Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Проект ТЕМПУС: время инноваций в дизайн-образовании

В рамках проекта преподаватели и студенты из России изучали европейский опыт организации дизайн-образования в сфере Digital Arts.

Осенью завершается глобальный образовательный проект ТЕМПУС «Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards» (Развитие российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС).

Проект объединил девять российских вузов и три зарубежных. Россию представляли, в частности, Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, университеты из Саратова, Магнитогорска, Мордовии, Красноярска.

Одним из участников проекта стал Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ). Иностранные участники проекта – университеты Аберта (Португалия), Аальто (Финляндия) и Тииссайд (Великобритания). О результатах трехлетнего сотрудничества рассказывают представители факультета дизайна УрГАХУ.

Проект ТЕМПУС: время инноваций в дизайн-образовании 1

2014 г. Российские преподаватели, прошедшие стажировку в университете Тииссайд, со своими британскими коллегами. 

В рамках проекта преподаватели и студенты из России изучали европейский опыт организации дизайн-образования в сфере Digital Arts. Материальным итогом работы стали не только учебные аудитории, оборудованные современной техникой (этим сейчас мало кого удивишь), но и новые магистерские программы, методические рекомендации и руководства по качеству для преподавателей, учебники для будущих дизайнеров и полноценный образовательный портал, куда вошли знания всех вузов-участников. Для дизайнерского образования, которому сегодня остро не хватает методических изданий, это станет отличным подспорьем, уверены декан факультета дизайна УрГАХУ, региональный координатор проекта Елена Павловская и профессор кафедры графического дизайна Павел Ковалев.

Какие задачи решает проект ТЕМПУС?

Елена Павловская: Замысел состоял в том, чтобы мы изучили опыт преподавания Digital Arts в магистратурах европейских университетов-партнеров и их систему качества образования. Преподаватели нашего университета и других российских вузов в течение двух недель стажировались в зарубежных вузах, а магистранты прошли семестровое обучение в Тииссайде – университете, известном своими достижениями в области цифрового искусства. Кроме того, в России были проведены три летние школы для преподавателей – в Саратове, Санкт-Петербурге и у нас в Екатеринбурге, на базе Уральского центра развития дизайна. На основе этого разрабатывались новые магистерские программы для дизайнеров, связанные с цифровым искусством. 

Проект ТЕМПУС: время инноваций в дизайн-образовании 2

2015 г.  Летняя школа в Екатеринбурге - презентация единого макета для серии из 27 учебников по графическому дизайну и Digital arts. Автор - Денис Абрамов (УрГАХУ).

Что такое Цифровое искусство?

Павел Ковалев: Этот термин все понимают по-разному. Википедия определяет Цифровое искусство (или Digital art) как творческую деятельность, основанную на использовании компьютерных технологий. Глобальный тренд состоит в том, что уже сейчас уровень развития сетевых информационных ресурсов и интернета вещей позволяет «техническую» часть творческого процесса реализовать программно, а значит, фактически передать машинам, что дает художнику больше возможностей для самовыражения. Мировые бренды ориентируются на производство товаров, в которых заложены возможности «творческой кастомизации» – как со стороны авторского дизайна, так и с участием самого пользователя. Будут важны не столько функциональные возможности вещей, сколько интерактивная «игра» с ними.

Как Цифровое искусство может быть применено в графическом дизайне?

ПК: Возможности IT-технологий вышли далеко за рамки простой генерации, стилизации и трансформации изображений под контролем дизайнера. Разрабатываются программы, которые могут самостоятельно формировать айдентику и менять имидж чего-либо в зависимости от внешних обстоятельств и контекста коммуникации, что напрямую входит на территорию компетенций дизайнера визуальных коммуникаций.

Проект ТЕМПУС: время инноваций в дизайн-образовании 3

2016 г. Занятия в новом компьютерном классе в Уральском центре развития дизайна. 

ЕП: Вузы, которые участвуют в этом проекте, по-разному понимают, что такое Digital Arts. Кто-то делает упор на программирование, кого-то вдохновляют выразительные возможности новых технологий. Мы в процессе обучения рассматриваем Digital Arts как одно из профессиональных средств современного графического дизайнера. В УрГАХУ уже несколько дипломных работ защищено с использованием технологий и приемов Digital Arts.

