Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Покупатели, которые играют в игры

По ту сторону уверенности Маркетологи единогласно ставят качество обслуживания на одно из первых мест в деятельности компании. Если клиент пришел в первый раз, это знак для руководителя, что реклам

Если покупатель устроил скандал в магазине, это еще не значит, что у него тяжелый характер. Возможно, он просто выполнял свою работу и после выяснения отношений отправится не домой, а в офис, где составит подробный отчет о квалификации обслужившего его продавца. Розничные и оптовые компании, финансовые учреждения все чаще нанимают экспертов, чтобы те под видом покупателей оценили работу их персонала. Этот метод проверки получил у специалистов название mystery shopping. И, как считают менеджеры, если обойти все подводные камни методики, по эффективности с ней вряд ли что-то сравнится.

По ту сторону уверенности

Маркетологи единогласно ставят качество обслуживания на одно из первых мест в деятельности компании. Если клиент пришел в первый раз, это знак для руководителя, что реклама сработала. Но в условиях насыщения рынков и усиления конкуренции для большинства компаний важнее, чтобы потребитель приходил снова и снова. Любой руководитель знает, что на решение о повторной покупке существенное влияние оказывает качество обслуживания. Поэтому регулярно посылает на тренинги персонал и сам неустанно объясняет сотрудникам, что клиент «всегда прав». Абсурдно, конечно, но эффект от значительных сумм, вложенных в продвижение и обучение, может свести на нет отдельно взятый продавец-консультант, не слишком интересующийся стратегическими планами руководства и полагающий, что за свои 10 тыс. руб. в месяц может время от времени и расслабиться или, скажем, по причине плохого настроения наплевать на потребителей. А клиенты после этого больше не вернутся, какие бы деньги ни вкладывала компания в рекламные акции. По статистике, недовольный покупатель рассказывает о своем впечатлении 11 знакомым. Руководитель о недовольстве клиентов может и не знать  — в его присутствии все ходят по струнке.

Неудивительно, что даже уверенные в своих подчиненных менеджеры хотят посмотреть, что делается, когда их нет рядом. Как выяснилось в ходе опроса «ДК», многие управленцы обязанность узнавать «как там?» перекладывают на друзей и знакомых. Их просят периодически заглядывать в магазин (или обращаться в отдел сбыта) и потом делиться впечатлениями. Хотя сами руководители признают, что объективности от таких любительских осмотров ждать не приходится ввиду нерегулярности и отсутствия профессионализма проверяющих.

На профессиональные исследования решаются немногие. Недавно mystery shop­ping впервые попробовали в компании «Рифеста», занимающейся розничной и оптовой торговлей ювелирными изделиями, сеть «585». По словам директора НИИ прикладной социологии и маркетинга Даниила Пивоварова, такие исследования проводились на заказ для ТЦ «Универбыт». «Дирижабль» и «Покровский» проводили их самостоятельно. Как считает Светлана Паньшина, зам. директора по работе с персоналом компании «Рифеста», единственное, что удерживает собственников от тайных проверок,  — дороговизна и сомнение в результативности метода. И все-таки, как утверждает директор центра маркетинговых и социологических исследований фонда «Социум» Ольга Рыбакова, крупные торговые сети, банки рано или поздно сталкиваются с необходимостью создания собственных подразделений, которые могли бы в постоянном режиме отслеживать, насколько исполнители усвоили и правильно поняли разрабатываемые руководством стратегии взаимодействия с клиентами и конкретные управленческие решения.

Реальные масштабы такой деятельности сейчас не определить  — большинство компаний, запускающих «тайных покупателей», никому об этом не рассказывают, так что даже ближайшие конкуренты по рынку об этом не догадываются. О росте популярности метода можно судить лишь по увеличению количества подобных заказов в специализированных компаниях  — маркетинговых агентствах и консалтинговых фирмах. Ажиотажа вокруг mystery shopping нет, но, как говорит
г-жа Рыбакова, если три года назад заказы были единичными, то в течение последних двух лет в «Социум» с такими заявками торговые сети или банки обращаются один-два раза в месяц. Заказывать проверку сторонним организациям дороже, чем проводить ее своими силами: услуги агентства будут стоить как полноценное маркетинговое исследование. Если заказчик сам нанимает интервьюера, нужно исходить из стоимости 250-400 руб. за визит к одному человеку. Конечно, многое зависит от уровня магазина. Для салонов, работающих в верхнем ценовом сегменте, эта сумма повышается до нескольких тысяч  — за меньшие деньги вряд ли можно найти правдоподобного «покупателя».

