Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

Подземные перспективы Екатеринбурга

Столица Среднего Урала становится одним из первых городов России, где с целью более рационального использования городской среды начали осваивать подземные территории: Главой города утверждена Прогр

Столица Среднего Урала становится одним из первых городов России, где с целью более рационального использования городской среды начали осваивать подземные территории: Главой города утверждена Программа комплексного освоения подземного пространства Екатеринбурга до 2005 года. В недалеком будущем транспортные магистрали, парковки, склады, предприятия, объекты городской инфраструктуры могут переместиться под землю. Авторы идеи и городские власти уверены — это не утопия в стиле «фэнтези», а вполне реальная перспектива. Более того — строительство подземного города будущего уже началось.

Концепция освоения подземного пространства Екате-
ринбурга разработана специалистами Уральской го-
сударственной архитектурно-художественной акаде-
мии, Горной академии, Уралгипротранса, Свердловскметростроя, Екатеринбургского метрополитена, НИАСцентра, управления благоустройства города и главАПУ города. Создан научно-производственный центр «Городские подземные комплексы», который ведет проектирование подземных объектов. В основе всех разработок — принципиально новые решения в развитии городской среды обитания.

Строго говоря, идея развития крупных городов не только ввысь и вширь, но и вглубь — не нова. В ряде стран в этой отрасли строительства уже многого добились. Например, в Париже под землей размещены многие крупные предприятия, в т. ч. торговые центры. В США, Швеции и других странах есть подземные электростанции, холодильники, хранилища газа и т.д. В Токио под землей возведены целые микрорайоны, где размещены зрелищные и торговые центры, муниципальные службы, даже площадки для проведения митингов. Урбанизация подземного пространства становится одной из основных перспектив XXI века в мировом градостроительстве.

Особенностью российской национальной экономики, как известно, является извечное отсутствие денег — на любые начинания. Что касается екатеринбургской программы подземной застройки города, ее финансовая часть определена пока в общих чертах. Строительство объектов, где нет заинтересованности инвесторов, будет вестись на средства городского бюджета: в ценах 1984 г. эта сумма составляет порядка 26,5 млн руб. на период до 2005 г. (заказчиком здесь выступает управление благоустройства города). Внебюджетные инвестиции будут вкладываться в строительство торговых комплексов, паркингов, освоение новых территорий под жилищное строительство и проч. — словом, в те объекты, которые будут приносить прибыль. Если учесть существующие сегодня проблемы с землеотводами под жилые, торговые здания в центре города, перед коммерческими застройщиками могут открыться неплохие перспективы. Основные положения программы комплексного освоения подземного пространства Екатеринбурга сегодня проработаны и рассчитаны специалистами по нескольким направлениям.

Сносить нельзя, реконструировать

Долгие годы Екатеринбург развивался по принципу масляного пятна, разрастаясь вширь. Сейчас, считают специалисты, нужно менять существующую практику застройки — с учетом более рационального использования пустующего подземного пространства. Эту идею можно использовать при застройке или реконструкции жилых микрорайонов. По словам заведующего кафедрой архитектуры промышленных зданий и сооружений Уральской государственной архитектурно-художественной академии Анатолия Попова, на существующих территориях за счет реконструкции и строительства подземных сооружений город может получить дополнительно около 3 млн кв. м жилищного фонда. Причем, это будет действительно комфортабельное жилье — со всей «сопутствующей» инфраструктурой (магазинами, подземными гаражами, офисами, кафе, ресторанами и т. д.). В США на каждого жителя приходится 50 (!) кв. м вспомогательных площадей, у нас — всего 0,1-0,2 кв. м...

«Перестройка» начнется с центра Екатеринбурга — так, в микрорайоне ул. Московская — Радищева — Шейнкмана — Куйбышева предусматривается строительство гаражей, помещений для бытового обслуживания населения, размещение предприятий общественного питания, технических служб (там уже отдана земля под строительство). Проектированием и началом строительства до 2005 г. в районе ул. Хохрякова — Малышева — Вайнера — Радищева занимается «Атомстройкомплекс»: в этом квартале предполагается разместить подземные стоянки, технические службы, склады. В микрорайоне ВИЗ — Заречный, так называемой промышленно-коммунальной зоне, вдоль Верх-Исетского металлургического завода намечено размещение стоянок, производственных помещений, складов. На Уктусе в районе ул. Шишимской жилой массив сочетается с подземными стоянками. И здесь планируется использовать подземное пространство для бытовых нужд. Заметной точкой на карте города должна стать территория ул. 9 Января — Боевых дружин: здесь разместится крупный деловой центр «Екатеринбург — Сити» с торговыми точками, стоянками.

Реализация подземного строительства позволяет создать комфортные условия проживания, благодаря созданию более удобной среды обитания в жилищном строительстве — пополнить бюджет капстроительства города за счет продажи относительно дешевого по себестоимости жилья по рыночным ценам. Городские власти рассчитывают, что реализация коммерческого жилья даст возможность «продвинуть» и социальные жилищные программы.

