Помощь на любителя
Сервис в эвакуации Ничто так не облегчает жизнь автолюбителя, как своевременная помощь. По этой части старушка Европа обогнала даже Соединенные Штаты – больше нигде в мире нет столь развитого автом
Сервис в эвакуации
Ничто так не облегчает жизнь автолюбителя, как своевременная помощь. По этой части старушка Европа обогнала даже Соединенные Штаты – больше нигде в мире нет столь развитого автомобильного клубного движения. QAMTC (Австрия), ADAC (Германия), FFAC (Франция) и прочие организации готовы прийти на помощь своим членам в любой точке Западной Европы. Если машина сломалось, но вы поставили точный «диагноз», на место вышлют квалифицированного механика с необходимым инструментом и запчастями. Оживив авто, вам пожелают счастливого пути и отправятся на следующий вызов. Если же вмешательства специалиста оказалось не достаточно, прибудет целая «реанимационная бригада» на специально оборудованной «летучке». При серьезной поломке в дело вступает служба эвакуации. Аварийные машины доставляют на собственную СТО или по адресу, указанному клиентом.
Телефон и радио могут пригодиться европейскому автолюбителю, чтобы узнать нужную информацию: оперативные сводки об обстановке на трассах, сводки дорожной полиции о ДТП, расположение АЗС, СТО, гостиниц, информация об очередях на таможенных терминалах. Вплоть до лекций об особенностях ПДД и стоимости топлива в соседней стране.
Европейские службы спасения работают по принципу предварительно оплаченного членства, предусматривающего регулярные (чаще всего ежегодные) взносы, равные примерно оплате двух-трех вызовов. Вряд ли кто-то пользуется услугами на всю сумму, зато при необходимости деньги отработают по полной программе. А всех членских взносов хватает, чтобы оснастить службы спасения современной техникой, ремонтным материалом, инструментами и запчастями. Одним словом, это отлаженный и четко действующий финансовый механизм.
Отечественным автолюбителям о таком сервисе остается только мечтать. Правда, за исключением москвичей и питерцев – в столицах давно уже действуют по 5-6 комплексных автомобильных спасательных служб. В Екатеринбурге же из подобных организаций интенсивно развивается лишь автоэвакуация. Первая подобная фирма – «Спас-Сервис» – появилась у нас в 1996 г. Незадолго до этого в Санкт-Петербурге при поддержке Министерства транспорта РФ и главного управления ГАИ МВД РФ была основана Всероссийская ассоциация спасательных служб – «Группа СПАС» (кстати, при ее создании использовался опыт немецкого автомобильного клуба ADAC). Александр Халтурин, генеральный директор компании «СПАС-Сервис»: До этого, сами знаете, какой техпомощь была – чумазая техничка, которая приедет неизвестно когда. В определенный момент мы поняли, что цивилизованных услуг на этом рынке никто не предоставляет. Мы не стали изобретать велосипед: поехали в Санкт-Петербург, вступили в ассоциацию, взяли название, эмблему и стали работать под уже известным брендом. Начинали с одной машины, а сейчас в компании уже 9 эвакуаторов. Сегодня службы, использующие в своем названии слово СПАС, фирменные цвета и символику – бегущую русскую борзую, – работают в 17 городах России. Все компании финансово не зависят друг от друга и от головной ассоциации.
Помимо СПАСа, в Екатеринбурге еще три фирмы круглосуточно развозят обездвиженный транспорт, имеют собственные диспетчерские пункты и соответствующую технику. Это компании «Мост», «Автомобильная спасательная служба» (АСС) и «Эвакуационная служба страховых компаний», организованная около года назад. Еще одного игрока этого рынка – компанию «Эра» – в мае прошлого года поглотил все тот же «СПАС-Сервис».