Результаты, полученные в ходе самостийных исследований, анализировать придется также самостоятельно. При этом важно не только иметь определенный опыт, но и обеспечить условия для сохранения конфиденциальности. Пока собственный отдел персонала готовит методику, есть риск утечки информации, так что к моменту прихода экспертов сотрудники будут находиться во всеоружии. Ирина Сурина, начальник отдела по работе с персоналом компании «Уральский вал», считает, что в магазинах, где хорошо работает сарафанное радио, продавцы-консультанты о возможности проверки узнают сразу. Хотя в этом тоже есть свой плюс. В «Уральском вале» в это время у продавцов наблюдается «повышенный тонус».

Тонкое искусство превращения

Несмотря на различие нюансов в инструментах каждой исследовательской компании, суть технологии для всех одна: сначала исходя из целей проверки разрабатывается список критериев, по которым будет впоследствии оцениваться работа персонала. Потом компании нанимают интервьюеров и проводят для них тренинг. Согласно графику посещений, под видом обычных покупателей эксперты, чаще люди с психологическим образованием, приходят (или звонят по телефону) и оценивают работу конкретного человека или точки в целом. У каждого «тайного покупателя» есть своя легенда  — от человека, заглянувшего поинтересоваться, нет ли чего нового в продаже, до скандалиста. Реакцию консультантов на конфликтных людей тоже надо проверять, даже если они и не входят в число потенциальных покупателей. Один скандалист способен испортить настроение всему магазину, и его необходимо уметь нейтрализовать. Скажем, стрессоустойчивость продавцов в сети «Кардинал» изучают раз в два месяца.

Интересно, что консультанты ведут себя неподобающим образом в случаях, когда руководство этого меньше всего ожидает. Как говорят люди, проводившие исследования, продавцы обычно стойко переносят конфликты. Зато, по рассказу г-на Пивоварова, когда менеджеры аптеки самообслуживания решили узнать, как консультанты реагируют на женщину с маленьким ребенком, который бегает по залу, им самим стало неприятно  — агрессия продавцов превзошла все ожидания.

Одного посещения для того, чтобы сделать достоверные выводы, будет скорее всего недостаточно. В разное время суток и с разными людьми консультанты могут вести себя по-разному. Эксперты оценивают их работу тоже субъективно. Г-н Пивоваров полагает, что для объективности конечного результата нужно как минимум девять посещений: утром, днем, вечером в начале, середине и конце недели. Теоретически чем больше, тем лучше, но с каждым дополнительным интервью стоимость исследования возрастает, и в реальности никто из опрошенных менеджеров больше трех проверок консультанта не делает.

Еще одна сторона mystery shopping, сказывающаяся на цене исследования,  — его трудоемкость. По словам Натальи Дитловой, тренинг-менеджера сети «Кардинал», у отдела персонала много времени уходит на подготовку «тайных покупателей». Этот этап важен, чтобы исследование не прошло впустую. Недостаточно подготовленных экспертов разоблачат консультанты, которые в силу профессионального опыта хорошо разбираются в том, кто и зачем пришел. Ирина Сурина: Когда приходят представители одной из компаний-поставщиков посмотреть, как консультанты в нашем магазине предлагают их технику, и начинают подробно расспрашивать о продукции этой фирмы, продавцы «каким-то образом» догадываются, что это не традиционный покупатель, и с удовольствием обслуживают его. Как отмечает г-жа Сурина, консультанты таким проверяющим даже рады, поскольку обязательно получат бонусы или подарки за качество работы.

