Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Продовольственные сети

Большинство крупных федеральных и иностранных продовольственных сетей обходят Екатеринбург стороной. От экспансии их удерживает дефицит подходящих площадей и сильные позиции местных игроков. Тем вр

Большинство крупных федеральных и иностранных продовольственных сетей обходят Екатеринбург стороной. От экспансии их удерживает дефицит подходящих площадей и сильные позиции местных игроков. Тем временем операторы екатеринбургского рынка наращивают обороты через запуск точек в соседних городах и поглощение более мелких сетей. Расширяясь, местные компании стремятся к четкому соблюдению формата.

эксперты
Павел Алянич
генеральный директор ТС «А-Продукт»
Валерий Бубнов
генеральный директор компании «Юнилэнд-Екатеринбург»
Роман Заболотнов
генеральный директор ТС «Монетка»
Алексей Подоляко
исполнительный директор НП «Альянс»
Александр Райсих
генеральный директор ТС «Звездный»

почему
дискаунтеры теряют позиции
какие
федеральные сети пока не решились прийти в Екатеринбург
как
оценивается стоимость продовольственной сети

Новых федеральных и иност­ранных продовольственных сетей в 2007 г. в Екатеринбурге не появилось. В столице Урала по-прежнему работают три российские компании — «Дикси» («Мегамарт» и «Минимарт»), Х5 Retail Group («Пятерочка»), холдинг «Марта» («Гроссмарт») и три иностранные — турецкая «Раменка» («Рамстор»), немецкая Metro Сash & Сarry, французская Auchan. В свое время приход практически каждой из них сопровождался тревожными экспертными прогнозами в адрес местных ритейлеров, но, как сейчас полагают игроки, неоправдавшимися. По мнению ­Валерия Бубнова, гендиректора компании «Юнилэнд-Екатеринбург» (подразделение группы «Дикси»), чтобы иностранные операторы смогли повлиять на местные сети и существенно перекроить рынок, им необходимо как минимум утроить свой суммарный оборот. «Для этого по­требуется еще два-три года», — полагает г-н Бубнов.

Экспансия откладывается на неопределенный срок

Расширять свое присутствие в Екатеринбурге иностранные и федеральные продовольственные сети пока не торопятся. «Магнит», третий по обороту ритейлер России, включающий свыше 2 тыс. магазинов в 600 городах, к столице Урала еще только присматривается. Нет в нашем городе и питерской «Ленты», уже работающей в Тюмени и Новосибирске. «Седьмой континент», представленный в России более чем 120 точками, открыл в марте 2007 г. гипермаркет в Челябинске, но о планах развития в Екатеринбурге до сих пор не объявлял. Не дошла до сих пор до уральской столицы и сеть «Патерсон». Компания «Вестер» собирается запустить в нашем городе два гипермаркета общей площадью 15 тыс. кв. м, но лишь к 2014 г., как пояснили «ДК» в дирекции связей с общественностью этой сети. Хотя уже в нынешнем году магазины компании появятся в Кургане и Челябинске.

То, что крупные сети обходят Екатеринбург стороной, аналитики считают закономерным. Согласно последнему исследованию компании A.T. Kearney, не только федеральные, но и международные розничные организации «выходят на рынки стран с формирующейся экономикой (Россия в их числе) через небольшие города». Удачное время для покорения мегаполисов упущено — в этом уверены и местные эксперты. Аналитики A.T. Kearney советуют крупным супермаркетам и магазинам FMCG поторопиться: «окно возможностей» в России окончательно закроется для них в ближайшие два года.

Помимо сильных позиций екатеринбургских ритейлеров, экспансию федеральных и иностранных сетей сдерживает отсутствие подходящих площадей. Компании пытаются решить эту проблему, покупая местных игроков. Поэтому, как считают эксперты, ближайшие два-три года станут для регионального рынка периодом слияний и поглощений. Павел Алянич, гендиректор сети «А-Продукт»: «Мне поступают предложения о продаже моих девяти магазинов практически каждый день. Причем как от федеральных, так и от местных представителей». Региональным компаниям интересно покупать конкурентов, чтобы нарастить обороты и в будущем продать свой бизнес дороже, поясняют специалисты. В частности, Игорь Ковпак, владелец сети «Кировский», который не раз говорил о возможной продаже своего бизнеса, приобрел в этом году сеть фирменных магазинов «Хлеб» в Екатеринбурге и пять магазинов в Первоуральске.

«Оптимальным для продажи на продовольственном рынке считается бизнес с оборотом от $100 млн в год, в этом случае стоимость его продажи достигнет $50 млн. Дальше зависимость прямо пропорциональная: если оборот около $200 млн, бизнес можно продать уже за $120 млн», — рассказывает г-н Алянич1.