Паркуйтесь, не отходя от дома

Специалисты подсчитали, что на одного жителя крупного города в среднем приходится до 500-600 и более автомобильных поездок в год. То число автомобилей, грузовиков и автобусов, которое есть сейчас в нашем городе, ожидалось лишь в первом десятилетии следующего века. При этом, по данным городского БТИ, на 1 марта 1999 г. в Екатеринбурге было зарегистрировано 27 тыс. капитальных гаражей и 545 гаражно-строительных кооперативов. Тем не менее таких строений в городе постоянно не хватает. Согласно плану застройки, многоярусные гаражные комплексы разместятся на ул. Вайнера и Радищева, в окрестностях ж/д вокзала, на ВИЗе, в районе Заречный. Есть предложения по созданию большого комплекса под главной площадью города, в котором будут и торговые помещения, и трехъярусная стоянка на 18 тыс. кв. м — по типу Манежной площади в Москве. Сегодня уже ведутся работы на первом в городе крупном подземном сооружении — паркинге с торговыми помещениями между улицами Карла Либкнехта и Толмачева, перед зданием Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Планируется строить подземный паркинг в переулке Невьянский около старого вокзала и на привокзальной площади. В настоящее время разрабатывается несколько эскизных проектов: площадь под торговые помещения, общепита — от 1500 до 4500 кв. м на 270 до 320 стояночных мест. Срок окупаемости проектов — 4-8 лет.

Одним из направлений Концепции станет дальнейшее строительство обычных подземных пешеходных переходов, необходимость в которых все острее ощущается на участках с оживленным движением. Например, на перекрестках пр. Ленина — ул. 8-е Марта, пр. Ленина — ул. Московская... При разработке проектов этого направления у проектировщиков есть предложения как по собственно строительству пешеходных переходов, так и по их «совмещению» с торговыми площадями. Городская администрация планирует привлечь для реализации этой части программы частных инвесторов.

Свет в конце тоннеля

Установлено, что ежедневно в автомобильных пробках впустую сгорает до 100 тыс. т топлива в летнее время, зимой эта цифра возрастает. Перенесение транспортных потоков под землю поможет разгрузить наземные магистрали и оздоровить экологическую обстановку в городе. Первоначально считалось, что в нашем городе решить транспортную проблему можно, построив дополнительные эстакады. Однако опыт совершенствования дорожной сети, полученный муниципалитетом в последние годы, показал, что вложения далеко не всегда оправдывают себя. Так, затраты в 20 млн руб. при расширении ул. Радищева от ул. 8 Марта до ул. Московской не привели к улучшению дорожной обстановки в этом районе.

Радикального решения транспортной проблемы в центре Екатеринбурга, как считают специалисты, можно достичь, построив два четырехполосных тоннеля суммарной протяженностью 15,5 км с центральной подземной развязкой. Стоимость такого строительства составляет около 8 млрд руб. Управлением благоустройства города установлено также местоположение 14 подземных авторазвязок, стоимость каждой из которых — не менее 200-250 млн руб. Понятно, что в ближайшее время такие средства изыскать будет невозможно — поэтому осваиваться будут пока только приоритетные объекты. Экспертная группа из специалистов УБГ, ОАО «Свердловскметрострой», институтов «Уралгипротранс», «НИАСцентр», УрГАХА,
УГГГА определила несколько таких объектов. Например,
определены три приоритетные авторазвязки: Центральная (от ул. Энгельса до ул. Шевченко, срок строительства — 3 года, суммарные затраты составляют 380 млн руб., а в условиях риска — 421 млн руб.). Запланировано также строительство авторазвязки «Московская» — от пр. Ленина до ул. Большакова, и развязки на ул. Восточной вдоль железной дороги.

Проблемы перегруженности городских улиц будут решаться за счет строительства подземных транспортных тоннелей. Эта технология давно и успешно используется в других странах. Известны, например, крупнейшие тоннельные комплексы «Ловат» в Канаде, «Херренкнехт» в ФРГ, «Робинс» в США. Подобные глобальные проекты для Урала — пока «виртуальная реальность», однако движение в этом направлении уже началось. На пересечении ул. К. Либкнехта и пр. Ленина предлагается провести автомобильный тоннель для легкового автотранспорта. У архитекторов есть также идея построить транспортный тоннель от ул. Свердлова до Уралмаша. Этот «прожект» сегодня витает в умах, но до его реализации еще далеко.

Надо отметить, что строительство тоннелей сопряжено с необходимостью применения тяжелых несущих конструкций, требует вскрытия широких и глубоких котлованов, что в условиях плотной городской застройки, густой сети подземных коммуникаций, а также при интенсивном уличном движении вызывает существенные трудности. Учитывая эти недостатки и также сложную экономическую ситуацию в стране, своевременной оказалась идея создания в Екатеринбурге системы автотранспортных тоннелей уменьшенного габарита (в т.ч. и внеуличных подземных магистралей), затраты на строительство которых в два и более раз ниже, чем обычных автотранспортных тоннелей.

В рамках программы освоения подземного пространства отдельным пунктом предусмотрено строительство в Екатеринбурге многофункциональных коммуникационных тоннелей, через которые будут прокладываться инженерные сети (канализация, водопровод, теплотрассы, кабели и т. д.). Один многофункциональный коллектор на 16,4 тыс. куб. м будет проложен в границах ул. Челюскинцев — Жукова — Вайнера — Куйбышева.

Конечно, путешествие по подземному Екатеринбургу, где не будет загазованных улиц и автомобильных пробок, где удобно и функционально будут расположены современные торговые центры, рестораны, спортивные площадки, пока напоминает картинки из фантастической повести. Особенно нереально эти проекты выглядят на фоне нынешних экономических потрясений. Тем не менее даже в кризисных условиях нельзя жить только сегодняшним днем. Градостроительная концепция Екатеринбурга, которую сегодня поддерживают ученые, предприниматели и «отцы города», — это оптимистичный взгляд в будущее. Которое, как говорят, надо делать своими руками...

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.