Что вы почерпнули из работы с зарубежными вузами?

ЕП: Участие в проекте ТЕМПУС – это, на самом деле, очень полезный опыт для российского дизайн-образования в целом и в первую очередь для молодых преподавателей. Они ехали стажироваться в зарубежные университеты в расчете на внедрение в своих вузах методик европейского образования со ставкой на качество и технологии. Между вузами также состоялся серьезный обмен опытом. Каждый российский вуз подготовил по три учебника по графическому дизайну и цифровому искусству. Дизайнерское образование на сегодняшний день довольно слабо обеспечено учебниками, учебными пособиями, потому что требования меняются очень быстро. Но за время работы в проекте ТЕМПУС мы поняли, что в учебниках есть большой смысл. Это и архивация знаний, и их осмысление.

Еще один важный итог: создано единое образовательное пространство интернет-портал, на который вузы должны выложить свои методические материалы. Доступ к этому образовательному пространству получат студенты всех вузов, которые участвовали в проекте. Очень полезным стало изучение системы качества в зарубежных вузах. В Англии, например, обязателен студенческий совет по качеству, там мнение студентов – один из важнейших и ключевых критериев работы над образовательной программой. Есть еще много нюансов, что-то для нас уже является нормой, но есть много новаций.

Например, каких?

ЕП: Так, в университете Аберта мы были удивлены отсутствием студентов. Оказалось, что это университет, который работает дистанционно. У нас, к примеру, дизайнерское образование может быть только очным или очно-заочным. Только в 2016 г. вышел образовательный стандарт, вводящий понятие «заочное дизайнерское образование». За рубежом оно есть уже давно. При этом учебный процесс жестко контролируется, его регламентирует строгая система качества. В университете Аальто, одном из ведущих дизайнерских вузов в мире, применяется очень интересная технология «перевернутый класс». Дело в том, что у нас образовательный процесс сфокусирован, как правило, на подаче лекционного материала. Все обсуждения, подготовка домашних заданий, практикумы обычно находятся на периферии этого процесса. Там наоборот: вся теория записана, и студенты ее изучают в свободное от занятий время, а на самих занятиях обсуждают полученные знания. Но в целом нельзя сказать, что за рубежом образовательный процесс ушел далеко от нашего. Хотя в иностранных вузах, несомненно, есть технические преимущества и больше пространства для практической работы и внедрения.

ПК: На мой взгляд, одно из главных отличий в подходах к образовательному процессу в российских и зарубежных вузах заключается в том, что за границей у преподавателей есть эффективные инструменты для определения того, что может и чего не может каждый конкретный студент. Они могут устроить для поступивших игру в духе «Расскажи о своей жизни в десяти фотографиях», и она даст им понимание, кто и насколько готов к освоению курса. Там принято «на берегу» заключать «Learning agreement» – договор о том, что конкретно хочет получить каждый учащийся в результате прохождения образовательной программы. У нас такого нет, у нас все должно быть серьезно, обстоятельно и соответствовать стандартам министерства. Мы изначально высоко ставим планку требований. Из десяти студентов ее возьмет один, остальные «пролезут» под ней. За рубежом эта планка установлена ниже, и с ней справляются все, кто достаточно мотивирован на учебу. Поэтому часто именно российские студенты, поступающие в иностранные вузы, оказываются лучшими.

Еще одно фундаментальное отличие в системах образования заключается в том, что за рубежом система образования является начальной карьерной ступенькой, пропускным пунктом в профессиональную деятельность. При этом стандарты компетенций специалистов и критерии оценки качества образования определяются сообществами профессионалов. У нас же система образования практически отделена от профессиональной деятельности, а качество подготовки определяется государственными стандартами, что для творческих специальностей недостаточно эффективно.

Есть ли у проекта ТЕМПУС перспектива продолжения?

ЕП: Мы бы хотели, чтобы этот проект развивался дальше. Определенные перспективы есть, в проекте сформировалась команда, которая получила серьезный опыт взаимодействия в решении непростых задач. В развитых странах дизайн – это один из основных источников инноваций и конкурентных преимуществ. Вывести российский дизайн на этот уровень – глобальная задача для нашего дизайн-образования.

Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.