Другой вариант расширения, кроме покупки игроков, — освоение территорий с низким уровнем конкуренции. Эксперты считают перспективными для региональной экспансии города с населением 200-500 тыс. человек. Например, в этом году торговая сеть «Монетка» первой среди екатеринбургских игроков вышла на рынок ХМАО, в частности в Сургут и Ханты-Мансийск. Как сказал ­Роман ­Заболотнов, генеральный директор ТС «Монетка», «мы не только открываем собственные точки в соседних регионах, но и рассматриваем возможность слияний с сетями, работающими в сопоста­вимом формате. Это удастся сделать в ближайшие полтора года».

Одиночные магазины вынуждены уходить из спальных районов

Динамичное развитие продовольственных сетей приводит к убыткам и закрытию несетевых местных компаний. С точки зрения статистики продовольственные сети вытесняют «одиночек» достаточно медленно. Как сообщает комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, на 1 июля 2007 г. сети занимали 31% в общем количестве площадей продовольственной розницы города, что на 7% превышает прошлогодние показатели. Такая динамика выглядит оптимистично для одиночных магазинов: России в целом и Екатеринбургу в частности еще очень далеко до европейских стран, где доля крупных розничных сетей доходит до 80-95%.

Но в действительности продолжительность жизни несетевых торговых точек зависит от района города. Появление очередного гипермаркета приводит к закрытию небольших продуктовых магазинов во всем микрорайоне. Так произошло, по экспертным оценкам, в Пионерском поселке после запуска «Гроссмарта» и на Сортировке из-за прихода «Рамстора». Последний, кстати, собирается открывать в Екатеринбурге вторую точку, но ее местоположение пока неизвестно, идут переговоры с застройщиками.

Часть крупных операторов предпочитают размещать магазины за городом (сеть «Карусель» появится в ТЦ «Рок-энд-молл», расположенном на выезде из Екатеринбурга, второй Metro Сash & Сarry — на ул. Металлургов около ТЦ «Мега»). Другие же, напротив, целенаправленно идут именно в спальные районы. Такую тактику выбрал, например, Auchan. Комитет по товарному рынку сообщает, что сейчас согласованы планы по строительству двух магазинов Auchan около Центрального стадиона и на Космонавтов — Шефская. Всего, согласно проекту, французская сеть будет представлена пятью-шестью точками в Екатеринбурге. По мнению экспертов, это серьезно повлияет на мелкий продуктовый ритейл. «Подобные компании следуют стратегии «выжженной земли» — выдавливают низкими ценами всех небольших игроков вокруг, а затем поднимают цены обратно. Владельцы Auchan могут себе позволить играть ценами, так как это семейный бизнес и руководству не нужно отчитываться перед акционерами», — поясняет Валерий Бубнов.

За пределы центральных улиц стремятся и местные продовольственные сети. В частности, «Юнилэнд» связывает свою стратегию развития на ближайшие годы именно со спальными районами. Это еще больше ускорит выдавливание одиночных компаний с продовольственного рынка.

Сети стараются соблюдать единый формат

Несмотря на бурное расширение, период хаотичного наращивания площадей для многих игроков окончен. Компании запускают новые точки в соответствии с единым форматом (площадь и ассортимент) в своей сети. Александр Райсих, генеральный директор ТС «Звездный»: «В 2005 г. на волне общего ажиотажа брали любые помещения, попадавшиеся под руку. Сейчас подход к расширению изменился». Некоторые магазины даже приходится закрывать. Например, «Звездный» в 2006 г. продал четыре точки, «Монетка» в первом полугодии 2007 г. закрыла три.

С одной стороны, четкое форматирование важно для потенциальных покупателей бизнеса. «Сеть, в которой все магазины примерно одного формата, понятнее инвестору, чем набор разноформатных точек», — считает г-н Райсих. С другой стороны, единообразие определяет лицо компании, делает ее узнаваемой и привлекательной для покупателя.

Борьба за клиентов ужесточается: число магазинов растет, а количество потребителей не меняется — компании вынуждены просто переманивать их друг у друга, объясняют аналитики. Рост конкуренции снижает доходность продуктового ритейла. По экспертным данным, рентабельность в продовольственной рознице колеблется от 9% чистой прибыли до 3% убытков. Большинство компаний работают с 3-7% рентабельности, как оценивают игроки.