На этом описание инфраструктуры автопомощи можно заканчивать. По мнению Александра Халтурина, отсутствие службы мобильной технической поддержки объясняется менталитетом и доходами граждан: Она просто не востребована. На старте своего бизнеса мы пытались это делать, но выяснили, что те дефекты, которые можно устранить на дороге, не существенны. На них много не заработаешь. Держать штат квалифицированных механиков и электриков невыгодно. Да и потом, у нас такое количество марок и моделей машин... Что же касается Москвы и Питера – это же другой мир. Там другие цены и другой спрос, платежеспособность выше. У нас срочно менять шаровую опору на дороге за 3 тыс. руб. никто не будет. Дешевле довезти автомобиль до сервиса. А чаще всего автолюбители предпочитают самостоятельно сбегать за деталью в магазин, а потом ползать под машиной в грязи и пыли.
Еще одну инициативу предпринимателей в этом направлении погубило, по всей видимости, вечно меняющееся российское законодательство. Речь идет о компании «Автопилот», которая пару лет назад начала успешно работать в Екатеринбурге. Из названия можно догадаться, что фирма специализировалась на доставке полностью или частично «потерявших пространственную ориентацию» автолюбителей домой – на машинах владельцев. Чаще всего вызовы приходили из баров, ресторанов и ночных клубов. Однако вот уже месяц дозвонившимся по телефону компании женский голос сообщает, что фирма больше не работает. Специалисты утверждают, что, скорее всего, свернуть благое начинание бизнесменов заставила «автогражданка». Согласно закону об ОСАГО, автомобилем может управлять только лицо, внесенное в полис. В противном случае нарушителей ждет неминуемый штраф от инспектора ДПС. Внести в свои полисы всех водителей-автопилотов автолюбители вряд ли смогут. А так называемый мультиполис – без ограничения количества лиц, допущенных к вождению, – дороже обычной страховки раза в полтора.
Ветер с Запада
Пустующую нишу отчасти заполняют дилеры иностранных автопроизводителей. Правда, делают они это не для прибыли – дополнительная услуга привлекает новых клиентов. Кроме того, внедрения подобного сервиса все чаще требуют сами автоконцерны. Летом 2002 г. официальный импортер Peugeot – компания «УралФрансАвто» – запустил программу экстренной помощи на дорогах Peugeot Assistance. Специальная бригада сервисменов круглосуточно дежурит на станции и готова выехать по первому требованию клиента «УралФрансАвто». Если неисправность не удастся устранить на месте, до СТО автомобиль будет доставлен эвакуатором.
Сегодня в программе Peugeot Assistance задействованы два автомобиля: в качестве неотложной технической помощи курсирует специально подготовленный Peugeot Partner, а эвакуирует требующие ремонта автомобили Peugeot Boxter, оснащенный платформой и электрической лебедкой. Все затраты на покупку необходимого оборудования, автомобилей и текущее поддержание службы, по словам начальника отдела продаж «УралФрансАвто» Дениса Панфилова, легли на плечи уральского импортера. В ближайших планах компании – увеличить парк машин Peugeot Assistance и штат сервисменов. Денис Панфилов: Парк автомобилей растет, а поскольку мы работаем уже более пяти лет, возникают вопросы и постгарантийного обслуживания. Иногда клиентам удобнее вызвать команду Peugeot Assistance и заплатить за вызов и работу, чем ехать самим на станцию. Хоть это и дешевле.
С лета текущего года в Екатеринбурге начнет действовать программа привилегированного сервиса Chrysler/Jeep. Она также призвана предоставлять экстренную техническую помощь обладателям новых Chrysler и Jeep. Производитель оплачивает бесплатную эвакуацию автомобилей к ближайшему дилеру, устранение небольших проблем прямо на месте остановки (кончился бензин, спустилось колесо, разрядился аккумулятор). Для продолжения поездки клиенту вызовут такси или предоставят прокатный автомобиль – за счет компании, разумеется. В случаях же долговременного ремонта в удалении от родного города оплатят проживание в гостинице или купят билет на самолет – домой и обратно.
