Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов»

«Ключевое отличие этого поколения в том, что их нельзя обобщить, описать как группу с точки зрения жизненных ценностей». Какие подходы стоит сменить бизнесу, чтобы поймать внимание центениалов?

Представители поколения Z, родившиеся после 1995 г., сейчас выходят на рынок, и к 2020 г. их доля среди клиентов самых разных компаний и сервисов составит около 40%. Какие поколенческие особенности важно учитывать, чтобы привлечь и удержать внимание «цифровых аборигенов»? 

Видео — их язык

Центениалы — первое по-настоящему цифровое поколение — с рождения знакомы с компьютером и интернетом. Они еще не умели читать, но уже смотрели мультики и играли в игрушки на планшете — отсюда их крайняя визуальность.

Длинным мотивирующим речам они предпочитают короткие видеоролики, — отмечает Константин Смоленцев, основатель бизнес-акселератора для тинейджеров MBA TEENS. — Они привыкли получать информацию в значительной степени именно из видео. Там, где миллениал решит прочитать статью в интернете, представитель поколения Z будет искать видео на эту тему.

Согласно исследованию американской медиакомпании Awesomeness и исследовательской фирмы Trendera, среднестатистический представитель поколения Z смотрит 68 видеороликов на пяти разных платформах в день, а YouTube является одним из самых популярных ресурсов. В связи с этим компаниям нужно осваивать рекламу в YouTube и других видео-сервисах. Видеоролики с 3D-графикой и цифровое видео с разрешением 4К, а также уникальные яркие фотографии и иллюстрации привлекут внимание подрастающего клиента.

Игра — инструмент продажи 

Представители предыдущих поколения провели детство в играх со сверстниками, а центениалы росли среди виртуальных игрушек. Сделать ситуацию игровой — хороший способ привлечь их внимание. К использованию элементов игры прибегают самые разные компании, от Pepsi и Starbucks до Microsoft и Google. Как следует из доклада американской Национальной федерации ритейла (NRF) и компании IBM, 42% представителей поколения Z готовы участвовать в рекламных онлайн-играх.

Например, в прошлом году Чикагский университет создал игру в альтернативной реальности для только что поступивших студентов. Целью игры было дать им представление об учебе, познакомить с территорией вуза и другими студентами, создать эмоциональную связь с университетом. По сюжету игры первокурсникам нужно было активизировать суперкомпьютер и стать членами университетского тайного общества. 

Такая стратегия работает не только с молодежью или подростками, но и с детьми. Примером этого является запущенное американским ритейлером Target на прошлое Рождество приложение Holiday Wish — в нем дети могли составить письмо Санта-Клаусу в формате 3D-игры. В итоге было составлено около 100 тыс. таких вишлистов, в них были добавлены 1,7 млн товаров в Target. 

Поколение Z привыкло к сетевым играм — Maincraft, World of Tanks. Викторины, квесты, тесты, марафоны и командные игры, креативные акции — такие маркетинговые фишки привлекают их внимание. Игровой тренд набирает популярность. 

Соцсети, мессенджеры и чаты

85% «зетов» узнают о продуктах и услугах именно из соцсетей. Но нужно учитывать, что разные социальные сети они используют по-разному. Согласно недавнему исследованию компании Response Media, занимающейся цифровыми CRM-системами, в Instagram центениалы демонстрируют свои личности и желания; в Snapchat делятся моментами из реальной жизни; из Twitter получают новости; а в Facebook собирают информацию, пишет AdWeek. При этом поколение Z терпимее, чем более старшие поколения, относится к многочисленной рекламе в соцсетях. 

Личное пространство и реклама 

Обитатели цифрового мира плохо воспринимают иерархию. Признание у центениалов измеряется социальной популярностью, — поясняет Константин Смоленцев. — Хочешь быть в их глазах авторитетом, желательно быть социально популярной личностью. Хотя бы в значимой для них социальной группе. 

Обращение с позиций диктатора молодежь не примет. Если среди миллениалов популярностью пользуются медийные личности, например, актеры и телеведущие, то поколению Z больше всего интересны именно интернет-знаменитости. 