Единого представления о наиболее удачном формате у экспертов нет. Чаще всего они упоминают супермаркет. Впрочем, классификация весьма условна. Из ­ГОСТа2 следует, что это нечто среднее между гипермаркетом и магазином «у дома». От первого супермаркет отличатся меньшими площадями и более узким ассортиментом, от второго — сравнительно лучшим качеством обслуживания и более высоким уровнем цен. Каждая сеть ищет свой вариант удачного магазина. Единственное, в чем сходятся эксперты, — дискаунтеры (магазины с минимумом сервиса, предлагающие только самые ходовые позиции, но зато по низким ценам) начинают по­степенно терять популярность.

Благосостояние населения растет. Согласно прогнозу городской думы, средняя заработная плата в Екатеринбурге в 2007 г. увеличится на 18% — с 13,69 до 16,155 тыс. руб. (в прошлом году доходы выросли на 13%). Согласно российским исследованиям, фактор цены остается наиболее важным при выборе магазина для 60% россиян, но его роль снижается. Исследования показывают рост доли потребителей, отдающих предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. Именно по этой причине в Екатеринбурге не появится сеть дискаунтеров «Дикси» (еще один бренд группы «Дикси» помимо «Мегамарта» и «Минимарта»), присутствующая в Челябинске, сообщил Валерий Бубнов. Остальные операторы с целью охватить категорию более состоятельных покупателей стараются работать сразу в нескольких форматах. К примеру, «Купец» наряду с дискаунтерами «Купец-эконом» создал супермаркеты и один гипермаркет. ТС «Монетка» кроме дискаунтера с одноименным названием развивает и универсамы «Монетка-Супер». В перспективе для них планируют ввести новый бренд.

Впрочем, для работы в формате премиум уровня благосостояния населения пока недостаточно. Поэтому продовольственных сетей, специализирующихся на элитных товарах, в Екатеринбурге нет. В Москве в этом сегменте развиваются два основных игрока — «Азбука Вкуса» и «Глобус Гурмэ». Обе компании проявляют интерес к нашему городу, но, как известно «ДК», пока лишь потенциальный. Александр Райсих считает, что в ближайшие два-три года ожидать их прихода не стоит — подобные магазины просто не найдут здесь своих покупателей.

Конфликты с поставщиками могут обостриться

По мере развития рынка накаляются отношения продовольственных сетей с производителями и поставщиками. По­следние сетуют, что ритейлеры все более жестко диктуют условия, касающиеся закупочных цен, сроков поставок, штрафов за просрочки и т. п. В итоге сотрудничество становится для поставщиков невыгодным. В этом году ситуация начнет меняться. По­правки к закону «О конкуренции», принятые в августе, ограничивают свободу действий крупных розничных сетей в отношении по­ставщиков. Ритейлерам, занимающим 25% рынка и более, будет запрещено «несправедливо или необоснованно» распределять ответственность за риски при заключении договоров с поставщиками, навязывать цену и условия оплаты за поставленный товар. Таким образом, положение может кардинально поменяться — правила игры начнут диктовать поставщики.

Эксперты от розницы воспринимают новшество негативно, поясняя, что деньги, которые сети «необоснованно» берут за присутствие на полках, идут на совместное продвижение товара. Такие меры, по их мнению, крайне необходимы для увеличения продаж, особенно если сам производитель уделяет недостаточно внимания продвижению. Раскрученные бренды размещаются бесплатно, поясняет Алексей Подоляко, исполнительный директор НП «Альянс». «Причина непонимания, скорее, психологическая», — полагает он. По мнению Александра Райсиха, недовольство поставщиков не более чем ностальгия о старых временах, когда заранее расписывалось, что и в какой магазин пойдет. Чтобы товар покупался, его было достаточно положить на полку. «В Екатеринбурге уже был подобный пример: правительство заставляло оптовые и розничные компании наполнять ассортимент 10-15% алкогольной продукции местных производителей. Вот только она не продавалась, а полки напоминали склад», — вспоминает г-н Подоляко.

Спрогнозировать, к чему приведут изменения в законодательстве, эксперты еще затрудняются. Впрочем, местных игроков проблема пока не коснется — для них это задача на перспективу. Сегодня, по оценке г-на Райсиха, даже самые крупные из ритейлеров Екатеринбурга занимают не больше 10% рынка.

 
 

1 Для примера: по данным самих сетей, в 2006 г. оборот «Звездного» составлял $80,8 млн, «Купца» — $230 млн, «Кировского» — $340 млн, розница «Юнилэнд-Екатеринбурга» — $221,9 млн, «Монетки» — $310 млн.

2 ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» определяет супермаркеты как «предприятия розничной торговли, реализующие продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 кв. м».

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.