Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Продать ТЦ с проектного листа - 21.03.2005

«Общество Малышева-73» изменило своей привычке строить торговые центры для продажи их одному собственнику или сдаче одному арендатору. На презентации нового проекта «Гермес-Плаза» (р-н Малышева — С

«Общество Малышева-73» изменило своей привычке строить торговые центры для продажи их одному собственнику или сдаче одному арендатору. На презентации нового проекта «Гермес-Плаза» (р-н Малышева — Сакко и Ванцетти) Игорь Заводовский, соучредитель компании, заявил, что оставит за собой 30% здания для сдачи в аренду мелким бутикам — остальные 70% уже проданы. По словам девелопера, «Общество Малышева-73» вынуждено ограничивать количество собственных проектов. Его побочным бизнесом станет управление коммерческой недвижимостью. Г-н Заводовский объясняет это тем, что скоро конкурентоспособными окажутся только концептуальные ТЦ — на их строительстве компания и остановится.

— В последнее время розничные операторы утверждают, что стоимость торговых площадей достигла своего пика — если она будет повышаться, бизнес станет невыгодным. Арендаторы уже уходят из крупных торговых центров, а вы продолжаете их строить.

— Торговая компания, занимая какое-либо помещение, учитывает не себестоимость товара — цены примерно везде одинаковы, — ее интересует возможность продать его в данном месте. Если ТЦ расположен в хорошем, часто посещаемом месте, грамотно спроектирован, его концепция выверена, то он станет успешным — цена аренды будет постоянно расти, и преград для ее повышения я пока не вижу. А в комплексах, которые проигрывают по этим параметрам, наоборот, падать. В основе большинства ТЦ города лежит принцип: вот стены — арендаторы, собирайтесь, а там видно будет. Конкуренция увеличивается, торговцы стали более грамотными — опытный профессионал может оценить перспективу ТЦ, уже глядя на проектные документы. Скажем, в Москве 90% площадей продаются на стадии проектирования, и это вошло в норму.

— С какой целью вы привлекали на проект «Гермес-Плаза» консалтинговую компанию Coilers International?

— У них большой опыт в создании концепции продаж в столичных и региональных ТЦ. Консультанты провели маркетинговое исследование рынка Екатеринбурга, выдали рекомендации, какой у «Гермес-Плаза» должен быть размер, его покупательский уровень, разработали систему зонирования, движения людских потоков, позиционирования и т.д.

— Зачем региональному девелоперу, который по определению лучше знает специфику своего рынка, советы стороннего консультанта?

— Внутренняя специфика ТЦ — не наш профиль. Мы знаем, как найти объект, купить его и прибыльно реализовать или подобрать участок, очистить его, построить здание, а потом продать или сдать в аренду. Фактически это поиск наиболее выгодных способов инвестирования. Конечно, мы корректировали работу консультантов в вопросах цены на недвижимость, спроса на нее и предпочтений покупателей — в остальном доверились их опыту.

— То есть на этапе проектирования вы уже знали, какие конкретно фирмы выкупят площади в «Гермес-Плаза»?

— Классический девелопмент подра­зумевает, что под проект собирается некий пул собственников, например — нескольких торговых сетей, компания строит ТЦ на их средства, плюсуя свои деньги и банковские кредиты. Такого подхода в Екатеринбурге еще нет — торговля не может планировать свое развитие на 2-3 года вперед. По этой причине мы вынуждены возводить комплекс на свои деньги и потом предлагать площади на рынке. Так что конкретных заказчиков не было.

— Какова стоимость проекта?

— 10 млн евро. Мы привлекали также и банковские кредиты, но с небольшой оговоркой. Одновременно шли работы второй очереди «Купца», и предполагалось, что инвестиции распределятся по двум проектам. Но пока банковских денег мы не получили, поэтому «Гермес-Плаза» создавался на деньги «Общества Малышева-73». Нашей компании работать с банками проще, так как мы обладаем хорошим залоговым ресурсом, например — зданием «Купца». Но находить кредиты все-равно тяжело, особенно после летнего банковского кризиса. В город не пришли длинные деньги московских и иностранных банков. Их представительства в Екатеринбурге есть, но они недостаточно самостоятельны, чтобы рассчитывать на крупные суммы

— Вам необходимо максимально выгодно «отбить» вложения. А вы отвели почти 40% общей площади ТЦ под многоуровневую стоянку. Это реверанс городским властям, озабоченным проблемой парковок в центре?

— Конечно, хотелось бы забить доверху ТЦ собственниками и арендаторами «задорого». Однако, когда ул. Малышева заставят автомобилями, покупатель не захочет остановиться около «Гермес-Плаза» — и зачем тогда он нужен? Парковка — реверанс балансу между природной жадностью девелопера и целесообразностью проекта. Продажную стоимость ТЦ мы закладывали из расчета $1000 за кв.м общей площади, притом что доля полезной — не превышает 35%. Соответственно, нашли компромисс между интересами девелопера и покупателя, который выразился в конкурентоспособной цене торговых помещений.