Компаниям стоит подумать о привлечении в свои рекламные видеоролики популярных среди молодежи видеоблогеров — ведь их смотрят сотни тысяч и миллионы молодых людей, именно они в значительной мере определяют вкусы и привычки молодежи. 

Бренды уже обращаются к такой рекламе — так, например, Sony Pictures, рекламируя вышедший в прошлом году фильм «Человек-паук: Возвращение домой», привлекла шесть популярных видеоблогеров и выпустила ролик, в котором каждый из них создает собственный костюм Человека-паука. Hasbro, один из крупнейших производителей игрушек, также выпустила серию роликов с участием известного американского блогера, в них он участвовал в перестрелках из бластера, выпущенного компанией. 

Представителей поколения Z невозможно заставить что-либо сделать только потому, что так необходимо. Им нужно понимание целесообразности, — подчеркивает Константин Смоленцев.

По мнению Елены Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех», современная молодежь стремится не к балансу между личной и трудовой жизнью, а к поиску сферы, в которой она будет чувствовать себя хорошо. «Если их что-то не устраивает, они просто уходят или кардинально меняют среду. Они стремятся делать то, что любят», — подчеркивает Константин Смоленцев.

Поколение Z не приемлет вторжения.

Среди центениалов больше всего adblock-пользователей. — отмечает Антонина Заболоцкая, руководитель направления по работе с молодежным сегментом в МТС. — Это самый главный вызов в коммуникации с ними, на мой взгляд. Потому что рекламодателей это обязывает становиться контентом, который они хотят смотреть, а не рекламой, которая интересный им контент прерывает.

Их не привлечь обычной рекламой, но для них хорошо подходит качественная нативка, которая не воспринимается как реклама, является органичной частью площадки и в связи с этим вызывает меньше отторжения у пользователя. 

Социальный активизм и виральные механики 

Большинство исследователей сходятся в том, что представители поколения Z, в отличие от миллениалов, более социально активны, целеустремленны и лучше понимают, чего хотят добиться в жизни. Многие из них так или иначе уже занимаются бизнесом — пусть часто и на уровне, доступном подростку. 

«Как предприниматели центениалы более инициативны и креативны, чем старшее поколение, — отмечает Константин Смоленцев. — Это вполне объяснимые качества людей, с детства обитающих в цифровом мире с практически неограниченным объемом информации и отсутствием границ».

Поколение Z — благодарная аудитория для различных вирусных видео, они привыкли делиться ими друг с другом. 

Так что компаниям нужно сделать так, чтобы молодежи хотелось перепостить их рекламу и рассказать о ней друзьям. Поколение Z более всего доверяет мнению простых обитателей сети, согласно исследованию компании Barkley, почти 80% представителей поколения Z предпочитают рекламу, показывающую «реальных людей в реальных ситуациях». 

При этом поколение Z не является лишь потребителем видео, оно также активно его создает. Так, по данным британской организации Internet Matters, к 15 годам 41% подростков загружает видео в интернет, а 13% людей в возрасте от 11 до 16 лет ведут собственный канал или блог. Сами представители поколения Z любят смотреть видео, снятое их сверстниками, так что компаниям нужно учиться взаимодействовать с видеоблогерами-подростками. 

В целом же, по прогнозам журнала о рекламе и маркетинге Adweek, к 2020 г. рынок рекламных вирусных онлайн-видео достигнет $10 млрд. 

Мобильность и технологичность 

Нужно помнить и о том, что большую часть информации поколение Z получает не просто из соцсетей, а еще и с помощью мобильных гаджетов. Как следует из исследования NRF и IBM, основным гаджетом для 75% поколения является смартфон, а 47% используют смартфон прямо в магазине для того, чтобы узнать больше о товарах, сравнить цены и посоветоваться о покупке с друзьями и родственниками. Все это говорит о том, что в случае с поколением Z стратегия Mobile First (оптимизация сайтов и сервисов под мобильные устройства) является особенно важной. 

