Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Полный диск-комфорт

В деловых кругах еще помнят последствия грандиозной «форматной битвы» 80-х годов. Тогда за рынок сражались две версии видеокассет -VHS и Video-8. Из-за маркетинговой ошибки разработчик последне

Технический прогресс в бытовой электронике устремился вперед с такой прытью, что за появлением всех новинок и революционных изобретений мировых гигантов электронной мысли уследить практически невозможно. Покупая импортную технику, не знаешь, сколько ей «на роду написано». Возможно, уже завтра Ваш крутой видик или супер-аудиосистема превратятся в антикварную рухлядь, а мир как ни в чем не бывало будет смаковать новые головокружительные открытия...

В деловых кругах еще помнят последствия грандиозной «форматной битвы» 80-х годов. Тогда за рынок сражались две версии видеокассет -VHS и Video-8. Из-за маркетинговой ошибки разработчик последней, более удобной малогабаритной (с пачку сигарет) видеокассеты — Sony Corporation — опоздала с выходом формата в свет. В итоге мы остались с видеотехникой, совместимой с громоздкой VHS.

Очередной виток эволюции — лазерные диски. Здесь производители тоже стараются вовсю: уверенно предвещая скорую кончину «заезженных» аудио- и видеокассет, а заодно и утилизацию аппаратуры, их воспроизводящей. Хотя российский рынок бытовой электроники, ориентированный на массовый покупательский спрос, консервативно настроен к появлению на нем новых дорогостоящих «игрушек», поставщики не упускают возможности завезти «на пробу» что-нибудь этакое. И уральцы в этом смысле — не исключение.

Маленькие диски

для больших людей?

В 1993 году неутомимая Sony в очередной раз решила удивить мир и выпустила лазерный мини-диск. «Новенький» в семействе дисков — еще более компактный (всего 64 мм) и легкий, он запросто поместится в нагрудном кармане рубашки. «Мини» вобрал в себя лучшие черты «родственников» по прямой линии. На нем можно стирать и записывать звуковую информацию (чем так привлекала обычная аудиокассета). При этом цифровая обработка сигнала (достоинство CD) обеспечит идеальное звучание 74-минутной фонограммы. При наличии MD-плейера можно составлять музыкальные программы, по своему усмотрению планируя порядок воспроизведения звуковых фрагментов, заменять надоевшие записи «свежими» и управлять этим приятным процессом с помощью пульта на расстоянии. Sony выпускает серии портативных проигрывателей MD «Walkman» и «Diskman» (пользоваться которыми, впрочем, не возбраняется и современным women).

"Малыш", как утверждают производители, не боится жары, пыли и вибрации — идеальный вариант «музыки в дороге». Полезное новшество — противоударная память: т.е. аппарат заранее считывает в буферную память необходимую информацию, а в момент неожиданного толчка ее оттуда незаметно извлекает. Так что слушатель не замечает перерыва в записи, даже если тряска продолжается 10 секунд. Кстати, первыми заинтересовались мини-дисками наши автолюбители, близко знакомые с «качеством» российских дорог.

Хотя в Японии с дорогами все нормально, новый товар снискал там популярность: уже через полгода после «дебюта» доля MD на японском аудиорынке «добежала» до 30%. Начались соневские «выездные гастроли», а вслед за именитой японкой мини-диски начали «штамповать» на заводах Konic’и, Philips’а и TDK. Но родившаяся у берегов Страны восходящего солнца волна покупательного спроса до нашей «гавани» донесла пока лишь легкую зыбь: в Екатеринбурге мини-дисками регулярно торгует лишь пара фирм («Ювента» и Pro-Sound). А MD-деки в прайс-листах поставщиков не фигурируют вообще.

Структурное подразделение фирмы «Компакт-диск» — «Ювента» — два года специализируется на оптовой и розничной торговле CD, аудио- и видеокассетами. Мини-диски (Sony, TDK, Konica) предлагает «на десерт» тем, кто знает в этом толк. Кстати, как заверяет менеджер фирмы Александр Морозов, несмотря на приличную цену (чистый диск стоит $16), народ диковину принял. Сейчас в «Ювенте» и ее фирменном магазине «Глория» помимо чистых дисков около 20 наименований MD со студийной записью: музыкальные клипы, концерты, сборники. А близкие отношения уральцев с «взрывоопасной» московской фирмой «Бомба-М», считающейся одним из крупных импортеров CD-продукции, грозят вылиться в скором времени в настоящий «обстрел» екатеринбургского аудиорынка. «Бомбить» будут и мини-дисками: в условиях первого контакта — поставка солидной партии (примерно 250 наименований) студийных фирменных MD с записями.

