки и бонусы могут быть связаны с одной компанией, а могут предоставляться в рамках кобрендинговой системы. Например, по такой схеме выстроены многие системы лояльности торговых центров. 

Например, торговые центры «Мега» используют бонусную систему MEGACARD, привязанную к платежной системе MasterCard, с которой сотрудничает около 200 брендов. Как рассказывает руководитель департамента маркетинга Ingka Centres в России Ирина Цхадая, активный владелец карты MEGACARD в среднем совершает покупки 16 раз в месяц и посещает МЕГУ пять раз в месяц, средний чек у и частота покупок у участника этой программы выше на 20%. 

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 6

Как это работает? 

Естественно, ни одна компания не будет выдавать скидочные и бонусные карты просто «из любви» к покупателю. Затраты на постоянно действующие бонусы и скидки отчасти заложены в маркетинговую наценку на товар, а также компенсируются последующей выгодой от повышенной лояльности потребителей (если, безусловно, система лояльности была спроектировано грамотно). 

Сергей Балакирев, директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии маркетологов: 

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 7 Любой бизнес нацелен на прибыль, и затраты на систему лояльности оправдывают себя, только если в конечном итоге приводят к увеличению прибыли. Такая система приводит к увеличению среднего чека (условно: набери товаров на определенную сумму — бонусы удвоятся), увеличивают рентабельность сделки и привязывают клиента к определенному бренду. Например, я вряд ли буду заправляться на газпромовской заправке — постараюсь дотянуть до лукойловской, с которой связан этой самой системой лояльности. Плюс — такая программа позволяет запустить процесс оцифровки клиентов, собрать с них большую базу данных об их параметрах, товарах, которые они покупают. На основе этих данных компания может выстраивать дальнейшую маркетинговую стратегию, попадая в запросы аудитории, которые она еще даже не сформулировала. Например, кому придет в голову поставить в гипермаркете в отделе с детским питанием холодильник с пивом? В здравом уме, вроде, никому. А анализ показывает: часто детские продукты покупают папы со списком, пока мамы по понятным причинам не могут выйти в магазин. Представьте себе взмыленного и нервного папашу, который мечется среди стеллажей в поисках нужного бренда. После этого он вряд ли пойдет через весь гипермаркет за пивом, он о нем, скорее всего, и не вспомнит. Но если холодильник окажется рядом со стойкой с детскими смесями, прихватит пару бутылок, чтобы снять стресс. Поэтому любая система лояльности работает — по меньшей мере, не в ущерб продавцу. 

Крупные сезонные скидки (те самые распродажи до 90%) или резкое снижение цен на товары в продуктовых сетях строятся на том, что производителю или ритейлеру дешевле снизить цену (даже ниже закупочной), чем хранить одежду устаревающей модели или получить огромное количество просроченных продуктов, которые в любом случае предстоит уничтожить и потерять на этом все, что было потрачено на их закупку и логистику. 

У каждого товара есть точка безубыточности. Опускаться ниже этой точки имеет смысл только в определенных ситуациях: если надо распродать остатки, выйти с фейерверком на рынок, завоевать аудиторию с прицелом впоследствии поднять цены, вывести новый продукт. А все, что выше — это повод задуматься, — рассказывает коммерческий директор языкового центра «Талисман» Анна Афонина. 

Можно ли реально на этом серьезно сэкономить?

С точки зрения потребителя, более выгодна скидочная карта, которая позволяет уменьшить цену в данный конкретный момент, независимо от того, с какой частотой потребитель пользуется услугами бренда. Бонусная карта подразумевает сотрудничество на постоянной основе в течение как минимум 3-6 месяцев, только тогда появляется очевидная выгода для потребителя.

В среднем, при регулярном посещении магазинов 2-3 раза в неделю на протяжении полугода и тратя на покупки 1-1,5 тыс. руб. за один раз, в случае со скидочной системой потребитель сэкономит на 40-60% больше, чем в случае с бонусной, — отмечает Наталья Орлова.