Нестабильный КПД

Проводить исследовательские мероприятия нужно с предельной аккуратностью  — любая аттестация болезненна для людей. После некорректно проведенной акции нелояльность персонала к руководству и уровень обид могут вырасти как снежный ком, уверяет г-жа Паньшина.

Даниил Пивоваров рассказал корреспонденту «ДК», что однажды руководство «ПКФ-Купе» решило аттестовать одного из стажеров, в том числе и проверив ее на стрессоустойчивость. Эксперт в течение долгого времени изображал очень нудного и недоверчивого покупателя. Хотя и с трудом, девушка ответила на все вопросы, но, когда из-за шкафа вышел заместитель директора и поздравил ее с успешно пройденной проверкой, она расплакалась. Оглашение результатов  — момент достаточно тонкий.

Г-жа Рыбакова уверена, что полученная информация о сотрудниках, особенно негативная, не должна распространяться дальше руководителя. Более того, в «Социуме» считают, что метод «тайного покупателя» далеко не панацея и находится на грани конкурентной разведки, ведь наблюдатели не афишируют своего присутствия. И не всегда руководители обращаются за исследованием собственных компаний. По крайней мере, около 30% заказчиков хотят таким способом посмотреть ноу-хау своих конкурентов в обращении с клиентами. Здесь также важна конфиденциальность, не имеющая срока давности.

Теоретически mystery shopping  — это лишь один метод сбора информации для изучения конкурентной среды и понимания собственных сильных и слабых сторон. Как считает г-жа Рыбакова, не менее ценную информацию о конкурентной среде могут предоставить публикации в открытых источниках и экспертные опросы участников рынка. Вопрос здесь не только в том, как получить результаты, но и в том, что потом с ними делать. В отличие от общих исследований, mystery shopping может выявить внутреннюю проблему. Но как ее решать, методика не говорит. Если после проверки никаких действий не последовало, можно было ее и не начинать.

Если же результаты проверки проанализировали специалисты, получается полезный инструмент повышения конкурентоспособности компании. В первую очередь данные исследования помогают при составлении программы тренингов: после проверки сразу становится ясно, кого чему еще надо доучить. Иногда, чтобы это понять, необязательно придерживаться основной методики. В компании «Рифеста» персонал о проверке предупредили за неделю, и это не помешало выявить «зоны роста». Обычно в их числе называют недостаток знаний о конкретных наименованиях продукции или ошибки эмоционального плана.

В неафишируемых исследованиях становится понятно, кто на самом деле работает хорошо и давно достоин премии и повышения, а кто только пускает пыль в глаза перед руководством. Хотя менеджмент редко ставит задачу разоблачить собственных сотрудников или сэкономить на премиях, предъявив реальные претензии к качеству работы. Менеджеры по персоналу стремятся увидеть, как в реальной ситуации ведет себя конкретный человек, и часто включают испытание «тайными покупателями» в программу аттестации. Тем самым они держат в постоянном тонусе и тех продавцов, которые знают, что в любой момент может зайти «тайный покупатель». Даже если продавцы будут в тонусе пару месяцев в год  — это уже неплохо, считает г-жа Сурина.

В таком тонусе держат, к примеру, консультантов в офисе «МегаФона». К слову, там оценить работу консультантов могут не только приглашенные специалисты, но и любой клиент  — для этого у каждого сотрудника есть листок обратной связи.

В некоторых магазинах такие проверки даже нравятся персоналу. Даниил Пивоваров: В бутике на площади 1905 года продавцы, заинтересованные в повышении зарплаты, бегают за руководством и просят пригласить новых «тайных покупателей».

Как считает г-жа Дитлова, mystery shop­ping  — лучший способ контролировать и прогнозировать поведение персонала. Дальнейшее развитие метода  — это вопрос времени, так как в условиях насыщения рынков он добавляет конкурентные преимущества тем, кто его использует. Эксперты ожидают, что спрос на их «тайные» услуги будет постоянно расти.

Обратная связь:

p_marina@apress.ru

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.