Удивительно, но при стабильных (хотя и без ажиотажа) объемах продаж MD-плейеры к мини-дискам в торгующих фирмах не прилагаются. Объясняют это их дороговизной (от $1000) — возить партии на продажу слишком затратно, а быстрый оборот на таком «нераскрученном» товаре не сделаешь. Воспроизводящая MD-записи аппаратура «приезжает» пока с челноками и частными «извозчиками» из Азии, где она стоит гораздо дешевле.

И виждь, и внемли

Компакт-диски, появившиеся на прилавках в конце 80-х годов и за какую-то пятилетку напрочь вытеснившие виниловые пластинки, — теперь обыденность. Впрочем, это отдельная песня, в которой «пропето много слов». Куда большая редкость (хотя тоже далеко не новинка) — лазерные видео-диски, имеющие все преимущества перед видеокассетами. Кроме одного — фирменные диски весьма дороги ($35-80). К тому же видеозаписи на них не дублируются на русский язык. Импортный видеопроигрыватель за $1-1,5 тыс. тоже позволит себе не каждый. Именно поэтому предложение этого товара (по крайней мере, на уральском видеорынке) колеблется у нулевой отметки.

Тем более важен «прорыв» в эту нишу родного завода УЭМЗ, решившегося (ни больше, ни меньше) на выпуск первого российского лазерного 120-миллиметрового видеодиска (Video-CD). Учитывая трехлетний стаж производства на заводе CD и CD-ROM, можно говорить о полном «диск-комфорте», который в ближайшее время ожидает уральских почитателей аудио-видео-продукции.

Прелюдией столь мощного роста было заключение УЭМЗ лицензионного соглашения с Philips Consumer Electronics на использование технологии и приобретение у нидерландской фирмы ODME линии для производства компакт-дисков мощностью 6 млн шт/год (производственный цикл: 1 диск каждые 6 сек.). Даже при 40% загруженности мощностей УЭМЗ выпустил с 1993 г более 4,5 млн CD, сегодняший месячный оборот производства — около 800 млн руб.

Производство лазерного диска (будь то CD, CD-ROM или Video-CD) состоит из нескольких стадий. Клиент (владелец авторских прав на запись) размещает заказ на выпуск тиража. Изготовление матрицы с матер-диском обходится ему в DM 850, репликация (печать) одного диска — DM 1,5-20 в зависимости от тиража.

Первый тираж Video-CD (1000 шт.) заказала «тройкам» небезызвестная фирма «Екатеринбург-Арт». Это будут диски с записью фильма «Нулевой допуск» (США, с русским переводом) и музыкальной программы группы «Чиж и К0» (видеодиск вмещает 74 мин. цифровой видеозаписи, и для просмотра стандартного видеофильма потребуются два диска).

Производитель позаботился и о защите своей продукции от пиратских посягательств. До сего времени китайцы не покладая рук штамповали самые продаваемые «компакты» под видом уральских. С октября прошлого года на заводе была запущена система идентификации SID-code: теперь на любом произведенном в Екатеринбурге диске есть защитные коды, которые другой завод не сможет воспроизвести.

Запуская Video-CD на поток, «три тройки» серьезно рассчитывают на определенный пласт пользователей — владельцев компьютеров. Дело в том, что видеозапись с диска можно «крутить» как на VD-плейере, так и воспроизводить на мониторе компьютера. Компьютерный видеофильм станет доступным, если укомплектовать PC специальной платой MPEG ($100-200). Также дисковод должен иметь CD-ROM-Drive Екатеринбургская компьютерная фирма «Парад» давно ждет выпуска первого тиража уральских видео-дисков, в расчете на потенциальный рост объема своих продаж MPEG-плат. Партнерство завода с компьютерными торговыми фирмами обещает быть выгодным: оптовая цена на диски (от $15 при минимальной партии 50 шт.) существенно ниже розничной.

Тем не менее, планировать большие объемы выпуска Video-CD, по словам начальника бюро CD-Rom завода Веры Михайловой, еще рано — новому диску предстоит пройти тернистый путь «раскрутки» — аналогичный тому, что уже преодолели заводские аудио-CD и компьютерные CD-Rom. На тот случай, если первые «видеотиражи» будут неплохо продаваться, производители заключили предварительные соглашения со студией «Союзмультфильм», Никитой Михалковым, московским эротическим журналом «Забава» о предоставлении прав на тиражирование их видеопродукции.

Китайский акцент.