Правда, как отметил Владимир Чепкасов, генеральный директор компании «Элит-Авто» (официального дилера DaimlerChrysler), в общеевропейской программе могут участвовать только «свежие» автомобили – начиная с 2002 модельного года. Кроме того, «привилегированный сервис» не распространяется на попавших в ДТП.
Многие дилеры начинают развивать собственные службы технической поддержки на дорогах, хотя этого и не требует производитель. Например, официальный дилер Volvo и Land Rover – ЗАО СП «Автомобильный центр» – с августа 2003 г. ввел в салоне новую штатную единицу – выездного диагноста. Елена Аюпова, директор по экономическому развитию ЗАО СП «Автомобильный центр»: Разговаривая по телефону с клиентом, наш сотрудник определяет характер поломки, после чего выезжает с мобильным компьютером и необходимым инструментом. Практика показывает: 90% неисправностей устраняется на месте. Случаются такие вызовы нечасто, но мы все равно пошли на введение этой услуги – ради удобства клиентов. Были случаи вызовов даже в Новокузнецк, в Ханты-Мансийск. В начале этого года мы планировали ввести бесплатную доставку сломавшихся или попавших в ДТП автомобилей эвакуатором, но пока не успели договориться с соответствующими компаниями. Много сил и времени уходит на проектирование нашего нового автоцентра на объездной дороге.
Прогноз дорожной обстановки
Впрочем, усилия дилеров вряд ли смогут полностью закрыть спрос на комплексную автопомощь. Понимая это, автолюбители решили действовать самостоятельно. В Москве и Санкт-Петербурге уже работают аналоги европейских автомобильных клубов. Так, Московский региональный автоклуб кроме традиционных «летучек» и эвакуаторов может предоставить членам клуба водителя, чтобы перегнать машину от ресторана, где владелец машины провел приятный вечер. Члены клуба пользуются дисконтными картами, дающими приличные скидки в нескольких сотнях торговых точек и на некоторых СТО. Санкт-петербургский «СПАС 001» контролирует ситуацию на многих автодорогах Центра и Северо-Запада России. Кроме того, питерцы заключили двухсторонние соглашения с немецкими и австрийскими коллегами о взаимной поддержке туристов трех стран на дорогах России, Австрии и Германии.
Как утверждают специалисты, тот, кто сумеет первым создать аналог немецкого ADAC или французского FFAC в Екатеринбурге, надолго обеспечит себя клиентами. Кстати, кандидаты в первооткрыватели уже есть. С февраля в «Спас-Сервисе» активно создают службу общегородских аварийных комиссаров. Благо у компании имеется круглосуточный диспетчерский пункт. По словам Александра Халтурина, и страховые компании, и ГАИ восприняли инициативу положительно. Милиции это позволит снизить нагрузку на группы разбора ДПС, свалившуюся с введением ОСАГО, а страховщикам – уменьшить издержки на содержание собственных служб аварийных комиссаров. А еще гендиректор «СПАС-Сервиса» поделился с корреспондентом «ДК» планами создания городской автомобильной телефонной справочной службы.
Обратная связь: kazarin@apress.ru
полезные сайты по теме
http://www.autoclub.ur.ru
Сайт свердловского автоклуба. Здесь можно пообщаться с единомышленниками, найти массу полезной информации по ремонту машин, правилам общения с представителями ГИБДД, спорту и т. д. Кроме того, членство в клубе гарантирует экономию на обслуживании автомобиля – в дисконтной системе клуба участвуют 115 предприятий Екатеринбурга.
http://www.auto.ru/wwwboards
Собрание конференций на одном из самых больших автомобильных порталов Рунета. Российские автовладельцы могут обсудить здесь самые разные темы – от выбора цвета ковриков в салон «Жигулей» до нюансов ремонта двигателей гоночных суперкаров. Воспользовавшись поиском сайта, можно найти выход практически из любой «автолюбительской» ситуации.