«Молодая аудитория раньше появляется на стим-сервисах, в мессенджерах. Это необходимо учитывать при продвижении продуктов», — рассказывает сооснователь L2P Limited Дмитрий Рыбальченко. 

Требовательность и доступность за пару кликов

Из-за того, что интернет дает почти неограниченный выбор товаров и услуг, поколение Z часто более требовательно к ним, чем его предшественники. Представители этого поколения хотят получать больше информации о продукте и иметь возможность сравнить разные предложения. «Поколению Z нравится быть информированными потребителями, они хотят знать, с кем имеют дело», — отмечает директор по продажам и маркетингу американского производителя продуктов H&H Products Эмили Хауптфогель. 

Центениалы хотят получать услуги здесь и сейчас. «Это поколение не умеет и не хочет ждать. Дистанция между «хочу» и «пользуюсь» должна измеряться парой кликов. И здесь аренда очень в тему. Особенно это касается вещей, улучшающих стиль и качество жизни: удовольствия, развлечения, отдых», — считает Людмила Булавкина, партнер сообщества по аренде вещей Rentmania. 

Индивидуализм и непрерывный поиск

Часто центениалы лучше разбираются в гаджетах, чем в человеческих взаимоотношениях, указывает Константин Смоленцев. «Ключевое отличие этого поколения в том, что их нельзя обобщить, описать как группу с точки зрения жизненных ценностей, — считает Антонина Заболоцкая. — Рождение в эпоху интернета предоставило им возможность интересоваться чем угодно и постоянно менять свои интересы и отношение ко всему. Контент, который они потребляют, и определяет их сознание. И каждый смотрит в онлайне то, что интересно именно ему и именно в текущий момент времени».

Сложность работы с поколением Z связана со скоростью смены трендов и популярных роликов в интернете — вирусное видео, которое было популярно еще неделю назад, сейчас, скорее всего, уже сменилось следующим, — отмечает Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English. — В связи с этим и компаниям придется постоянно менять креативные акции, придумывать новые подходы к молодым пользователям и отслеживать ежедневно возникающие и уходящие популярные темы. Еще одна сложность — фрагментированность внимания центениалов: средний период концентрации внимания у них — восемь секунд. 

«Мы сделали вывод, что нельзя долго инвестировать в какую-то одну нишу. Под нишей в коммуникации имею в виду и визуальный стиль, и амбассадоров бренда, и тональность коммуникации, и спонсорские территории. Коммуникация бренда должна постоянно меняться», — говорит Антонина Заболоцкая. 

Резюме

Несмотря на все особенности подрастающего клиента, вряд ли стоит считать маркетинг для молодого поколения неподъемно сложной задачей. 

Главное, не делать никаких установок по отношению к поколению, — считает Антонина Заболоцкая. — С ними нужно постоянно общаться и находиться в их контентном поле: смотреть то, что смотрят они, слушать то, что слушают они, ходить на концерты и фильмы, на которые ходят они.

По мнению Дмитрия Рыбальченко, маркетологам, напротив, все проще работать с каждым новым поколением, что связано главным образом с бОльшим проникновением технологий и возможностями диджитала — за последние 10 лет работать стало проще, ведь сейчас легче получить доступ почти к любой аудитории. Кроме того, современные технологии позволяют получить намного больше информации о потенциальных клиентах, тем более, столь «цифровых», как поколение Z. 

Так что компаниям, скорее, просто нужно учитывать особенности современной молодежи — записывать видео, пользоваться для продвижения товаров мессенджерами и соцсетями, геймифицировать свои сервисы и привлекать к рекламе представителей поколения Z. Ведь молодое поколение само активно ищет продукты и сервисы в интернете, вам остается лишь предложить именно то, что привлечет их внимание (хотя бы на те самые восемь секунд). 

Текст подготовили редактор Puzzle English Яна Рождественская и директор Puzzle English по маркетингу Евгений Зуев

«Поколение Z не умеет ждать. Между «хочу» и «пользуюсь» должна быть пара кликов» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.