Бонусная система выгоднее продавцу, крепче привязывает покупателей к компании, да и на потребителя, как правило, действует лучше, чем банальная карточка с надписью «-5%». 

На услуговом рынке в программах лояльности совершенно точно прослеживается тренд возрастающей популярности бонусных систем: то есть, покупатель получает не снижение стоимости, а возможность получить что-то сверх оплаченного. Именно такие бонусные системы и разрабатываются для «Талисмана». Покупатель/потребитель услуги очень искушен и прекрасно знает, что снижение цены, как правило, — следствие  отчаянного желания продавца набрать клиентов и неуверенности в завтрашнем дне. «Компания, у которой нет недостатка в клиентах, никогда не будет давать большие скидки, у нее нет такой необходимости», — так думает покупатель. И подсознательно начинает не доверять качеству товара, на который объявлена большая скидка. Плюс ко всему, психологически ценность получения дополнительного, приятного и порой неожиданного оказывается выше, чем просто сомнительное снижение стоимости, — рассказывает Анна Афонина.   

В отношении к скидкам потребители часто демонстрируют две крайности: на кого-то они действуют как звуки волшебной дудочки, человек скупает по акции нужные и ненужные вещи, кто-то презрительно уверяет, что на скидках ничего не сэкономить — наоборот, на акциях и предложениях потеряешь еще больше денег, а также время. Но, как уверяет руководитель сообщества «Вконтакте» «ЕКАвыгодно. Скидки и акции в Екатеринбурге» Елена Михеева, стремление сэкономить — это часть осознанного потребления:

Как в любом процессе, не стоит перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону. Естественно, не стоит вестись на все акции подряд, но перед покупкой — особенно если речь идет не о пакете молока, а о технике, стремительно дорожающих сейчас лекарствах или дорогостоящих расходниках, не вредно помониторить цены — интернет позволяет это сделать за считанные секунды. Может быть, стоит один раз потратить время на поиск сообществ, информирующих о скидках, установить одно-два приложения на телефон, которые позволят отслеживать акции, «загнать» в онлайн-систему ваши скидочные карты, чтобы не носить внушительную стопку в кошельке. Сегодня стремительный рост дискаунтеров всех мастей вполне красноречиво говорит о том, что население так или иначе учится выбирать и экономить. А это значит, что пора всем освоить эту непростую науку о скидках и акциях.

P.S. Системы лояльности постоянно развиваются: от стандартных скидок переходят ко все более сложным системам бонусов, а сейчас, как отмечает Сергей Балакирев, лояльность потребителей покупают не возвратом части денег, а комфортом и экономией времени:

 Это особенно важно для потребителя, который достиг определенного уровня жизни. Производители товаров и услуг «привязывают» их к себе не кэшбэком и скидками, а инфраструктурой. Например, активному пользователю техники apple порой бывает сложно с нее «соскочить» не только из-за привычки к IOS, но и из-за собранной библиотеки, плэйлиста и т.д.

Многие мобильные операторы предоставляют мультиформатные услуги: сотовая связь, домашний интернет, телевидение увязываются в единый продукт, пользователю предоставляются всевозможные бонусы и привилегии, и ты не один раз подумаешь, прежде чем менять оператора.

Так же обстоят дела с банком: скорее всего, если вы успешно пользуетесь дебетовой картой одного банка, то рано или поздно обрастаете кредитной картой, покупаете услуги у организаций, входящих в структуру этого банка (страховка, инвестиции и т.д.), пользуетесь предоставляемыми «плюшками» типа бесплатного ожидания в вип-зоне аэропорта или возможностью мгновенно решить вопрос с персональным менеджером. И кэшбэк тут совершенно ни при чем. Это — система лояльности следующего уровня. Что касается ближайшей перспективы, то все больше производителей товаров и услуг будут включать в систему лояльности элементы геймификации, предоставляя бонусы за вовлеченность в жизнь компании (тестирование нового продукта, например). 

Подарок или морковка на веревочке? Как на самом деле устроены системы скидок и бонусов 8

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.