Уральское происхождение

Впрочем, сократить расстояние до покупателя Video-CD взялся тот же «плодовитый» УЭМЗ. Цех по производству бытовой электроники завода, имеющий уже изрядный опыт в сборке «гибридной», екатеринбургско-китайско-корейской техники, заявил о выходе в свет опять же первого российского видеопроигрывателя лазерных в/дисков «Морион». Правда, несмотря на использование собственной марки и дизайнерских решений, «Морионы» будут «начинены» (на 70%) азиатскими деталями. Опытная партия 1000 штук уже «на подходе», включить конвейер, утверждает руководство, можно будет уже весной.

Вообще, выход на рынок нового уральского проигрывателя Video-CD — скорее продолжение хорошо забытой старой деятельности завода. Еще в 1990 г., во время только начинающегося «романа» УЭМЗ с Philips`ом, был выпущен лазерный видеопроигрыватель под «староформатный» 330-мм видеодиск. «Детище» тогда продать не удалось. Нынешний вариант, по мнению зам. начальника производства бытовой электроники Андрея Маришина, подает больше надежд. Если только не начнутся перебои с поставками комплектующих, что в последнее время — обычное дело. Именно по этой причине провалились предыдущие разработки завода -собираемые «под отвертку» модели видео- и аудиотехники под марками Gold Star, Grown и Iceberg.

Целесообразность местного производства аудио- и видеотехники, копирующей зарубежные образцы (причем, как правило, далеко не "свежие") — вещь спорная. Угнаться за паровозом на велосипеде нам все равно не удастся, как бы о том ни мечталось. Даже если ущербное качество и техническая отсталость отечественных аппаратов будут компенсироваться более низкими ценами, сегодняшний покупатель сделает выбор в пользу импорта. Этого не скажешь о доморощенных проектах «дискового» производства. Опыт УЭМЗ доказывает, что здесь наша продукция вполне может быть конкурентоспособна.

Самураи в действии

Слухи о том, что некая московская фирма уже производит очередную модификацию лазерного диска — CDI — могут быть и преувеличенными. Но то, что такая штука существует в зарубежной действительности — точно. CD-Interactive — путь на сей раз в мир управляемого видео. Видеозапись фильма на таком диске имеет массу вариантов, по которым может развиваться сюжет. С помощью меню CDI-плейера задается нужное направление просмотра — и вот Вы уже внутри происходящего на экране, участник действия и властелин. Используемый здесь принцип — такой же, как в компьютерных игрушках.

И наконец, последнее слово в революции мирового «дискостроения»-DVD. Универсальный диск с цифровой записью, который один заменит собой сразу компакт-диск, лазерный видеодиск, CD-Rom и классическую видеокассету. В конце прошлого года, пишет газета «Известия», было достигнуто редкое соглашение между ведущими производителями аппаратуры и непримиримыми конкурентами на аудиовидеорынке. Девять «китов», среди которых Sony, Matsusita,Hitachi,Toshiba и другие «тяжеловесы» бытовой электроники, все же договорились после нескольких лет упорного и угрюмого противостояния об унифицированном формате нового диска.DVD внешне похож на CD, но «рабочие» у него — обе стороны, каждая способна уместить 133 минуты высококачественной видеозаписи или около 9 часов звуковой записи (т. е. восемь нынешних компактов). Проигрыватель для DVD универсален: на нем можно крутить любые версии дисковой записи, включая компьютерные CD-Rom. Согласно рыночным прикидам, уже с самого старта продаж новинка будет доступной массовому потребителю: проигрыватель выйдет на прилавки (но, видимо, все-таки не на наши) при цене в $ 500. Производители «замахнулись» на святое: с появлением нового записывающего устройства и самого чудо-диска отомрут и видеомагнитофоны в нынешнем виде, и привычные всем видеокассеты.

Единственное, о чем не удалось договориться конкурентам — разница систем видеозаписи, которая по-прежнему будет делить потребителей на два лагеря: "принимающих" PAL и NTSC.

По мнению электронных гигантов, потенциал освоения рынка у универсальных дисков DVD гораздо выше, чем у их предшественников. Возможно, к 1999 году они окончательно завоюют сердца покупателей вместе с кошельком.

... Потом вновь радикально сменится поколение техники, экзотика превратится в рутину, и (кто знает?) вскоре надо будет ждать очередного рывка в неведомое.

 

Уральский электро-механический завод

производство CD 49-20-81

бюро CD-Rom 49-22-41

производство бытовой электроники 41-29-49

Pro-Sound 55-15-86

«Ювента» 51-46-50, 51-77-65

«Глория» (магазин) 51-19-13

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.