— Около года назад вы говорили, что политика «Общества Малышева-73» заключается в возведении объекта и его быстрой продаже (как в случае с ТЦ близ Дома кино) или сдаче в аренду одной компании (как в случае с «Купцом»). Сегодня вы оставили за собой 30% «Гермес-Плаза», чтобы пустить мелких арендаторов: непрофильная деятельность — вопрос «природной жадности»?

— Продавать помещения необходимо для пополнения оборотных средств. Однако сегодня их объем больше, чем мы можем «переварить» — пустить в строительство. Появляются излишки. Их нужно инвестировать еще куда-то. Но зачем искать им применение, если можно сохранить часть построенного объекта и зарабатывать на аренде. 30% «Гермес-Плаза» — это формально реинвестированная прибыль компании. Не исключено, что со временем мы продадим эту треть ТЦ, но уже как готовый бизнес — то есть площади с арендаторами, приносящими доход. Кроме того, мы собираемся оставить в собственности «Общества Малышева-73» всю вторую очередь «Купца» и самостоятельно управлять этим ТЦ, привлекая арендаторов.

— Но ведь бизнес девелопера и управляющего кардинально отличаются.

— Несомненно. При проектировании второй очереди мы также обращались к консультантам. Они разработали торговую концепцию. Когда проект будет готов, мы наймем так называемого start up менеджера из числа сотрудников столичной компании, профессионально занимающейся управлением торговыми центрами. Пока ведем переговоры с тремя крупными московскими и международными фирмами — выберем одну. Приглашенный консультант в течение года-полутора организует работу управляющей компании, отладит все процессы, обучит персонал и передаст дело нашему сотруднику.

— Можно ли предположить, что ваша компания будет оставлять себе часть каждого проекта, а чистая продажа
уйдет в прошлое?

— Скорее всего, нет. Мы не будем размениваться по мелочам и собираемся управлять только крупными проектами типа «Купца». Сейчас мы строим здания, которые хотим продать целиком. На Малышева — Шейнкмана и 8 Марта, 125, — комплексы на 4-6 тыс. кв.м, рассчитанные на 10-25 собственников, супермаркет на Щорса — Московской под одного торгового оператора, два небольших здания в районе Плотинки со стороны Малышева для крупных международных брендов, желающих презентовать себя в регионе — этакие имиджевые магазины для одного владельца.

— Вы сказали, что «Общество Малышева-73» от продажи недвижимости получает больше денег, чем может освоить в строительстве. Значит, вы не можете постоянно увеличивать количество девелоперских проектов? Проблемы с землеотводами?

— С землей особых проблем нет. Строить в престижных районах мы не перестанем, и возможностей вопреки мнению, что «центр не резиновый», масса. Это не говорит о том, что мы на каком-то особом счету у горадминистрации. Мы остаемся риэлтерской компанией: большинство наших объектов возведено на площадях, где мы купили какие-то здания, провели отселение и снос. Главное — понимать, на какой площадке ТЦ будет максимально эффективен. Например, мы знали, что ближайшим окружением «Гермес-Плаза» будет новый деловой квартал: рядом с клубным домом «Тихвинъ» появится крупный бизнес-центр, на Радищева — Московской «Атомстройкомплекс» возводит огромное офисное здание, на Малышева — Московской будет еще два деловых центра, Банк24.ру построит на Шейнкмана банковско-офисный комплекс, московская компания «Алмаз-Антей» реконструирует мастерскую «Сапожок» — и там будут офисы. Соответственно, мы и старались построить ТЦ именно на Малышева — Сакко и Ванцетти, а не в другом месте, чтобы максимально приблизиться к такому скоплению состоятельных людей. Это совсем не просто, так как на этом месте стояло три муниципальных дома. Их пришлось купить.

— Навыки, средства есть, почему бы не откусить кусок побольше, а не ограничивать себя?

— Все упирается в нехватку квалифицированных кадров. Если запустишь сразу несколько проектов, а работать над ними будет некому, упадет рентабельность строительства и качество площадей. Чтобы выгодно продать, нужно идеально продумать проект и быстро его сделать. Но мы не строители. У нас есть только служба заказчика и некое интеллектуальное ядро, способное продумать концепцию проекта. Есть профессионалы, но найти им кого-то подстать в Екатеринбурге практически невозможно. Реальный выход — дополнить помощниками. Но это тоже не всегда удается.

— Ну а если производить идеи с детальной проработкой, а техническую сторону отдать на аутсорсинг?

— В городе нет генподрядчиков, с которыми можно заключить договор, чтобы они полностью сдали объект по оговоренной цене и срокам. Точнее, они есть, но занимаются строительством на своих площадках. Я думаю, будущее за некими альянсами: крупная строительная компания, возводящая дом, и девелопер, который формирует концепцию и продает. Но пока это лишь мечты — подобных примеров я не знаю даже в Москве.

— Вы не собираетесь объединяться с каким-либо крупным застройщиком?

— Мне кажется, что эпоха корпоративных войн и захватов на Урале еще не кончилась. Если твоя фирма сливается с более крупной компанией, очень велика вероятность потерять бизнес. По этой причине в ближайшее время объединения «Общества Малышева-73» с каким-либо крупным застройщиком не произойдет. Мы лучше будем ограничивать свои притязания, как бы парадоксально это ни звучало, — такой бизнес нам более понятен.

Богдан Кульчицкий

kb@apress.ru

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.